Рабочая программа классного руководителя «Школа добра» (Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся)

2
1
Материал опубликован 11 March 2018

Рабочая программа классного руководителя

«Школа добра».

(Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования)

Составитель: учитель МБОУ «Гимназия № 2»

Пронина Ирина Владимировна

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Школа добра» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, принятой в МБОУ «Гимназия № 2» г. Рязани. Рабочая программа является результатом осмысления многолетней практической деятельности, наблюдений за особенностями взросления младшего школьника.

Программа воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами МБОУ «Гимназия № 2».

 

Модель личности выпускника начальной школы гимназии.

Это личность:

Умеющая и желающая учиться;

Способная организовать свою деятельность, умеющая пользоваться информационными источниками;

Приобщающаяся к нормам культуры, к национальной культуре и традициям;

Готовая любить, изучать и беречь богатство родного края;

Стремящаяся участвовать в общественно-полезном труде;

Обладающая начальными знаниями об экономических и культурных ценностях;

Отзывчивая на красоту окружающей действительности и искусства, творчески активная в доступной возрасту художественной деятельности.

Обладающая основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

Выполняющая правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Цель воспитательной работы:

Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

Задачи воспитательной работы:

Формировать культуру общения в системе «учитель- ученик», «ученик- ученик », «ученик-взрослый ».

Учить приемам преодоления проблем в общении.

Создать комфортные условия для развития эмоционально-волевой и познавательной сферы.

Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.

Определить круг реальных учебных возможностей ученика зону его ближайшего развития.

Формировать знания о правовых нормах как регулятора поведения человека в обществе.

Познакомить с историей города, области, воспитывать патриотические чувства.

Формировать культуру сохранения и совершенствования здоровья.

Принципы организации воспитательной работы.

Принцип открытости; (педагог планирует воспитательную работу совместно с младшими школьниками и родителями, опираясь на их пожелания)

Принцип привлекательности дела; (педагог увлекает конечным результатом выполняемого дела)

Принцип деятельности; (разнообразие внеклассных мероприятий позволит реализовать потребность школьника в деятельности)

Принцип свободы участия; (дает возможность выбора деятельности с учетом интересов, личных качеств и возможностей)

Принцип обратной связи; (проводит рефлексию)

Принцип успешности (оценивать по достоинству деятельность каждого).

Содержание.

«Стань Человеком – человек!» - это девиз моей работы.

Роль учителя начальных классов в становлении личности невозможно переоценить. Во многом именно от учителя зависит, какие ценности для ребенка станут наиболее важными. Главная задача учителя начальных классов (как воспитателя) помочь ребенку стать личностью, успешно найти свое место в жизни, опираясь на принципы гуманистического воспитания и системно- ролевого подхода в воспитательном процессе.

Основные направления работы.

Традиции гимназии;

Патриотическое воспитание;

Нравственное воспитание;

Познавательная деятельность;

Художественно-эстетическая;

Трудовая деятельность;

Оздоровительная работа;

Работа с родителями.

Формирование духовно-нравственных и

гражданско-патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда оцениваются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Ученик, переступивший порог школы, весьма эмоционален, впечатлителен, склонен к подражанию, поддается внушению. Ему свойственна доброжелательность. Он, как правило, настроен на хорошее отношение к другим людям и сам ожидает от них такого же отношения. Младший школьный возраст очень благоприятный для формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.

Цели: создание условий для формирования патриотических чувств, потребностей и мотивов нравственного поведения.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

Воспитывать любовь к матери, семье, родной школе, городу, стране;

Воспитывать уважение к традициям;

Вооружать учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм;

Воспитывать навыки и привычки нравственного поведения;

Взаимодействовать с общественными институтами.

Для решения задач нравственного и патриотического воспитания применяют следующие формы воспитательного воздействия: этические беседы, конкурсы и викторины, праздники, турниры вежливости, классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми, поисковые и исследовательские задания, презентация личных достижений, акции милосердия…

К четвертому классу учащиеся осознанно воспринимают информацию, связанную с воспитанием гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

ценностное и уважительное отношение к своему национальному языку и культуре.

Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Народная мудрость гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». С первого класса начинается знакомство с традициями гимназии, участие во всех традиционных школьных мероприятиях. К четвертому классу в ученическом коллективе складываются свои классные традиции.

Традиционные мероприятия:

Посещение дома-музея И.П.Павлова.

Участие в Есенинской неделе, конкурсе чтецов.

Посещение села Константиново – родины поэта.

Этические беседы способствуют приобретению младшим школьником нравственных знаний, выработке этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Тема беседы зависит от возрастных особенностей детей, уровня их нравственной подготовленности и от актуальности темы. В беседу можно включать инсценировки, чтение отрывков их художественной литературы, просмотр фильмов… Главное, должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Учитель активно включает учащихся в обсуждение нравственных проблем.

Примерные темы бесед: «Совесть», «О невежах и вежливости», «Умей уважать других», «Цена одной минуты», «Друг познается в беде», «Это страшное слово – равнодушие», «Мы в ответе за тех, кого приручили»...

Но знание ребенком нравственных норм еще не говорит о воспитанности. Критерием духовного развития могут быть только реальные поступки. Учитель включает учащихся в Коллективную творческую деятельность. Коллективное сотворчество ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, вырабатывает умение терпимо относиться к собеседнику, учиться владеть собственными эмоциями по отношению к окружающим. Так через повседневную жизнь ребенка в школьном коллективе учитель закладывает стереотипы нравственного поведения.

На классных часах дети приобщаются к русской национальной культуре, знакомятся с традиционными славянскими праздниками. (Пасха, Масленица)

2. Формирование интеллектуальной культуры учащихся,

развитие кругозора и любознательности.

Учеба в школе – это «маленькая работа» детей в контексте «большой» трудной работы взрослых. Радость познания окружающего мира, успешность выполнения учебных заданий очень важны для младших школьников. Нередко именно успешность в учебе становится главным условием формирования положительной мотивации, налаживания межличностных отношений, определения лидера в классе. В младшем школьном возрасте необходимо дать первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и творчества в жизни человека и общества; сформировать культуру труда, научить ценностному отношению к результатам деятельности.

Цель: создание условий в урочной и внеурочной деятельности, которая позволит учащимся реализовать познавательные потребности, сформировать систему элементарных общих умений учебного труда, обеспечивающих успех любой деятельности.

Задачи:

развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня;

создание условий для реализации личностных устремлений учащихся через участие в интеллектуальных олимпиадах, играх;

развитие творческих и исследовательских способностей;

воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал;

воспитывать культуру труда;

знакомство с культурной средой родного города, рязанского края.

Для решения задач формирования интеллектуальной культуры, развития кругозора и любознательности применяют следующие формы воспитательного воздействия: познавательные беседы, конкурсы, викторины, олимпиады, праздники, интеллектуальные игры, классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми, поисковые и исследовательские задания, презентация личных достижений, создание портфолио…

Главное – для каждого найти дело по душе. Осуществить на практике индивидуальный подход.

Организация учебно-трудовых проектов позволит учащимся сформировать первоначальные навыки коллективной работы, умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении задания для получения положительного результата.

3.Формирование эстетических ценностей.

Современный человек имеет возможность приобщаться к художественному наследию, накопленному предыдущими поколениями. Искусство – это духовная летопись человечества, познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. Младший школьный возраст благоприятен для изучения и эмоционального переживания выдающихся произведений архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства, театра. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Со школьного возраста учащиеся получают первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; узнают об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. Мир искусства привлекает детей. Они с удовольствием рисуют, лепят, получают первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.

Правила этикета нужны везде: в школе, в транспорте, дома, в гостях, в театре и других местах. Дети, изучившие все правила и применяющие их в жизни, никогда не попадут в неловкую ситуацию и избегут нелепых казусов. А это способствует повышению детской самооценки и формированию целостной личности.

Цель: создание условий для формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях, ценностного отношения к прекрасному.

Задачи:

формирование представлений о душевной и физической красоте человека;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

развитие интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

развитие интереса к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

формирование норм поведения, соблюдение этикета, наличие тактичности и деликатности в отношении окружающих людей;

обогащение эмоционального мира детей.

Для решения задач формирования этических и эстетических ценностей применяют следующие формы воспитательного воздействия: этические беседы, экскурсии в музей, ролевые игры, праздники, поисковые и исследовательские задания, участие в выставках творческих достижений.

4. Формирование правил здорового и безопасного образа жизни

для себя и окружающих.

Формирование правил здорового образа жизни – приоритетное направление государственной политики. Школьный возраст является «опасным», т. к. растущий организм испытывает колоссальные физические и психологические нагрузки, что может привести к частичной потери здоровья. Классный руководитель совместно с учителем физической культуры и родителями организует работу, которая позволяет свести к минимуму негативное влияние на здоровье детей.

Цель: Создание условий для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека;

знание правил безопасного образа жизни.

Для решения задач формирования правил здорового и безопасного образа жизни применяют следующие формы воспитательного воздействия: беседы, экскурсии, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, праздники, участие в спортивных соревнованиях.

5. Работа с родителями.

Семья – это первая и очень важная школа духовно-нравственного воспитания ребенка. Хорошая семья может стать отличным союзником в деле воспитания подрастающего поколения.

Цель: организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях развития и воспитания учащихся в следующих направлениях.

Задачи:

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения общешкольных и классных родительских собраний, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (День знаний; День матери, Новогодний утренник, Праздник 8 марта, «Прощание с Азбукой»; и др.)

Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения экскурсий, оказания помощи в подготовке к учебному процессу.

6. Диагностическая и коррекционная деятельность классного руководителя. Сотрудничество со школьной психологической службой.

Цель: организация диагностической деятельности с целью создания наиболее благоприятных условий развития ученика и ученического коллектива.

Задачи:

изучение индивидуальных особенностей учащихся;

изучение уровня воспитанности;

изучение микроклимата и межличностных отношений;

изучение качества знаний и успеваемости;

помощь в ведении портфолио.

Методы изучения личности и коллектива.

Изучение личных дел;

Изучение медицинских карт;

Беседа; (один из главных методов в пед диагностики в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем)

Анкетирование, опросники; (дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность, позиции детей и степень значимости в нем)

Наблюдение; (дает возможность изучить ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс)

Графические и рисуночные тесты;

Изучение продуктов деятельности;

Изучение результатов психологического исследования.

Критерии оценивания результатов реализации программы

динамика развития творческих способностей учащихся, личностных качеств учащихся

личностные достижения учащихся, выраженные в новых знаниях, умения, навыках; участие в различного рода конкурсах и соревнованиях

динамика в развитии умения конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

наличие законов, традиций класса

наличие фото, видеоматериала

продукты творческой деятельности (плакаты, сценарии)

удовлетворенность детей, родителей организацией работы учителя

Предполагаемые результаты реализации программы

высокий уровень сплоченности коллектива

участие родителей в делах класса

способность ученика соблюдать правила для учащихся, правила ЗОЖ

повышение уровня культуры учащихся (культуры общения)

активизация интереса к творческим занятиям

увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)

Изучение эффективности реализации воспитательной программы

Для определения эффективности выбранной системы воспитания учащихся целесообразно использовать различные диагностические методики.

анкетирование

диагностика уровня воспитанности

собеседование

тестирование

Критерии

Показатели

Методики

1

Нравственная развитость

Сформированность основных нравственных качеств личности.

Активность уч-ся.

Методика

С.М. Петровой

« Пословицы» (анкетирование)

2

Формирование личностных качеств

Определение изменений, происшедших в личности школьника в течение года.

Методика « Репка»

3

Изучение уровня удовлетворенности школьной жизнью

Определение степени удовлетворенности школьной жизнью.

Методика А,А, Андреева.

4

Оценка родителями роли образовательного учреждения и педагога в воспитательном процессе.

Получить количественную информацию

Комплексная методика для родителей разработана А,А.Андреевым

Список литературы.

Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007.

Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы/ Л.И. Саляхова – М.:Глобус, 2009

Классные часы: 4класс – Т.Н. Максимова, Н.Н Дробинина. – М.: ВАКО, 2011.

Классные часы в 1- 4 классах / И.В. Персидская. – Волгоград: Учитель, 2009.

Классные часы на темы этикета. 1-4 классы: методическое пособие. / А.Д. Агафонова. – М.: Издательство «Глобус», 2009

Введение в мир профессий: классные часы, игры, конкурсы. 1-4 классы. / О.Е. Багрова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы./ Дереклеева Н. И.– М.: ВАКО, 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, программа хорошая, но не доработанная. Хотелось бы увидеть тематическое планирование по её реализации.

15 March 2018

Похожие публикации