12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Садварий Жанна Владиславовна18464
Образование высшее. Окончила КГПУ, художественно- графический факультет. Работаю в школе с 1995 г.
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»
20

Портрет в скульптуре. Мастер-класс к уроку изобразительного искусства в 6 классе.



Пояснительная записка

Автор: учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска Садварий Жанна Владиславовна

Предмет: изобразительное искусство

Тема: «Портрет в скульптуре»

Аудитория: 6 класс

Цель: формировать представления о скульптурных портретах, и умения создавать образ пластическими средствами.

Задачи:

Образовательные: формировать представления о разнообразии видов скульптуры и способах лепки портрета

Воспитательная: воспитывать эстетический вкус.

Развивающая: развивать образное мышление, мелкую моторику рук.

Методы: словесный (рассказ, беседа)

Наглядный (демонстрация, иллюстрация)

Практический

Материалы и оборудование для школьников: скульптурный пластилин, баночка от гуаши, стек, доска для раскатывания пластилина, канцелярское перышко.

Содержание мастер-класса:

1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности 

Учитель приветствует школьников, проверяет готовность, создает мотивационный настрой.

2.Актуализация знаний и постановка целей и задач деятельности 

На прошлых уроках мы познакомились с историей жанра портрет. Прежде, чем мы узнаем о задании сегодняшнего урока, давайте немного повторим.

Дети выполняют тестовое задание. Тест (приложение 2)

3.Введение в тему. Усвоение новых знаний

Учитель: пожалуй, одним из самых сложных в исполнении, но прекрасным видов искусства является скульптура. Мы встречаемся с произведениями скульптуры на улицах городов, в музеях, и в повседневной жизни. Рассмотрите разные виды скульптуры на слайде. Чем отличаются эти произведения?

Школьники. Скульптура разнообразна по размеру, предназначению, материалам из которых она создана.

Учитель. Верно. Давайте познакомимся с видами скульптуры. Прежде всего, скульптуру можно разделить на два больших вида: скульптура круглая и рельефы. Круглой скульптурой называют такую, которую можно обойти вокруг и рассмотреть с разных сторон.

t1585862765aa.jpg

Рельеф обычно выполнен на плоскости. Рельефы бывают разными и делятся на барельефы и горельефы. Барельефы более плоские и выступают от поверхности меньше, чем на половину от своего объема. Горельефы — это более высокий рельеф и выступает от поверхности более чем на половину.

t1585862765ab.jpg

Круглая скульптура бывает разной по размеру и назначению. Скульптурные памятники, которые часто видим на улицах и площадях, называют монументальной скульптурой.

Скульптуру меньших размеров, украшающую парки и сады, называют садово-парковой.

Но не всякая скульптура предназначена для украшения улиц. Одним из популярных видов скульптуры для интерьеров и музеев является станковая скульптура.

Существует еще скульптура малых форм или мелкая пластика. Эти произведения созданы для украшения дома.

t1585862765ac.jpg



4. Ознакомление с новыми умениями и навыками, показ образца их формирования

Сегодня мы тоже станем скульпторами и попробуем создать небольшой скульптурный портрет.

t1585862765ad.jpg

Подготовим необходимые материалы. Нам понадобятся: скульптурный пластилин, канцелярское перышко, стек, пустая баночка от гуашевой краски.

t1585862765ae.jpg

Разомнем пластилин. Скульптурный пластилин, как правило, тверже обычного, поэтому разминать его нужно отрывая небольшими кусочками. Можно перед работой положить брикет с пластилином на отопительную батарею. Для создания необходимого объема, облепим баночку пластилином, прикрепим на часть туловища голову и плечи.

t1585862765af.jpg

Не забудем поворачивать нашу работу и рассматривать ее с разных сторон. На этом этапе очень важно сделать так, чтобы лицевая часть черепа выступала вперед относительно шеи. Если этого не сделать сразу, потом портрет будет сложно исправить.



t1585862765ag.jpg

Выровняем форму головы и шеи и аккуратно продавим углубления для глаз. Помним, что эти углубления должны быть ровно посередине головы, ведь линия глаз делит голову человека пополам.

t1585862765ah.jpg

Основным способом лепки у скульпторов является вытягивание. Вытянем форму носа, не забудем поворачивать скульптуру и рассматривать ее с разных сторон.

t1585862765ai.jpg

Поскольку я планирую сделать детский портрет, добавим немного пластилина в область щек. Выровняем форму.

t1585862765aj.jpg

При помощи канцелярского перышка сделаем углубления на месте ноздрей, проведем линию рта. Помним, что линия рта должна располагаться ближе к носу, иначе придется наращивать объем в области нижней челюсти и подбородка.

t1585862765ak.jpg

Методом вытягивания сделаем небольшие уши, при помощи стека сделаем углубление под нижней губой. Аккуратно вылепим губы.

t1585862765al.jpg

Из новых кусочков пластилина формируем пряли волос. Изгибая их, делаем волосы пластичными.

t1585862765am.jpg

Поскольку наш портрет относится к круглой скульптуре, нужно поворачивать его и работать над прической со всех сторон.

t1585862765an.jpg

При помощи стека детализируем пряди волос. Обратной стороной стека углубляем отверстия глазниц, при помощи перышка аккуратно определяем место для век.

t1585862765ao.jpg

Когда мы изучали мимику лица человека, у нас шел разговор, о том, что при улыбке глаза человека изображают слегка прищуренными. Для этого разметим и вылепим нижние веки.

t1585862765ap.jpg

Продолжим работу над деталями. Для создания глазного яблока вылепим два небольших шарика и расположим их в глазницах.



t1585862765aq.jpg

Наметим верхние веки и осторожно при помощи перышка вылепим радужную оболочку глаз.

t1585862765ar.jpg

Верхние веки сделаем немного массивнее нижних. Острием перышка обозначим зрачки глаз.

t1585862765as.jpg

Аккуратно выровняем кожу, добавим нашей героине брови и челку.

t1585862765at.jpg

Поработаем над деталями. Добавим пластилин для кисти руки. Вспомним, что кисть руки примерно равна размеру от подбородка до переносицы.

t1585862765au.jpg

Определим положение и размер большого пальца руки. При помощи стека разрежем пластилин, обозначив остальные пальцы.

t1585862765av.jpg

Проработаем детали пальцев рук. Из оставшегося пластилина вылепим голову и туловище кошки. Методом вытягивания сделаем ушки.



t1585862765aw.jpg

Чтобы сделать кошку более детально, временно разберем нашу композицию, отложив кисть руки в сторону. Продавливаем место для глазниц кошки, размечаем перышком рот и нос.

t1585862765ax.jpg

При помощи стека делаем пушистой шерстку, в глазницы вставляем шарики из пластилина.

t1585862765ay.jpg

Тонко и аккуратно прорабатываем детали, стеком создаем пушистость кошачьей грудки.

t1585862765az.jpg

Лепим кошке лапку, из остатков пластилина лепим плечо и предплечье и присоединяем кисть руки.

t1585862765ba.jpg

Добавляем общие формы второй руки.

t1585862765bb.jpg

Прорабатываем детали: складки одежды, пальцы рук. Рассматриваем работу с разных сторон.

5. Практическая работа. Анализ работ сверстников. Рефлексия.

Анализ проводится по командам в виде игры «Художники и искусствоведы»

Рефлексия. Лестница успеха

t1585862765bc.jpg

Приложение 1
Презентация к уроку
PPTX / 23.28 Мб

Приложение 2

Тест "История развития жанра портрет"

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (17)

сменить сортировку
Пролубщикова Наталья Владимировна, 03.04.20 в 00:58 6Ответить Пожаловаться
Удивительная работа!!! Спасибо, Жанна Владиславовна, за профессионализм, мастерство, талант, творчество, желание делиться с коллегами!!!
Садварий Жанна Владиславовна, 03.04.20 в 01:23 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Владимировна!
Фокина Лидия Петровна, 03.04.20 в 04:01 5Ответить Пожаловаться
Жанна Владиславовна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша работа окажет большую помощь при подготовке к занятию. Творческих Вам идей. С уважением, Лидия Петровна.
Садварий Жанна Владиславовна, 03.04.20 в 13:52 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за добрые слова, Лидия Петровна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 03.04.20 в 04:49 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за чудную работу! Талантливо,Жанна Владиславовна!
Садварий Жанна Владиславовна, 03.04.20 в 13:52 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 03.04.20 в 06:01 5Ответить Пожаловаться
Жанна Владиславовна, спасибо за прекрасный мастер-класс! Всё так подробно и понятно! Браво!
Садварий Жанна Владиславовна, 03.04.20 в 13:53 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за поддержку, Наталия Алексеевна!
Дармина Елена Николаевна, 03.04.20 в 07:30 5Ответить Пожаловаться
Жанна Владиславовна, Вы - настоящий Мастер! Браво!
Садварий Жанна Владиславовна, 03.04.20 в 13:54 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за добрые слова, Елена Николаевна!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.