Поощрение и наказание - единственный путь решения всех проблем современного образования
Поощрение и наказание - единственный путь решения всех проблем современного образования
В чём проблема современного образования? В том, что нет поощрения и наказания.
Внутренняя мотивация к процессу учения - явление крайне редкое. Учитель должен заинтересовать своим предметом. Миссия невыполнима. Режиссер, сценарист, актеры, художники по костюмам (список можно продолжить) годами снимают интересный художественный фильм. И этот фильм нравится не всем. А учитель за один вечер разве способен создать несколько уроков, каждый из которых будет интересен всем ученикам?!
Учитель должен найти подход к каждому ученику. Давайте вместе пофантазируем и представим, что есть такой учитель, который с этим на самом деле справляется. Приходит на урок новый ученик, учиться не хочет, хочет бездельничать, всем мешать, шутить, играть в телефон... Но учитель разрабатывает методику - и случается чудо. Ученик заинтересовался геометрией. Приходит в класс другой хулиган - та же история. И третий... и четвертый! Возникает вопрос, нет ли здесь запрещённых приемов, ломающих хрупкую детскую психику. Уж не тоталитарная ли это секта любителей геометрии? А может, гипноз?
Давайте закончим с фантазиями и вернемся в реальность. Всегда в классе найдутся те, кому на уроке просто скучно. А часто и те, кто будет другим ученикам мешать. И никакая интерактивная доска, никакой современный принтер всех разом не заинтересует. Ни учитель, ни техника не восполнят отсутствие внутренней мотивации к процессу учения у всех учеников в классе.
Не хочет ученик учиться, не получилось с ним, может, отпустить? Закон Об образовании не разрешает. До 15 лет сиди, милый друг, в школе от звонка до звонка. И никаких чтоб домой пораньше. Но раз нельзя не учиться, а учиться не всем хочется, значит, нужно учиться, потому что учиться НАДО. А слово надо начинает работать только при наличии поощрения и наказания.
Как с этим обстоят дела в современной школе. По закону Об образовании поощрить можно любым приемлемым для школы методом. Но... денег на поощрения учеников ни у школы, ни у учителей нет, почетные грамоты снова не всех детей интересуют, хорошие отметки, если они поставлены как поощрение, не подтвердятся на контрольных работах и ВПРах, отпустить пораньше нельзя. Что из поощрений остается? Все молодцы да умницы? А может, честно признаемся, что школе поощрить ребенка нечем?
А как обстоят дела с наказанием? И того хуже. Можно объявить замечание по школе ученику. А что ему от этого замечания? Как меняется его жизнь, в какую сторону? Можно в 15 лет ученику предложить школу покинуть. А до 15 лет? Коллега на работе пожаловалась, что увидела, как одна ученица рисует палочки на полях тетради. Когда учительница спросила, зачем эта девочка рисует палочки, та ответила, что хочет посчитать, сколько раз на уроке будет сказано: " Ребята, потише!" Оказалось, что с начала урока число палочек уже перевалило за 50!
А чем хорошо мотивированные к процессу учения ученики (которых с каждым годом становится всё меньше) виноваты в том, что рядом с ними учатся те, кто им мешает учиться. Не нарушает ли это их право на образование? Да, нарушает! А раз право на образование нарушено, где тот закон, что будет защищать прилежных учеников? Нет такого закона. И приглашённый инспектор по делам несовершеннолетних уныло разведет руками: "Ну, мешает всем ученик на уроке, не в колонию же его к настоящим преступникам!" И тот самый учитель, что минуту назад жаловался инспектору на поведение ученика, конечно, с инспектором согласится. Нельзя за это в колонию.
Что же остаётся. Уповать на родителей школьного хулигана. А у них... развод, новые отношения, два непогашенных кредита, может, ещё и вредные привычки. Родители - не панацея.
Чтобы не возвращаться к гороху с розгами, может, вернуть в школы селекцию. Зачем гимназии и лицеи приравняли в правах с обычными школами, куда пропали ПТУ, почему Вечерняя школа переполнена, а об открытии ещё одной и речи не идет? Должны ли все дети учиться вместе? (Я сейчас не про детей-инвалидов, а про детей с отклоняющимся от нормы поведением говорю).
А может, разработать такую систему, при которой справившиеся с заданиями ученики смогут с урока уходить. А те, кто с заданием не справляются, окажутся приглашенными на продленку после обеда. Может, начать с внесения изменений в закон Об образовании, проголосовали же за поправки в Конституцию. А пока отношения учителя и ученика на законодательном уровне не проработаны, по моему мнению, никакие новые стандарты проблему не решат.
Пролубщикова Наталья Владимировна