Урок технологии «Породы древесины. Свойства древесины. Пороки древесины» (5 класс)
Тема урока: Породы древесины. Свойства древесины. Пороки древесины.
Цель урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по указанной теме.
Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.
Развивающие: развивать творческую активность учащихся и навыки самооценки.
Формировать УУД:
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.
Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы.
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, моделировать схемы различных по происхождению продуктов, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
Задачи:
1. Рассказать о свойствах и назначении различных пород, научить школьников по внешнему виду определять, к какому виду деревьев относится та или иная древесина.
2. Дать определение понятию «порок»; Научиться распознавать основные пороки древесины по внешнему виду; Формировать технологическую культуру.
3. Работать с первоисточниками, извлекая из них полезную информацию.
4.Делать выводы, обобщать.
Тип урока: урок открытия новых знаний
ход урока
Организационный момент мотивация к учебной деятельности
Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.
Актуализация опорных знаний
Вспоминаем что мы изучали на предыдущим уроке?
Мотивация к учебной деятельности
Давайте посмотрим на стенд Что мы там видим?
Отличаются ли эти породы древесины? Чем?
Формирование темы урока, постановка цели
Как вы думаете что мы сегодня изучим на уроке?
Вместе с учениками определить тему урока приблизительно
Изучение нового
Древесные породы делят на два вида (вопрос к учащимся: на какие виды подразделяются деревья?) хвойные и лиственные. У хвойных пород листья игольчатой формы. Почти все хвойные являются вечнозелеными, исключение составляет лиственница, сбрасывающая осенью иголки. У лиственных пород листья широкие, осенью они опадают. Но и здесь есть исключения: в субтропиках и тропиках почти все деревья сохраняют листву круглый год.
Хвойные породы играют ведущую роль в деревообработке.
Именно они обладали ценными качествами в строительном деле: прямой ствол, отсутствие дупла, смолянистость. Смолянистость обеспечивает сопротивляемость гниению. Сосна занимает около 15% всех лесов России, ель – 12%. Самая распространенная хвойная порода российских лесов – лиственница. Она занимает 40% всей площади наших лесов.
Сосна. Древесина сосны прямослойная, прочная, умеренно легкая, смолистая. Цвет ядра светло-коричневый с красноватым оттенком. На воздухе древесина сосны тускнеет, становится серой разных оттенков. Сосна хорошо поддается искусственной и естественной сушке, мало усыхает, не деформируется в готовых изделиях. К ее достоинствам можно также отнести легкость обработки, склеивания и облицовки. Ударные нагрузки древесина сосны переносит удовлетворительно.
Ель. По объемам производства и переработки древесина ели занимает второе место после сосны. Но качество древесины более низкое по таким показателям, как прочность изделий, наличие сучков. В остальном ель является полноценным заменителем сосны. К достоинствам еловой древесины относятся: отсутствие запаха, наличие в основном мелких сучков, меньшая склонность древесины к синению, одинаковый Цвет заболонной и спелой древесины - близкий к белому.
Лиственные породы. Хозяйственное значение лиственных пород снижают два фактора: меньшие запасы по сравнению с хвойными и склонность древесины к загниванию в атмосферных условиях. С другой стороны, разнообразие иных свойств, в том числе богатство текстуры, прочностные характеристики многих лиственных пород делают их незаменимыми.
Дуб. Древесина твердая, малосучковатая, отличается высокой прочностью, стойкостью к гниению, относительной прямослойностью. У дуба красивая текстура на всех разрезах. Широко применяется в мебельном производстве (часто в виде строгано го шпона). Хорошо поддается окраске, отделке лаками и мастиками. Детали и целые изделия часто изготовляют из дуба в фанерно-строгальном и паркетном производствах, в производстве клепки, машиностроении, строительстве. Цвет древесины светло-коричневый разных оттенков. Материал тяжелый, но, тем не менее, хорошо обрабатывается, гнется и полируется.
Береза. Древесина березы имеет белый цвет с красноватым оттенком, годовые слои малозаметны. Отличается плотностью и высокой прочностью, особенно при ударных нагрузках. Масса и твердость - средние. Малостойка к гниению при переменной влажности. Хорошо обрабатывается, строгается, гнется и полируется. Обладает значительным сопротивлением к раскалыванию. Используется древесина березы для производства лущеного шпона, фанеры. Высокая плотность древесины определяет березу как ценный материал в поделочных и токарных работах, при изготовлении мебели. Хорошо имитирует ценные породы, легко окрашивается и полируется. Сушат березу при мягких режимах, так как часто в результате сушки пиломатериалы коробятся на участках с включением ложного ядра. Перед сушкой пиломатериалы из березы рекомендуется выдержать до воздушно-сухого состояния. Используется береза широко: ее можно увидеть в строительных конструкциях, мебели, из нее делают тару, паркет.
Осина. Древесина мягкая, легкая, по прочности уступает березе. Также неустойчива к гниению. Древесина белая с зеленоватым оттенком, годовые слои малозаметны. Хорошо склеивается, сушится, мало коробится, легко обрабатывается. Основное применение осина нашла в производстве спичек.
Липа. Древесина легкая и мягкая, однородного строения, белая с розоватым или красноватым оттенком. Очень хорошо режется, гнется и сушится - мало растрескивается и почти не коробится. Из липы изготовляют чертежные доски, щитовую мебель, различные поделки, модели в литейном деле, детали облицовки.
Внешние свойства древесины:
цвет - зависит от породы, возраста и условий произрастания дерева учитывается при изготовлении мебели и художественных изделий
текстура - естественный рисунок дерева учитывается при изготовлении мебели и художественных работах
запах - зависит от наличия в ней смолистых веществ и эфирных масел это свойство учитывается при изготовлении тары под пищевые продукты
Закрепление нового. Контролирующие задание
Индивидуальная работа с текстом учебника - Записи в тетради Породы древесины в таблицу
Порода древесины |
Цвет и наличие ядра |
Цвет заболони |
Текстура |
Для чего применяют |
То что мы перечислили как вы думаете это отрицательные или положительные стороны древесины?
Древесина широко применяется в различных отраслях производства и в быту. Из неё изготавливают строительные конструкции полы, двери, окна, мебель, музыкальные инструменты. используют древесину в производстве смол, лаков, красок. на рисунке №6 представлено что можно получить из 1 кубического метра древесины.
Запись в тетрадь Что можно получить из древесины?
Однако у древесины есть недостатки- пороки.
Пороками древесины называют различные отклонения от нормы, существенно изменяющие и понижающие качество древесины, ограничивающие ее использование.
Пороки делят на девять групп: сучки, трещины, Червоточины (повреждения насекомыми), пороки формы ствола, пороки строения древесины, химические окраски, грибные поражения, инородные включения и дефекты, деформации.
Закрепление нового. Контролирующие задание
Индивидуальная работа с текстом учебника - Записи в тетради
Записи в тетради Выпишите из параграфа 4 все пороки древесины с определением.
Рефлексия учебной деятельности
Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Это может быть тест.
- Что вызвало интерес?
- Что показалось трудным?
Домашнее задание
Выучить материал параграфа § 2-4 из учебника.
Рефлексия учебной деятельности
На этом этапе подведения итогов урока учитель задает детям вопросы, отвечая на которые он может судить об усвоении данного материала.
Какие новые знания для себя вы получили?
Могут ли приобретенные сегодня знания пригодиться в жизни?