Статья на тему «Применение дифференцированного подхода при обучении студентов СПб ГБПОУ «АМК»
Чумаченко Елена Васильевна, к.х.н. заведующая кафедрой естественнонаучных дисциплин
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»
(СПб ГБПОУ «АМК»)
ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СПб ГБПОУ «АМК».
«Образование – это то, что остается, когда выученное забыто».
Б.Ф. Скиннер
Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к студентам, поскольку основная цель образования – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого студента в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду [2, 3].
Кафедра общеобразовательных дисциплин осуществляет подготовку студентов всех специальностей по дисциплинам: «Математика», «Физика», «Информатика и ИКТ», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Естествознание», «Экология», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура». Подготовка специалистов идет по двум направлениям - специальности технического и социально-гуманитарного профиля.
Все студенты, поступившие в СПб ГБПОУ «АМК» после окончания 9 класса, изучают на первом курсе одни и те же предметы цикла общеобразовательных дисциплин. Однако, в связи с переходом на профильное обучение, для специальностей социально-гуманитарного цикла, вместо таких дисциплин как «Физика», «Химия» и «Биология» студенты изучают дисциплину «Естествознание» и новые (профильные) дисциплины «Экономика» и «Право». После окончания 1 курса студенты, выбравшие специальности социально-гуманитарного цикла, будут иметь смутные представления о таких науках как «Физика», «Химия» и «Биология».
Основными причинами использования дифференциации при изучении общеобразовательных дисциплин являются:
различие интересов студентов;
различие уровня умственного развития (репродуктивный, конструктивный, творческий);
различие личностно-психологических факторов (мышление, характер, темперамент).
Основная цель использования данной технологии - обеспечение полного усвоения студентами базисного компонента образования и обеспечения возможности развития личности студента и его эффективного обучения.
Для того, чтобы спланировать работу в начале учебного года преподаватели кафедры традиционно проводят срез знаний по всем дисциплинам, изучают и классифицируют интеллектуальные и практические умения студентов.
Интеллектуальные умения, то есть умения выполнять мыслительные операции – анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать - к сожалению, достаточно плохо развиты у студентов - первокурсников (отсутствует достаточная школьная база) и задача преподавателей кафедры - формировать и развивать интеллектуальные умения. В этой работе можно опираться только на дифференцированный подход, так как уровень умений у студентов разный.
Деление на гомогенные группы (по способностям) позволяет более эффективно работать с теми студентами, у которых не велик интерес в изучении дисциплин общеобразовательного цикла, работа кружков коррекции базовых знаний по дисциплинам: «Математика», «Физика», «Химия». А также реализуется желание сильных и заинтересованных студентов быстрее и глубже познать специфику дисциплин (работа литературного кружка, спортивных секций).
Стало уже традицией каждый год на базе нашего СПб ГБПОУ «АМК» проводить мероприятия, которые позволяют провести комплексную оценку знаний – интеллектуальная викторина «Эрудит», игры «Код Кулибина», «Своя игра». Разработки включают дифференцированные вопросы по всем дисциплинам естественнонаучного цикла. Данные мероприятия показывает, что студенты испытывают трудности при нестандартном применении знаний.
К сожалению, мы на первом курсе все чаще сталкиваемся с тем, что студент, выбрав себе специальность, то есть, профессионально определившись, тем не менее, не только недостаточно активен в учебном процессе на первом курсе, считая отдельные изучаемые дисциплины ненужным балластом, но подчас пренебрегает посещением занятий и выполнением домашних заданий.
Применение преподавателями кафедры в учебной деятельности таких методов обучения, как деловые игры, проблемные семинары, проектная деятельность ставит студентов в условия, когда они должны опираться на свою систему знаний, действовать не по жесткому алгоритму, а в каждом случае искать новый подход к решению проблемы. Все это, несомненно, требует от студента проявления активности, а от преподавателя строго индивидуального подхода к обучению студента. Все эти методы направлены на то, чтобы пробудить у студента интерес к учебе.
Традиционно преподаватели кафедры разрабатывают индивидуальные маршруты обучения дисциплинам, готовя индивидуальные домашние задания, карточки – задания разного уровня сложности для проведения самостоятельных и проверочных работ. По всем дисциплинам разработана рейтинговая система оценки знаний студентов, которая также помогает осуществлять дифференцированный подход в обучении студентов. Преподаватели кафедры проводят индивидуальные консультации при подготовке к дифференцированным зачетам и экзаменам. Студенты, успешно справляющиеся с изучением дисциплины, могут быть освобождены от сдачи зачетов и экзаменов.
Хотелось бы отметить, что для реализации уровневой дифференциации преподаватели постоянно повышают свой профессиональный уровень, осваивая новые педагогические технологии. «Организация электронного обучения и дистанционные образовательные технологии в СПО», «Преподавание информационных технологий согласно ФГОС СПО по ТОП-50», «Эффективные методики преподавания в профессиональной образовательной организации с учетом ФГОС».
Наибольший оклик у студентов получает такая форма организации учебного процесса, как проект [1]. Проект позволяет преподавателям выступать в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а студентам предстоит самостоятельно проводить реальные исследования, искать ответы на вопросы и представлять конкретные результаты своей работы. В этом случае развивается его самостоятельность, формируются его основные компетенции, что очень важно в современных условиях. Мы наблюдаем повышенный интерес к проектам со стороны студентов, и затем их активное участие в них. Проектная деятельность позволяет:
развивать у студентов познавательные навыки, умения ставить и решать проблему;
выявлять творческие способности студентов;
развивать умение работать с информацией;
развивать коммуникативные умения и навыки публичных выступлений.
Результатом проектной деятельности явилось организация и проведение студенческой международной научно-практической конференции «Наука на службе общества» в рамках проведения международного мероприятия «Всемирный день науки за мир и развитие», студенческой международной научно-практической конференции «Охраняя растения, охраняем жизнь», научно-практической конференции «В содружестве наук».Кроме того, к новым и современным формам обучения следует отнести и дистанционное обучение. Сегодня оно переживает период стремительного развития. Все большее количество учебных заведений внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения. В СПб ГБПОУ «АМК» ведется активная работа на платформе Moodle.
Важнейшей задачей, стоящей при проведении дистанционного обучения, является организация взаимодействия между студентами и преподавателями. Для решения этой задачи преподаватели используют форумы, блоги, сайты, электронную почту, презентации и т.д. Студент сам планируют свое учебное время, выбирает нужный и удобный ему темп изучения материала. При разумной организации дистанционный курс может учитывать особенности конкретного студента и допускать индивидуальный путь обучения, что довольно сложно организовать на занятиях в группе на очной форме обучения.
Дистанционное обучение предоставляет преподавателю возможность оценивания знаний, навыков и умений, полученных в результате прохождения дистанционного обучения, в том числе время, затрачиваемое студентами на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности у студентов. Наличие подобной информации позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.
Преподаватели цикловой комиссии проводят занятия с использованием дистанционного обучения, что позволяет им охватить большое дидактическое пространство, задействовать каждого студента группы, дать возможность анализировать информацию, обсудить рассматриваемую проблему на форуме студентов, защитить собственную точку зрения, провести электронное тестирование.
В процессе работы студенты обращаются к преподавателю с вопросами, преподаватель комментирует ответы и указывает на ошибки. Для обратной связи используется электронная почта, которая облегчает рассылку материалов. Электронная почта и сайты позволяют отслеживать историю переписки со студентами. В этих условиях преподаватель перестает учить в обычном понимании слова, он становится координатором процесса обучения.
Дистанционное обучение, несомненно, имеет свои преимущества. Оно решает психологические проблемы студента, снимает временные и пространственные ограничения, расширяет коммуникативную сферу студентов и педагогов.
Также преподаватели кафедры уделяют большое внимание созданию электронных учебных пособий. В электронном виде разработаны методические указания для практических и лабораторных работ, презентации, фонды оценочных средств. Они призваны оптимизировать трудозатраты преподавателя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Методическая эффективность цифровых изданий достигается благодаря образному восприятию и эмоциональному воздействию на студента, которое способен обеспечить грамотно построенный и хорошо согласованный аудиовизуальный ряд, чередующийся с интерактивными упражнениями.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что при дифференциации можно и нужно учитывать уже имеющуюся индивидуальность студентов, поскольку они уже личности, у которых за спиной уже довольно сложное онтогенетическое развитие, а впереди – потенциальные возможности дальнейшего развития. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы преподаватель признал право студента «быть самим собой». Именно в этом смысле классики педагогики, и, прежде всего Ж. Ж. Руссо, говорили об уважении личности ученика. При дифференциации это предполагает известную открытость обучения, то есть предоставление студенту возможности выбора уровня обучения, исходя из своих знаний, умений, интересов и т. д.
Таким образом, дифференциация обучения является одним из эффективных средств влияния на ценностные ориентации студентов, способствует переходу образования на качественно новый уровень.
Список литературы:
1. Попова В.И. Применение образовательных технологий в условиях Научно -образовательного центра [Текст] / В.И. Попова, О.Ю. Гарманова // Сборник научных трудов SWorld. – Вып. 2. – Том 13. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. – С. 73-76.
2. Назирова Л.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях дифференцированного обучения гуманитарно-естественным дисциплинам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnykh interesovuc.
3. Осмаловская И.М. «Дифференциация процесса обучения в современной школе», Москва – Воронеж, 2004.