Развитие содержания поликультурного образования в системе дополнительного образования
Статья: «Развитие поликультурного содержания образования в системе дополнительного и профессионального образования».
Автор: педагог дополнительного образования Крюкова Н.И. МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей».
Воспитание ребенка - многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Но, пожалуй, ключевым его моментом можно определить поликультурное воспитание детей. Это та составляющая, которая формирует в детском сознании индивидуальность, здоровую физически, духовно и нравственно.
Важным учреждением поликультурного образования является дополнительное образование, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является развитие родной и русской речи, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
Я работаю в «Центре эстетического воспитания детей» педагогом дополнительного образования. В детском объединении «Школа настольного тенниса» занимаются дети разных национальностей из разных семей и они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Хочу отметить, что среди моих воспитанников никогда нет национальных конфликтов. Дети из русских семей вместе с родителями празднуют православные праздники, также татары празднуют эти праздники с русскими. Дети из русских семей знают татарские праздники - курбан-байрам и уразу. В детском объединении есть воспитанники из смешанных семей. Здесь образуются две культуры, но дети уважают обычаи обеих родителей.
Ведется большая работа с родителями обучающихся. Главные направления в работе с родителями:
-установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.
-создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
-активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Проводится много мероприятий для сплочения детского коллектива. Наиболее эффективные средства поликультурного образования в нашем детском объединении: 1) народные игры; 2) посещение национальных музеев; 3) литература и устное народное творчество.
Ребята приняли участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Родная природа», где описали красоты природы нашего мордовского края.Взаимообогащение культур происходит еще и в тот момент, когда я провожу внеклассные мероприятия совместно с библиотекой имени Кириллова. Работники библиотеки рассказывают о русской культуре, национальных костюмах, а дети рассказывают о традициях своего народа, читают стихи и поют песни.
На современном этапе дети имеют слабое представление о национальных играх, состязаниях и забавах, составляющих основу национальной культуры мордовского народа и физической подготовки их предков. И конечно, наиболее важно для нас найти пути успешного применения народных игр на занятиях.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Младших школьников очень привлекает образность, эмоциональность и в то же время простота, свойственная народным играм.
В 1-4 классах из игр общеразвивающего характера можно использовать, например, «Кончкесэ» («Жмурки»); «Чеернесэ» («В мышки»). С этих игр можно начинать занятие, так как они помогают захватить внимание обучающихся, быстрее организовать их для решения задач занятия, создать положительный эмоциональный настрой. Прежде чем начать игру, педагог обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению. Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может помешать восприятию игры.
Народные игры помогают осваивать и совершенствовать важнейшие двигательные навыки. Игры народов помогают и при совершенствовании техники спортивных игр. Например, при освоении набивания мяча настольного тенниса несомненную пользу могут принести такие игры, как: «Кирькс оска» («Круговой мяч»); «Чипаенть – кедьс-коморс!» («Солнышко - в руки!»).
Игра — одна из значительных сторон человеческой деятельности. Создаваемая столетиями, связанная с бытом, с родовыми и семейными отношениями, с праздниками и обрядами, с народной педагогикой и эстетическими взглядами, игра стоит в ряду лучших творений традиционного искусства.
«Игры, - отмечает Е.А. Покровский, - во все времена и у всех народов, были непременно, они одинаково занимают детей у всех народов, т.к. потребности детей везде одинаковы: ребенок чувствует потребность упражнять себя, развивать ловкость, гибкость, силу и проворство.
Поэтому спортивные игры до поразительности похожи у многих народов, не имеющих ничего общего между собой.
Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей школьного возраста.
Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Особое значение имеют профессиональная подготовка руководителя, его наблюдательность и предвидение. Руководитель, творчески используя мордовскую подвижную игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. При этом педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, в их поведении. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолевать отрицательные.
Педагогическая наблюдательность позволяет вдумчиво выбирать методы руководства игровой деятельностью, корректировать поведение детей и свое собственное, добиваться достижения общей цели создавать радостную, доброжелательную атмосферу.
В содержании мордовских игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений и развитию воображения. Тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни мордовского народа (« редька», « лапта», « вышибалы»).
Мордовские игры направлены на овладение определенной техникой движений, требующей быстроты двигательной реакции. Условия проведения игр требуют специально подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря.
Игры могут быть на разные виды движений, например, с бегом, а затем с ходьбой. Начинать игру следует с создания интереса к ней. Тогда дети лучше усвоят правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем.
В младшей группе объяснение игры делается, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, я размещаю и перемещаю детей, рассказываю, как нужно действовать, подсказываю, как целесообразнее выполнить движения.
Мне приходится часто совмещать руководство игрой с выполнением главной роли в ней. Однако, в знакомым детям играх, я могу поручить ответственную роль более энергичным и сообразительным.
Важно активизировать и направлять общение детей между собой. Тактично напомнить детям, чтобы они оказывали помощь или уступали друг другу. В результате между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения.
Как говорил А.М.Горький: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».
Используя на занятиях мордовские народные игры, я вижу, что они и до сих пор не потеряли своей ценности и значимости. Дети с удовольствием в них играли и играют до сих пор.
Широкое внедрение в систему обучения детей школьного возраста национально-регионального компонента позволяет решить следующие задачи:
-передать молодому поколению опыт традиционного физического воспитания старшего поколения;
-восстановить и сохранить национальные, самобытные средства в физической подготовке детей и подростков;
-содействовать освоению молодежи традиционных трудовых навыков предков;
-обеспечить рациональную двигательную активность детей школьного возраста;
-приблизить учащихся к окружающей экологической среде;
-формировать эстетические, национальные и культурные ценности.
Используя на занятиях национальные игры, я делаю все для того, чтобы сплотить ребят, воспитать в каждом воспитаннике чувство товарищества, патриотизма. Здоровьесберегающие технологии ведут к повышению спортивного мастерства и снижению заболеваемости детей.
Моё детство прошло в русском селе, где жили и мордва, и татары, среди коренных жителей и я не понаслышке знакома с их культурой, особенностям жизненного уклада, хозяйства и быта.
Особое значение имеют профессиональная подготовка руководителя, его наблюдательность и предвидение. Руководитель, творчески используя мордовскую подвижную игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. При этом педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, в их поведении. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолевать отрицательные.
Педагогическая наблюдательность позволяет вдумчиво выбирать методы руководства игровой деятельностью, корректировать поведение детей и свое собственное, добиваться достижения общей цели создавать радостную, доброжелательную атмосферу.
В содержании мордовских игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений развитию воображения. Тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни мордовского народа («В редьку», «В лапту», «В вышибалы»).
Мордовские игры направлены на овладение определенной техникой движений, требующей быстроты двигательной реакции. Условия проведения игр требуют специально подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря.
Игры могут быть на разные виды движений, например, с бегом, а затем с ходьбой. Начинать игру следует с создания интереса к ней. Тогда дети лучше усвоят правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем.
В младшей группе объяснение игры делается, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, руководитель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, подсказывает, как целесообразнее выполнить движения.
Руководителю приходится часто совмещать руководство игрой с выполнением главной роли в ней. Однако, в знакомым детям играх он может поручить ответственную роль более энергичным и сообразительным.
Важно активизировать и направлять общение детей между собой. Тактично напомнить детям, чтобы они оказывали помощь или уступали друг другу. В результате между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения.
В играх, рекомендованных для детей среднего возраста, увеличивается расстояние для бега, подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, ориентировке пространстве.
В отдельных играх, особенно с элементами соревнования, очень важно разделить игроков поровну, чтобы вожак не мог подобрать себе более сильных. Процедура сговора в этом случае сама по себе уже игра и очень интересна для детей.
Объясняя игру, нужно добиваться, чтобы дети представляли себе весь ее ход, характер и способы действий персонажей, осознавали правила.
Как говорил А.М.Горький: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».
Знакомя детей с мордовскими народными играми , я вижу, что они и до сих пор не потеряли своей ценности и значимости. Дети с удовольствием в них играли и играют до сих пор.
Благодаря целенаправленной, плодотворной работе по поликультурному образованию в нашем детском объединении царит дружеская, благоприятная обстановка.