Пословицы и поговорки как средство обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Пословицы и поговорки как средство обеспечения
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
ФГОС ООО направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Выпускник основной школы –это «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества». Одним из средств реализации данной цели на уроках русского языка являются пословицы и поговорки, т.к. они отражают национальный характер и базовые ценности русского народа, являются отражением менталитета разных народов, что позволяет их рассматривать в диалоге культур. Это необходимо для осуществления «межкультурной коммуникации». Следовательно, пословицы и поговорки должны стать предметом изучения на уроках русского языка, чтобы способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к культуре своего народа.
При отборе пословиц и поговорок для изучения на уроках русского языка целесообразно руководствоваться следующими принципами:
доступности
воспитательного воздействия
оптимального количества
высокого уровня обобщения
Прокомментируем выше перечисленные принципы.
1. В русском языке есть пословицы, трудные для восприятия, поэтому при отборе пословиц на урок необходимо учитывать возрастные особенности и жизненный опыт учащихся.
2. Целесообразно в 5 классе провести работу над пословицами о дружбе. Выбор этого концепта пословиц неслучаен, так как в подростковом возрасте у учащихся меняются приоритеты. Взрослые люди для них становятся менее авторитетными. Ведущим типом деятельности становится общение среди равных. Ребята больше времени проводят друг с другом. При выборе друзей подростки допускают опрометчивость. Следовательно, нужно отобрать такие пословицы и поговорки, которые бы способствовали формированию прочных дружеских отношений, основанных на доверии и уважении.
Выбор пословиц о добре тоже далеко не случаен. Во-первых, это устоявшаяся нравственная категория, которая интересует многих. Во-вторых, дети становятся свидетелями и участниками жестоких сцен. Их провоцируют СМИ, телевидение. Поэтому нужно развивать у детей доброе начало во всём.
Выбор пословиц об учении обусловлен прежде всего тем, что в подростковом возрасте заметно снижается успеваемость по сравнению с начальной школой, пропадает интерес к знаниям. Чтобы этого не произошло, необходимо убедить в необходимости получения знаний, их значимости в жизни. Эту задачу можно решить с помощью пословиц и поговорок.
Концепт пословиц и поговорок о Родине должен иметь место на уроках русского языка в 5 классе. Необходимо формировать уважительное отношение к Родине, гордость за свою Отчизну.
В 6 классе считаем наиболее актуальной работу с концептом «Здоровье», т.к. данный фактор в последнее время имеет низкие показатели. Редко встретишь ребёнка, имеющего I группу здоровья. В современном обществе получают развитие здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья. В школе же на уроках русского языка воспитательное воздействие могут иметь пословицы и поговорки о здоровье. Именно в них заложено понимание здорового духа русского человека.
В 7 классе полезно поработать над концептами «Правда. Совесть», «Справедливость». Это обусловлено сменой приоритетов подростков. Они ищут авторитет в среде сверстников. Одни становятся лидерами, другие- ведомыми. Нужно способствовать правильному, справедливому установлению отношений между подростками.
Выбор концепта «Семья» связан с тем, что в наше время остро стоит проблема детей-сирот, детей- беспризорников. Таких детей берут приёмные семьи. Но иногда они возвращают детей обратно. Причин этому много, но одной из главных является отсутствие ответственности и родителей, и детей. Поэтому функцию раскрыть значение семейных отношений должна взять на себя пословица.
В 8 классе будут уместны пословицы, входящие в концепт «Любовь». Введение этого концепта обусловлено зарождением такого чувства, как первая любовь. Учащиеся испытывают чувство первой любви, которое может ранить психологию. Сформировать определённое отношение к этому светлому, чистому чувству помогут пословицы и поговорки, в основе которых лежит представление наших предков о любви, сформировавшееся на протяжении многих веков.
3. Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть более 7-9. Именно такое количество пословиц школьники способны осмыслить и запомнить за 45 минут. Знание и учёт такого рода деталей обязательны для учителя, так как возможности пословиц и поговорок как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия школьников.
4. Мы считаем наиболее «продуктивными» лишь те пословицы, в которых содержится переносный смысл, аллегория, иносказание. Такие пословицы имеют более высокий уровень обобщения и предполагают абстрагирование от описываемых в них, как правило, чисто бытовых сюжетов. Это позволяет выйти за пределы конкретной ситуации, зафиксированной в пословице, что значительно расширяет диапазон её применения.