Урок изобразительного искусства в 6 классе на тему «От пейзажа к экологии»
Пояснительная записка к презентации
Урок изобразительного искусства в 6 классе на тему
«От пейзажа к экологии»
Цель: Воспитание экологически развитой личности посредством прекрасного (изобразительного искусства, литературы и музыки).
Задачи:
Обучающие:
Определить роль изобразительного искусства в экологическом воспитании личности;
Познакомить с жанром пейзажа и раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзаж” в произведениях искусства: живописи, музыки, поэзии;
Показать роль пейзажа в экологическом воспитании школьника;
Познакомить с творчеством известного художника Зорина Л.Н.
Развивающие:
Развивать творческое воображение.
Воспитывающие:
Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, понимание того, что мы в ответе за красоту, сохранность и чистоту природы.
Оборудование для учителя: классная доска, проектор, компьютер, краски, кисти.
Этапы урока.
Организационный момент.
Формулировка темы урока.
Изучение новой темы.
Физкультминутка.
Закрепление материала.
Подведение итога.
Вывод-обобщение.
Ход урока
Организационный момент.
– приветствие,
– проверка готовности к уроку.
Формулировка новой темы. Изучение новой темы.
Учитель.
Ребята, сейчас нам необходимо определить тему нашего урока. Давайте посмотрим на слайд. (На слайде № 1-5 изображен ребус, который необходимо разгадать и составить тему урока). Сейчас нам надо отгадать ребус, чтобы определить тему урока. Итак, смотрим на доску (дети пытаются расшифровать ребус, формируя тему урока.) Отгадали? Правильно! Тема нашего урока «От пейзажа к экологии». (Слайд №6)
(Определение цели и задач урока – слайд № 7-9)
Учитель:
Кто может дать определение понятия «пейзаж»?
Ответы учеников:
ПЕЙЗАЖ – это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа (Слайд №10).
Учитель:
Создавая произведения искусства, связанные с красотой природы, человек обращает внимание окружающих на то, насколько важно любить природу, ценить, защищать, а не наоборот. Значение природы в жизни человека очень велико. Давайте попробуем поразмышлять, какое же значение для нас имеет природа (Слайд №11):
Ответы учеников:
(Учитель обобщает ответы учеников)
-
Образовательное значение;
Научное значение;
Хозяйственное значение;
Зависимость человека от природных условий;
Лечебное значение;
Среда обитания человека;
Невозможность существования человека без природы;
Эстетическое значение.
Учитель:
Молодцы, ребята! Путь творца - будь это композитор, поэт, художник, начинается с художественного восприятия. В своих произведениях не только изображают “портрет природы”, а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, свое отношение к природе.
А сейчас я вам предлагаю послушать музыкальное произведение и определить, что это за произведение и кто его автор. (Звучит фортепианный цикл П. И. Чайковского «Времена года»)
Ответы учеников:
Учитель:
Правильно, ребята. Это фортепианный цикл П. И. Чайковского «Времена года». Как вы думаете, как П.И. Чайковский относился к природе? А может ли музыка вызвать любовь к природе?
Ответы учеников:
Учитель:
Я предлагаю обратить внимание на слайд (Слайд № 21). Перед вами стихотворения замечательных русских поэтов Александра Александровича Блока, Фёдора Ивановича Тютчева и Сергея Александровича Есенина. И это лишь немногие из поэтов, которые любили и понимали природу, ценили каждое ее явление, будь то это буря или шторм, солнечный день или морозное утро. Каждый из поэтов рисовал свой пейзаж, представляя его как живое и волшебное существо, которое необходимо оберегать и хранить, любить и ценить. Давайте еще вспомним еще стихотворения, где знаменитые поэты рисуют свой необыкновенный пейзаж.
Ответы учеников:
Учитель:
Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слышал имена художников Исаака Ильича Левитана, Ивана Ивановича Шишкина, Василия Дмитриевича Паленова и Алексея Кондратьевича Саврасова, блестящих мастеров пейзажа. Они обладали особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы они сумел найти что-то заветное, сокровенное. Обратим наше внимание на слайд (Слайд №22 - 25).
Скажите, ребята, какие чувства передают художники на картинах? Какие цвета используют? Можно ли сказать, что данные пейзажи вдохновляют нас с вами на добрые свершения и поступки?
Ответы учеников:
Учитель:
А сейчас мы отдохнем и проведем физкультминутку (Слайд №25).
Учитель:
Важно сказать, что не только Левитан, Шишкин и другие призывали в своих картинах любить и хранить природу. Многие современные художники также обращаются к теме природы и призывают нас, нынешнее поколение, любить и беречь окружающий мир.
Немногие знают, что с недавних пор в наш поселок приезжает за вдохновением замечательный художник Зорин Леонид Николаевич (Слайд №26). Леонид Николаевич - педагог, архитектор, художник; профессор кафедры дизайна архитектурной среды Московского архитектурного института. Начиная с 1976 г. участник десятков художественных выставок: всесоюзных, республиканских, областных, международных (более тридцати из них персональные); свои работы художник выставлял на стойбище оленеводов Нарьян-Мара и на научной станции в горах Памира, в краеведческих музеях Камчатки и Солигалича, Соловков и Алтая, в галереях Риги и Нью-Йорка, Орлеана, Токио, Дели, Женевы, Абердина и во многих музеях и выставочных залах Москвы и Подмосковья. Совсем недавно в стенах поселковой библиотеки открылась выставка его работ, связанная с жизнью нашего края. На выставке представлены пейзажи местных красот и быт жителей поселка. Леонид Николаевич отмечает то, что природа нашей местности еще совсем чиста и благоухает той свежестью и чистотой, которую не встретишь в душных и задымленных городах. Здесь отдыхает душа и наполняется вдохновением, добрыми мыслями, необычными идеями. Давайте посмотрим на некоторые из картин и определим, знакомо ли нам то или иное место (Слайд № 27).
Учитель:
Но стоит отметить, что Леонид Николаевич, не только прекрасный художник, но и писатель. Например, свои картины, связанные с поселком, он дополнил прекрасным рассказом. Все вместе это образовало живописный цикл, посвященный селу Сережино, который включает более 50 этюдов и картин. На создание данной брошюры ушло 9 лет с 2004 – 2013 года. В данном цикле показаны уголки нашего села, близлежащие озера, поля, а также и жители. Леонид Николаевич отмечает, что приезжая в здешние места, оказываешься в природе детства, которое он провел под Москвой. Но, к сожалению, от той природы под Москвой остались только воспоминания. И поэтому художник призывает своим творчеством оберегать эти прекрасные места, чистые и спокойные (Слайд №28).
Итог урока.
Учитель:
А сейчас, для того, чтобы закрепить полученный материал, давайте разгадаем кроссворд и вспомним значение природы в жизни человека (Слайд № 29).
По горизонтали:
-
Жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы.
3. Педагог, архитектор, художник, на картинах которого изображены сельские мотивы нашего села.
5. Природное явление, характерной чертой которого является повышение температуры в зимнее время. Название картины А.К. Саврасова.
По вертикали:
2. Композитор, создавший фортепианный цикл о природе.
4. Село в Тверской области, запечатленное на картинах художника Л.Н. Зорина.
6. Это наука об отношениях организмов к окружающей среде.
Учитель:
Давайте вспомним, какое значение имеет природа в жизни человека.
Ответы учеников:
Вывод – обобщение.
Учитель:
(Слайд № 30)Для поэтов, композиторов и художников природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие произведения родились благодаря любви к ней. Они и для нас являются источником знаний и оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.
А урок хотелось бы закончить словами Александра Николаевича Пискунова:
Сохрани это все в чистоте первозданной,
Да поможет тебе этот маленький стих,
Мы с тобою лишь часть красоты мирозданья.
Уходя, сохрани красоту для других.
Спасибо всем за урок!
Презентация От пейзажа к экологии
PPTX / 43.59 Мб