Статья «Проблемы современного образования глазами педагога: пути решения»
Статья
«Проблемы современного образования глазами педагога: пути решения»
Психолого-педагогические проблемы современного образования
Система образования является одной из важнейших структур, управляемой
государством, направленных как на социализацию каждого члена общества, так и
на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, прививая человеку
моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной
культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет
сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на
основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов
общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого
уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс
общества.
Психолого-педагогические проблемы современного образования
Система образования является одной из важнейших структур, управляемой
государством, направленных как на социализацию каждого члена общества, так и
на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, прививая человеку
моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной
культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет
сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на
основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов
общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого
уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс
общества.
Психолого-педагогические проблемы современного образования
Система образования является одной из важнейших структур, управляемой
государством, направленных как на социализацию каждого члена общества, так и
на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, прививая человеку
моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной
культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет
сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на
основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов
общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого
уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс
общества.
Современное общество предъявляет высокие требования не только к целостности организации педагогического процесса, использованию и внедрению передовых инновационных технологий, но и к личности педагога. Учитель, работающий в современных условиях должен обладать гибким стилем мышления, быть способным к творческой и профессиональной деятельности, самоопределению и саморазвитию. Педагог должен быть конкурентоспособным, высокие требования предъявляются к его профессиональным знаниям, способностям, умениям, навыкам. Профессия педагога, как ни какая другая характеризуется многофункциональностью и полинаправленностью деятельности.
Исследователь Л. С. Шафранова обращает внимание на деструктивные факторы, вызывающие изменения в личности педагога:
-постоянно присущее рабочей ситуации ощущение новизны;
-необходимость постоянного саморазвития порождают ощущение насилия над собой и ведут к подавленности, раздражительности;
-эмоциональная насыщенность межличностных контактов;
-ответственность за подопечных;
-постоянное включение в деятельность волевых процессов.
Благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе — одно из важнейших условий успешного внедрения инноваций системы обучения, формирования готовности педагогов к реализации нового в педагогической практике.
Формирование и совершенствование морально-психологического климата в образовательном учреждении является одним из наиболее важных условий для повышения качества образовательного процесса. Также, морально-психологический климат является индикатором уровня социального развития, как всего коллектива, так и отдельных работников в частности. Взаимоотношения в коллективе - это одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности. Это взаимодействие между собой в различных сферах деятельности людей со своими взглядами, ценностями, моральными и психологическими устоями. Особенно это актуально для современных образовательных учреждений. Педагогический коллектив уметь использовать новые технологии для осуществления всех запросов учеников и их родителей.
Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:
доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
доброжелательная и деловая критика;
свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;
отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
достаточная информированность членов группы о ее задачах и состоянии дел при их выполнении;
удовлетворенность принадлежностью к группе;
высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в
ситуациях;
принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из
ее членов .
Среди слагаемых успеха, которого добиваются многие педагогические коллективы в воспитании школьников, важную роль играет как высокий профессионализм педагогов, так и слаженность их действий в достижении поставленных целей, а также использование воспитательных возможностей, заложенных в самом педагогическом коллективе.
Предполагается, что восприимчивый к нововведениям педагог:
а) стремится внедрить передовой опыт в практику;
б) постоянно занимается самообразованием;
в) привержен определенной личной идее, которую развивает в процессе деятельности;
г) анализирует и рефлектирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;
д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.[1,с.68].
Можно сделать вывод, что в благоприятных рабочих условиях у педагогов есть силы и энтузиазм вводить новшества на уроках.
Теперь хотелось бы разобраться, что происходит со школьниками в современных условиях жизни и их отношении к школе.
Психологи, изучая особенности современных школьников, приходят к выводу, что дети сильно изменились за последние годы. Известный психолог Д. И. Фельдштейн отмечает, что в настоящее время у учащихся наблюдается дефицит патриотизма, поэтому необходимо интенсивно создавать условия для духовного становления личности. Автор подчеркивает, что «Именно ощущение человеческой истории, своей непосредственной причастности к этому процессу позволяет человеку найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее целостности. Такое восприятие действительности формирует нравственную ответственность индивида за свои решения и поступки, т. е. формирует его как личность».
Также не забываем, какую роль оказывает семья на воспитание и развитие подрастающего поколения. По мнению, М.С.Яницкого, наибольшее влияние на формирование системы ценностей личности оказывает семья. Родительская семья выступает в качестве важнейшего источника критериев оценки, лежащих в основе формирования ценностных представлений на протяжении всей жизни человека. Есть данные, свидетельствующие о том, что к концу начальной школы учащиеся частично или полностью утрачивают учебную мотивацию. Поэтому так часты мотивационные конфликты между педагогом и учеником. Необходимо привлекать родителей в школьную жизнь ребенка, например совместные мероприятия с родителями в школе.
Источники:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8999/
https://www.pedmasterstvo.ru/categories/12/articles/1347