Мастер-класс к уроку изобразительного искусства в 6 классе «Портрет в скульптуре»

Пояснительная записка
Автор: учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска Садварий Жанна Владиславовна
Предмет: изобразительное искусство
Тема: «Портрет в скульптуре»
Аудитория: 6 класс
Цель: формировать представления о скульптурных портретах, и умения создавать образ пластическими средствами.
Задачи:
Образовательные: формировать представления о разнообразии видов скульптуры и способах лепки портрета
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус.
Развивающая: развивать образное мышление, мелкую моторику рук.
Методы: словесный (рассказ, беседа)
Наглядный (демонстрация, иллюстрация)
Практический
Материалы и оборудование для школьников: скульптурный пластилин, баночка от гуаши, стек, доска для раскатывания пластилина, канцелярское перышко.
Содержание мастер-класса:
1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности
Учитель приветствует школьников, проверяет готовность, создает мотивационный настрой.
2.Актуализация знаний и постановка целей и задач деятельности
На прошлых уроках мы познакомились с историей жанра портрет. Прежде, чем мы узнаем о задании сегодняшнего урока, давайте немного повторим.
Дети выполняют тестовое задание. Тест (приложение 2)
3.Введение в тему. Усвоение новых знаний
Учитель: пожалуй, одним из самых сложных в исполнении, но прекрасным видов искусства является скульптура. Мы встречаемся с произведениями скульптуры на улицах городов, в музеях, и в повседневной жизни. Рассмотрите разные виды скульптуры на слайде. Чем отличаются эти произведения?
Школьники. Скульптура разнообразна по размеру, предназначению, материалам из которых она создана.
Учитель. Верно. Давайте познакомимся с видами скульптуры. Прежде всего, скульптуру можно разделить на два больших вида: скульптура круглая и рельефы. Круглой скульптурой называют такую, которую можно обойти вокруг и рассмотреть с разных сторон.
Рельеф обычно выполнен на плоскости. Рельефы бывают разными и делятся на барельефы и горельефы. Барельефы более плоские и выступают от поверхности меньше, чем на половину от своего объема. Горельефы — это более высокий рельеф и выступает от поверхности более чем на половину.
Круглая скульптура бывает разной по размеру и назначению. Скульптурные памятники, которые часто видим на улицах и площадях, называют монументальной скульптурой.
Скульптуру меньших размеров, украшающую парки и сады, называют садово-парковой.
Но не всякая скульптура предназначена для украшения улиц. Одним из популярных видов скульптуры для интерьеров и музеев является станковая скульптура.
Существует еще скульптура малых форм или мелкая пластика. Эти произведения созданы для украшения дома.
4. Ознакомление с новыми умениями и навыками, показ образца их формирования
Сегодня мы тоже станем скульпторами и попробуем создать небольшой скульптурный портрет.
Подготовим необходимые материалы. Нам понадобятся: скульптурный пластилин, канцелярское перышко, стек, пустая баночка от гуашевой краски.
Разомнем пластилин. Скульптурный пластилин, как правило, тверже обычного, поэтому разминать его нужно отрывая небольшими кусочками. Можно перед работой положить брикет с пластилином на отопительную батарею. Для создания необходимого объема, облепим баночку пластилином, прикрепим на часть туловища голову и плечи.
Не забудем поворачивать нашу работу и рассматривать ее с разных сторон. На этом этапе очень важно сделать так, чтобы лицевая часть черепа выступала вперед относительно шеи. Если этого не сделать сразу, потом портрет будет сложно исправить.
Выровняем форму головы и шеи и аккуратно продавим углубления для глаз. Помним, что эти углубления должны быть ровно посередине головы, ведь линия глаз делит голову человека пополам.
Основным способом лепки у скульпторов является вытягивание. Вытянем форму носа, не забудем поворачивать скульптуру и рассматривать ее с разных сторон.
Поскольку я планирую сделать детский портрет, добавим немного пластилина в область щек. Выровняем форму.
При помощи канцелярского перышка сделаем углубления на месте ноздрей, проведем линию рта. Помним, что линия рта должна располагаться ближе к носу, иначе придется наращивать объем в области нижней челюсти и подбородка.
Методом вытягивания сделаем небольшие уши, при помощи стека сделаем углубление под нижней губой. Аккуратно вылепим губы.
Из новых кусочков пластилина формируем пряли волос. Изгибая их, делаем волосы пластичными.
Поскольку наш портрет относится к круглой скульптуре, нужно поворачивать его и работать над прической со всех сторон.
При помощи стека детализируем пряди волос. Обратной стороной стека углубляем отверстия глазниц, при помощи перышка аккуратно определяем место для век.
Когда мы изучали мимику лица человека, у нас шел разговор, о том, что при улыбке глаза человека изображают слегка прищуренными. Для этого разметим и вылепим нижние веки.
Продолжим работу над деталями. Для создания глазного яблока вылепим два небольших шарика и расположим их в глазницах.
Наметим верхние веки и осторожно при помощи перышка вылепим радужную оболочку глаз.
Верхние веки сделаем немного массивнее нижних. Острием перышка обозначим зрачки глаз.
Аккуратно выровняем кожу, добавим нашей героине брови и челку.
Поработаем над деталями. Добавим пластилин для кисти руки. Вспомним, что кисть руки примерно равна размеру от подбородка до переносицы.
Определим положение и размер большого пальца руки. При помощи стека разрежем пластилин, обозначив остальные пальцы.
Проработаем детали пальцев рук. Из оставшегося пластилина вылепим голову и туловище кошки. Методом вытягивания сделаем ушки.
Чтобы сделать кошку более детально, временно разберем нашу композицию, отложив кисть руки в сторону. Продавливаем место для глазниц кошки, размечаем перышком рот и нос.
При помощи стека делаем пушистой шерстку, в глазницы вставляем шарики из пластилина.
Тонко и аккуратно прорабатываем детали, стеком создаем пушистость кошачьей грудки.
Лепим кошке лапку, из остатков пластилина лепим плечо и предплечье и присоединяем кисть руки.
Добавляем общие формы второй руки.
Прорабатываем детали: складки одежды, пальцы рук. Рассматриваем работу с разных сторон.
5. Практическая работа. Анализ работ сверстников. Рефлексия.
Анализ проводится по командам в виде игры «Художники и искусствоведы»
Рефлексия. Лестница успеха
Приложение 1
Презентация к уроку
PPTX / 23.28 Мб
Приложение 2
Пролубщикова Наталья Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Фокина Лидия Петровна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Дармина Елена Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Медведева Татьяна Петровна
Садварий Жанна Владиславовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Максакова Наталья Михайловна