Технологическая карта урока технологии по теме «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы» (5 класс)
                                Пояснительная записка к презентации
учитель: Шильников Александр Васильевич
Предмет: технология
Класс: 5
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Тема: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
Цели:
Образовательные: Ознакомление с природным конструкционным материалом – древесиной, пиломатериалами и древесными материалами
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; бережное отношение к природе; формировать и развивать экологическое мышление.
Формировать УУД:
Личностные УУД: готовность и способность к выполнению правил техники безопасности на уроках технологии; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; умение конструктивно разрешать конфликты
Регулятивные УУД: готовность и способность к постановке целей; планировать пути достижения целей; учиться самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самооценку правильности выполнения действия на всех этапах его реализации
Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение, но устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь; учиться высказывать свои мысли и внимательно выслушивать товарищей
Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации; давать определения понятиям; работать с текстами (ознакомительное, изучающее, усваивающее или поисковое чтение): выделять главное и второстепенное
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать определения древесины, пиломатериалов и древесных материалов и области их применения
Уметь различать породы древесины и виды пиломатериалов; подбирать нужный материал для изделия
Личностные: понимание значения леса для жизни отдельного человека и человечества; осознание потребности в бережном отношении к природе.
Метапредметные: понимание исторического отношения человека к древесине, как самому удобному природному конструкционному материалу и необходимостью сохранения экологического равновесия.
Основные понятия: древесина, хвойная и лиственная породы, строение древесины, кора, годичные кольца, пиломатериалы, доски, брусья, бруски, горбыль, пласть, ребро, торец, кромка, древесные материалы, фанера, шпон и т.п.
Оборудование: Учебник: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; Методическое пособие. 5 класс. А.Т. Тищенко; Рабочая тетрадь; задания 2,3,4,5 подготовленные в таблицах MO Excel, презентация, раздаточный материал, мультимедиа проектор, компьютеры
ВНИМАНИЕ. Этот урок имеет несколько особенностей, которые следует учитывать при анализе его структуры и планировании времени.
Это один из первых уроков технологии в 5 классе. Новое всё и учитель, и мастерская и некоторые приемы работы. Плотность этого урока от 60% до 80% ,т.е. учебная работа должна занять не все 90 минут, а от 55 минут до 72 минут (гигиенические критерии рациональной организации урока по Н.К. Смирнову).
Большое количество основных понятий в содержании темы урока для лучшего усвоения разбивается на отдельные группы и для каждой из них проходят этапы изучение нового и закрепление нового. Для закрепления нового продумано два варианта работы с заданиями. Если урок проводим в мастерской, то обучающиеся получают задания на карточках, а проверка выполняется с помощью соответствующих слайдов презентации.
Отличная работа получается, если на данном этапе урока класс переходит в кабинет информатики. Тогда учитель предлагает варианты заданий 2,3,4,5 подготовленные в таблицах MO Excel. Такие задания любят выполнять все мои ученики. На их выполнение уходит намного меньше времени, компьютер строго следит за орфографией и не пропускает ошибки. И главное компьютер справедливо оценивает работу, не придирается, но и не делает поблажек. Переход из мастерской в кабинет информатики и обратно считается динамической паузой.
| 
			 Основные этапы организации учебной деятельности  | 
			
			 Содержание педагогического взаимодействия  | 
			
			 Ожидаемые результаты (развитие УУД)  | 
		||
| 
			 Задачи этапа  | 
			
			 Деятельность учителя  | 
			
			 Деятельность обучающихся  | 
		||
| 
			 Организационный Момент (2 мин)  | 
			
			 Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности  | 
			
			 Приветствие учителя, психологический настрой  | 
			
			 Рапорт дежурного  | 
			
			 Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: смыслообразование (Я должен ...) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.  | 
		
| 
			 I. Мотивация к учебной деятельности (7 мин) Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу»  | 
			
			 Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое  | 
			
			 Организует. Уточняет тематические рамки. - Предлагает продолжить предложение: Карелия это край … и … - Предлагает выбрать только один объект, тот который подходит для урока технологии - Предлагает дать пояснение, ответить на вопросы: почему? как ты считаешь?  | 
			
			 Повторяют основные правила техники безопасности Предлагают варианты, выбирают, обобщают, комментируют 
 Выбирают лес 
 
 Отвечают на вопросы  | 
			
			 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков  | 
		
| 
			 II. Формулирование темы урока, постановка цели (7 мин) Цель: повторение изученного материала; проговаривание цели урока в виде темы урока  | 
			
			 Воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, необходимого для открытия и усвоения новых знаний и способов действий. Обеспечение мотивации учения, принятие целей урока  | 
			
			 - Предлагает назвать деревья, связанные с праздниками; 
 
 
 
 деревья и сказки; 
 деревья – польза и историческая слава Заонежья. 
 
 
 - Предлагает сформулировать тему урока и цель урока; 
 Помогает наметить план работы. - Уточняет формулировки; - Предлагает оценочный лист для работы по методу райтинг 
 Задание 1: стр. 4 в рабочей тетради Критерии оценки задания слайды 2 и 3 
  | 
			
			 - Отвечают на вопросы: Ель – Новый Год Верба – Пасха, Вербное воскресенье Береза – Троица. Пятидесятница Липа – Лиса и заяц (лубяная избушка) Ель, сосна – музей – заповедник Кижи (памятники деревянного зодчества) Осина – лемех (покрытие куполов храмов) - Формулируют тему: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы. - Формулируют цель: Ознакомление с природным конструкционным материалом – древесиной, пиломатериалами и древесными материалами Заполняют таблицу в рабочей тетради; Вносят результаты работы в оценочный лист  | 
			
			 Личностные: осознание своих возможностей Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; постановка вопросов; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Регулятивные: Целеполагание; выполнение пробного учебного действия Познавательные: Самостоятельное формулирование познавательной цели; Логические – формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков  | 
		
| 
			 Физкультминутка  | 
			
			 Динамическая пауза  | 
			|||
| 
			 III. Изучение нового (15 мин) Цель: «Открытие» нового знания 
  
			приложение 4.jpg 
			 
			приложение 3 
			 
			приложение 3.1 
			 
			приложение 2 
			 
			приложение 2.1 
			 
			приложение 1 
			
 
 IV. Закрепление нового (25 мин) Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала  | 
			
			 Открытие и усвоение обучающимися новых знаний и способов действий Выполнение заданий на усвоение главного в новой информации, выполнение заданий, в том числе и творческих, на основе изученного. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы  | 
			
			 Предлагает рассмотреть строение ствола дерева по учебнику стр. 10 – 11 (3 абзаца) и выполнить: Задание 2 (карточка – приложение 1 или вариант MO Excel строение ствола); 
 
 
 
 
 
 
 Задание 3 (карточка – приложение 2 или вариант MO Excel поперечный разрез) 
 
 
 
 
 Предлагает работу с учебником стр.11 – стр.12 и назвать достоинства и недостатки древесины 
 Учитель крепит на доску карточки в 2 столбика или предлагает сделать это ученику. Предлагает проблемный вопрос: как по маленькому образцу определить (предположить) от какого он дерева? 
 
 Предлагает работу с текстом учебника на стр. 13 и выполнить: Задание 4 (карточка – приложение 3 или вариант MO Excel виды пиломатериалов); слайд 8 
 
 
 Предлагает выполнить: Задание 5 (карточка – приложение 4 или вариант MO Excel элементы доски); слайд 10 
 
 Учитель показывает несколько образцов (фанера, рейка, вагонка, ДВП, и т.п.) И просит выбрать натуральные древесные материалы, т.е. что получаются из бревен или пиломатериалов пилением, строганием, рубкой  | 
			
			 Обучающиеся работают с учебником и выполняют Задание 2 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайдам 4 и 5, заполнение листа самооценки. 
 Обучающиеся работают с учебником и выполняют Задание 3 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайдам 6 и 7, заполнение листа самооценки. 
 Обучающиеся работают с учебником, выделяют в тексте достоинства и недостатки. Устно называют достоинства и недостатки древесины. 
 Обучающиеся работают с учебником и называют свойства древесины: порода, текстура, цвет, запах, твердость; Обучающиеся работают с учебником и выполняют Задание 4 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайду 9 и заполнение листа самооценки 
 Обучающиеся выполняют Задание 5 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайду 11 и заполнение листа самооценки 
 Обучающиеся делают выбор. Появляется вопрос, а как назвать оставшиеся образцы? Где найти ответ? Какими источниками информации располагают обучающиеся в настоящий момент? Работа с учебником стр. 14. Проговаривают названия образцов древесных материалов  | 
			
			 Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; постановка вопросов; инициативное сотрудничество: контроль, коррекция, оценка действий партнера Регулятивные: Планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция Познавательные: Анализ, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение высказывания  | 
		
| 
			 Физкультминутка (4 минуты за 2 урока)  | 
			
			 Динамическая пауза Зарядка для глаз  | 
			
			 Учитель предлагает паузу после выполнения каждой смысловой группы заданий  | 
			
			 - древесина - пиломатериалы и древесные материалы  | 
			|
| 
			 V. Контролирующее задание (20 мин) Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет. Выполнение заданий, которые содержат новые понятия и переход к заданиям, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.  | 
			
			 Первичная проверка и самопроверка уровня освоенности материала и способов действий. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.  | 
			
			 - На столе разложены образцы для практической работы. Учитель предлагает выполнить п.1 и п. 4 из ЛР 1 на стр.15 учебника 
 
 - Выполнить упражнение 2 на стр. 4 рабочей тетради. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Выполнить упражнение 5 на стр. 5 рабочей тетради.  | 
			
			 Выбирают образец, разбирают свойства и пробуют определить вид древесины. Вносят итоги практической работы в оценочный лист Обучающиеся выполняют упражнение 2 и проводят самопроверку по критериям, используя слайды 12 и 13. 
 Вносят данные в лист самопроверки. Обучающиеся выполняют упражнение 5 и проводят самопроверку по критериям, используя слайд 14. 
 Вносят данные в лист самопроверки.  | 
			
			 Личностные: самоопределение Регулятивные: Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: Анализ, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение высказывания  | 
		
| 
			 VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.  | 
			
			 Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ и самоанализ учебной деятельности  | 
			
			 Райтинг. Учитель предлагает проанализировать работу на уроке. Высказать свое мнение по вопросу: совпали ли результаты учебной работы с плановыми показателями? В чем были трудности? Что было интересно, а что лучше не использовать?  | 
			
			 Самооценка. Обучающиеся работают с оценочными листами. Высказывают свое мнение о заданиях урока, предложенных методах работы.  | 
			
			 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль  | 
		
| 
			 VIII. Домашнее задание и уборка рабочих мест (5 мин)  | 
			
			 Сообщение объема и содержания домашнего задания, в том числе и вариантов домашнего задания по выбору учащихся, инструктаж по его выполнению  | 
			
			 Учитель предлагает выбрать домашнее задание: 1. Найти в Интернете, чем отличается древесина карельской березы от древесины остальных видов берез. 2. Найти ответы на задания по карточкам с фотоизображениями  | 
			
			 Обучающиеся записывают задания в дневники; Выполняют уборку рабочих мест  | 
			|
Литература
Столярное дело/ Сост. Е.В. Смирнова – М.: Стройиздат, 1996 – 328 с.
Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева: Учеб. для нач. проф. образования./М.: Издательский центр «Академия», 2003- 328с.
CD-ROM «Технология. Библиотека электронных наглядных пособий» ЗАО «ИНФОСТУДИЯ. ЭКОН» 2004.
Электронное сопровождение для уроков технологии и системы дополнительного образования, адаптировано к демонстрации на интерактивной доске. 5 класс. Глозман Е. С., Глозман А. Е., Хотунцев Ю.Л. Мнемозина, М., 2009.
Источник: http://stroy-banya.com/krisha/derevyannye-konstrukcii-krovli.html
Источник: http://izba-iz-brevna.ru/russkoe-derevyannoe-zodchestvo3
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

рисунок 1
Источник: http://stroy-banya.com/krisha/derevyannye-konstrukcii-krovli.html

рисунок 2
http://izba-iz-brevna.ru/russkoe-derevyannoe-zodchestvo3
1. На данных рисунках показано применение натуральных древесных материалов.
Как называются эти материалы? Из древесины какого дерева было принято их готовить в Заонежье? Перечислите достоинства и недостатки этих материалов. Используют ли их в настоящее время?
или
2.Найти в Интернете, чем отличается древесина карельской березы от древесины остальных видов берез.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И._____________________________________________________
| 
			 № п/п  | 
			
			 Задание  | 
			
			 Самооценка  | 
			
			 Оценка учителя  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 упражнение 1 на стр. 4 рабочей тетради (лиственные)  | 
			||
| 
			 2  | 
			
			 упражнение 1 на стр. 4 рабочей тетради (хвойные)  | 
			||
| 
			 3  | 
			
			 Задание 2 строение ствола  | 
			||
| 
			 4  | 
			
			 Задание 3 поперечный разрез  | 
			||
| 
			 5  | 
			
			 Задание 4 виды пиломатериалов  | 
			||
| 
			 6  | 
			
			 Задание 5 элементы доски  | 
			||
| 
			 7  | 
			
			 Выполнить п.1 и п. 4 из лабораторной работы № 1 на стр.15 учебника  | 
			||
| 
			 8  | 
			
			 упражнение 2 на стр. 4 рабочей тетради  | 
			||
| 
			 9  | 
			
			 упражнение 5 на стр. 5 рабочей тетради.  | 
			||
| 
			 10  | 
			
			 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА  | 
			
Отношение к уроку покажите выбором одного из рисунков, продолжите нужное предложение или напишите свое:
| 
			 
  | 
			
			 Мне все понятно Было интересно Все успевал  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Много трудных слов, быстро забываются Было интересно, но медленно работал и не успевал Было трудно в заданиях, когда цифры стоят не как на рисунке учебника  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Не понял тему урока Плохо читаю и не успеваю делать записи Мне лень Мне не интересно, но нужна хорошая оценка  | 
		
                                    
			
			
			
			
			
			
























