12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна2077
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита

Урок химии в 11 классе. «_____»_______________ 20___ г.

Полимеры.

Цель. Обобщить знания обучающихся о полимерах..

Задачи.

Образовательные. расширить знания учащихся о полимерах, их строении, свойствах, классификации, получении и применении.

Развивающие. Продолжить развивать умение работать самостоятельно с текстом учебника, составлять схемы и систематизировать знания в виде таблиц; реально оценивать результаты своей работы.

Воспитательные. Воспитывать правильную самооценку и оценку деятельности своих одноклассников, деловые качества, необходимые для работы в парах и группах.

Ход урока.

Орг. момент.

Изучение новой темы.

Полимеры – вещества с очень большой молекулярной массой, содержащие многократно повторяющуюся группировку атомов.

По происхождению полимеры бывают:

Природные – биополимеры: растительного (целлюлоза, крахмал), животного происхождения (белки, нуклеиновые кислоты).

Химические - полимеры , полученные переработкой природного полимера, называют искусственными (эфиры целлюлозы). Химические полимеры, полученные синтезом, называют синтетическими (полиэтилен, полипропилен, капрон).

Строение полимеров.

Мономер – низкомолекулярное вещество, из которого в результате синтеза образуются ВМС. (наличие кратной связи или функциональных групп).

Структурное звено – группа атомов, многократно повторяющиеся в макромолекуле ВМС.

Степень полимеризации – число, которое показывает количество структурных звеньев в макромолекуле.

Молекулярная масса полимера (М ср.) = n ср * М структурного звена.

Способы получения

Реакции полимеризации – процесс соединения множества молекул мономеров в крупные молекулы – макромолекулы (участвуют мономеры с кратными связями)

Реакции поликонденсации – химический процесс соединения исходных мономеров в макромолекуле, идущий с образованием побочного низкомолекулярного вещества (чаще воды). Мономеры должны иметь функциональные группы.

Упражнения.

Впишите понятия химии полимеров для реакции, уравнение которой:

 

n   СН2 = СН2 → (- СН2 – СН2 -)n – процесс (4) ...

  

 

1         2           3

1-

2 –

3-

4-

Найдите структурное звено полимера и определите структурную формулу мономера.


 

- СН2 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН -

Cl Cl Cl

M ср. полиэтилена =500. Вычислите степень полимеризации.

Составьте реакции синтеза:

А) поливинилхлорида, мономер которого хлорэтен;

Б) волокна энант, мономер которого амино-энантовая кислота H2N – (CH2)6 – COOH

Запишите формулу структурного звена, назовите реакцию синтеза.

По свойствам и применению:

Пластмассы – это конструкционные материалы, содержащие полимер способный при нагревании приобретать заданную форму и сохранять ее после охлаждения.

По отношению к нагреванию пластмассы делятся:

- термопластичные – при нагревании размягчаются и в этом состоянии легко изменяют форму;

- термореактивные – при нагревании становятся пластичными, но затем утрачивают пластичность, становятся неплавкими, нерастворимыми.

Заполните таблицу «Термопластичные и термореактивные полимеры».

Признаки сравнения

Полимеры

Термопластичные

Термореактивные

Особенности строения и свойств

   

Примеры веществ

   

Области применения.

   


 

Волокна – это полимеры линейного строения, которые пригодны для изготовления текстильных материалов (нитей, жгутов, тканей).

Заполните схему «Классификация волокон» (по происхождению).

Дополните примерами.

 

         
 

Неорганические полимеры .

Заполните схему «Неорганические полимеры» (по строению)

Неорганические полимеры

 
 

________________ структуры _________________ структур

Закрепление.

Выберите один правильный ответ.

1. Полимером является:

А. глюкоза                         В. крахмал

Б. глицерин                       Г. сахароза

2. Группа органических соединений, среди представителей которой нет полимеров:

А. белки                           В. нуклеиновые кислоты

Б. жиры                            Г. углеводы

3. Термопластичный полимер:

А. полиметилметакрилат            В. силикон

Б. полиуретан                           Г. фенолформальдегидные смолы

4. Полимер, из которого изготавливают пенопласт:

А. полистирол                           В. полипропилен

Б. полиуретан                           Г. фенолформальдегидные смолы

5. Природное волокно животного происхождения.

А. джут                       Б. пенька                          В. шелк                Г. хлопок

6. Искусственное волокно:

А. ацетатное              Б. капрон                        В. лавсан               Г. нейлон

7. Природный полимер, используемый для производства ацетатного волокна:

А. крахмал               Б. белок молока               В. хитин               Г. целлюлоза

8. Тип реакции получения полиэтилена из этилена:

А. замещения                          В. обмена

Б. поликонденсации                Г. полимеризации

Домашнее задание.§ 7 упр. 8 стр. 66


 

Рабочая карта урока.

Учени___ 11 класса ___________________________________________________________

Тема урока: Полимеры.

Полимеры – это _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните схему.

Классификация полимеров по происхождению

Полимеры


 

______________ _________________ ______________________

Примеры: примеры: примеры:

_______________ _________________ _______________________

_______________ _________________ _______________________

Строение полимера.

Мономер – это _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Структурное звено – это _________________________________________________________

Степень полимеризации – это ____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Молекулярная масса полимера (М ср.) = n ср * М структурного звена.

Способы получения полимеров:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Впишите понятия химии полимеров для реакции, уравнение которой:

n СН2 = СН2 → (- СН2 – СН2 -)n – процесс (4) ...

 

1 2 3

1-_______________________________________________________________________

2 –______________________________________________________________________

3-_______________________________________________________________________

4-_______________________________________________________________________

Найдите структурное звено полимера и определите структурную формулу мономера

- СН2 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН -

Cl Cl Cl

Структурное звено :________________________________________________________

Мономер:________________________________________________________________

M ср. полиэтилена =500. Вычислите степень полимеризации.

____________________________________________________________________________

Составьте реакции синтеза:

А) поливинилхлорида, мономер которого хлорэтен;

________________________________________________________________________

Структурное звено:_________________________________________________________

Реакция _________________________________________________________________

Б) волокна энант, мономер которого амино-энантовая кислота H2N – (CH2)6 – COOH

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Структурное звено:________________________________________________________

Реакция _________________________________________________________________

Пластмассы - это ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

По отношению к нагреванию пластмассы делятся:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните таблицу «Термопластичные и термореактивные полимеры».

Признаки сравнения

Полимеры

Термопластичные

Термореактивные

Особенности строения и свойств

   

Примеры веществ

   

Области применения.

   

Волокна – это __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Заполните схему «Классификация волокон» (по происхождению).

Дополните примерами.

 

         

Неорганические полимеры.

Заполните схему «Неорганические полимеры» (по строению)

Неорганические полимеры
 

________________ структуры _________________ структуры

  

Выберите один правильный ответ.

1. Полимером является:

А. глюкоза                                      В. крахмал

Б. глицерин                                     Г. сахароза

2. Группа органических соединений, среди представителей которой нет полимеров:

А. белки                                                          В. нуклеиновые кислоты

Б. жиры                                                       Г. углеводы

3. Термопластичный полимер:

А. полиметилметакрилат                                 В. силикон

Б. полиуретан                                               Г. фенолформальдегидные смолы

4. Полимер, из которого изготавливают пенопласт:

А. полистирол                                             В. полипропилен

Б. полиуретан                                             Г. фенолформальдегидные смолы

5. Природное волокно животного происхождения.

А. джут                        Б. пенька              В. шелк                  Г. хлопок

6. Искусственное волокно:

А. ацетатное                 Б. капрон            В. лавсан               Г. нейлон

7. Природный полимер, используемый для производства ацетатного волокна:

А. крахмал             Б. белок молока        В. хитин              Г. целлюлоза

8. Тип реакции получения полиэтилена из этилена:

А. замещения                                   В. обмена

Б. поликонденсации                        Г. полимеризации


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.