Технологическая карта урока технологии «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы», 5 класс
Урок технологии 5 класс, 2 часа. Направление: «Индустриальные технологии» Раздел: «Технологии обработки конструкционных материалов» |
Учитель: Клейкина Евгения Алексеевна |
||||||||||||||||||||||||
Тема: |
«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» |
Тип урока: комбинированный |
|||||||||||||||||||||||
Цель урока |
Образовательная - ознакомить обучающихся с природным конструкционным материалом – древесиной, строением древесины и областью ее применения, пиломатериалами и древесными материалами; Развивающая - научить различать породы древесины и виды пиломатериалов, подбирать нужный материал для изделия; Воспитательная - воспитать бережное отношение к природе, формировать и развивать экологическое мышление. |
||||||||||||||||||||||||
Дидактические средства обучения: |
образцы древесины различных пород, образцы пиломатериалов и древесных материалов (ДСП, ДВП, шпон, фанера), плакат с изображением строения ствола дерева; примеры (фотографии) изделий различного назначения из древесины различных пород; учебник технологии (§3), рабочая тетрадь, ПК. |
||||||||||||||||||||||||
Методы: |
рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторно-практическая работа. |
||||||||||||||||||||||||
Опорные понятия: |
древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины (кора, годичные кольца), текстура, пиломатериалы (доски, брусья, бруски, горбыль), элементы пиломатериалов (пласть, ребро, торец, кромка), древесные материалы (фанера, шпон). |
||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты: |
|||||||||||||||||||||||||
Личностные: Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету «Технология». |
Предметные результаты: - понимание и определение понятий древесина, строение древесины, пиломатериалы, древесные материалы; - уметь различать древесину; - участвовать в индивидуальной и коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы. |
Метапредметные результаты: - планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; - планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения; - извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, лекции; - учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. |
|||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока |
|||||||||||||||||||||||||
Для учителя: рабочая программа для 5-х классов (направление: "Индустриальные технологии"); пособие для учителя: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс [Текст] : методическое пособие / А. Т. Тищенко – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144с. – с. 61 – 67; обучающие стенды. |
Для учащихся: электронный учебник: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс : электронный учебник/приложение / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 192 c. – с. 71 – 75; обучающие стенды; |
||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап (2 мин.) |
|||||||||||||||||||||||||
Активация учащихся |
Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия |
Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию. |
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Регулятивные: планирование занятия Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке |
||||||||||||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.) |
|||||||||||||||||||||||||
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
- основные сведения о древесине как природном конструкционном материале; - виды древесных материалов: шпон, пиломатериал, фанера; - области применения древесных материалов; - отходы и их использование. |
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий. |
Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации. |
||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний (5 мин.) |
|||||||||||||||||||||||||
Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала. |
Проанализировать полученные знания и умения по предмету в начальной школе о значении древесины и применении древесины в окружающей обстановке. Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. |
Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему. |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение планировать свою работу. Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное. Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся. |
||||||||||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин.) |
|||||||||||||||||||||||||
Организовывать осмысленное восприятие новой информации. |
Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать сведения о строении древесины, породах древесины; видах пиломатериалов и элементах (пласть, ребро, торец, кромка), и древесных материалах. |
Участвуют в беседе, формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради. |
Личностные: осознание своих возможностей; Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли. |
||||||||||||||||||||||
5. Первичная проверка понимания (7 мин.) |
|||||||||||||||||||||||||
Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме. |
Задает вопросы: - объясните, как вы считаете, в чем назначение древесины; - строение древесины и породы древесины; - пиломатериалы и элементы; - древесные материалы их применение; |
Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют просмотренную презентацию.
|
Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы. Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта. |
||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление (40 мин.) |
|||||||||||||||||||||||||
Обеспечить осмысленное, усвоение и закрепление знаний по теме занятия |
Предлагает задание на усвоение «новых знаний». Выполнение лабораторно-практической работы №1«Распознавание древесины и древесных материалов». Раздача образцов пород древесины. Текущий инструктаж: во время урока учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной работы. |
Ученики выполняют п. 1-4 задания №1 в рабочей тетради. |
Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе. |
||||||||||||||||||||||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (8 мин.) |
|||||||||||||||||||||||||
Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования |
Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»
Выставление оценок с учётом заданий рабочей тетради. Неправильных ответов нет – оценка «5». Неправильных ответов 1-2 – оценка «4». Неправильных ответов 3-4 – оценка «3». Неправильных ответов 5 – материал темы не усвоен. |
Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок. |
Личностные: осознание важности обучения предмету; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы; Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
||||||||||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (3 мин.) |
|||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании |
Три уровня домашнего задания: - Стандартный минимум (репродуктивный уровень) - Конструктивный - Творческий 1.Ответить на вопросы, приведённые в конце §3 2. Принести на следующий урок чертёжные инструменты. 3.Найти в интернете: отличие древесины карельской берёзы от древесины берёзы, произрастающей в средней полосе России. Рассказать на уроке. |
Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним. |
Личностные: осознание важности обучения предмету. |
||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.) |
|||||||||||||||||||||||||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии. |
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. -Что нового узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? -Где можно применить полученные знания в практической деятельности? -Для чего необходимо знать данный материал? -Какие затруднения у Вас возникли? -Дайте анализ своей деятельности на уроке. -Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок. Предлагает учащимся сформулировать свой ответ. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 1.На уроке я работал активно / пассивно; 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен; 3.Урок для меня показался коротким / длинным; 4.За урок я не устал / устал; 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже; 6.Материал урока мне был понятен / не понятен; полезен / бесполезен; интересен / скучен; 7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным; интересно / не интересно. |
Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы. |
Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета; Регулятивные: самооценка деятельности на уроке; Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету; Коммуникативные: умение слушать и вести диалог; |
Ольга Пародина
Клейкина Евгения Алексеевна
Павкина Галина Геннадьевна
Клейкина Евгения Алексеевна