Урок изобразительного искусства в 6 классе на тему «От пейзажа к экологии»

2
0
Материал опубликован 11 January 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок изобразительного искусства в 6 классе на тему

«От пейзажа к экологии»

Цель: Воспитание экологически развитой личности посредством прекрасного (изобразительного искусства, литературы и музыки).

Задачи:

Обучающие:

Определить роль изобразительного искусства в экологическом воспитании личности;

Познакомить с жанром пейзажа и раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзаж” в произведениях искусства: живописи, музыки, поэзии;

Показать роль пейзажа в экологическом воспитании школьника;

Познакомить с творчеством известного художника Зорина Л.Н.

Развивающие:

Развивать творческое воображение.

Воспитывающие:

Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, понимание того, что мы в ответе за красоту, сохранность и чистоту природы.

Оборудование для учителя: классная доска, проектор, компьютер, краски, кисти.

Этапы урока.

Организационный момент.

Формулировка темы урока.

Изучение новой темы.

Физкультминутка.

Закрепление материала.

Подведение итога.

Вывод-обобщение.

 

Ход урока

Организационный момент.

– приветствие,

– проверка готовности к уроку.

Формулировка новой темы. Изучение новой темы.

Учитель.

Ребята, сейчас нам необходимо определить тему нашего урока. Давайте посмотрим на слайд. (На слайде № 1-5 изображен ребус, который необходимо разгадать и составить тему урока). Сейчас нам надо отгадать ребус, чтобы определить тему урока. Итак, смотрим на доску (дети пытаются расшифровать ребус, формируя тему урока.) Отгадали? Правильно! Тема нашего урока «От пейзажа к экологии». (Слайд №6)

(Определение цели и задач урока – слайд № 7-9)

Учитель:

Кто может дать определение понятия «пейзаж»?

Ответы учеников:

ПЕЙЗАЖ – это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа (Слайд №10).

Учитель:

Создавая произведения искусства, связанные с красотой природы, человек обращает внимание окружающих на то, насколько важно любить природу, ценить, защищать, а не наоборот. Значение природы в жизни человека очень велико. Давайте попробуем поразмышлять, какое же значение для нас имеет природа (Слайд №11):

Ответы учеников:

(Учитель обобщает ответы учеников)

  • Образовательное значение;

    Научное значение;

    Хозяйственное значение;

    Зависимость человека от природных условий;

    Лечебное значение;

    Среда обитания человека;

    Невозможность существования человека без природы;

    Эстетическое значение.

Учитель:

Молодцы, ребята! Путь творца - будь это композитор, поэт, художник, начинается с художественного восприятия. В своих произведениях не только изображают “портрет природы”, а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, свое отношение к природе.

А сейчас я вам предлагаю послушать музыкальное произведение и определить, что это за произведение и кто его автор. (Звучит фортепианный цикл П. И. Чайковского «Времена года»)

Ответы учеников:

Учитель:

Правильно, ребята. Это фортепианный цикл П. И. Чайковского «Времена года». Как вы думаете, как П.И. Чайковский относился к природе? А может ли музыка вызвать любовь к природе?

Ответы учеников:

Учитель:

Я предлагаю обратить внимание на слайд (Слайд № 21). Перед вами стихотворения замечательных русских поэтов Александра Александровича Блока, Фёдора Ивановича Тютчева и Сергея Александровича Есенина. И это лишь немногие из поэтов, которые любили и понимали природу, ценили каждое ее явление, будь то это буря или шторм, солнечный день или морозное утро. Каждый из поэтов рисовал свой пейзаж, представляя его как живое и волшебное существо, которое необходимо оберегать и хранить, любить и ценить. Давайте еще вспомним еще стихотворения, где знаменитые поэты рисуют свой необыкновенный пейзаж.

Ответы учеников:

Учитель:

Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слышал имена художников Исаака Ильича Левитана, Ивана Ивановича Шишкина, Василия Дмитриевича Паленова и Алексея Кондратьевича Саврасова, блестящих мастеров пейзажа. Они обладали особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы они сумел найти что-то заветное, сокровенное. Обратим наше внимание на слайд (Слайд №22 - 25).

Скажите, ребята, какие чувства передают художники на картинах? Какие цвета используют? Можно ли сказать, что данные пейзажи вдохновляют нас с вами на добрые свершения и поступки?

Ответы учеников:

Учитель:

А сейчас мы отдохнем и проведем физкультминутку (Слайд №25).

Учитель:

Важно сказать, что не только Левитан, Шишкин и другие призывали в своих картинах любить и хранить природу. Многие современные художники также обращаются к теме природы и призывают нас, нынешнее поколение, любить и беречь окружающий мир.

Немногие знают, что с недавних пор в наш поселок приезжает за вдохновением замечательный художник Зорин Леонид Николаевич (Слайд №26). Леонид Николаевич - педагог, архитектор, художник; профессор кафедры дизайна архитектурной среды Московского архитектурного института. Начиная с 1976 г. участник десятков художественных выставок: всесоюзных, республиканских, областных, международных (более тридцати из них персональные); свои работы художник выставлял на стойбище оленеводов Нарьян-Мара и на научной станции в горах Памира, в краеведческих музеях Камчатки и Солигалича, Соловков и Алтая, в галереях Риги и Нью-Йорка, Орлеана, Токио, Дели, Женевы, Абердина и во многих музеях и выставочных залах Москвы и Подмосковья. Совсем недавно в стенах поселковой библиотеки открылась выставка его работ, связанная с жизнью нашего края. На выставке представлены пейзажи местных красот и быт жителей поселка. Леонид Николаевич отмечает то, что природа нашей местности еще совсем чиста и благоухает той свежестью и чистотой, которую не встретишь в душных и задымленных городах. Здесь отдыхает душа и наполняется вдохновением, добрыми мыслями, необычными идеями. Давайте посмотрим на некоторые из картин и определим, знакомо ли нам то или иное место (Слайд № 27).

Учитель:

Но стоит отметить, что Леонид Николаевич, не только прекрасный художник, но и писатель. Например, свои картины, связанные с поселком, он дополнил прекрасным рассказом. Все вместе это образовало живописный цикл, посвященный селу Сережино, который включает более 50 этюдов и картин. На создание данной брошюры ушло 9 лет с 2004 – 2013 года. В данном цикле показаны уголки нашего села, близлежащие озера, поля, а также и жители. Леонид Николаевич отмечает, что приезжая в здешние места, оказываешься в природе детства, которое он провел под Москвой. Но, к сожалению, от той природы под Москвой остались только воспоминания. И поэтому художник призывает своим творчеством оберегать эти прекрасные места, чистые и спокойные (Слайд №28).

Итог урока.

Учитель:

А сейчас, для того, чтобы закрепить полученный материал, давайте разгадаем кроссворд и вспомним значение природы в жизни человека (Слайд № 29).

По горизонтали:

  • Жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы.

3. Педагог, архитектор, художник, на картинах которого изображены сельские мотивы нашего села.

5. Природное явление, характерной чертой которого является повышение температуры в зимнее время. Название картины А.К. Саврасова.

По вертикали:

2. Композитор, создавший фортепианный цикл о природе.

4. Село в Тверской области, запечатленное на картинах художника Л.Н. Зорина.

6. Это наука об отношениях организмов к окружающей среде.

Учитель:

Давайте вспомним, какое значение имеет природа в жизни человека.

Ответы учеников:

Вывод – обобщение.

Учитель:

(Слайд № 30)Для поэтов, композиторов и художников природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие произведения родились благодаря любви к ней. Они и для нас являются источником знаний и оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

А урок хотелось бы закончить словами Александра Николаевича Пискунова:

Сохрани это все в чистоте первозданной,

Да поможет тебе этот маленький стих,

Мы с тобою лишь часть красоты мирозданья.

Уходя, сохрани красоту для других.

Спасибо всем за урок!


Презентация От пейзажа к экологии
PPTX / 43.59 Мб

Предварительный просмотр презентации

Разгадай ребус

Разгадай ребус ОТ

Разгадай ребус ПЕЙЗАЖА

Разгадай ребус К

Разгадай ребус ЭКОЛОГИИ

Тема урока: «От пейзажа к экологии»

Цель урока Задачи урока

Цель урока Воспитание экологически развитой личности посредством прекрасного (изобразительного искусства, литературы и музыки).

Задачи урока Обучающие: Определить роль изобразительного искусства в экологическом воспитании личности; Познакомить с жанром пейзажа и раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзаж” в произведениях искусства: живописи, музыки, поэзии; Показать роль пейзажа в экологическом воспитании школьника; Познакомить с творчеством известного художника Зорина Л.Н. Развивающие: Развивать творческое воображение. Воспитывающие: Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, понимание того, что мы в ответе за красоту, сохранность и чистоту природы.

Пейзаж – это… ?

Человек – сам продукт природы! Значение природы в жизни человека 1 5 2 6 7 3 4 8

Образовательное значение Природа выступает в качестве источника самой разнообразной информации, которая помогает выстраивать отношения с окружающим миром. Благодаря данным, которые хранит планета, мы можем знать, кто населял Землю тысячи и миллионы лет назад. Сегодня мы можем если не предотвратить природные катастрофы, то хотя бы защитить себя от них. А некоторые явления человек даже научился направлять в свою пользу. Природа – играет важную роль в воспитании и обучении человека. Ребенка знакомят с окружающим миром, учат защищать, оберегать и облагораживать его. Без этого невозможен ни один образовательный процесс. 1

Научное значение Окружающая природа – источник многих знаний и навыков человечества. При изучении природы и наблюдении за ней было совершено множество открытий, буквально повлиявших на судьбу многих людей. Есть мнение ученых, что все законы и открытия уже существуют в природе. Нужно только правильно на них взглянуть и выявить для обсуждения и дальнейшего использования на благо всего человечества. Поэтому в научном контексте значение природы в жизни человека трудно переоценить! Из таких «подсмотренных» у окружающей среды открытий: сила земного притяжения, вертолет и самолет, строение Галактики и происхождение Вселенной и многое другое. 2

Хозяйственное значение Из недр природы люди черпают необходимые ресурсы для своего существования, связанного с пополнением материальных благ. Все известные науке продукты жизнедеятельности человека создаются в конечном счете в той или иной мере из природных ресурсов. Некоторые полезные ископаемые, которые человек расходует, оказались уже на грани исчезновения в результате неразумной добычи. Некоторым это еще предстоит в ближайшее время. Активно используются в современное время железная руда, уголь, нефть, цветные металлы, алмазы и многие другие. К промышленным ресурсам, определяющим значение природы в жизни человека, относят также воду рек и атмосферный воздух, без которых практически невозможна современная промышленность. 3

4 Зависимость человека от природных условий Долгие годы под влиянием климата, рельефа, ресурсов формировались обычаи, особенности деятельности, эстетические взгляды и характер населения той или иной страны. Можно смело заявить, что роль природа лежит в основе многих общественных процессов. Даже внешность человека зависит от региона, из которого произошли его предки. От погодных условий зависит здоровье многих людей. Самочувствие и эмоциональное состояние может меняться в зависимости от фаз луны, активности солнца, магнитных бурь и других явлений. Уровень загрязнения воздуха, его влажность, температура, концентрация кислорода – все это также может оказывать влияние на самочувствие человека.

Лечебное значение Природа со своими ресурсами – это огромная лечебница, способная исцелить от различных недугов. На основе растений разработаны многочисленные медицинские препараты и косметические средства. Часто для укрепления здоровья используют ресурсы практически в первозданном виде, например в фитотерапии, водолечении и грязелечении. 5

Среда обитания человека Человек – часть природы, он «вырастает» из нее и существует в ней. Определенное атмосферное давление, земная температура, вода с растворенными в ней солями, кислород – все это естественное состояние планеты, которое является оптимальным для человека. Достаточно убрать один их элементов «конструктора», и последствия будут плачевными. А любое изменение в природе может стать причиной кардинальных перемен в жизни всего человечества. Именно поэтому утверждение о том, что природа сможет существовать без человека, а человек без нее – нет, особенно актуально. 6

Невозможность существования человека без природы Представьте себе, что будет, если разъединить эти две составляющие: человек и природа. Сразу же станет ясно, что человек без остальной природы существовать не сможет (кстати, обратное вполне возможно, чисто теоретически). Для питания людей нужны растения и животные, для питья – вода, находящаяся в озерах и реках. А без воздуха отдельный индивидуум вообще не сможет прожить более трех минут (не учитываем, конечно же, мастеров подводного плаванья и йогов, умеющих задерживать дыхание на более длительный период, да и то после этого им понадобится кислород). Таким образом, самое главное значение природы в жизни человека связано в первую очередь с особенностями человеческого организма. А без природных воздуха и воды, а также без еды, которую нам предоставляет природа, мы не смогли бы существовать длительное время. 7

8 Эстетическое значение Велика роль природы в жизни человека и в плане культурного развития общества в целом и отдельных индивидуумов в частности. Вдохновляя творческих людей на создание произведений искусства, природа занимает одно из центральных мест в изображениях на полотнах художников, в литературных и других произведениях. Пейзажисты и анималисты создают свои творения под впечатлением от красоты первозданной, не тронутой рукою человека природы.

Пётр Ильич Чайковский «Времена года»

Есть в дикой роще, у оврага, Есть в дикой роще, у оврага, Зеленый холм. Там вечно тень. Вокруг ручья живая влага Журчаньем нагоняет лень. Цветы и травы покрывают Зеленый холм, и никогда Сюда лучи не проникают, Лишь тихо катится вода. А. А. Блок Поет зима, аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. С. А. Есенин Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она, И ей невольно улыбнулась. Ф. И. Тютчев

Иван Иванович Шишкин «Дубовая роща»

Василий Дмитриевич Паленов «Золотая осень»

Алексей Кондратьевич Саврасов «Оттепель»

Физкультминутка

Художник Зорин Леонид Николаевич

«Дом весной»

«Наше окно. Морошка» Отрывок из брошюры «Мое Сережино»…

п 1 3 6 4 2 5 е й з а ж С р е ж и н о З о р н Ч й к о в с к и й т т е п е л ь э к о о г и я

Для поэтов ,композиторов и художников природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие произведения родились благодаря любви к ней. Они оказывают благотворное влияние на душу человека , словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней. Сохрани это все в чистоте первозданной, Да поможет тебе этот маленький стих, Мы с тобою лишь часть красоты мирозданья. Уходя, сохрани красоту для других. А. Н. Пискунов.

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации