12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Едунова Любовь Михайловна2736
Россия, Рязанская обл., Скопин

Пошаговый мастер-класс «Снова к звездам»

Уважаемые коллеги, приветствую вас. Меня зовут Едунова Любовь Михайловна. На данный момент работаю психологом в отделении дневного пребывания детей-инвалидов и подростков с ОВЗ в ГБУ РО «Скопинский КЦСОН». Имею высшее психолого-педагогическое образование. Стаж работы психологом – более 15 лет. Я являюсь автором и ведущим мастер-классов по гипсопластике, бисероплетению и др. для детей и их родителей. Участвую сама и организую участие детей-инвалидов в различных городских и всероссийских конкурсах.

Сегодня в рамках познавательно-творческого проекта «Гипсовая жизнь», который я реализую на базе нашего отделения, хотела бы познакомить вас с мастер-классом в технике гипсопластики «Снова к звездам». Гипсопластика – это одна из довольно новых техник декоративно-прикладного творчества. Она очень хорошо раскрывает творческий потенциал ребенка. Ведь в данной технике нет строгих правил, что позволяет детям проявлять свой индивидуальный стиль и креативность. Ребята с помощью гипса и воды создают понравившиеся им фигурки и объемные композиции.

Цели и задачи мастер-класса

Цели: социально – психологическая поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов через организацию творческих, развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

Задачи, решаемые в ходе применения данной технологии:
- повышение самооценки детей-инвалидов,
- улучшение эмоционального фона ,
- формирование позитивного образа своего «Я»,
- улучшение мелкой моторики, мышления, памяти, внимания,
- развитие художественных навыков,
- привлечение внимания общества к проблемам детей-инвалидов,
- распространение опыта работы с детьми-инвалидами.

Целевая аудитория мастер-класса: дети-инвалиды и подростки с ОВЗ.

Территория проведения мастер-класса: ГБУ РО «Скопинский КЦСОН», в отделении дневного пребывания детей-инвалидов и подростков с ОВЗ.

Финансовое обеспечение мастер-класса

п/п

Материалы

Количество

Стоимость

1

Гипс

1 пакет (300 гр.)

70 рублей

2

Силиконовая форма «Семья»

1 штука

200 рублей

3

Силиконовая форма «Звезды»

1 штука

200 рублей

4

Силиконовая форма «Кексы»

1 штука

150 рублей

5

Коврик для творчества

1 штука

250 рублей

6

Поднос для работы с гипсом

1 штука

200 рублей

7

Поднос для сушки фигурок

1 штука

200 рублей

8

Влажные салфетки

1 пачка

35 рублей

Итого:

1305 рублей

С помощью силиконовой формы «Семья» мы зальём человечков и собак (будущих космонавтов), силиконовая форма «Звезды» нам пригодится для заливки звездочек для украшения или создания объемных композиций. А силиконовая форма «Кексы» послужит надежной подставкой.

Коврик для творчества, как и подносы, можно взять любые. Мои куплены в магазине «Фикс-прайс». Учитывайте только, что при работе с непосредственно гипсом поднос будет загрязняться этим материалом. Поэтому берите плотный дешевый поднос. Сушить же фигурки можно на любом маленьком декоративном подносе.

Краски, баночки и кисти, которые предоставляет отделение, я в расчет не беру.

Реализация мастер-класса

Формат: мастер-класс проводился в отдельном кабинете, еженедельно, в форме индивидуальных или групповых занятий длительностью 30-40 минут. Участие родителей – по желанию.

Используемое оборудование: стол для занятий, наборы силиконовых форм, гипс, краски, кисти, коврики для творчества, влажные салфетки, емкости для замешивания.

Этапы мастер-класса

1. Ознакомительный этап

1.1. Выбор форм, 

1.2. Выбор объемной композиции, 

1.3. Расчет пропорций,

1.4. Замес гипса.

2. Основной этап

2.1. Заливка гипса,

2.2. Распределение по форме (встряска),

2.3. Извлечение фигурок из форм,

2.4. Расстановка фигурок,

2.5. Фиксация фигурок,

2.6. Итоговое извлечение композиции из формы.

3. Заключительный этап

3.1. Покрытие композиции краской,

3.2. Оформление выставки творческих работ,

3.3. Участие в конкурсах,

3.4. Оформление мастер-классов в виде презентаций для выступлений.

Описание мастер-класса

Показать мастер-класс мне поможет Михаил, самый большой любитель поработать с гипсом из наших воспитанников.

Ознакомительный этап.

1.1. Выбор форм. На первом коррекционном занятии, посвященном гипсопластике, ребенок знакомится с гипсом, выбирает формы, с которыми будет работать. Миша взял формы для создания объемной композиции «Снова к звездам». Не забудьте перед проведением мастер-класса надеть на ребенка фартук. Гипс очень легко рассыпается, особенно при расчете пропорций.

t1650022903aa.png

1.2. Выбор объемной композиции. Далее ребенок обдумывал, какую композицию он хочет создать. Я вносила свои предложения.

t1650022903ab.png

1.3. Расчет пропорций. Потом мы занялись расчетом пропорций. Здесь очень важно не ошибиться с количеством гипса. Иначе раствор получится очень густой и быстро застынет, не успев заполнить формочки как следует. Здесь я пропорции не привожу, так как на своем опыте убедилась: каждая купленная мною пачка с совершенно вроде бы одинаковым гипсом или алебастром неповторима. К порошку, находящемуся внутри, нужно приспосабливаться каждый раз. Потому что каждый раз (!) он замешивается и растворяется по-разному. Как объяснил сотрудник магазина стройматериалов: «Да, так оно бывает».

Единственное, на что хотелось бы здесь обратить ваше внимание – гипс или алебастр засыпаем небольшими порциями, итоговый раствор должен получиться по консистенции как жидкая сметана (то есть раствор должен быть одновременно и густым, и свободно вытекать из емкости в формы, распределяясь по ним).

t1650022903ac.png

1.4. Замес гипса. Теперь делаем замес. Если вы используете алебастр, то его можно перемешивать не спеша, если же гипс, то действовать нужно очень быстро. Гипс может моментально застыть прямо в емкости для замеса (особенно при неправильно рассчитанных пропорциях).

t1650022903ad.png

Основной этап.

2.1. Заливка гипса. После того, как замес сделан, следует заливка раствора в формочки. Тут нужно поспешить, еще раз повторю – алебастр застывает быстро, а гипс практически моментально.

t1650022903ae.png

2.2. Распределение по форме. Далее слегка (!) встряхиваем формочки для равномерного распределения раствора по форме. Я назвала этот процесс – встряска.

t1650022903af.png

2.3. Извлечение фигурок из форм. Дождавшись застывания фигурок, извлекаем их из форм. Это наш самый любимый процесс. Фигурки должны получиться гладкими, без неровностей, незапланированных отверстий. Если брак в изделиях всё-таки будет, его можно оставить для репетиции покрытия краской или выкинуть.

t1650022903ag.png

2.4. Расстановка фигурок. Это самый ответственный момент. Расстановка в объемных композициях делается следующим образом: в формочку, которая была выбрана для создания подставки, наливаем раствор. В нашем случае – это силиконовая форма «Кексы. Описывать процесс замеса не буду, они идентичны. И сразу же, пока гипс не застыл, углубляем в него нашего человечка из гипса так, чтобы ноги остались видны. Далее перед человечком выстраиваем звездочки.

t1650022903ah.png

2.5. Фиксация фигурок. Держим человечка и ждем застывания раствора. Звезды можно не держать, они маленькие и легкие, фиксируются сами.

t1650022903ai.png

2.6. Итоговое извлечение композиции из формы. После того, как композиция застыла (можно потрогать гипс пальцем, он станет твердым), начинаем извлекать ее из формы. Отделяется она легко.

t1650022903aj.png

Заключительный этап.

3.1. Покрытие композиции краской. Покрывать краской готовые композиции следует только через день. Желательно для этого выбирать гуашь или акриловые краски. Они очень красиво и удачно ложатся на гипс. На фото – групповое занятие с детьми по гипсотерапии. Вот так выглядит процесс раскрашивания.

t1650022903ak.png

3.2. Оформление выставки. После того, как ребята создали и раскрасили своих космонавтов (или другие гипсовые фигурки/композиции) мы проводим выставку творческих работ воспитанников. По мастер-классам, приуроченным к Дню космонавтики, выставка была организована в режиме онлайн и освещена на сайте отделения.

t1650022903al.png

3.3. Участие в конкурсах. Работы наших ребят вы можете увидеть на моей странице в педагогическом сообществе Урок.РФ. Вот уже на протяжении нескольких лет мы участвуем в конкурсах сообщества с нашими гипсовыми творениями. В общем, творим и вытворяем!

3.4. Оформление мастер-классов в виде презентаций. После проведения мастер-классов (в том числе и мастер-классов в технике гипсопластики) я готовлю презентации для выступления на круглых столах, рабочих встречах, вебинарах. В последнее время очень увлеклась созданием видео-презентаций.

Результаты применения данной технологии

Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья:

- помогает социализации ребенка,

- дает возможность проявить свои таланты,

- развивает память, мышление, внимание, воображение, мелкую моторику,

- улучшает эмоциональное состояние детей и их родителей, повышает самооценку.

Для специалистов:

- повышает уровень их профессиональных компетенций в рамках реализации мероприятий по абилитации детей-инвалидов с привлечением родителей.

В заключении хотелось бы сказать, что подобные мастер-классы в технике гипсопластики можно использовать как в работе с детьми-инвалидами, так и с обычными детьми. Более того, на базе любой школы, детского сада, комплексного центра возможно создание мастерской «Лепим из гипса» или «Волшебный гипс», или «Чудеса в формочках», или «Фигурки из гипса».

В рамках работы этой мастерской можно предложить сотрудничество смежным отделениям дневного пребывания (если таковые у вас есть) или, например, с помощью волонтеров дарить гипсовые поделки одиноким бабушкам и дедушкам. Дети создают поделки из гипса, раскрашивают, покрывают бесцветным лаком (очень важно взять без запаха) и дарят пожилым людям.

Спасибо за внимание, коллеги. Успехов вам и удачи в творческой деятельности!

​​​​​​​


Презентация Мастер-класс "Снова к звездам"
PPTX / 9.19 Мб

Опубликовано


Комментарии (9)

сменить сортировку
Куликова Ирина Геннадьевна, 15.04.22 в 14:57 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Любовь Михайловна, за идею и подробное описание ее пошагового воплощения
Едунова Любовь Михайловна, 15.04.22 в 15:07 3Ответить Пожаловаться
Ирина Геннадьевна, всегда пожалуйста, старалась описать всё как можно подробнее
Кияйкина Наталья Федоровна, 15.04.22 в 18:01 3Ответить Пожаловаться
Любовь Михайловна! Благодарю за интересный, содержательный и полезный ресурс!
Едунова Любовь Михайловна, 16.04.22 в 16:37 3Ответить Пожаловаться
Наталья Фёдоровна, всегда пожалуйста)
Едунова Любовь Михайловна, 16.04.22 в 21:57 2Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо!
Анна Владимировна, 16.04.22 в 22:36 3Ответить Пожаловаться
Здорово! Трудоемкая работа, но интересная.
Едунова Любовь Михайловна, 17.04.22 в 10:55 3Ответить Пожаловаться
Очень интересная! Наши детишки в восторге! Живём в провинции, мало мест, куда дети-инвалиды могут прийти и сделать что-то руками, да ещё и с быстрым результатом. А ко мне приходят, готовим фигурки за 20 минут и их сразу можно забрать домой или на следующем занятии раскрасить вместе со мной
Едунова Любовь Михайловна, 15.06.22 в 12:00 2Ответить Пожаловаться
Очень странно было не увидеть данный мастер-класс среди победителей конкурса))) На региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства социальной сферы в этом году он занял первое место))) Кстати, специально просила организаторов не публиковать мастер-класс в социальных сетях до тех пор, пока не будет завершён конкурс здесь, в Урок.РФ)))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.