Технологическая карта урока технологии «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы», 5 класс

5
4
Материал опубликован 12 April 2017 в группе

Урок технологии 5 класс, 2 часа. Направление: «Индустриальные технологии»

Раздел: «Технологии обработки конструкционных материалов»

Учитель: Клейкина Евгения Алексеевна

Тема:

«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»

Тип урока: комбинированный

Цель урока

Образовательная - ознакомить обучающихся с природным конструкционным материалом – древесиной, строением древесины и областью ее применения, пиломатериалами и древесными материалами;

Развивающая - научить различать породы древесины и виды пиломатериалов, подбирать нужный материал для изделия;

Воспитательная - воспитать бережное отношение к природе, формировать и развивать экологическое мышление.

Дидактические средства обучения:

образцы древесины различных пород, образцы пиломатериалов и древесных материалов (ДСП, ДВП, шпон, фанера), плакат с изображением строения ствола дерева; примеры (фотографии) изделий различного назначения из древесины различных пород; учебник технологии (§3), рабочая тетрадь, ПК.

Методы:

рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторно-практическая работа.

Опорные понятия:

древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины (кора, годичные кольца), текстура, пиломатериалы (доски, брусья, бруски, горбыль), элементы пиломатериалов (пласть, ребро, торец, кромка), древесные материалы (фанера, шпон).

Планируемые результаты:

Личностные:

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету «Технология».

Предметные результаты:

- понимание и определение понятий древесина, строение древесины, пиломатериалы, древесные материалы;

- уметь различать древесину;

- участвовать в индивидуальной и коллективной

творческой деятельности при выполнении практической работы.

Метапредметные результаты:

- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения;

- извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, лекции;

- учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Ресурсы урока

Для учителя:

рабочая программа для 5-х классов (направление: "Индустриальные технологии");

пособие для учителя: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс [Текст] : методическое пособие / А. Т. Тищенко – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144с. – с. 61 – 67;

обучающие стенды.

Для учащихся:

электронный учебник: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс : электронный учебник/приложение / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 192 c. – с. 71 – 75;

обучающие стенды;

Ход урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап (2 мин.)

Активация учащихся

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные: планирование занятия

Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии

Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.)

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- основные сведения о древесине как природном конструкционном материале;

- виды древесных материалов: шпон, пиломатериал, фанера;

- области применения древесных материалов;

- отходы и их использование.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий.

Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

3. Актуализация знаний (5 мин.)

Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.

Проанализировать полученные знания и умения по предмету в начальной школе о значении древесины и применении древесины в окружающей обстановке. Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение планировать свою работу.

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся.

4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин.)

Организовывать осмысленное восприятие новой информации.

Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать сведения о строении древесины, породах древесины; видах пиломатериалов и элементах (пласть, ребро, торец, кромка), и древесных материалах.

Участвуют в беседе, формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради.

Личностные: осознание своих возможностей;

Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли.

5. Первичная проверка понимания (7 мин.)

Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме.

Задает вопросы:

- объясните, как вы считаете, в чем назначение древесины;

- строение древесины и породы древесины;

- пиломатериалы и элементы;

- древесные материалы их применение;

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют просмотренную презентацию.

 

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы.

Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников

Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6. Первичное закрепление (40 мин.)

Обеспечить осмысленное, усвоение и закрепление знаний по теме занятия

Предлагает задание на усвоение «новых знаний». Выполнение лабораторно-практической работы №1«Распознавание древесины и древесных материалов». Раздача образцов пород древесины.

Текущий инструктаж: во время урока учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной работы.

Ученики выполняют п. 1-4 задания №1 в рабочей тетради.

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (8 мин.)

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»

Утверждение

Да

Нет

1.

˅

 

2.

˅

 

3.

 

˅

4.

 

˅

5.

˅

 

Выставление оценок с учётом заданий рабочей тетради.

Неправильных ответов нет – оценка «5».

Неправильных ответов 1-2 – оценка «4».

Неправильных ответов 3-4 – оценка «3».

Неправильных ответов 5 – материал темы не усвоен.

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок.

Личностные: осознание важности обучения предмету;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (3 мин.)

Информация о домашнем задании

Три уровня домашнего задания:

- Стандартный минимум (репродуктивный уровень)

- Конструктивный

- Творческий

1.Ответить на вопросы, приведённые в конце §3

2. Принести на следующий урок чертёжные инструменты.

3.Найти в интернете: отличие древесины карельской берёзы от древесины берёзы, произрастающей в средней полосе России. Рассказать на уроке.

Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним.

Личностные: осознание важности обучения предмету.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

-Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили сегодня?

-Где можно применить полученные знания в практической деятельности?

-Для чего необходимо знать данный материал?

-Какие затруднения у Вас возникли?

-Дайте анализ своей деятельности на уроке.

-Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок.

Предлагает учащимся сформулировать свой ответ. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал активно / пассивно;

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен;

3.Урок для меня показался коротким / длинным;

4.За урок я не устал / устал;

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже;

6.Материал урока мне был понятен / не понятен; полезен / бесполезен; интересен / скучен;

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным; интересно / не интересно.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы.

Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета;

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке;

Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету;

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хорошая разработка! Спасибо.

25 April 2017

Спасибо, очень полезная работа!

18 May 2017

Спасибо за положительный отзыв

18 May 2017

Похожие публикации