Конспект урока по русскому языку «Последовательность предложений в тексте» (2–3 класс)

5
0
Материал опубликован 7 May 2021 в группе


Конспект урока по русскому языку

Тема: Последовательность предложений в тексте.

Цель: Формирование у обучающихся представления о тексте, как информации, состоящей из нескольких предложений, связанных друг с другом. Создание условий для расширения знаний обучающихся о тексте, формирование орфографической зоркости.

Задачи:

Образовательные:

обобщать знания о тексте и его основных признаках;

наблюдать за последовательностью предложений в тексте;

учить редактировать тексты

Развивающие:

способствовать развитию умения работать в микрогруппах;

развивать внимание, наблюдательность

Воспитательные:

воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм;

воспитывать доброе отношение друг к другу,


УУД

ЛичностныеУУД:

-самоопределение;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

-целеполагание, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в микрогруппе);

-учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать и аргументировать свою точку зрения;

-согласовывать действия в ходе групповой работы, контролировать и координировать действия партнёров;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов;

- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

- составлять ответы на вопросы


Планируемые результаты

Предметные:

Знать

- что такое текст и его основные признаки;

-правила оформления предложений на письме;

Уметь

-определять последовательность предложений в тексте;

-корректировать тексты с нарушенным порядком предложений;

- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять допущенные ошибки, объяснять их причину


Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности и на основе наблюдения за собственной речью;

- уметь осознавать и определять свои эмоции;

- уметь чувствовать красоту и выразительность речи;

- проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения, интерес к изучению языка

Метапредметные:

- способность ориентироваться в задачах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.


Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная

Оборудование:

- Иванов С.В., Евдокимова А. О., Кузнецова  М.И. «Русский язык» 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений («Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.), карточки.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

I.Орг.момент

Приветствие учителя детей. Положительный настрой на работу на уроке.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.


II. Постановка темы урока


Актуализация

знаний


Ребята, посмотрите на доску. На доске даны слова.

Слова – с_р_ка, к_ртина, м_роз, ст_лица, р_бята. Что это за слова? Словарные. Давайте с вами вставим недостающие буквы. (один ученик выходит к доске).

Далее ваше задание - составить предложения со словами, которые указаны на доске. Но для начала вспомним, что же такое предложение.

- Подумайте, можно ли из ваших предложений составить текст? Почему?

-Давайте повторим, что такое текст.

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет определённую тему. Тема текста – это то, о чём в нём говорится. К тексту можно подобрать заголовок. Заголовок может отразить тему текста.

III. Постановка цели урока и учебной задачи.

Вам на карточках даны предложения, прочитайте их и подумайте, можно ли то, что вы прочитали, назвать текстом? Почему?

Они тихонько раскачиваются на гибкой зелёной ножке. Словно бусы, серебрятся на стебельке скромные бубенчики-цветочки. А как чудесен тонкий, нежный·. аромат ландышей! В конце мая в лесу расцветают ландыши. Влажные длинные листья скрывают цветы от посторонних глаз.


- Итак, давайте обсудим, ваши варианты.

Вы прочитали текст или нет? Обоснуйте свой ответ. - А может, есть в предложениях, то, что их связывает друг с другом?

- А как вы думаете, эти предложения можно связать между собой так, чтобы получился текст.

-Что для этого надо сделать ?

- (Расположить предложения в определённом порядке, переставить местами.)

Вывод. Предложения в тексте должны быть расположены в определённом порядке.


Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

(Работа с текстом, последовательность предложений в тексте.)

Какую цель мы с вами поставим перед собой ?

Учиться располагать предложения в правильной последовательности.

-Какие задачи мы перед собой ставим?

-обобщать знания о тексте и его основных признаках;

-наблюдать за последовательностью предложений в тексте;

-учиться редактировать тексты


IV. Решение учебной задачи.














V. Первичное закрепление

Давайте продолжим нашу работу с этим заданием. Сейчас вы будете работать в паре.

Подумайте

-О чем этот текст?

-Какое предложение должно начинать текст?

-Какое – заканчивать?

Карандашом обозначьте порядок предложений. Поработайте в паре, не забывая правила работы.

Давайте прочитаем то, что у нас получилось.

Что нам нужно ещё сделать? (Подобрать заголовок).

Ландыши.

В конце мая в лесу расцветают ландыши. Словно бусы, серебрятся на стебельке скромные бубенчики-цветы. Они тихонько раскачиваются на гибкой зеленой ножке. Влажные длинные листья скрывают цветы от посторонних глаз. А как чудесен тонкий, нежный аромат ландышей!


Запишите получившийся текст в тетради.

Несколько учеников получают индивидуальные задания:

Вам нужно выписать из текста только те предложения, которые отвечают на вопросы:

Когда расцветают ландыши?

На чем раскачиваются ландыши?

Какие листья скрывают цветы от посторонних глаз?

С чем сравнивают цветы –бубенчики?


Физкультминутка

- Мы уже много поработали. Хорошо потрудились. Настало время немного отдохнуть.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом сорвемся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

{Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

VI .Применение полученных знаний. Применение алгоритма на практике.



































А сейчас ребята посмотрите внимательно. На доске даны рисунки. Как вы думаете, о чем или о ком будет это текст. (Лебеди)

А что вы знаете о лебедях?

Лебеди — это крупные водоплавающие птицы. Их вес достигает 15 кг, а размах крыльев — до двух метров. Цвет оперения может быть не только белоснежным, но и угольно-чёрным, а также различных оттенков серого. Главная внешняя черта, отличающая лебедей от уток и других похожих на них птиц — это длинная шея, которая, помогает птицам находить пропитание в воде.

По характеру издаваемых звуков птицы делятся на три вида:

Сейчас несколько ребят нам расскажут о них.

Лебедь-трубач получил свое имя из-за характерных звуков, издаваемых во время общения. Они слышны на большие расстояния и помогают птицам постоянно поддерживать контакт. Крик напоминает звуки трубы. Цвет его клюва отличается от других видов птицы – он полностью черный.


Название лебеди-кликуны получили благодаря громким звукам, которые они издают в полете. Они плохо приспособлены к передвижению по земле.

Большую часть жизни они проводят на воде. Лебедь-кликун считается одним из самых крупных среди своих собратьев. У него - абсолютно прямая длинная шея. Эта птица отличается клювом лимонного цвета с черным концом.


Лебедь-шипун не умеет кричать, но может угрожающе шипеть на врага. Помимо шипения, он может хрипеть, посвистывать и фыркать. Отличается от других лебедей длинной шеей, которая изогнута в форме буквы S, крылья часто приподняты кверху, как паруса. Клюв этих птиц красный с ноготком.


Лебедь кликун и малый лебедь внесены в красную книгу Вологодской области. 



А сейчас мы с вами попытаемся восстановить рассказ по картинкам.

На доске картинки, под ними расположен текст.


t1620383734aa.jpgt1620383734ab.jpgt1620383734ac.jpg


Дядя Миша и его Осенью Озеро стало замерзать.

сын Вася принесли два лебедя Лебеди могли погибнуть.

лебедей домой. остались жить на озере.

Птицы стали жить У одного из них

у них во дворе. болело крыло


Посмотрите на первую картинку, что вы видите? Прочитаем текст под ним? Все ли вам нравится?

Давайте продолжим работу с другими картинками.

Что же мы будем делать?

Давайте соотнесем текст с картинкой.

Давайте прочитаем текст:

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе. Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

Как вы думаете правильно ли расположены предложения? Что нам нужно сделать?

Где нарушена цепочка событий, какие картинки нам нужно поменять местами?

Теперь у нас получился текст?

Давайте подберем к нему заголовок.



Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Вопросы по тексту
Где остались жить лебеди?
Почему они не улетели в тёплые страны?
Что произошло зимой с озером?
Что могло случиться с лебедями?
Кто взял лебедей домой?
Где стали жить птицы?

Мне кажется, что на этом история могла не закончиться. Всё-таки лебеди – птицы не домашние, а дикие. Что могло произойти весной с ними?

Как вы думаете можно ли еще продолжить текст? Кто хочет продолжить текст, это будет вашей домашней работой.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.


Давайте проверим, как вы усвоили тему урока в самостоятельной индивидуальной работе.

Прежде чем вы будете выполнять работу попробуйте спрогнозировать результат своей работы.

Прочитайте задание, поставьте отметку на полях,

Задание.

Текст. Расставьте предложения в правильной последовательности. Спишите текст в тетрадь.

У первого и второго варианта свои тексты.

Там укрылись серые ежики.

Рядом бежит пес Бимка.

По веткам скачут рыжие белки.

Мальчики Юра и Ваня идут в лес.

Под елкой норка.


Вдруг раздался громкий лай.

Дети пришли в лес.

Лоси пили воду.

Около лесного озера они увидели лосей.

Лоси быстро скрылись в лесу.

- А теперь сверьте свои ответы с ответами на доске.

По каким критериям будем проверять свою работу? Правильность расположения предложений и списывание без ошибок.

На доске записаны предложения в правильном порядке.

Поднимите руку у кого прогнозирование совпало с результатом.

VIII. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.

Заполните лист самооценки.

-Подведем итог занятия.

Над какой темой работали?

После индивидуальной работы, кто считает, что цель урока им достигнута? (поднимите руку)

Чему мы научились на уроке?

Где нам может пригодиться умение правильно последовательно составлять текст?

I X. Оценка

Вы сегодня хорошо работали. Я учту активность на уроке, посмотрю ваши листы самооценки и самостоятельную работу , каждый получит отметку за урок. Хочу особенно отметить самых активных - это ……… Им я уже сейчас я ставлю 5.

X. Домашнее задание

Домашнее задание – учебник с 61. упражнение 2.

Прочитайте, пожалуйста, задание к упражнению.

Если, что-то не понятно, то задайте вопрос.


Спасибо за урок.
















Лист самооценки

_________________________________________(ФИ).

Оцените свои знания и работу на уроке.

Выберите ответ, который вам подходит, и поставьте там плюсик.

Я знаю:

очень хорошо

немного путаюсь

не помню,

не запомнил

что такое предложение, его признаки




что такое текст, его признаки





Я понимаю и могу применить свои знания на практике:


умею хорошо


немного путаюсь


пока еще не научился

составить предложение




составлять текст из предложений




На уроке я:

да

не всегда

нет

все задания выполнил быстро и без ошибок




был активным в течение всего урока




достиг цели, поставленной в начале урока




Я бы поставил себе оценку за урок (обведи ответ)

5

4

3 2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.