Уровневый подход в системе оценивания предметных результатов на предмете «Окружающий мир» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 21 December 2018

УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРЕДМЕТЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Аннотация. Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижений младших школьников. Проблема оценивания всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования. « Как и что оценивать?» главные вопросы на сегодняшний день. Если рассматривать традиционную систему, где оценивалась «зубрешка», то с внедрением стандарта оценивается не только полученные знания, но и умение их принимать на практике, в жизни. Уже давно наблюдается такая тенденция, что ребята, которые хорошо и отлично учились в школе, в институте, не всегда себя находят в жизни, то есть получается так, что знания «вложили», а как ими пользоваться не рассказали, не показали. Так вот на сегодняшний день это проблема главная, как изменить систему оценивания, а именно систему заданий, которые пригодятся в «завтрашней» жизни наших учеников.

Ключевые слова: предмет «Окружающий мир», система оценивания, уровневый подход, ФГОС, технологическая карта урока.

 

Предмет «Окружающий мир» это приоткрытая дверь ко всем тем наукам, которые ребенок будет изучать в основной и старшей школе. Учащиеся, с помощью учителя и других источников информации, систем заданий, должен заложить фундамент для этих наук.

Выделяют следующие походы к оцениванию образовательных достижений школьника:

по источнику предъявления форм контроля – внешнее и внутреннее оценивание;

по функциональной значимости – персонифицированное и неперсонифицированное оценивание;

по степени вовлеченности субъектов образования в оценочную деятельность – внутриклассное оценивание и внутришкольное оценивание;

по цели проведения – формирующее (стартовое или диагностическое и текущее) и итоговое (суммарное) оценивание;

по временному фактору – оперативное оценивание и накопленная оценка (портфолио);

по содержанию – оценивание предметных достижений школьника и метапредметных универсальных учебных действий, мониторинг личностных образовательных результатов.

Предмет «Окружающий мир» на базе знаний, умений и навыков, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному пониманию мира. Это тот предмет, который приоткрывает занавесу к предметам (наукам), которые будут изучаться в основной школе – физика, биология, география, химия, обществознание и история. А также закладывает фундамент этих предметов.

Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Согласно уровнему подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития. С помощью заданий уровневого подхода ученик имеет возможность повысить свою планку в применении полученных знаний.

Итак, рассмотрим уровневый подход в оценивании на предмете «Окружающий мир»:

1 уровеньфактологический

На этом уровне:

Ребёнок узнаёт и называет объекты или явления (предметы или процессы);

Выделяет объекты из ряда однородных и разнородных (Например, подчеркни только цифры);

Даёт определение по памяти.

В основе данного уровня лежит один единственный процесс – запоминание. Эти знания непрочные, недолговечные. Но это фундамент, база, этот уровень необходим, т.к. следующий уровень будет базироваться на фактологическом.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

Кто это?

Что это?

Как называется … (по определению)?

Выдели, выпиши. Дай определение.

 

2 уровеньописательный

На этом уровне:

Ребёнок начинает анализировать, выделять части объекта;

Сравнивает объекты или явления по их частям, находят сходства и отличия;

Устанавливает аналогии, т.е. сходства по частям.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

  • Из чего состоит?

    Как происходит?

    Опиши. Сравни.

    На что похоже?

    Приведи свои примеры.


 

3 уровень доказательный (формируется на базе двух предыдущих)

На этом уровне:

Ребёнок выделяет существенные и несущественные признаки;

Устанавливает причинно-следственные связи;

Прогнозирует изменение процесса при изменении условий;

Пытается дать своё определение, т.е. назвать существенные признаки объекта.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

  • Почему?

    Выдели главное.

    От чего зависит?

    Что произойдёт, если …?

    Докажи.

    Дай своё определение.


 

4 уровень творческий

Для его формирования необходимо создать соответствующие условия, освободить ребёнка от рамок правильности. Формирование творческого уровня происходит в начальной школе.

На этом уровне:

ребёнок изображает процесс или объект так, как он понимает, не по образцу, а по своему собственному мнению, главное, чтобы было правильно.

Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:

  • Изобрази, как ты понимаешь?

    Объясни, как ты понимаешь?

Задания разных уровней на примере предмета «Окружающий мир»

Тема: «Тела, вещества, частицы» 3 класс

Фактологический уровень

- что такое тело?

- что относится к природным телам?

- назови небесные тела.

- что такое вещество?

- распредели слова в 2 группы (тела и вещества): стакан, стекло, сталь, ножницы, мяч, резина, капля росы, вода.

2. Описательный уровень

- приведи свои примеры тел.

- приведи свои примеры веществ.

-назови все тела, которые находятся в классе.

-назови любой объект живой и неживой природы.

- что такое мыльный пузырь? Из каких веществ он состоит.

3. Доказательный уровень

-докажи, что стакан это тело.

- назови тело, состоящее из разных веществ. Докажи.

- почему одни тела меняют форму с трудом, а другие легко?

- может ли одно и то же вещество быть в твердом, жидком и парообразном состоянии. Назови это вещество.

4. Творческий уровень

Необходимо сочинить синквейн, используя тему семинара:

1-я строка – название стихотворения (название темы урока).

2-я строка – описание темы (2 прилагательных).

3-я строка – действие (3 глагола, относящихся к теме).

4-я строка – чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме).

5- я строка – повторение сути, синоним 1 строки (обычно существительное).

Рассмотрим технологическую карту урока по предмету «Окружающий мир» с применением заданий уровневого подхода.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.