Материал на проверке

Портфолио педагога-наставника

6
0
Материал опубликован Вчера в 19:09

t1734797541aa.gift1734797541ab.gif\

t1734797541ac.gifПортфолио педагога-наставника



t1734797541ad.jpg


Наставник: Уточниковаи Виктория Игоревна,

учитель географии и обществознания,

МАОУ СОШ №2,

Образование: высшее

Педагогический стаж: 19 лет

Квалификационная категория: высшая

Отличительная черта как педагога: любовь к детям, ответственность.

Работа в качества педагога наставника: 2й год


Наставляемый - молодой педагог

Ваулин Иван Дмитриевич

- В 2023-24 уч. году студент 4 курса, педагог-организатор, учитель ОДНКНР в 5, 6 классах, МАОУ СОШ №2

- В 2024-2025 учебном году, учитель ОДНКНР, истории и обществознания, МАОУ СОШ №2

Образование: высшее

Педагогический стаж: 2 месяца

Квалификационная категория: -

Отличительная черта как педагога: креативность и умение увлекать.







Почему я стала педагогом наставником?

Считаю, что главная задача педагога-наставника помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагогом-наставником стала, потому что хочу помочь молодому специалисту раскрыть свой профессиональный потенциал, быстрее и эффективнее освоить основы профессионального мастерства (приложение 1).

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку педагога-наставника, готового оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность (приложение 2).

Моя задача, как педагога-наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Для решения поставленной задачи мною была разработана система наставничества.

На начальном этапе необходимо было разработать план работы с молодым педагогом (приложение 3).

Этапы организации наставничества

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя четыре этапа:

1-й этап – начальный.

На данном этапе было проведена беседа-знакомство, анкетирование с молодым педагогом Иваном Дмитриевичем (приложение 4). Молодому педагогу было предложено пройти методику оценки коммуникативных и организаторских способностей личности (Методика В. Синявского и Б. А. Федоришина). Коммуникативные и организаторские способности являются стержнем в профессии педагога, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием между людьми. Они являются важными факторами для достижения успеха в школе.

Полученные результаты можно охарактеризовать следующим образом. Иван Дмитриевич, получил оценку «4» (Q = 4), отнесена к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Это говорит о том, что такие люди не теряются в новой обстановке, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это говорило о высоком потенциале будущего педагога, о его предрасположенности работы в профессии типа взаимоотношений «человек-человек».

2-й этап – адаптационный. Мною был определён круг обязанностей и полномочий для молодого специалиста Ивана Дмитриевича, а также выявлены недостатки в его умениях и навыках, необходимые для того чтобы выработать программу адаптации.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому необходимо было обратить внимание молодого специалиста на:

требования к организации учебного процесса;

требования к ведению школьной документации;

формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся;

ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);

механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.

Моя задача как педагога-наставника – обеспечить поддержку молодому педагогу в области:

практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока;

формы, методы и приемы обучения;

основы управления уроком и др.;

разработки программы собственного профессионального роста;

выбора приоритетной методической темы для самообразования; подготовки к первичному повышению квалификации;

освоения инновационных тенденций в педагогике;

подготовки к предстоящей аттестации.

На данном этапе мною были выявлены трудности, проблемы и неудачи в деятельности Ивана Дмитриевича. С этой целью проводилось вводное анкетирование, где начинающий специалист рассказал о своих трудностях, проблемах и неудачах (приложение 5). На данном этапе нужно помнить, что наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Таким образом, педагогу-наставнику необходимо помнить о терпении и целеустремлённости.

3-й этап – основной (проектировочный). Совместно с Иваном Дмитриевичем разработали и реализовывали индивидуальный план профессионального развития молодого педагога (приложение 6). Мною была осуществлена корректировка профессиональных умений молодого педагога, помогала выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

Данная программа даст возможность:

дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого педагога;

повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений, достижений;

развивать творческий потенциал молодого педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности педагога;

повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении; создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого педагога.

На данном этапе использую информационные и творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы и методы: психологические тренинги, творческие лаборатории, диспуты, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя.

Для выявления тревожности молодого педагога была проведена самодиагностика в сентябре 2023, контрольный тест в сентябре 2024 года. Тестирование по методике Спилбергера – Ханина проводилось с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

Результаты тестирования сентябрь 2023

Результаты тестирования сентябрь 2024

Оценка тревожности - 49 баллов (высокая)

Иван находился в состояние реактивной (ситуационной) тревоги, которая возникает при попадании в новую стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряжённостью,

беспокойством.

Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволил определить, что Иван находился под воздействием стрессовой ситуации.

Оценка тревожности - 35 баллов

(умеренная)

Идёт снижение уровня тревожности. На данном этапе формируется чувство уверенности и успеха.




Чтобы работа с молодым специалистом была более эффективной, мною подготовлены различные «Памятки» «Рекомендации»:

Современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности на уроке (приложение 7);

Что нужно знать молодому специалисту в начале профессиональной деятельности?

организация работы с неуспевающими учащимися;

анализ и самоанализ урока;

как правильно организовать работу с классом;

4-й этап – контрольно-оценочный. Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, позволит определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Усилия направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.

В 2024 – 2025 учебном году осуществляется четвёртый этап системы работы наставничества. Он направлен на развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста. Работа ведется по совместно разработанному нами индивидуальному плану профессионального развития на второй год обучения. Итоги будут подведены в конце текущего учебного года.

Свою работу как педагог-наставник с молодым специалистом Ваулиным И.Д. я осуществляю по изложенной выше системе с 2023-2024 учебного года. Стаж работы Ивана Дмитриевича как учителя истории и обществознания –2 месяца. За этот период эффективно осуществлена работа по первым двум этапам. Первый этап (адаптационный) длился первые 6 месяцев, была проведена работа по введению в должность молодого педагога: анкетирование (выявление трудностей, проблем в работе молодого педагога), ознакомление молодого специалиста с условиями и содержанием его профессиональной деятельности, требованиями к работе, разработан индивидуальный план развития молодого педагога на два года. По истечении первого полугодия работы проанализированы результаты адаптации молодого педагога Ваулина И.Д.. и внесены коррективы в индивидуальный план профессионального развития. На втором этапе (второе полугодие 2023-2024 уч. года) проводилась работа по развитию профессиональных знаний и умений молодого специалиста, необходимых для качественного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей. Работа строилась в соответствии с индивидуальным планом развития. В конце 2023-2024 учебного года были подведены итоги данного этапа.

В течение учебного года проведена система оценивания результатов проделанной работы в форме:

1. Формы промежуточного контроля:

1.1. Анкетирование молодого специалиста.

1.2. Рецензия или оценка наставником занятия, выполненного молодым специалистом

2. Форма итогового контроля:

2.1. Открытый урок молодого специалиста для педагогов школы.

2.2. Заполнения листа оценки наставником и самооценки профессиональной деятельности и личности молодого специалиста.

В конце учебного года были подведены результаты профессиональной деятельности взаимодействия педагога - наставника и молодого педагога, которые представлены в таблице.

Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном уровнях (приложение 8)

Мероприятие

Уровень

Форма

Дата

1

1 место в муниципальном областном конкурсе «Молодой учитель -2024»

муниципальный

очная

01.10.2024

2

Фестиваль открытых уроков «Функциональная грамотность: учимся для жизни»

областной

заочный

Декабрь 2023

3

Фестиваль педагогических идей «Урок для учителя»

областной

Очно-заочный

Октябрь 2023- февраль 2024

4

Фестиваль открытых уроков «Функциональная грамотность: учимся для жизни»

школьный

очный

21.12. 2023

4

Конкурс творческих работ «Финансовая киберграмотность и безопасный Интернет»

областной

заочный

Февраль 2024

5

Организация участия команды МАОУ СОШ №2 в профориентационном квесте «СЭИ: Подключайся!»t1734797541ae.gif

областной

заочный

2024

6

Выступление на Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла

«Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

школьный

очный

Май 2024

7

Проведение онлайн уроков по финансовой грамотности

всероссийский

Онлайн

очно

Апрель-май 2024

Результативность профессиональной деятельности педагога-наставника на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном уровнях (приложение 8)

Мероприятие

Уровень

Форма

Дата

1

Наставник – эксперт

Фестиваль открытых уроков «Функциональная грамотность: учимся для жизни»

школьный

очный

21.12. 2023

1

III областной конкурс эссе «Наставничество и профессиональное развитие»

областной

заочный

Февраль-апрель 2024 г.

2

Фестиваль педагогических идей «Урок для учителя»

областной

Очно-заочный

Октябрь 2023- февраль 2024

3

Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла

«Эффективные практики проектирования и реализации индивидуальных программ совершенствования учительского роста».

школьный

очный

Апрель 2024


За этот период Ваулин И.Д. показала уровень профессионального развития выше среднего.

Вывод: Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволяет педагогу-наставнику быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодого педагога, включать их в проектирование своего развития, оказывать ему помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать его профессиональную компетентность.


























Приложение 1

t1734797541af.gif

t1734797541ag.gif











Приложение 2

Анкета

для выявления компетенций наставника

ФИО наставника: Уточникова Виктория Игоревна

Место работы: МАОУ СОШ №2

Должность: учитель географии и обществознания

Стаж педагогической деятельности: 19 лет

п\п

Вопрос

Ответ

1

Есть ли опыт работы в качестве наставника?

Да

Нет

2

Почему Вы решили стать наставником?

Хочу быть полезным;

Хочу, чтобы кто-то не совершал мои ошибки; Хочу, чтобы мой авторитет признавали;

Хочу научиться общаться с молодым поколением;

Хочу развить свое мышление, общаясь с молодым поколением;

Другое:

3

Какие у вас есть качества, навыки или другие характеристики, способные принести пользу молодежи?

Умение планировать;

Умение взаимодействовать/сотрудничать; Умение адаптироваться;

Умение работать самостоятельно;

Умение анализировать;

Знание предмета/опыт работы;

Другое

4

Готовы ли вы взять на себя обязательство участвовать в программе наставничества с момента вашего прикрепления к наставляемому до ее завершения?

Да

Нет

5

Сколько времени в неделю вы готовы уделять наставничеству?

Не более

1 часа;

1-2 часа;

2-3 часа;

Более 3 часов;

Другое

6

В каких обучающих мероприятиях в рамках программы наставничества вы готовы принимать участие?

В очных семинарах/лекциях/конференциях;

В дистанционных семинарах/ лекциях/

конференциях;


7

В чем Вы видите результаты осуществления Вами наставничества?

В эффективном выполнении конкретных поручений наставляемым;

В положительной мотивации наставляемого к учебе/работе;

В саморазвитии;

В осознанности;

В личной продуктивности;

В самоопределении;

В самостоятельности наставляемого;

Другое

9

Какими нижеперечисленными качествами на Ваш взгляд Вы обладаете?

Организованность;

Ответственность;

Строгость;

Чувствительность;

Проницательность;

Авторитетность;

Пунктуальность;

Уважение к личности;

Поощрение инициативы;

Самокритичность;

Внимательность;

Требовательность;

Другое

10

Какими качествами на Ваш взгляд должен обладать наставляемый?

Ответственность;

Исполнительность;

Дисциплинированность;

Умение отстаивать собственное мнение; Внимательность;

Быстрая обучаемость;

Уважение к наставнику;

Уверенность;

Пунктуальность;

Желание развиваться;

Другое

























Приложение 3

План работы с молодыми специалистом


месяц

1-й год работы

2023-24 уч. год

«Компетентность учителя – залог творчества и успеха учащихся»

2-й год работы

2024-25 уч. год

«Самостоятельный творческий поиск»


3-й год работы

2025-26 уч. год

«Выбор индивидуальной педагогической линии»




август

Собеседование с молодым специалистом

Корректировка и утверждение плана работы с молодым специалистом


Корректировка и утверждение плана работы с молодым специалистом


сентябрь

Оформление классной документации (личных дел, журнала, плана воспитательной работы).

Составление тематического планирования;

Посещение уроков молодого специалиста наставником

Знакомство с локальными актами школы, регламентирующими УВП.

Час общения с молодыми специалистами

«Расскажи о своих впечатлениях, достижениях (первом) учебном году» Посещение уроков наставника.

Подготовка учителя  к уроку. Посещение

уроков молодого специалиста наставником  

с последующим анализом.

Организация

методической помощи в проведении уроков, внеклассных

мероприятий.

Организация

методической помощи в проведении

родительского собрания. Посещение уроков своих коллег.

октябрь


Методы изучения личности школьника. Требования к плану воспитательной работы класса. Методика разработки плана воспитательной работы.

Психолого - педагогические требования к проверке, учету и оценке достижения планируемых результатов.

Подготовка и проведение родительского

собрания.

Современный учитель в условиях внедрения ФГОС.

Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам.



ноябрь

Изучение теории «Урок с позиции требований системно-деятельностного подхода». Посещение уроков коллег.

Изучение теории «Требования ФГОС к конструированию современного урока». Осуществлять подготовительную работу для участие в муниципальном проекте «Педагог завтрашнего дня» (написание проекта).

Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся. Дискуссия «Домашнее задание: как, сколько, когда?»


декабрь

Современные образовательные технологии. Знакомство с теорией и практикой применения при посещении уроков наставника и др. коллег. Посещение внеурочных занятий, классных часов у опытных классных руководителей.

Обучение анализу, самоанализу урока (практикум). Посещение внеурочных занятий, классных часов у опытных классных руководителей.


Обучение анализу, самоанализу урока (практикум). Посещение молодым специалистом внеурочных занятий, классных часов у опытных классных руководителей.


январь

Консультации. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика. Анализ внеурочного мероприятия с позиции здоровьесбережения.

Консультации. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика. Анализ внеурочного мероприятия с позиции здоровьесбережения.

Основы профессиональной компетентности учителя (профстандарт) Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика. Анализ внеурочного мероприятия с позиции здоровьесбережения

февраль

Современные образовательные технологии. Знакомство с теорией и практикой применения при посещении уроков наставника и др. коллег. «Мой педагогический дебют» - открытые внеклассные мероприятия, тренинговые занятия (тема по выбору).

Формирование метапредметного результата в рамках урока и внеурочной деятельности. Посещение уроков молодых специалистов наставниками. «Мой педагогический дебют» - открытые внеклассные мероприятия, тренинговые занятия (тема по выбору).

Потребность в успехе. Мотив и цель достижения. Посещение уроков молодых специалистов наставниками. «Мой педагогический дебют» - открытые внеурочные мероприятия, тренинговые занятия (тема по выбору).


март

Открытый урок. Консультации. Организация каникулярного отдыха детей.

Открытый урок. Консультации. Организация каникулярного отдыха детей.

Открытый урок. Самообразование -необходимое  условие профессионального развития педагога.

Реализация темы  по самообразованию, внедрение ее в практику своей работы.

апрель

«Круглый стол» Обсуждение методической, педагогической литературы, изученной стажерами. Итоги работы за год стажерской практики.

Микроисследование «Проблемы  молодого учителя»  Анализ профессиональных затруднений.

Творческий отчет молодого учителя.


май

Анализ итогов работы за год

Анализ итогов работы за год

Анализ итогов работы за год









Приложение 4

t1734797541ah.jpg





Приложение 5

Анкета

«Изучение затруднений в работе начинающего педагога»

Ваулин И.Д. 2023-24 уч. год


п/п

Вид деятельности

Самооценка

«+» или «-»

1. Анализ педагогической деятельности

1

Умение проводить самоанализ урока/занятия

-

2

Умение проводить самоанализ воспитательного

мероприятия

+

3

Умение анализировать качество знаний и уровень

воспитанности учащихся

-

2. Планирование

1

Тематическое

+

2

Поурочное

+

3

Воспитательной работы

-

4

Внеурочных занятий

-

5

Работы с родителями

-

3. Организация

1

Личного труда

+

2

Учебно-познавательной деятельности учащихся

+

3

Внеурочной воспитательной работы

+

4. Контроль и коррекция

1

Самоконтроль и коррекция

-

2

Контроль уровня воспитанности учащихся

-

3

Коррекция знаний учащихся

-

5. Владение технологией современного урока/занятия

1

Постановка цели урока/занятия

-

2

Выбор типа урока/занятия

+

3

Отбор главного, существенного в содержании учебного

материала

-

4

Отбор методов и форм организации познавательной

деятельности учащихся

+

5

Способы дифференциации обучения

-












Приложение 6

t1734797541ai.png

t1734797541aj.png


























Приложение 7

Современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности на уроке


Анализ урока

(класс, предмет, тема, учитель)


Палитра оценочных действий учителя

Вариант действия

Количество

Примеры, иллюстрации

Согласие



Одобрение



Ободрение



Замечание



Отрицание



Упрек



Угроза



Неопределенная оценка



Опосредованная оценка



Невербальные оценка

(мимика, жесты)




Способы проверки знаний учащихся учителем:

t1734797541ak.gif
t1734797541ak.gif



Варианты взаимопроверки и взаимооценки учащимися:

t1734797541ak.gif
t1734797541ak.gif



Результативные действия учащихся на уроке

Варианты

Количество

Ответы на вопросы учителя

(фронтально)


Ответы на вопросы учителя

(индивидуально)


Записи в тетрадях


Идеи, предположения, гипотезы (от

групп или индивидуально)


Схемы, рисунки


Алгоритмы



Варианты самооценки и самоконтроля учащихся

Адекватность оценочных суждений реальным достижениям







Приложение 8

t1734797541al.png





























t1734797541am.png































t1734797541an.png











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.