12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Кочергина118
Россия, Хабаровский край, г.Амурск
2

«Проблемы современного образования глазами педагога: пути решения».

Статья «Проблемы современного образования глазами педагога: пути решения».

Выполнила Кочергина Наталья Анатольевна



   «Образование - это дорога длиною в жизнь».

На сегодняшний день Российское образование переживает трудный период в своей истории. В нашей стране система школьного образования находится на грани кризиса. Сегодня, в век быстро развивающихся информационных технологий, ценность образования стала расти непрерывно. И вряд ли найдется тот, кто станет оспаривать данное утверждение. Вот только вопрос в том, соответствует ли уровень знаний и навыков, которые получают наши дети,  требованиям современного мира, нового, быстро развивающегося, сложного, но и вместе с тем интересного?

Еще совсем недавно современная школа отвечала определенным нуждам нашего общества и взращивала послушных, скромных исполнителей. С тех пор мало что изменилось в самой школе, но наше общество за это время пережило громадные изменения и сделало невероятный скачок от индустриального к информационному. В век информации основной закон говорит о том, что каждые восемнадцать месяцев количество информации увеличивается в два раза.  Из чего нетрудно сделать вывод: сегодняшние знания очень быстро устаревают, и, чтобы успевать за переменами, каждые полтора года нам придется учиться практически заново.

Так чему же сегодня  должны учиться наши дети, чтобы быть успешными в жизни?  Насколько образование, которое получают наши дети, готовит их к будущему? Отвечает ли школьная система образования конкретным нуждам  и запросам не только ребенка и его родителей, но и учителей? 

С какими проблемами сталкивается сегодня в своей практике каждый конкретный учитель, и каковы причины этого и пути их решения?..

На мой взгляд одна из первых, наиболее серьезных проблем, с которой столкнулся современный учитель, это то, что у учеников нет больше  абсолютного доверия к учителю. Это связано в первую очередь с приходом эпохи интернета, что в корне изменило основную роль учителя. Если раньше он был источником информации, то сейчас от него ожидают работы в качестве организатора активной познавательной деятельности учащихся. И в самом деле, с точки зрения интернета учитель знает обо всем примерно в тысячу раз меньше, чем сама сеть. Учащийся теперь считает себя уже самостоятельным и осознает, что где-то справится и сам без учителя. Ведь он может легко найти информацию в интернете. С этой же точки зрения учебник тоже выглядит весьма устаревше. Более того, сама необходимость в нем становится сомнительной.

Современный мир стремительно развивается. Информация устаревает и становится бесполезной. Учебники просто невозможно издавать с такой периодичностью, с какой меняется информация. Как следствие ценной становится не сама информация, а умение обучаться самостоятельно, что дается нашим детям не так легко, как хотелось бы.

Еще одной причиной такого отношения к учителю у учащихся является чрезвычайная обработанность сознания учеников средствами массовой информации, где очень часто создается негативный образ учителя, занижается сам статус учителя. Ученики больше не относятся к учителю как к авторитетному старшему.

Поэтому, я считаю, что современному учителю целесообразно осваивать эффективные методы работы в интернете и использовать его в учебном процессе, применяя не прямой путь подачи информации, а косвенный. Такой метод может вызвать интерес у ученика, спровоцировать у него интерес и побудить учащихся самостоятельно более детально изучить предлагаемый учителем материал. В этом случае как раз ученик и может воспользоваться интернетом как средством обучения и источником информации. Более того это может привести к  тому, что и использование интернета на уроке позволит сделать познавательную деятельность учащихся активнее, необычнее и интереснее.

Вторая проблема, с которой сталкивается учитель, это тот факт, что учитель и ученики разделены большой временной пропастью и стали говорить на разных языках. Прежде всего, это связано с чрезвычайной распространенностью и популярностью технологий, интернета и компьютерных игр. Как результат -большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Этот конфликт непонимания также влечет за собой и дополнительные проблемы у учащихся, связанные с мотивацией к обучению. Она становится катастрофически низкой. В качестве возможного варианта решения в данной ситуации, я бы предложила самому учителю попытаться заговорить на языке учащихся и начать использовать информационные технологии и развивающие компьютерные игры в образовательном процессе. Применение информационных технологий способствует формированию непрерывного познавательного интереса у многих учащихся и усиливает мотивацию к обучению. Более того информационные технологии позволяют учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений, уровень сложности и интересы, что позволяет сделать процесс обучения разноуровневым и личностно-ориентированным. Конечно же, это также подразумевает, что учитель сам начнет активно овладевать современными ИКТ и использовать их в учебном процессе. Также будет целесообразным, на мой взгляд, применение таких форм организации урока, как дискуссия или дебаты. Эти формы взаимодействия будут способствовать формированию навыков аналитического и критического осмысления информации, и развивать умение работать в команде, чувство взаимоуважения, толерантности и сотрудничества.

Еще одна проблема, с которой часто сталкивается учитель в школе, это то, что им очень трудно вести с детьми воспитательную работу. Причина все та же – интернет. Дети просто не слышат учителей. В связи с этим необходим поиск альтернативных форм и вариантов взаимодействия учитель - ученик. Поэтому для современного учителя владение такими педагогическим технологиями как обучение в сотрудничестве и методом проектов является профессиональной необходимостью. В таких условиях учителю следует принять учащихся с их установкой на современные средства массовой информации, не критиковать их за это, быть осторожным в своих негативных высказываниях на этот счет, но в свою очередь постараться показать учащимся другую «классическую» культуру и помочь им понять ее. Учитель своим примером может показать учащимся значимость и ценность классической культуры и опять же на своем примере привить детям высокие духовные идеалы. Здесь же опять и пресловутый индивидуальный подход к учащимся.

Очень хотелось бы, чтобы еще и государство обратило больше внимания не только на воспитательную сторону образовательного процесса, но и непосредственно на самого учителя, как личность, которая и осуществляет этот процесс, повысить его социальный статус, который чрезвычайно низок. Следует также отметить, что государственный статус учителя, это лишь одна сторона проблемы. Существует и другая: статус учителя в глазах его собственных учеников. И если в первом случае от учителя мало что зависит, то во втором случае от него зависит практически все. Ему выбирать на каком языке говорить с учащимися - на традиционном, не понятном для учащихся или использовать современные технологии и быть интересным и доступным для своих учащихся. Он и только он решает, быть ли ему авторитарным учителем, которого не воспринимают, или выбрать путь сотрудничества с учениками. Здесь особую  важность приобретают такие профессиональные качества учителя как непрерывное самообучение, повышение своей профессиональной квалификации, умение оставить свои проблемы за дверьми класса и его личностное развитие. Это все поможет учителю идти в ногу со временем и быть интересным своим ученикам, стать для них уважаемым партнером и значимой личностью в учебном процессе. Наградой станет выросший статус самого учителя как личности в глазах учеников, а значит и мотивации к деятельности, которая на данный момент очень низка у обеих сторон образовательного процесса.

Существует еще одна, не менее важная, проблема – в школе не учат жизни.  Школа людям нужна для того, чтобы к совершеннолетию уметь жить самостоятельной взрослой жизнью. Знать предметы, необходимые в будущей профессии, иметь навыки бытовой жизни (починить, постирать, приготовить). Но, к большому сожалению, в современном мире выпускники 9 и 11 класса до сих пор не знают, как открыть карту в банке, заплатить за коммунальные услуги, что такое авансовая система заработной платы, оплата водительских штрафов, кредит.. Зато их научили считать тангенсы. Это важные аспекты жизни любого человека, кроссворды другими словами, которые выпускник школы и университета должен разгадывать самостоятельно.

Итак, мы подходим к следующей проблеме образования – отсутствие специализации. Будущий юрист, даже если и научится решать квадратные уравнения и отличать косинус от синуса, никогда не поймет, зачем ему это было нужно. Встает вопрос о том, что время, потраченное на домашнее задание, и деньги, потраченные на репетиторов, уже не вернуть, а все усилия были напрасными. В идеальной школе должна быть специализация, способ максимально оптимизировать образовательный процесс для каждого ученика. Если правильно и справедливо организовать специализацию в школе, то проблема индивидуального подхода полностью или частично решится сама по себе.

Безусловно, в этом процессе есть учителя, которые делают все, что в их силах, чтобы дать детям знания. Проблема в том, что учителя работают в рамках системы, которая, мягко говоря, с трудом  поддается  изменениям. Существующая  система образования не дает времени уделять достаточно внимания каждому ребенку. Система требует, чтобы учителя проводили обучение конвейерным методом. Можно конечно возразить,  что в современной системе образования предусмотрен индивидуальный подход в обучении, когда  учитель  при разработке содержания урока и подбора учебного материала учитывает особенности и способности  учащихся класса. Однако справедливости ради надо заметить, что  учитель, у которого тридцать человек в классе, просто не в силах уделить достаточно внимания каждому ребенку с учетом его особенностей и специфики. Результатом такого обучения становится тот факт, что  многие выпускники школ не подготовлены к жизни умственно, эмоционально, физически и духовно.

Школьная система выполнила свою задачу - обучать, но не выполнила свою главную роль – дать такие фундаментальные знания, которые будут отвечать требованиям современного века, сохранив при этом индивидуальность каждого человека и стремление  постоянно познавать и исследовать все новое самостоятельно.  

И все же, мое мнение - что идеальная школа может существовать. Любой уважающий себя учитель, для которого его работа – это призвание, всегда будет стараться проводить свой урок интересно, полезно, понятно и информативно для учеников. Он станет любимым учителем через любовь и никак иначе.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.