Положение о системе оценивания предметных и личностных результатов учащихся 1–4 классов в коррекционной школе
Принято Утверждаю На педагогическом совете Директор ГКОУ РО школы - интерната Красносулинской протокол № ____ от ____________ школы - интерната № 1 ____________Н.А. Маликова приказ от ___________ № _______
Положение о системе оценивания предметных и личностных результатов учащихся 1- 4 классов ГКОУ РО Красносулинской школы - интерната № 1
I. Основные положения 1. Настоящее Положения разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", Приказа Миобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), устава государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области "Красносулинская специальная школа-интернат № 1", регламентирует оценку предметных и личностных результатов учащихся в соответствии с требованиями основных общеобразовательных программ начального общего образования, адаптированных для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Настоящее Положение является локальным актом образовательного учреждения, разработанным с целью определение принципов, оптимальных форм, способов контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО.
3. В начальной школе действует пяти бальная система цифровых отметок. В 1 классе в течение года безотметочное обучение.
4. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем во 2 классе (во втором полугодии).
5. С учетом современных требований оценки деятельности учащихся во 2-4 классах вводится пяти бальная система цифровых отметок.
6. Положение утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в данное Положение свои изменения и дополнения.
II Контроль и оценка предметных результатов
Освоение АООП начального общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты освоения АООП начального общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
2. Для отслеживания уровня усвоения предметных результатов используются:
диагностические и итоговые проверочные работы;
тестовые диагностические работы (по текущим темам, разделам программного материала);
текущие проверочные работы: (тест, зачет, самостоятельная работа);
разноуровневые контрольные работы;
результаты индивидуального и фронтального опроса.
2.1. Диагностическая работа проводится в начале сентября. Она позволяете определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, наметить зону ближайшего развития и организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Результаты диагностической работы фиксируются учителем в классном журнале, тетради анализа контрольных работ учителя.
2.2. Тестовая диагностическая работа на входе (в начале учебного года) и на выходе (в конце учебного года) включает в себя задания, направленные на проверку тех знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
2.3. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал.
2.4. Разноуровневые контрольные работы проводятся по окончанию изучения разделов, в данных контрольных работах учитель использует задания с учетом индивидуальных способностей учащихся.
2.5. Итоговая проверочная работа проводится в мае. Она включает все основные темы учебного периода. Результаты фиксируются в классном журнале.
2.6. В один учебный день дается одна письменная работа. Не проводятся контрольные работы в первый день после каникул и последний день перед каникулами. Итоговые работы в 1 классе не проводятся.
2.2. Отметка как цифровое оформление оценки выставляется учителем в журнал начиная со 2 класса .
2.3. Текущий, промежуточный, итоговый контроль успеваемости учащихся 2-4 классов осуществляется в виде отметок по 5-бальной системе, кроме коррекционно-развивающей работы: ЛФК, логопедических занятий, психокоррекционных занятий и других направлений внеурочной деятельности, для данных курсов вводится безотметочное обучение.
2.4. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в план.
III. Оценка предметных результатов
3.Контроль за предметными результатами осуществляется в следующих формах и со следующей периодичностью:
Форма |
Примерная* периодичность |
Самостоятельная работа |
По мере необходимости (в ходе изучения темы) |
Проверочная работа |
По окончании темы |
Контрольная работа |
1 - 2 раза в четверть |
Математический диктант |
1 раз в месяц |
Диктант |
1 - 2 раза в четверть |
Словарный диктант |
1 раз в 2 недели |
Списывание |
1 раз в четверть |
Тестирование |
По окончании темы |
Изложение |
|
Устный опрос |
|
*Может меняться в зависимости от содержания программы.
3.1. Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе листа оценки образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Качественная оценка может быть выражена оценкой «+», «-» , «?».
3.2. Лист оценки индивидуальных образовательных достижений разрабатывается на критериальной основе, позволяет отслеживать самооценку и оценку достижений обучающихся. Критерии формулируются учителем самостоятельно, исходя из требований ФГОС, учебно - тематического планирования, уровня подготовленности учащихся к обучению в первом классе.
Учитель заполняет «Лист достижений первоклассника» один раз в четверть и в конце учебного года. Листы достижений учащихся хранятся в портфолио.
Лист индивидуальных достижений
Учени___ 1 класса Ф.И. _________________________________________
Учебные предметы |
Период обучения |
|||||||||
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
год |
||||||
Чтение |
Осознанность |
|||||||||
Чтение слогов |
||||||||||
Чтение слов |
||||||||||
Умение работать с текстом |
||||||||||
Безошибочное чтение |
||||||||||
Выразительность чтения |
||||||||||
Темп чтения |
||||||||||
Речевые навыки |
||||||||||
Русский язык |
Письмо письменными буквами |
|||||||||
Списывание с печатного текста |
||||||||||
Запись под диктовку букв, слогов, слов, предложений |
||||||||||
Деление слов на слоги |
||||||||||
Постановка ударения |
||||||||||
Каллиграфия |
||||||||||
Звуковой анализ слова |
||||||||||
Орфография |
||||||||||
Математика |
Сравнения предметов, групп предметов, сравнение чисел |
|||||||||
Устные вычислительные навыки |
||||||||||
Письменные вычислительные навыки |
||||||||||
Умение решать простые задачи |
||||||||||
Умение различать геометрические фигуры |
||||||||||
Состав чисел от 2 до 10 |
||||||||||
Состав чисел от 11 до 20 |
||||||||||
Сложение и вычитание в пределах 20 |
||||||||||
Пространственные и временные отношения |
||||||||||
Мир природы и человека |
Различать живую и неживую природу |
|||||||||
Различать сезонные изменения в природе |
||||||||||
Знать название своего города, страны, столицы |
||||||||||
Использовать в процессе общения основные правила этикета |
||||||||||
Знать простейшую классификацию животных |
||||||||||
Умение рассказать о себе, о семье |
||||||||||
Ручной труд |
Различать материалы и инструменты по их назначению |
|||||||||
Качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: ( экономно размечать сгибанием, по шаблону; точно резать ножницами; собирать изделия с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой; ) |
||||||||||
С помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон. |
||||||||||
Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку |
||||||||||
Базовые учебные действия (БУД) |
Личностные |
|||||||||
Регулятивные |
||||||||||
Познавательные |
||||||||||
Коммуникативные |
Условные обозначения: В - высокий уровень; С - средний уровень; Н - низкий уровень
3.3. Мониторинг предметных умений учащихся 1 класса, учитель заполняет один раз в начале года (стартовая диагностика), далее – один раз в конце четверти. Всего получается 5 форм в год. (см. Приложение 1)
IV. Ведение документации
4.1. Учитель:
3.1.1. По каждому предмету составляет АООП на год, которая является основной планирования педагогической деятельности учителя.
3.1.2. Классный журнал является главным документом учителя.
3.1.2.а. Классный журнал заполняется в соответствии с АООП.
3.1.2.б. Все виды письменных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом:
Критерии оценки работ по русскому языку ( 2-4 класс)
Критерии оценки диктата
(Т.к. в 1 классе безотметочная система, при оценивании можно использовать знаковую систему: "+" отлично, "+" хорошо, "-" удовлетворительно, "-" неудовлетворительно).
В диктантах (2-4 класс) отметка выставляется в зависимости от количества допущенных ошибок:
"5" - без ошибок или (не более двух исправлений);
"4" - 2-3 орфографических ошибок и 1-2 пунктуационных ошибки;
"3" - не более 6 орфографических ошибок и 2-3 пунктуационных ошибки;
"2" - более 7 ошибок или 8 недочетов.
Таким же образом оценивается грамотность в изложении и сочинении.
Критерии оценки за контрольное списывание:
Отметки |
Допустимое количество ошибок |
||
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
"5" |
Нет ошибок |
Нет ошибок |
Нет ошибок |
"4" |
1-2 ошибки и 2 исправления |
1 -ошибка и 2 исправления |
1- ошибка и 1 исправление |
"3" |
3 ошибки и 1-2 исправления |
3 ошибки и 2-3 исправления |
2 ошибки и 1-2 исправления |
"2" |
5 ошибок |
5 ошибок |
5 ошибок |
Критерии оценки за словарный диктант:
2 класс - от 10 - 12 слов;
3 класс - от 12 - 15 слов;
4 класс - до 20 слов;
"5" - без ошибок;
"4" - 1-2 ошибки и 1 исправление;
"3" - 3 ошибки и 1 исправление;
"2" - от 5 до 7 ошибок.
Критерии оценки работ по математике ( 2 - 4 класс)
" 5" - за работу без ошибок, допускается 1-2 недочета;
"4" - имеются 2 - 3 ошибки и не более 2 недочета;
"3" - в работе 3 - 4 ошибки и ряд недочетов;
"2" - выполнено менее половины заданий или имеются более 5 ошибок.
3.1.2.в. Тестовые работы по учебным предметам оцениваются по шкале, разработанной учителем по каждому тесту.
3.1.3. Оценивание письменных работ.
3.1.3.а. Вводится оценка за "общее впечатление от письменной работы" в виде устного комментария учителя.
Сущность оценки "за общее впечатление от письменной работы" состоит в определении отношения к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и др.)
Снижение оценки "за общее впечатление от работы" допускается, если:
- в работе не менее 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неопределенных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя по оценочной деятельности позволяет более объективно оценивать результаты обучения.
3.1.4. Критерии определения уровня овладения БУД:
высокий уровень овладения - 60-100%
средний уровень овладения - 25-59%
низкий уровень овладения -ниже 25%.
Количественная характеристика знаний, умений и навыков дается по итогам каждой четверти, года и отражается в таблице-графике степени обученности учащихся.
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе графика уровней обученности.
3.1.5. Для отслеживания динамики обучения за учебный период, учитель ведет:
- оценочный лист на каждый класс. Он ведется в течение всего учебного года по всем предметам;
- график уровней обученности (основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся) заполняется 5 раз в год (по результатам I, II, III, IV четверти, года).
3.1.6. Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.
V. Критерии личностных результатов
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования базовых учебных действий у обучающихся начального общего образования. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьѐй и школой. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность базовых учебных действий, включаемых в следующие три основные блока: самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания»,и стремления к преодолению этого разрыва; морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; - сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; - сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; - знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся, или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей). Мониторинг сформированности личностных результатов проводится в мае школьным психологом или классным руководителем.
1. Учитель заполняет индивидуальную карту развития личностных результатов в 1 класс в начале года и в конце учебного года, затем индивидуальная карта заполняется один раз в году, в мае. При оценки личностных результатов возможно использование следующих методик. (смотри приложения 1 - 9 ).
Карта индивидуального развития личностных результатов
Учащегося ____________________________________________________________
Дата рождения:__________________ Класс _________________________________
Входная диагностика: __________________ (сентябрь 1 класс)
Итоговая диагностика:__________________ (май 1 класс)
Дата: _____________ (2 класс) _____________ (3 класс) ________________ (4 класс)
№ |
Характеристика |
1 класс (начало года) |
1 класс (конец года) |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Личностные результаты |
||||||
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ |
||||||
Основы гражданской идентичности |
||||||
1 |
Знает название страны, города, адрес проживания |
|||||
2 |
Знает государственную символику (флаг, герб, гимн) |
|||||
Знание картины мира |
||||||
1 |
Знает имена родителей, их профессии, может рассказать о содержании труда |
|||||
2 |
Уважительно относится к результатам своего и чужого труда |
|||||
Самооценка и самовосприятие |
||||||
1 |
Умеет объективно оценить свои сильные и слабые стороны |
|||||
2 |
Демонстрирует поведение в соответствии с социальной ролью ученика |
|||||
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ |
||||||
Мотивация учебной деятельности |
||||||
1 |
Положительно относится к школе, желает учиться |
|||||
2 |
Заинтересован содержательной стороной деятельности (проявляет интерес к фактам, закономерностям, любознательность, познавательную активность) |
|||||
3 |
Заинтересован в результатах учебной деятельности (переживает успехи и неудачи) |
|||||
Социальные мотивы принятия |
||||||
1 |
Проявляется потребность в социальном признании |
|||||
НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ |
||||||
Ориентация в нравственном содержании поступков |
||||||
1 |
Владеет основными нравственно – этическими понятиями (добро, зло, справедливость, отзывчивость) |
|||||
2 |
Умеет оценивать как свои, так и чужие поступки в соответствии с нормами морали |
|||||
3 |
Осмыслено соблюдает нравственно – этические нормы поведения |
|||||
Толерантность |
||||||
1 |
Стремится к установлению доброжелательных, уважительных отношений с окружающими |
|||||
2 |
Уважительно относится к представителям другой национальности |
|||||
3 |
Нетерпим к любым видам насилия и стремится противостоять им |
|||||
4 |
Понимает чувства других людей и сопереживает им |
|||||
Сформированность эстетических чувств |
||||||
1 |
Умеет воспринимать красоту окружающего мира |
|||||
2 |
Регулярно посещает культурные мероприятия |
|||||
Сформированность установки на здоровый образ жизни |
||||||
1 |
Владеет представлениями о ЗОЖ |
|||||
2 |
Культурно – гигиенические навыки сформированы |
|||||
3 |
Проявляет готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения |
Критерии оценки личностных УУД и психолого-педагогический диагностический инструментарий
Формируемое качество личности |
Основные показатели качества |
Психолого-педагогический инструментарий |
Развитие мотивационной сферы |
Характеристика мотивационной сферы: широта, гибкость, иерархизированность; уровень и тип мотивации школьника; уровень развития учебно-познавательной мотивации; уровень притязаний (успех/избегание неудач). |
- Беседа о школе (модиф. методика Нежновой Т.А., Венгера А.Л., Эльконина Д.Б.); - Методика определения ведущего типа мотивации; - Анкета для определения школьной мотивации; - Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (авт. Лускановой Н.Г); |
Ценностно-смысловая ориентация учащихся |
Знание морально-этических норм; умение выделить нравственный аспект поведения; направленность и уровень мотивации; убеждения и мировоззрение. |
- Задания на норму справедливого распределения (УУД нравственно-этического характера); - Методика педагогического наблюдения; - Анкетирование родителей; |
Социализация личности, субъективные отношения личности, формирование коммуникативной компетентности в общении |
Эффективное выполнение социальных ролей; социальные установки; эффективность межличностных отношений; характеристики отношений: интенсивность, устойчивость, широта, генерализованность и дифференцированность. |
- Социометрия и оценка группы; - Педагогическая диагностика уровня воспитанности; - Схема наблюдения поведения ребенка (авт. Битянова М.Р.); - Анкетирование родителей; - Методика Рене Жиля; |
Самосовершенствование, самопознание и самооценка. |
Уровень самооценки, самовоспитания; наличие собственной программы самовоспитания; дисциплина и поведение, развитие навыков самоконтроля; выдержка, решительность, |
- Методика определения самооценки «Лесенка» (модиф. Шур В.Г. для детей дошкольного и младшего школьного возраста); |
Развитие познавательной сферы |
Свойства внимания: интенсивность, устойчивость, подвижность (лабильность), распределение, переключение; Свойства восприятия: быстрота, ясность, объем, точность, направленность; Мыслительные операции: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация; Качества памяти: объем, скорость запоминание, точность воспроизведения, длительность сохранения усвоенного, скорость воспроизведения материала; Качества речи: |
- Задания на поверку речемыслительной деятельности; - Тест на концентрацию и устойчивость внимания «Корректурная проба» (тест Бурдона); - Проба на внимание; - Изучение словесно-логического мышления (методика Замбацявичене на основе структуры теста Р. Амтхауэра); |
Методики для диагностики личностных БУД
Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн
Анкета для оценки школьной мотивации (Н. Лусканова) (1-4 класс)
Адаптированный и модифицированный вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации
«Что такое хорошо и что такое плохо» (1-3 класс).
«Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм)
Методика КТО Я? (модификация методики Куна) (4 класс)
Приложение 2
Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн
Цель: изучение самооценки младшего школьника.
Время проведения: 2-я и 4-я четверти.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Процедура проведения: детям предъявляется инструкция (лучше сначала показать тренировочный вариант на доске).
Критерии оценивания: оценивается, куда ребёнок отнёс себя по каждой шкале, и подсчитывается среднее значение данных.
Вывод: об уровне самооценки говорит расположение отметки относительно середины линии или шкалы**. При 100-миллиметровой длине шкал заниженной является самооценка на уровне ниже 45 мм, средней – от45 до 59 мм, высокой – от 60 до 75 мм, завышенной – выше 75 мм. Соответственно для вычисления общей самооценки необходимо сложить полученные показатели по каждой шкале и разделить сумму на количество шкал.
Инструкция. Посмотрите внимательно на бланк. На нем нарисованы несколько линий, имеющих своё название. У каждой из них есть начало, середина, конец. Посмотрите на первую линию на ней написано «Здоровье». Внизу располагаются самые больные дети, посередине более или менее здоровые, а наверху самые здоровые дети. Отметьте крестиком на первой линии, где находитесь вы, как это качество развито у вас в данный момент. Далее делайте по схожему принципу.
Приложение 3
Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации.
(Н. Лусканова)
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использована в работе со школьниками 1—4-х классов. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося. Форма: анкета.
1.Тебе нравиться в школе?
Нравиться
Не очень нравиться
Не нравиться
2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Иду с радостью
Бывает по-разному
Чаще всего хочется остаться дома
3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
Не знаю точно
Остался бы дома
Пошел бы в школу
4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.
Доволен
Бывает по-разному
Не доволен
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Хотел бы
Не хотел бы
Не знаю точно
6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
Хотел бы
Не хотел бы
Не знаю точно
7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?
Часто
Иногда
Почти никогда не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю
Не хотел бы
Хотел бы
9.Много ли у тебя друзей в классе?
Не очень много
Много
Почти нет
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся
Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
Большинство не нравится
КЛЮЧ:
№вопроса |
Бал за 1 ответ |
Бал за 2 ответ |
Бал за 3 ответ |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
0 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:
За первый ответ – 3 балла, За второй ответ – 1 балл, За третий ответ – 0 баллов.
Уровни школьной мотивации.
25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.
Приложение 4
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые БУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравиться
Б Не очень нравиться
В Не нравиться
Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Не знаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили.
Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б Не знаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А Нет
Б Иногда
В Да
Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Приложение 5
Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).
Оцениваемые БУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали.
Если я знаю, что поступил неправильно, то…
Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…
Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно…
Когда в моем присутствии обижают человека, я…
Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я…
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов.
Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных нормам и нравственных качеств по схеме:
балл — Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
балла - Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах..
балла — Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов.
Приложение 6
Методика КТО Я? (модификация методики Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и СО.
Оцениваемые БУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Ситуация оценивания: Учащимся предлагается следующая инструкция:
Напиши как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?»
Критерии оценивания:
Дифференцированность – количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).
Обобщенность
Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений
Уровни:
Дифференцированность
1 – 1-2 определения, относящихся к 1-2 категориям
2 — 3-5 определений, преимущественно относящихся к 2-3 категориям (социальные роли, интересы-предпочтения)
3 – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.
Обобщенность
1 — указывают конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы;
2 – совмещение 1+3;
3 – указывают социальные роли (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый)
Самоотношение
1 – преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение)
2 — незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение)
3 . – преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).
Приложение 7
Адаптированный и модифицированный вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации
(Модифицированный и адаптированный вариант Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот Э.)
Цель: методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия сформированных у младших школьников. Может быть использован в работе со школьниками 1-5 классов.
Оцениваемые БУД: действие смыслообразования, самоопределения школьников.
Форма: методика (заполняется учителем).
Карта для заполнения учителем.
Класс———————-число———-учитель————————
Ф.И.О. ученика |
Эффективность учебной деятельности |
Успешность усвоения норм поведения и социальных контактов (уровень) |
Эмоциональное благополучие (уровень тревожности) |
Уровень адаптации (уровень) Сумма всех показателей |
||||
Познавательная активность (уровень) |
Учебная мотивация (уровень) |
|||||||
Познавательная активность.
Цель: определение уровня познавательной активности учащихся.
Инструкция (для учителя): ознакомьтесь с предлагаемыми характеристиками уровней ПА и соотнесите эти описания с тем, как проявляют ученики вашего класса и занесите ваши оценки в сводную ведомость.
Уровень (до10 баллов) – учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.
Уровень (от 11 до 17 баллов) — относительная активность: активность проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием.
Уровень (от 18 до 24 баллов) – привычно – исполнительская активность: позиция учащегося обусловливается не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения.
(от 25 до 30 баллов) Уровень – творческая активность: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную деятельность, учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения.
Уровень учебной мотивации
1 уровень (до10 баллов) – школьная дезадаптация. Дети не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Могут плакать и проситься домой, могут проявлять агрессию, отказываться от выполнения тех или иных заданий. Возможны признаки нарушения нервно – психического здоровья.
2 уровень (от 11 до 15 баллов) — низкая школьная мотивация. Посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
3 – уровень (от 16 до 20 баллов) положительное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, хотя школа привлекает больше внеурочными делами. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс мало привлекает, ходят в школу, чтобы пообщаться с друзьями и учителем.
4 уровень (от 21 до 25 баллов) – хорошая школьная мотивация. Успешно справляются с учебной деятельностью. Положительно воспринимают и хорошо усваивают школьные нормы и правила. Имеют хороший уровень общения с одноклассниками и учителем.
5 – уровень (от 26 до 30 баллов) – высокий уровень мотивации. Дети отличаются наличием высоки познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Следуют указаниям учителя, добросовестны, ответственны, сильно переживают, если получат замечания педагога или низкую оценку.
Эмоциональное благополучие (уровень тревожности)
1 уровень (до10 баллов) – проявление страхов: страха самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей); страха ситуации проверки знаний и страхи в отношения с учителем (особенно публично); страха не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов).
2 уровень (от 11 до 20 баллов) – переживание и низкая сопротивляемость стрессу (особенности психофизической организации, снижение приспособляемости к ситуациям стрессогенного характера, повышенная тревожность, социальные конфликты со сверстниками).
3 – уровень (от 21 до 30 баллов) – общая школьная тревожность (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы).
Успешность усвоения норм поведения и социальные контакты
1 уровень (до10 баллов) – у ребенка наблюдается неуверенность в себе, ищет опеки. Тревожен, нормы поведения не обсуждает, чаще подавлен, легко драматизирует ситуацию. Замкнут, послушно-безразличен, созерцатель.
2 –уровень (от 11 до 20 баллов) — ребенок активен, имеет бойцовские качества, стремится общаться со всеми на равных. Конфликтен, вспыльчив, бурно реагирует на запрет или замечание.
3 уровень (от 21 до 30 баллов) – мирный, дисциплинированный, ответственный. Дружбу не навязывает, но и не отвергает. Справедлив, нормы поведения принимает и выполняет.
Уровень адаптации
1 -4 (от 0 до 40 баллов) — школьная дезадаптация
5 -8 (от 41 до 60 баллов) — низкий
8 -12 (от 61 до 80 баллов) — средний
От 13 (от 81) и выше — хороший
Приложение 8
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки: 1 балл — так делать можно, 2 балла — так делать иногда можно, 3 балла — так делать нельзя, 4 балла — так делать нельзя ни в коем случае.
Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.
Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.
В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).
Всего в предложенной анкете было представлено:
семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17)
семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,
четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, .15, 8, 18)
1 балл Так делать можно |
2 балла Так делать иногда можно |
3 балла Так делать нельзя |
4 балла Так делать нельзя ни в коем случае |
|
Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.
Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.
Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.\
Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни:
1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;
2 – суммы равны (+ 4 балла);
2 — сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4.
Приложение 9
Методика «Лесенка»В.Г.Щур
Цель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Процедура проведения
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Стимульный материал
Инструкция
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».
Процедура проведения
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Интерпретация результатов
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества - в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.
Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Используемая литература:
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599
Бондаренко О.Э. Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе.