12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вдовин Юрий Анатольевич1323
Преподаватель, увлеченный своей работой
Россия, Ивановская обл., Южа
Материал размещён в группе «Разработки уроков учителей химии»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет:

химия

Тема урока:

Лекарственные препараты

Тип урока:  

Комбинированный урок

Цели урока:

Образовательные

- изучение понятия «лекарственные препараты»;

- дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах;

- научиться определять истинные лекарственные препараты и фальсификаты по их свойствам.

 Развивающая:

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма;

- выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду.

  Воспитательная:

- показать практическое значение лекарственных препаратов;

- показать результаты работы медицинской химии как науки

Формирование УУД:

Личностные действия: 

Формирование химически грамотного в быту при обращении с лекарственными веществами;

Приобретение обучающимися навыков самооценки, навыков рефлексии;

Регулятивные действия: 

Развитие умений планировать цели и пути их достижения;

умение устанавливать приоритеты;

Познавательные действия: 

Приобретение умений работы с текстами, преобразования и интерпретирования содержащейся в них информации;

Приобретение обучающимися навыков систематизации, сопоставления, анализа, обобщения информации, выделения главной и избыточной информации, выполнение смыслового свертывания выделенных фактов, мыслей, предоставления информации в сжатой словесной и наглядно – символической форме.

Коммуникативные действия: 

Формирование умений устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

Приобретению обучающимися опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Оборудование и материально-техническое оснащение:

Персональный компьютер, мультимедийная установка, экран, мультимедийная презентация, папка с раздаточным материалом по количеству посадочных мест (таблица самооценки, дидактические карточки к уроку, набор цветных стикеров); лабораторное оборудование для проведения химического анализа, исследуемые лекарственные препараты.


 

ХОД УРОКА

Организационный этап (1 мин)

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку; эмоциональный настрой на урок.

[Для снятия напряжения проводится упражнение «Лимон»].

Представьте, что в каждой руке вы держите лимон. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок из лимонов, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Важно при этом почувствовать разницу между напряженной и расслабленной рукой. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны.

Ну а теперь начнем урок!

Целеполагание и мотивация (2-3 мин)

Мы продолжаем изучать с вами биологически активные вещества. Все справились с домашним заданием?

Ребята отвечают!

Тогда ответьте на вопрос:

Что общего между Метамизолом натрия, N-(4-гидроксифенил) ацетамидом и 2-ацетил-окси-бензойной кислотой?

[При назывании веществ, преподаватель вывешивает листы с названием данных веществ].

Назовите все эти соединения одним термином и сформулируйте тему нашего урока!

[Обучающиеся называют определение (лекарства; лекарственные препараты)]

По какой причине мы изучаем лекарственные препараты? Где мы можем применить полученные знания? В личных целях? В профессии?

[Обучающиеся отвечают на вопросы, тем самым формулируют цели и задачи урока].

Отлично, мы с вами сформулировали тему урока и его цели и задачи. Мы молодцы!

Актуализация знаний (2-3 мин)

А что такое лекарственные препараты?

[Обучающиеся своими словами дают определение]

Вы использовали лекарственные препараты? В каких случаях? Какие препараты?

[Обучающиеся отвечают на вопрос]

А как Вы думаете, сколько всего лекарств есть на Российском рынке фарм. препаратов?

[Обучающиеся предполагают]

Первичное усвоение знаний (10 мин)

На отечественном рынке лекарственных препаратов в настоящее время зарегистрировано примерно 12-13 тысяч позиций (названий лекарств), из которых около 9 тысяч препаратов – «Дженерики»

Джене́рик (англ. generic drug) — лекарственное средство, продающееся под международным непатентованным названием либо под патентованным названием, отличающимся от фирменного названия разработчика препарата.

Например, Вам известен препарат Но-шпа?

[Обучающиеся отвечают на вопрос]

Его активное вещество – дротаверин гидрохлорид, является дженериком, идентичным по активному веществу, свойствам, механизму действия препарату, но имеющее международное непатентованное название.

Сравните цену этих препаратов? Впечатляет? А это одно и то же вещество!

Лекарств много! Можно запутаться во всем этом разнообразии!

Что нам помогает не запутаться в химических соединениях, которых огромное количество, особенно в органической химии?

[Обучающиеся отвечают на вопрос: классификация]

А что лежит в основе классификации веществ в химии?

[Обучающиеся отвечают на вопрос: строение молекулы и наличие функциональных групп]

Действительно, в основе классификации химических соединений лежит строения молекулы и наличие функциональных групп.

И лекарства также разделяются в зависимости от химической структуры лекар­ственных веществ.

Приведем примеры:

Лекарственные средства могут быть неорганические и органические. Пример первых – физиологический раствор, применение которого Вы все прекрасно знаете, сульфат магния, применяемое в медицине как желчегонное и гипотензивное средство (снижает давление) и т.д. Основная же масса лекарственных препаратов органического происхождения, например производные имидазола: бендазол, клотримазол, метронидазол, или салицилаты, полученные на основе ацетилсалициловой кислоты — аспирин, салициламид, метилсалицилат и т.д.  Структур лекарств очень много, но может оказаться, что очень близко расположенные лекарственные препараты по химическому строению и даже химическим свойствам будут значительно отличаться по фармакологическому действию, т.е. вызываемому эффекту. Например, гормональные препараты.

Предложите, пожалуйста, другие способы, позволяющие классифицировать препараты?

Обучающиеся отвечают на вопрос

Препараты можно классифицировать по фармакологическому действию или применению (терапевтическому применению), в зависимости от того, какую болезнь они лечат].

Важный критерий классификации лекарственных препаратов – это их терапевтический эффект, т.е. функция, которую они выполняют в организме и собственно для чего применяются. Рассмотрим некоторые примеры:

«Антибактериальные препараты», обладающие свойством подавлять рост и развитие живых клеток вредных микроорганизмов или вызывать их гибель.

Когда применяются антибиотики? Какие антибиотики вы знаете?

гормональные препараты - это лекарственные средства, которые содержат гормоны или гормоноиды, которые проявляют фармакологические эффекты подобно гормонам. Применяются при нарушении функций желез внутренней секреции человека.

Какие вы знаете болезни, сопровождающиеся нарушением работы желез внутренней секреции? Какие препараты при этом назначают?

Препараты, влияющие на функции отдельных органов или систем органов: желудочно-кишечного тракта, миокарда, мочевыделительной системы и т.д.

[Стол с лекарственными препаратами]

А теперь я предлагаю Вам заглянуть в мою домашнюю аптеку.

Лекарства отличаются друг от друга их не только фармакологическими свойствами. Одно и то же лекарственное средство, «например валерианы экстракт» выпускается в разных лекарственных формах.

Выделяют 3 типа лекарственных форм: твердые: это все порошки, капсулы, пилюли, таблетки, драже и т.д.;

Жидкие: растворы, в том числе для инъекций, настои, отвары, эмульсии, суспензии, слизи, микстуры.

Мягкие: мази, пасты, суппозитории (свечи); сюда же входят стерильные порошки и таблетки для инъекций, приготавливаемые непосредственно перед применением.

А теперь, исходя из вышесказанного, сформулируйте определение лекарственной формы.

[Обучающиеся отвечают на вопрос:

Примерный ответ: Лекарственная форма – удобная для практического применения форма лекарственного вещества.

 

Хорошо!

Первичное закрепление знаний (5 мин)

А всегда ли лекарства полезны? И в каких случаях их применение не оправдано и может нанести вред нашему организму?

[Обучающиеся отвечают на вопросы]

Сейчас мы с вами создадим общую инструкцию по применению лекарственных препаратов.

Но сначала давайте проанализируем несколько довольно стандартных ситуаций.

[Показываются несколько ситуаций на нарушение правил пользования лекарственными препаратами].

Ситуация 1:

- Мы употребляем лекарственные препараты без консультации врача;

Ситуация 2:

- Мы употребляем лекарственные препараты в дозировке, отличной от рекомендованной врачом;

Ситуация 3:

- Мы нарушаем условия хранения лекарственных препаратов;

Ситуация 4:

- Мы нарушаем предписание врача или инструкцию перед употреблением препарата.

Ситуация 5:

- Мы используем препараты после срока годности;

Ситуация 6:

- Мы нарушаем условия запрета совместного приема двух и более лекарственных препаратов.

А теперь мы с вами сформулируем основные положения нашей инструкции.

В ваших конвертах вы найдете цветные стикеры: желтые и синие.

В течение 2 минут напишите на желтых стикерах, как необходимо поступать с лекарствами; на синих – чего делать ни в коем случае нельзя!

Стикеры прикрепите к магнитной доске в соответствующие колонки.

[Обучающиеся выполняют задание]

Теперь давайте посмотрим на наши ответы и сравним их между собой!

[Преподаватель зачитывает ответ, ребята отвечают и показывают, верный он или ошибочный.

Мы снова молодцы!

Физкультминутка (1 – 1,5 мин)

При правильном использовании, лекарственные препараты помогают человеку снова сделаться здоровым. Но лучше быть здоровым, чем хорошо лечиться – говорит известный российский доктор Анатолий Соломонович Ямпольский (кстати, закончивший Ивановскую медицинскую академию в 1960 году). А для этого необходима профилактика. Лучшее профилактическое мероприятие во время урока – это…

Правильно, физкультминутка.

Самостоятельная работа.

Выполнение практического задания (13 мин)

Правила техники безопасности – 2 мин

Правила обрушения с лекарствами мы усвоили, но есть обстоятельства, неподвластные нам – это так называемые фальсификации лекарственной продукции. Сейчас мы научимся выявлять контрафакт.

Как вы видите, у вас на столе лежат спиртовые горелки, химические стаканы, склянки, пробирки, пробиркожержатели и реактивы. Давайте повторим правила техники безопасности при работе в кабинете химии с данными приборами и веществами.

[Обучающиеся формулируют привила техники безопасности].

Молодцы! К работе мы готовы! Теперь давайте выполним анализ.

У Вас в конверте имеется методика проведения анализа. Там Вы найдете подробную инструкцию по выполнению заданий: внимательно ознакомьтесь с ней, выполните практическое задание и запишите наблюдения. Сравните ваши результаты с предполагаемыми и сделайте вывод о наличии или отсутствии фальсификаций.

[Обучающиеся выполняют практическое задание, делают вывод].

Включение в систему знаний и повторение (2 мин)

Задание на доске и в карточке:

Закрепим полученные знания. Перед вами на доске и в дидактической карте текст. Здесь имеются пропуски. Ваша задача воссоздать текст, используя слова и словосочетания, данные к данному упражнению.

[Обучающиеся выполняют задание

Один обучающийся выполняет задание у доски.

Группа проверяет правильность выполнения].

Рефлексия и самооценка (4 мин)

У Вас в конвертах лежат листы самооценки. Проанализируйте свою работу на уроке и поставьте себе оценку.

Рефлексия проводится методом облако "тегов".

А теперь я попрошу Вас по очереди выбрать одну фразу на экране и закончить её. Можете указать свою самооценку и аргументировать её!

Подведение итогов, выдача домашнего задания (1 мин)

Мы сегодня большие молодцы. Домашнее задание представлено на слайде. А оценку за работу каждый получит индивидуально в опорный конспект, который вы потом возьмете с собой! И пусть наши с вами оценки и самооценки совпадут, или улучшатся!

Урок окончен, спасибо за внимание! До скорых встреч!


Презентация к уроку
PPTX / 7.08 Мб

Диалоговые карты (для учителя)
DOCX / 15.22 Кб

Лист самооценки и контрольное задание
PDF / 168.04 Кб

слова для контрольного задания (вставить пропуски)
PDF / 59.07 Кб

Самоанализ урока (для учителя)
DOCX / 23.68 Кб
Опубликовано в группе «Разработки уроков учителей химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.