Портфолио педагога-наставника
\
Портфолио педагога-наставника
Наставник: Уточниковаи Виктория Игоревна,
учитель географии и обществознания,
МАОУ СОШ №2,
Образование: высшее
Педагогический стаж: 19 лет
Квалификационная категория: высшая
Отличительная черта как педагога: любовь к детям, ответственность.
Работа в качества педагога наставника: 2й год
Наставляемый - молодой педагог
Ваулин Иван Дмитриевич
- В 2023-24 уч. году студент 4 курса, педагог-организатор, учитель ОДНКНР в 5, 6 классах, МАОУ СОШ №2
- В 2024-2025 учебном году, учитель ОДНКНР, истории и обществознания, МАОУ СОШ №2
Образование: высшее
Педагогический стаж: 2 месяца
Квалификационная категория: -
Отличительная черта как педагога: креативность и умение увлекать.
Почему я стала педагогом наставником?
Считаю, что главная задача педагога-наставника помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагогом-наставником стала, потому что хочу помочь молодому специалисту раскрыть свой профессиональный потенциал, быстрее и эффективнее освоить основы профессионального мастерства (приложение 1).
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку педагога-наставника, готового оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность (приложение 2).
Моя задача, как педагога-наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Для решения поставленной задачи мною была разработана система наставничества.
На начальном этапе необходимо было разработать план работы с молодым педагогом (приложение 3).
Этапы организации наставничества
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя четыре этапа:
1-й этап – начальный.
На данном этапе было проведена беседа-знакомство, анкетирование с молодым педагогом Иваном Дмитриевичем (приложение 4). Молодому педагогу было предложено пройти методику оценки коммуникативных и организаторских способностей личности (Методика В. Синявского и Б. А. Федоришина). Коммуникативные и организаторские способности являются стержнем в профессии педагога, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием между людьми. Они являются важными факторами для достижения успеха в школе.
Полученные результаты можно охарактеризовать следующим образом. Иван Дмитриевич, получил оценку «4» (Q = 4), отнесена к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Это говорит о том, что такие люди не теряются в новой обстановке, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это говорило о высоком потенциале будущего педагога, о его предрасположенности работы в профессии типа взаимоотношений «человек-человек».
2-й этап – адаптационный. Мною был определён круг обязанностей и полномочий для молодого специалиста Ивана Дмитриевича, а также выявлены недостатки в его умениях и навыках, необходимые для того чтобы выработать программу адаптации.
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому необходимо было обратить внимание молодого специалиста на:
требования к организации учебного процесса;
требования к ведению школьной документации;
формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся;
ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.
Моя задача как педагога-наставника – обеспечить поддержку молодому педагогу в области:
практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока;
формы, методы и приемы обучения;
основы управления уроком и др.;
разработки программы собственного профессионального роста;
выбора приоритетной методической темы для самообразования; подготовки к первичному повышению квалификации;
освоения инновационных тенденций в педагогике;
подготовки к предстоящей аттестации.
На данном этапе мною были выявлены трудности, проблемы и неудачи в деятельности Ивана Дмитриевича. С этой целью проводилось вводное анкетирование, где начинающий специалист рассказал о своих трудностях, проблемах и неудачах (приложение 5). На данном этапе нужно помнить, что наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Таким образом, педагогу-наставнику необходимо помнить о терпении и целеустремлённости.
3-й этап – основной (проектировочный). Совместно с Иваном Дмитриевичем разработали и реализовывали индивидуальный план профессионального развития молодого педагога (приложение 6). Мною была осуществлена корректировка профессиональных умений молодого педагога, помогала выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
Данная программа даст возможность:
дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого педагога;
повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруднений, достижений;
развивать творческий потенциал молодого педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности педагога;
повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении; создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого педагога.
На данном этапе использую информационные и творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы и методы: психологические тренинги, творческие лаборатории, диспуты, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя.
Для выявления тревожности молодого педагога была проведена самодиагностика в сентябре 2023, контрольный тест в сентябре 2024 года. Тестирование по методике Спилбергера – Ханина проводилось с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
Результаты тестирования сентябрь 2023 | Результаты тестирования сентябрь 2024 |
Оценка тревожности - 49 баллов (высокая) Иван находился в состояние реактивной (ситуационной) тревоги, которая возникает при попадании в новую стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряжённостью, беспокойством. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволил определить, что Иван находился под воздействием стрессовой ситуации. | Оценка тревожности - 35 баллов (умеренная) Идёт снижение уровня тревожности. На данном этапе формируется чувство уверенности и успеха. |
Чтобы работа с молодым специалистом была более эффективной, мною подготовлены различные «Памятки» «Рекомендации»:
Современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности на уроке (приложение 7);
Что нужно знать молодому специалисту в начале профессиональной деятельности?
организация работы с неуспевающими учащимися;
анализ и самоанализ урока;
как правильно организовать работу с классом;
4-й этап – контрольно-оценочный. Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, позволит определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Усилия направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.
В 2024 – 2025 учебном году осуществляется четвёртый этап системы работы наставничества. Он направлен на развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста. Работа ведется по совместно разработанному нами индивидуальному плану профессионального развития на второй год обучения. Итоги будут подведены в конце текущего учебного года.
Свою работу как педагог-наставник с молодым специалистом Ваулиным И.Д. я осуществляю по изложенной выше системе с 2023-2024 учебного года. Стаж работы Ивана Дмитриевича как учителя истории и обществознания –2 месяца. За этот период эффективно осуществлена работа по первым двум этапам. Первый этап (адаптационный) длился первые 6 месяцев, была проведена работа по введению в должность молодого педагога: анкетирование (выявление трудностей, проблем в работе молодого педагога), ознакомление молодого специалиста с условиями и содержанием его профессиональной деятельности, требованиями к работе, разработан индивидуальный план развития молодого педагога на два года. По истечении первого полугодия работы проанализированы результаты адаптации молодого педагога Ваулина И.Д.. и внесены коррективы в индивидуальный план профессионального развития. На втором этапе (второе полугодие 2023-2024 уч. года) проводилась работа по развитию профессиональных знаний и умений молодого специалиста, необходимых для качественного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей. Работа строилась в соответствии с индивидуальным планом развития. В конце 2023-2024 учебного года были подведены итоги данного этапа.
В течение учебного года проведена система оценивания результатов проделанной работы в форме:
1. Формы промежуточного контроля:
1.1. Анкетирование молодого специалиста.
1.2. Рецензия или оценка наставником занятия, выполненного молодым специалистом
2. Форма итогового контроля:
2.1. Открытый урок молодого специалиста для педагогов школы.
2.2. Заполнения листа оценки наставником и самооценки профессиональной деятельности и личности молодого специалиста.
В конце учебного года были подведены результаты профессиональной деятельности взаимодействия педагога - наставника и молодого педагога, которые представлены в таблице.
Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном уровнях (приложение 8)
№ | Мероприятие | Уровень | Форма | Дата |
1 | 1 место в муниципальном областном конкурсе «Молодой учитель -2024» | муниципальный | очная | 01.10.2024 |
2 | Фестиваль открытых уроков «Функциональная грамотность: учимся для жизни» | областной | заочный | Декабрь 2023 |
3 | Фестиваль педагогических идей «Урок для учителя» | областной | Очно-заочный | Октябрь 2023- февраль 2024 |
4 | Фестиваль открытых уроков «Функциональная грамотность: учимся для жизни» | школьный | очный | 21.12. 2023 |
4 | Конкурс творческих работ «Финансовая киберграмотность и безопасный Интернет» | областной | заочный | Февраль 2024 |
5 | Организация участия команды МАОУ СОШ №2 в профориентационном квесте «СЭИ: Подключайся!» | областной | заочный | 2024 |
6 | Выступление на Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» | школьный | очный | Май 2024 |
7 | Проведение онлайн уроков по финансовой грамотности | всероссийский | Онлайн очно | Апрель-май 2024 |
Результативность профессиональной деятельности педагога-наставника на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном уровнях (приложение 8)
№ | Мероприятие | Уровень | Форма | Дата |
1 | Наставник – эксперт Фестиваль открытых уроков «Функциональная грамотность: учимся для жизни» | школьный | очный | 21.12. 2023 |
1 | III областной конкурс эссе «Наставничество и профессиональное развитие» | областной | заочный | Февраль-апрель 2024 г. |
2 | Фестиваль педагогических идей «Урок для учителя» | областной | Очно-заочный | Октябрь 2023- февраль 2024 |
3 | Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла «Эффективные практики проектирования и реализации индивидуальных программ совершенствования учительского роста». | школьный | очный | Апрель 2024 |
За этот период Ваулин И.Д. показала уровень профессионального развития выше среднего.
Вывод: Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволяет педагогу-наставнику быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодого педагога, включать их в проектирование своего развития, оказывать ему помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать его профессиональную компетентность.
Приложение 1
Приложение 2
Анкета
для выявления компетенций наставника
ФИО наставника: Уточникова Виктория Игоревна
Место работы: МАОУ СОШ №2
Должность: учитель географии и обществознания
Стаж педагогической деятельности: 19 лет
№ п\п | Вопрос | Ответ |
1 | Есть ли опыт работы в качестве наставника? | Да Нет |
2 | Почему Вы решили стать наставником? | Хочу быть полезным; Хочу, чтобы кто-то не совершал мои ошибки; Хочу, чтобы мой авторитет признавали; Хочу научиться общаться с молодым поколением; Хочу развить свое мышление, общаясь с молодым поколением; Другое: |
3 | Какие у вас есть качества, навыки или другие характеристики, способные принести пользу молодежи? | Умение планировать; Умение взаимодействовать/сотрудничать; Умение адаптироваться; Умение работать самостоятельно; Умение анализировать; Знание предмета/опыт работы; Другое |
4 | Готовы ли вы взять на себя обязательство участвовать в программе наставничества с момента вашего прикрепления к наставляемому до ее завершения? | Да Нет |
5 | Сколько времени в неделю вы готовы уделять наставничеству? | Не более 1 часа; 1-2 часа; 2-3 часа; Более 3 часов; Другое |
6 | В каких обучающих мероприятиях в рамках программы наставничества вы готовы принимать участие? | В очных семинарах/лекциях/конференциях; В дистанционных семинарах/ лекциях/ конференциях; |
7 | В чем Вы видите результаты осуществления Вами наставничества? | В эффективном выполнении конкретных поручений наставляемым; В положительной мотивации наставляемого к учебе/работе; В саморазвитии; В осознанности; В личной продуктивности; В самоопределении; В самостоятельности наставляемого; Другое |
9 | Какими нижеперечисленными качествами на Ваш взгляд Вы обладаете? | Организованность; Ответственность; Строгость; Чувствительность; Проницательность; Авторитетность; Пунктуальность; Уважение к личности; Поощрение инициативы; Самокритичность; Внимательность; Требовательность; Другое |
10 | Какими качествами на Ваш взгляд должен обладать наставляемый? | Ответственность; Исполнительность; Дисциплинированность; Умение отстаивать собственное мнение; Внимательность; Быстрая обучаемость; Уважение к наставнику; Уверенность; Пунктуальность; Желание развиваться; Другое |
Приложение 3
План работы с молодыми специалистом
месяц | 1-й год работы 2023-24 уч. год «Компетентность учителя – залог творчества и успеха учащихся» | 2-й год работы 2024-25 уч. год «Самостоятельный творческий поиск» | 3-й год работы 2025-26 уч. год «Выбор индивидуальной педагогической линии» |
август | Собеседование с молодым специалистом | Корректировка и утверждение плана работы с молодым специалистом | Корректировка и утверждение плана работы с молодым специалистом |
сентябрь | Оформление классной документации (личных дел, журнала, плана воспитательной работы). Составление тематического планирования; Посещение уроков молодого специалиста наставником Знакомство с локальными актами школы, регламентирующими УВП. | Час общения с молодыми специалистами «Расскажи о своих впечатлениях, достижениях (первом) учебном году» Посещение уроков наставника. Подготовка учителя к уроку. Посещение уроков молодого специалиста наставником с последующим анализом. | Организация методической помощи в проведении уроков, внеклассных мероприятий. Организация методической помощи в проведении родительского собрания. Посещение уроков своих коллег. |
октябрь | Методы изучения личности школьника. Требования к плану воспитательной работы класса. Методика разработки плана воспитательной работы. | Психолого - педагогические требования к проверке, учету и оценке достижения планируемых результатов. Подготовка и проведение родительского собрания. | Современный учитель в условиях внедрения ФГОС. Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам. |
ноябрь | Изучение теории «Урок с позиции требований системно-деятельностного подхода». Посещение уроков коллег. | Изучение теории «Требования ФГОС к конструированию современного урока». Осуществлять подготовительную работу для участие в муниципальном проекте «Педагог завтрашнего дня» (написание проекта). | Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся. Дискуссия «Домашнее задание: как, сколько, когда?» |
декабрь | Современные образовательные технологии. Знакомство с теорией и практикой применения при посещении уроков наставника и др. коллег. Посещение внеурочных занятий, классных часов у опытных классных руководителей. | Обучение анализу, самоанализу урока (практикум). Посещение внеурочных занятий, классных часов у опытных классных руководителей. | Обучение анализу, самоанализу урока (практикум). Посещение молодым специалистом внеурочных занятий, классных часов у опытных классных руководителей. |
январь | Консультации. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика. Анализ внеурочного мероприятия с позиции здоровьесбережения. | Консультации. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика. Анализ внеурочного мероприятия с позиции здоровьесбережения. | Основы профессиональной компетентности учителя (профстандарт) Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика. Анализ внеурочного мероприятия с позиции здоровьесбережения |
февраль | Современные образовательные технологии. Знакомство с теорией и практикой применения при посещении уроков наставника и др. коллег. «Мой педагогический дебют» - открытые внеклассные мероприятия, тренинговые занятия (тема по выбору). | Формирование метапредметного результата в рамках урока и внеурочной деятельности. Посещение уроков молодых специалистов наставниками. «Мой педагогический дебют» - открытые внеклассные мероприятия, тренинговые занятия (тема по выбору). | Потребность в успехе. Мотив и цель достижения. Посещение уроков молодых специалистов наставниками. «Мой педагогический дебют» - открытые внеурочные мероприятия, тренинговые занятия (тема по выбору). |
март | Открытый урок. Консультации. Организация каникулярного отдыха детей. | Открытый урок. Консультации. Организация каникулярного отдыха детей. | Открытый урок. Самообразование -необходимое условие профессионального развития педагога. Реализация темы по самообразованию, внедрение ее в практику своей работы. |
апрель | «Круглый стол» Обсуждение методической, педагогической литературы, изученной стажерами. Итоги работы за год стажерской практики. | Микроисследование «Проблемы молодого учителя» Анализ профессиональных затруднений. | Творческий отчет молодого учителя. |
май | Анализ итогов работы за год | Анализ итогов работы за год | Анализ итогов работы за год |
Приложение 4
Приложение 5
Анкета
«Изучение затруднений в работе начинающего педагога»
Ваулин И.Д. 2023-24 уч. год
№ п/п | Вид деятельности | Самооценка «+» или «-» |
1. Анализ педагогической деятельности | ||
1 | Умение проводить самоанализ урока/занятия | - |
2 | Умение проводить самоанализ воспитательного мероприятия | + |
3 | Умение анализировать качество знаний и уровень воспитанности учащихся | - |
2. Планирование | ||
1 | Тематическое | + |
2 | Поурочное | + |
3 | Воспитательной работы | - |
4 | Внеурочных занятий | - |
5 | Работы с родителями | - |
3. Организация | ||
1 | Личного труда | + |
2 | Учебно-познавательной деятельности учащихся | + |
3 | Внеурочной воспитательной работы | + |
4. Контроль и коррекция | ||
1 | Самоконтроль и коррекция | - |
2 | Контроль уровня воспитанности учащихся | - |
3 | Коррекция знаний учащихся | - |
5. Владение технологией современного урока/занятия | ||
1 | Постановка цели урока/занятия | - |
2 | Выбор типа урока/занятия | + |
3 | Отбор главного, существенного в содержании учебного материала | - |
4 | Отбор методов и форм организации познавательной деятельности учащихся | + |
5 | Способы дифференциации обучения | - |
Приложение 6
Приложение 7
Современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности на уроке
Анализ урока
(класс, предмет, тема, учитель)
Палитра оценочных действий учителя
Вариант действия | Количество | Примеры, иллюстрации |
Согласие | ||
Одобрение | ||
Ободрение | ||
Замечание | ||
Отрицание | ||
Упрек | ||
Угроза | ||
Неопределенная оценка | ||
Опосредованная оценка | ||
Невербальные оценка (мимика, жесты) |
Способы проверки знаний учащихся учителем:
Варианты взаимопроверки и взаимооценки учащимися:
Результативные действия учащихся на уроке
Варианты | Количество |
Ответы на вопросы учителя (фронтально) | |
Ответы на вопросы учителя (индивидуально) | |
Записи в тетрадях | |
Идеи, предположения, гипотезы (от групп или индивидуально) | |
Схемы, рисунки | |
Алгоритмы |
Варианты самооценки и самоконтроля учащихся
Адекватность оценочных суждений реальным достижениям
Приложение 8