12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кильмухаметова Лилия Мансуровна4181
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
Материал размещён в группе «Урок литературы»
20

"Посиделки на хуторе близ Диканьки”



Внеклассное мероприятие по литературе в 6-м классе по повести

Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Посиделки на хуторе близ Диканьки”.

Цели:

  • создать условия для погружения в мир гоголевского юмора;
  • углубления и закрепления понятий о юморе;
  • развития творческих способностей детей, их фантазии через сплочение классного коллектива, формирование умения слушать и общаться.

Предварительная подготовка: учащиеся готовят сценки , проекты по характеристикам героев.

Солоха и ее гости.

Оборудование:

Карточки, звездочки.

костюмы участников инсценировок;

Эпиграф « … целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни» В.Г. Белинский

« Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их» » В.Г. Белинский

ХОД УРОКА

1. Погружение в тему урока.

Звучит музыка.

Входят колядующие и поют колядки.

 

Как ходила Коляда

Накануне Рождества.

А кто даст пирога?

Тому двор живота,

Кто не даст пирога -

Тому двор чертей,

Огород червей.

Пришла Коляда

Накануне Рождества.

Дайте коровку

Масляну головку.

Масл яну головку…

Дай Бог всего тому,

Кто в этом дому.

Пришла Коляда

Накануне Рождества…

Хозяюшка, родная матушка,

Не ленись, подымись!

Ты подай пирога…

Как подашь пирога

Целый двор живота.

 

- Ребята, как называются песни, которые только что прозвучали? С каким народным обычаем они связаны? (C Рождеством.)

- Что вам известно о празднике Рождество Христово?

- Как его справляли на Руси?

(В Рождество ходили славить. Пели песни прославляющие Христа. А встречали Рождество колядками. Обычай колядовать на Руси появился с давних времен.

Обязательно угощали певцов. Чем щедрее было подарение – тем ближе казалось исполнение желания. Колядки включали в себя мысли об урожае, богатстве, природе.)

2. Зимние посиделки.

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на необычный урок. Назовем его “Посиделки на хуторе близ Диканьки”. Мы закончили изучение повести “Ночь перед Рождеством” и собрались здесь, чтобы вслушаться в язык гоголевской повести, понять, почему мы улыбаемся, когда читаем повесть, а иногда безудержно хохочем…

Всегда на посиделках в долгие зимние вечера собирались ребята, девушки, каждый со своей работой. Там говорилось о каких-то тайнах, кто с кем дружит, кто кого любит. А нам с вами сегодня предстоит разговор о тайне- тайне нашей любви к Гоголю, тайне юмора его повести.

Прежде, чем мы перейдем к разговору о гоголевском юморе, предлагаю послушать о величайшем писателе русской литературы – Н.В. Гоголе

А сейчас настало время для представления команд. У нас сегодня две команды . Дома вы должны были придумать название своей команды и девиз, подготовить проект по характеристикам героев и инсценировать отрывок из повести «Ночь перед Рождеством»

Итак, начнем с названия и девиза команд. Послушаем , что у вас получилось.

Чтобы погрузиться во время эпохи, где происходит содержание сюжета, нам необходимо владеть понятийным рядом, лексикой того времени.

Давайте проверим, знаем ли мы гоголевскую лексику.

Предлагается тест по повести “Ночь перед Рождеством”. Устно по очереди:

Команде «Стрички»

1) Что означает слово колядовать?

А) веселиться перед Новым годом;

Б) петь накануне Рождества

В) собирать сплетни.

(1-А)

2) Черевички это:

А) чайные чашки;

Б) тарелки для супа;

В) башмаки.

(3-В)

3) Кутья это:

А) хлеб;

Б) каша;

В) лапша.

(5-Б)

4) Стрички это:

А. Ленты

Б. Шаровары

В Ножницы

(7-А)

Команде «Черевички»

1) Что значит выражение строить куры?

А. строить дом

Б. ухаживать

В. разводить куриц

( 2-Б)

2) Ковзаться- это:

А. целоваться

Б. кататься на коньках

В. башмаки

(4-Б)

3) Таратайка – это:

А.Повозка

Б шапка

В. верхняя женская одежда

(6-А)

4) Смалец-это:

А. машинное масло

Б . мазь

В. бараний жир(6-В)

А теперь проверим, как вы ответили на вопросы теста. За каждый правильный ответ вы получите звездочку. Я читаю вопрос и правильный вариант ответа. У кого так, те поднимут руки и получат звездочки.

3. Изучение мира юмора гоголевской деревни Диканьки.

Как вы думаете, ребята, была ли на самом деле такая деревня?

Название это было наполнено для Гоголя глубоким внутренним смыслом. Диканька - родовое имение Кочубеев в Миргородском уезде, находившееся в 25 верстах от Васильевки. Старый дубовый лес в Диканьке был любимым местом прогулок Н.В. Гоголя.

Гоголь широко стал известен после выхода в свет книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Со страниц этих повестей веяло дыханием подлинной народной жизни. Все они основаны на народном творчестве: сказках, поверьях, песнях.

Повести Гоголя читаются легко и интересно. Как вы думаете почему?

- Много веселья, юмора, реальная жизнь сочетается с фантастическим вымыслом.

Гоголь живет в своей эпохе и среди реальных людей, поэтому вводит в свою повесть реальных людей, живших в ту историческую эпоху.

Назовите имена исторических лиц.

- Царица Екатерина 11

- Граф Потемкин ( доверенное лицо царицы, первый ее советник, царица доверяла ему безгранично)

- Запорожцы ( пришли к царице с прошением)

Таким образом Гоголь сумел в шутливой форме передать обычаи украинского народа, сумел вписать настоящих исторических лиц.

Но за всем этим стоит литературный герой. Со своими проблемами, положительными и отрицательными.

Давайте попытаемся дать характеристику героям повести.

4. Раздача карточек. Определить героя повести по словам-характеристикам « Кто это?»

- Я предлагаю вам посмотреть, что я накалядовала..

(В красивом мешочке лежат карточки с цитатами из текста. Нужно угадать героя повести.)

КАРТОЧКИ.

1. Ей от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж, она так умела причаровать к себе самых степенных казаков… (Солоха)

2. …Давно уже, лет десять, а может и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру… (Пацюк)

3. …Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. (Черт)

4. …Ей не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. (Оксана)

5. Он был вдов; восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою. Две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали, когда завидывали шедшую куму — корову, или дядю — толстого быка. В сундуках у него водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха. В огороде, кроме маку, капусты, подсолнечников, засевалось еще каждый год две нивы табаку. (Чуб)

6. Он был богобоязливый человек и писал часто образа святых, и теперь еще можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку. (Вакула)

5. Блиц-турнир.

Каждому из участников команды я задаю по вопросу. Какая из команд даст большее количество правильных ответов?

Что собирала ведьма в рукав в ночь перед рождеством? (звёзды)

Как ведьма и чёрт попали в хату? (через трубу)

кто и зачем украл месяц? (чёрт, чтобы устроить пакость кузнецу Вакуле)

За что чёрт мстил кузнецу? (кузнец нарисовал в церкви с цену страшного суда)

Как звали ведьму и кем она приходилась кузнецу? (Солоха, мать)

Почему из всех ухажёров Солоха предпочитает Чуба? (потому что богат)

Что ел пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой? (галушки, вареники со сметаной).

Что такое колядки? (рождественские песни)

Что сказал пузатый Пацюк Вакуле (тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами)

Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Чёрт, голова, дьяк, Чуб)

Куда отправился Вакула, попав в Санкт-Петербург? (к запорожцам)

О чём думал кузнец, попав в царский дворец? (о красоте картин, паркета, ручек на дверях)

Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце? (Екатерина Вторая и князь Потёмкин)

Изображение чего-либо в смешном виде (юмор)

Как запорожцы называли царицу? (мама)

Какой слух прошёл после исчезновения кузнеца? (о его смерти)

Как кузнец отблагодарил чёрта? (отвесил чёрту три удара хворостиной)

Поговорка, которую говорит Оксана Вакуле (ему когда мёд, тогда и ложка нужна)

К кому отправились Чуб и кум предрождественскую ночь? (к дьяку)

Почему за помощью Вакула обращается Пузатому Пацюку? (он знался с нечистой силой)

Как можно укротить чёрта? (совершить крестное знамение)

Что сказала Оксана, когда Вакула принёс ей черевички? (Нет, мне не нужно черевиков, я без них)

Один из видов эпического произведения, больше по объёму, чем рассказ, но меньше, чем роман (повесть)

А теперь мы готовы к защите собственных проектов. Вам, ребята, слово

Защита проектов.

ПРОЕКТ

«СОЛОХА»

Характеристика

Эпизод

Описание внешности

« Мать Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы» стр. 105

Черты характера

1. В повести Солоха показана отрицательным героем. Она появляется неожиданно. « Тут через трубу одной хаты клубами повалили дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

Стр. 168

2. Ведьма также, как и черт, может превращаться в кого угодно и делать невозможное для человека.

« Ведьма сама почувствоала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, опустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе и прямо в трубу»

Стр. 174

3. Парубок Кизялупенко видел, что у ведьмы сзади хвост величиной не более бабьего веретена; что она ещё позапрошлый четверг черной кошкою перебежала дорогу; что к попадье, раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад»

Стр. 106.

3 Автор поселяет сказочных героев среди народа, поэтому все происходящее кажется правдой.

Отношение к ней казаков

4. Солоха – ведьма. Она же мать главного героя повести Вакулы. В жизни она умела очаровывать самых степенных казаков. Она умела искусно обходиться с ними « К чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник»

«Солоха кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется ему одному».

Стр. 105

Солоха была очень хорошей хозяйкой.

« Как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаной вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой.»

Стр. 105

С кем Солоха была приветливей всего? Почему?

5. «Солоха была приветливее всего с казаком Чубом. Чуб был вдов; восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатой…»

« В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов, старинных кунтушщей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха.Все это Солоха находила не лишним присоединить к совему хозяцству, заранее размышляя о том, какой наведет порядок , когда все перейдет к ней в руки…»

Стр. 105

Характер Солохи.

6. Солоха была очень хитрая . Ради своей выгоды она готова навредить своему сыну.

« А чтобы каким-нибудь образом сын ее Вакула не подъехал к его дочери и не успел прибрать всего себе…, она прибегла к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом»

стр. 106

7. Солоха была очень находчива и сметливая . Благодаря этому она смогла всех своих кавалеров посадить в мешки

. « Это дьяк… Вот тебе на! Ай да Солоха! Посадить в мешок… То- то я гляжу, у нее в каждом мешке сидело по два человека. А я думал, что она только мне одному… Вот тебе и Солоха!

Стр. 124.

ВЫВОД:

8. В образе Солохи Н.В. Гоголь показал людские пороки, такие как: жадность, обман, измену.

И мы видим, что все плохое все равно обнаружится и тогда человек выглядит смешно и глупо.

ПРОЕКТ

« ЧЕРТ»

Характеристика

Эпизод

Народность литературы

Н.В. Гоголь в основе своей повести использует фольклор, народные поверья. Так, например, черт.

Черт в славянской мифологии злой дух. Это существо, покрытое черной шерстью, с рогами, хвостом и копытами. Он способен превращаться в черную кошку, собаку, свинью. Чаще – в человека, странника, кузнеца, младенца. Может принимать облик знакомого: соседа, мужа. Черт в народных поверьях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняет мелкие неприятности, принуждая к неоправданным поступкам, заставляет плутать пьяных, провоцирует на преступления, самоубийство, пытается получить душу человека. По другим поверьям черт соблазняет женщин, отчего у них рождаются уродливые дети. Часто в народе говорят : «Черт попутал».

Черти опасны в определенное время суток: от полуночи до первых петухов, реже- в полдень.)

Энциклопедический словарь «Славянская мифология»

Описание внешности

1.«Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, стало увеличиваться, растягиваться, и уже было не пятнышко» Так появляется черт.

Стр. 97.

2.Образ черта очень впечатлителен « Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были тонки, … сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него сзади висел хвост, острый и длинный…; разве что по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчащим на голове, и что весь он был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец, а просто черт.

Стр. 97

Черты характера и его поступки

3.Черт показан Гоголем как хитрый проказник.

« Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул, было руку схватить его, на вдруг отдернул ее назад , как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на вне неудачи черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую…поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал далее»

Стр. 98

Зачем черт украл месяц?

4.Черт украл месяц, потому что « Черту оставалась последняя ночь шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей»

Он хотел выместить свою злобу на кузнеце, из-за него черта могли выгнать даже из ада

« Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он (Вакула) святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били его кнутами, поленами и всем чем ни попало»

Стр. 98

5. Черт всячески мешал Вакуле писать картину

« В то время, когда живописец трудился над этой картиной и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо по руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу.»

Стр. 98

Человеческие качества

6. Черту свойственны человеческие качества.

« Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны , брался за сердце, охал и скакал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло»

Стр. 111

 

7. Черт очень обрадовался, что может отомстить Вакуле. Он старался уговорить и обхитрить Вакулу.

« Это я – твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, - пискнул он ему в левое ухо.- Оксана будет сегодня же наша…»

Стр. 119

Перевоплощения.

8. Черт ,как и все сказочные герои, умел перевоплощаться.

« Черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…»

«Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман…»

Стр. 127

ВЫВОД

Ничего не получается у этого проказника. Единственное о чем он думал, чтобы Вакула отпустил его и не окрестил крестом.

Н.В. Гоголь, описывая приключения Вакулы и черта, сам говорит нам, что трудолюбивый Вакула, который стремится к своей цели и делает все своими руками, сумел победить черта.

« Итак, вместо того, чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен» Так сказал Н.В. Гоголь

Стр. 129

ПРОЕКТ

« ВАКУЛА»

Характеристика

Эпизод

Герой повести

Главным героем повести является Вакула.

Описание внешности

Н.В. Гоголь описал Вакулу так « силач и детина хоть куда…»

Черты характера

« В досужее время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке…»

« все миски, из которых Диканьские казаки хлебали борщ, были размалеваны кузнецом».

«Вакула был богобоязливый человек…»

Стр. 98

Главная черта характера

Главной чертой характера Вакулы_ было трудолюбие. Если он хочет напомнить о себе то, вспоминал свои дела

Встретил запорожцев и напомнил им о себе «… новую шину тогда поставил на переднее колесо вашей кибитки»

Чтобы доказать свою любовь к Оксане, он говорит о сундуке

« Железо на оковку положил такое, которого не клал на Сотникову таратайку… А как он будет расписан! По всему полю будут раскиданы синие и красные цветы. Гореть будет, как жар…»

Стр.103

Вакула постоянно ищет себе работу.

Когда после неудачного свидания пришел домой, то глаза его искали, чтобы сделать

« Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда. … Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузнецу»

Стр.113

Любовь

Вакула очень сильно любит Оксану, готов ради нее на многое.

« Не хочу ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану.»

Черевички он тоже хотел сшить сам для Оксаны, а во дворце хотел только посмотреть, из чего они сделаны

« - Ваше величество, не прикажите казнить, прикажите миловать! Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны ваши черевички, что на ногах ваших?»

Стр. 131

 

Вакула даже никому не нужному черту нашел работу, заставил лететь его в Петербург.

Эстетические чувства

Вакула умел ценить прекрасное. Попав во дворец, он был поражен великолепием дворца, а особенно лестницей.

« Начали подниматься на блистательно освещенную лестницу:

- Что за лестница! – шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! Кой черт лгут! Боже ты мой, что за перила! Какая работа!...»

Стр. 128

Плохой поступок.

Один только раз кузнец совершил плохой поступок ( мысль о самоубийстве)

« Прощайте, братцы! -кричал кузнец. Даст бог, увидимся на том свете; а на этом уже не гулять нам вместе, Прощайте, не поминайте лихом. Скажите отцу Кондрату, чтобы отслужил панихиду по моей грешной душе».

Стр. 115

ВЫВОД

Описывая образ кузнеца Вакулы, Н.В. Гоголь хотел казать нам, что честность, трудолюбие, верность – всегда смогут победить зло. Что если человек совершил плохой поступок, то он сможет всегда его исправить, как это сделал в свое время кузнец

« Но еще больше похвалил преосвещенный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос… на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо…»

Стр. 137

Инсценирование эпизода.

Составьте синквейн на главных героев 1 команде – Вакула, Солоха

Вакула

Верный, преданный.

Любил, обещал, доказал.

Право, мне очень нравится своим талантом, смелостью, настойчивостью

2 команде- Оксана , Черт

Оксана

Красивая, гордая.

Красуется, требует, изумляется.

Еще никогда она не была так хороша.

Мне нравится, что Оксана требует доказать любовь к себе.

Итог урока

Поистине красив и богат наш русский язык. В нем много слов, с помощью которых Гоголь передает не только чувства, но запахи, звуки. Конечно же прав В.Г Белинский, который сказал:

«Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их»

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1452355534.ppt (Презентация к уроку " Посиделки на хуторе близ Диканьки”)

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (3)

Чинокаева Юлия Мансуровна, 17.02.16 в 16:37 3Ответить Пожаловаться
Я присутствовала на этом открытом уроке! Очень интересный, эмоционально - насыщенный урок! Ученики работали на 5+, а учитель выложился на все 10+++. Спасибо за прекрасный урок!
Горбачёва Марина Юрьевна, 15.09.18 в 14:48 1Ответить Пожаловаться
Интересный материал! Заходите в гости!
Кильмухаметова Лилия Мансуровна, 15.09.18 в 17:37 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна! Обязательно)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.