Воспитательная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Растем вместе»
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Основные понятия:
Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования:
В области формирования нравственной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебноигровой, предметнопродуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности);
пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;
становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурноисторическими и этническими традициями российской семьи.
Основные направления и ценностные основы духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Общие задачи духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовнонравственного развития личности гражданина России.
Организация духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Гражданско-патриотическое воспитание
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Нравственное и духовное воспитание
Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.
4. Интеллектуальное воспитание
Ценности: образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.
5. Здоровьесберегающее воспитание
Ценности: здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание
Ценности: миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества; поликультурный мир.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание
Ценности: красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.
8. Правовое воспитание и культура безопасности
Ценности: правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде
9. Воспитание семейных ценностей
Ценности: семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям, прародителям; забота о старших и младших.
10. Формирование коммуникативной культуры
Ценности: русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответственное отношение к слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение.
11. Экологическое воспитание
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных.
Все направления духовнонравственного развития, воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Задачи духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования в МКОУ СОШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Одно направление, по теме воспитательного проекта, является приоритетным. По данному направлению в данной параллели обязательно проведение 1 занятия в месяц, среди них 3 в год – общешкольные: вхождение в проект, социализация, презентация готового продукта.
Содержание, виды деятельности и планируемые результаты работы по направлениям
1 класс. Воспитательный проект «Вот мы школьниками стали» (Направление - формирование коммуникативной культуры)
Содержание проекта
- первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;
- первоначальные знания правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими;
- понимание значимости ответственного отношения к слову как к поступку, действию;
- первоначальные знания о безопасном общении в Интернете;
- ценностные представления о родном языке;
- первоначальные представления об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;
- элементарные представления о современных технологиях коммуникации;
- элементарные навыки межкультурной коммуникации.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
получают первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы, о правилах эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч со специалистами и др.);
развивают свои речевые способности, осваивают азы риторической компетентности (в процессе изучения учебных предметов, участия в деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов, презентации выполненных проектов и др.);
участвуют в развитии школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле-, видеостудии);
получают первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч со специалистами и др.);
получают первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, участия в деятельности школьных кружков и клубов юного филолога и др.);
осваивают элементарные навыки межкультурной коммуникации, общаются со сверстниками – представителями разных народов, знакомятся с особенностями их языка, культуры и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников и др.).
Планируемые результаты
– первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;
– знание правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими;
– элементарные основы риторической компетентности;
– элементарный опыт участия в развитии школьных средств массовой информации;
– первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации;
– первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;
– элементарные навыки межкультурной коммуникации.
2 класс. Воспитательный проект ««Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» (Направление - здоровьесберегающее воспитание)
Содержание проекта
- первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье;
- формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни;
- базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и во внеурочное время;
- первоначальные представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
- элементарные знания по истории российского и мирового спорта, уважение к спортсменам;
- отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ, к курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета;
- понимание опасности, негативных последствий употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака, наркотических веществ, бесконтрольного употребление лекарственных препаратов, возникновения суицидальных мыслей.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
получают первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о природных возможностях организма человека, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни в процессе учебной и внеурочной деятельности;
участвуют в пропаганде здорового образа жизни (в процессе бесед, тематических игр, театрализованных представлений, проектной деятельности);
учатся организовывать правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха;
получают элементарные представления о первой доврачебной помощи пострадавшим;
получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями), в том числе об аддиктивных проявлениях различного рода - наркозависимости, игромании, табакокурении, интернет-зависимости, алкоголизме и др., как факторах, ограничивающих свободу личности;
получают элементарные знания и умения противостоять негативному влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения (учатся говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.);
участвуют в проектах и мероприятиях, направленных на воспитание ответственного отношения к своему здоровью, профилактику возникновения вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (лекции, встречи с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими психологами, проведение дней здоровья, олимпиад, конкурсов и пр.);
разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, выдающиеся спортсмены;
регулярно занимаются физической культурой и спортом (в спортивных секциях и кружках, на спортивных площадках, в детских оздоровительных лагерях и лагерях отдыха), активно участвуют в школьных спортивных мероприятиях, соревнованиях.
Планируемые результаты
– первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни;
– элементарный опыт пропаганды здорового образа жизни;
– элементарный опыт организации здорового образа жизни;
– представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
– представление о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения на здоровье человека;
– регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к ним отношение.
3 класс. Воспитательный проект «Юные друзья природы» (Направление - экологическое воспитание)
Содержание проекта
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным;
- понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры;
- первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно-исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности;
- элементарные знания законодательства в области защиты окружающей среды.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
усваивают элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения учебных предметов, тематических классных часов, бесед, просмотра учебных фильмов и др.);
получают первоначальный опыт эмоциональночувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю и др.);
получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности (экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, участие в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, в создании и реализации коллективных природоохранных проектов, посильное участие в деятельности детскоюношеских организаций);
при поддержке школы усваивают в семье позитивные образцы взаимодействия с природой: совместно с родителями (законными представителями) расширяют опыт общения с природой, заботятся о животных и растениях, участвуют вместе с родителями (законными представителями) в экологических мероприятиях по месту жительства;
учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде (выбрасывать мусор в специально отведенных местах, экономно использовать воду, электроэнергию, оберегать растения и животных и т. д.).
Планируемые результаты
– ценностное отношение к природе;
– элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды;
– первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
– элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
– первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
4 класс. Воспитательный проект «С чего начинается Родина» (Направление - гражданско-патриотическое воспитание)
Содержание проекта
- ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- первоначальные нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам;
- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательная организация;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- первоначальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- первоначальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
получают первоначальные представления о Конституции Российской Федерации, знакомятся с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, экскурсий по историческим и памятным местам, сюжетноролевых игр гражданского и историкопатриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетноролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристскокраеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых этими организациями, встреч с их представителями);
участвуют в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военнопатриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетноролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
получают первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национальнокультурных праздников);
участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма;
принимают посильное участие в школьных программах и мероприятиях по поддержке ветеранов войны;
принимают посильное участие в программах и проектах, направленных на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому и настоящему нашей страны (в рамках деятельности военно-исторических клубов, школьных музеев, детских военно-спортивных центров и т. д.);
участвуют в проектах, направленных на изучение истории своей семьи в контексте значимых событий истории родного края, страны.
Планируемые результаты
– ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
– элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
– первоначальный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
– первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России;
– уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.
Работу по другим направлениям классный руководитель продумывает в соответствии с классным коллективом: возраст, уровень воспитанности и т. д., но обязательно в течение года каждое направление должно быть охвачено.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
Содержание
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о современной экономике;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебнотрудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
получают первоначальные представления о роли труда и значении творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий;
получают элементарные представления о современной инновационной экономике – экономике знаний, об инновациях в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий, выполнения учебно-исследовательских проектов;
знакомятся с различными видами труда, профессиями (в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий, изучения учебных предметов);
знакомятся с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебнотрудовой деятельности (в ходе сюжетноролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
осваивают навыки творческого применения знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательной организации и взаимодействующих с ним организаций дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебнопроизводственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);
приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Планируемые результаты
– ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
– ценностное и творческое отношение к учебному труду, понимание важности образования для жизни человека;
– элементарные представления о различных профессиях;
– первоначальные навыки трудового, творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
– осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
– потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
– осознание важности самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
– умения и навыки самообслуживания в школе и дома.
Интеллектуальное воспитание:
Содержание
· первоначальные представления о возможностях интеллектуальной деятельности, о ее значении для развития личности и общества;
· представление об образовании и самообразовании как общечеловеческой ценности, необходимом качестве современного человека, условии достижении личного успеха в жизни;
· элементарные представления о роли знаний, науки в развитии современного производства, в жизни человека и общества, об инновациях, инновационном обществе, о знании как производительной силе, о связи науки и производства;
· первоначальные представления о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;
· интерес к познанию нового;
· уважение интеллектуального труда, людям науки, представителям творческих профессий;
· элементарные навыки работы с научной информацией;
· первоначальный опыт организации и реализации учебно-исследовательских проектов;
· первоначальные представления об ответственности за использование результатов научных открытий
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
получают первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий;
получают элементарные представления о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности в рамках деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуального развития, в ходе проведения интеллектуальных игр и т. д.;
получают первоначальные представления об образовании и интеллектуальном развитии как общечеловеческой ценности в процессе учебной и внеурочной деятельности;
активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, творческих лабораториях, интеллектуальных играх, деятельности детских научных сообществ, кружков и центров интеллектуальной направленности и т. д.;
получают элементарные навыки научно-исследовательской работы в ходе реализации учебно-исследовательских проектов;
получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности (в ходе сюжетноролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных интеллектуальных профессий, проведения внеурочных мероприятий, раскрывающих перед детьми широкий спектр интеллектуальной деятельности);
получают первоначальные представления об ответственности, возможных негативных последствиях интеллектуальной деятельности, знакомятся с этикой научной работы в процессе учебной и внеурочной деятельности, выполнения учебно-исследовательских проектов.
Планируемые результаты
– первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности;
– элементарные навыки учебно-исследовательской работы;
– первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности;
- элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
Содержание
- первоначальное понимание значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве;
- первоначальное понимание значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им;
- первичный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
- первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога;
- первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
получают первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», осознают важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве в процессе изучения учебных предметов, участия в проведении государственных и школьных праздников «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», выполнения проектов, тематических классных часов и др.;
приобретают элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения в ходе встреч с представителями различных традиционных конфессий, этнических групп, экскурсионных поездок, выполнения проектов социокультурной направленности, отражающих культурное разнообразие народов, проживающих на территории родного края, России;
приобретают первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога в процессе посильного участия в деятельности детско-юношеских организаций, школьных дискуссионных клубов, школ юного педагога, юного психолога, юного социолога и т. д.;
моделируют (в виде презентаций, описаний, фото и видеоматериалов и др.) различные ситуации, имитирующие социальные отношения в семье и школе в ходе выполнения ролевых проектов;
принимают посильное участие в разработке и реализации разовых мероприятий или программ добровольческой деятельности, направленных на решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории;
приобретают первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения в рамках деятельности кружков информатики, деятельности школьных дискуссионных клубов, интерактивного общения со сверстниками из других регионов России.
Планируемые результаты
– первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»;
– элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
– первичный опыт социального партнерства и диалога поколений;
– первичный опыт добровольческой деятельности, направленной на решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории;
– первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества.
Культуротворческое и эстетическое воспитание:
Содержание
- первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях;
- первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания, направленные на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- проявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
- способность формулировать собственные эстетические предпочтения;
- представления о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- начальные представления об искусстве народов России;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
получают элементарные представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионнокраеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательной организации, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
осваивают навыки видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательной организации и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивают стихотворения, знакомятся с картинами, участвуют в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; развивают умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
осваивают навыки видеть прекрасное в поведении, отношениях и труде людей, развивают умения различать добро и зло, красивое и безобразное, плохое и хорошее, созидательное и разрушительное (знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх и т. д.);
получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, выражения себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда, школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов, в процессе проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств и т. д.);
участвуют вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионнокраеведческой деятельности, реализации культурнодосуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательной организации своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
получают элементарные представления о стиле одежды как способе выражения душевного состояния человека;
участвуют в художественном оформлении помещений.
Планируемые результаты
– умения видеть красоту в окружающем мире;
– первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
– элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
– первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
– первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
– первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
– понимание важности реализации эстетических ценностей в пространстве образовательной организации и семьи, в быту, в стиле одежды.
Правовое воспитание и культура безопасности:
Содержание
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
- элементарные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
- знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, городской среде, понимание необходимости их выполнения;
- первоначальные представления об информационной безопасности;
- представления о возможном негативном влиянии на моральнопсихологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы;
- элементарные представления о девиантном и делинквентном поведении.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
получают элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах гражданского общества, о законах страны, о возможностях участия граждан в общественном управлении, о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями и др.);
получают первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека, учатся отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни (в процессе бесед, тематических классных часов, в рамках участия в школьных органах самоуправления и др.);
получают элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав гражданина (в процессе знакомства с деятельностью детскоюношеских движений, организаций, сообществ, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детскоюношескими организациями);
получают первоначальный опыт общественного самоуправления в рамках участия в школьных органах самоуправления (решают вопросы, связанные с поддержанием порядка, дежурства и работы в школе, дисциплины, самообслуживанием; участвуют в принятии решений руководства образовательной организацией; контролируют выполнение основных прав и обязанностей; обеспечивают защиту прав на всех уровнях управления школой и т. д.);
получают элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур (в процессе, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями, специалистами и др.);
получают первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, проведения игр по основам безопасности, участия в деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей и т. д.);
Планируемые результаты
– первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
– первоначальные умения отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни;
– элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав школьника;
– первоначальный опыт общественного школьного самоуправления;
– элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур;
– первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах.
Нравственное и духовное воспитание:
Содержание
· получают первоначальные представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературномузыкальные композиции, художественные выставки и других мероприятий, отражающих культурные и духовные традиции народов России);
· участвуют в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах моральнонравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
· знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
· усваивают первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной организации – овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучаются дружной игре, взаимной поддержке, участвуют в коллективных играх, приобретают опыта совместной деятельности;
· принимают посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
первоначальные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и др.);
первоначальные представления о значении религиозной культуры в жизни человека и общества, связи религиозных культур народов России и российской гражданской (светской) этики, свободе совести и вероисповедания, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
первоначальные представления о духовных ценностях народов России;
уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
знание и выполнение правил поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач
Планируемые результаты
– начальные представления о традиционных для российского общества моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
– нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными нравственными нормами;
– уважительное отношение к традиционным религиям народов России;
– неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
– способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
– уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательной организации, бережное отношение к ним
Воспитание семейных ценностей:
Содержание
- первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;
- знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;
- представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;
- знание истории, ценностей и традиций своей семьи;
- уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям;
- элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
получают элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями и др.);
получают первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России, нравственных взаимоотношениях в семье (в процессе бесед, тематических классных часов, проведения школьно-семейных праздников, выполнения и презентации проектов «История моей семьи», «Наши семейные традиции» и др.);
расширят опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями);
участвуют в школьных программах и проектах, направленных на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений (в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей обучающихся, детско-родительских школьных спортивных и культурных мероприятий, совместного благоустройства школьных территорий и др.).
Планируемые результаты
- элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека;
– первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных взаимоотношениях в семье;
-опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных программ и проектов
Направления и формы реализации программы.
Работа, планируемая в рамках реализации проекта "Юные друзья природы" на 2015-2016 уч. г.
Проект является составной частью программы учебно-воспитательной работы с классом и включает следующие направления:
- формирование экологической культуры;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- приобщение к практической деятельности по охране окружающей среды.
Проект определяет тесное взаимодействие всех заинтересованных лиц на основе реального участия в общих делах по охране окружающей среды.
Цель :
Формирование экологической культуры младших школьников, воспитание новых ценностных ориентаций.
Задачи:
1.Формирование основ экологической культуры, системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
2. Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности.
3. Развитие практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
4. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
5. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Формирование экологической культуры является необходимым компонентом всех основных направлений воспитания.
Содержание проекта.
1. Формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте.
2. Изучение экосистемы родного края.
3. Проведение исследовательской деятельности в природе.
4. Приобщение учащихся к практической деятельности по охране окружающей среды.
5. Проектная деятельность.
Формы работы.
1. Экскурсии «Природа родного края».
2. Наблюдения за природой в разные времена года.
3. Праздники.
4. Классные часы.
5. Проекты, презентации.
6. Сочинения, эссе, письма.
7. Экологические игры.
8. Конкурсы, викторины.
9. Практическая деятельность.
10. Составление гербариев.
Основные этапы работы над проектом
I этап Подготовительный |
- Разработка проекта «Юные друзья природы» - Вовлечение заинтересованных лиц, общественности в работу по экологическому воспитанию младших школьников. |
II этап Основной |
- Реализация плана работы, проекта по экологическому воспитанию школьников. - Вовлечение учащихся в практическую природоохранную деятельность. - Внедрение новых форм работы. - Реализация основных направлений проекта; - Проведение мониторинга знаний по экологии; |
Ill этап Заключительный |
- Анализ деятельности по экологическому воспитанию младших школьников. - Создание банка методических разработок по экологическому воспитанию школьников. - Подготовка предложений природоохранной деятельности. -Оценка эффективности реализации проекта; -Определение дальнейших путей развития |
Практическая реализация проекта.
1. Интеллектуальный марафон «Хочу всё знать».
2. Экскурсии по временам года
3. Наблюдения за животными и птицами.
4. Интеллектуальные игры «Умники и умницы», «В гостях у Лесовичка».
5. Проектная деятельность: «Лес и человек», «Сохраним Храм родной природы», «Животные нашего леса», «Наши водоемы».
6. Презентация проектов.
7. Конкурсы рисунков «Уголок родной природы», «Запрещающие знаки леса».
8. Классный час «Лесные правила вежливости» или «Экологическая культура младших школьников».
9. Сочинения «О чем рассказали деревья», «Письмо зеленому другу»,
10. Акция «Помоги птицам зимой».
11. Исследование водоемов и родников.
12. Практическая деятельность: шефство над парком Победы, акция «Посади дерево».
13. Заключительный праздник «Земля – наш общий дом».
Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта по экологическому воспитанию младших школьников будут заложены основы сознательного отношения к природе, понимания взаимосвязи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни от воздействия внешних факторов деятельности человека. Дети станут добрее, овладеют навыками ухода за растениями и птицами.
В результате массовых форм экологического воспитания учащиеся будут с удовольствием выполнять работы по благоустройству города и озеленению помещений и территории школы. Произойдет укрепление взаимосвязей школы, семьи и общественности.
Основным критерием эффективности экологического воспитания явится широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.
сентябрь |
Планируемая работа |
сроки |
ответственные |
результативность |
Проект "Юные друзья природы" |
- Старт воспитательного проекта «Вхождение в проект» |
12.09 |
учитель |
Класс - победитель |
Спортивно-оздоровительное направление |
- Кружок «Народные праздники. Игры. Традиции» -День здоровья «Край родной, навек любимый» |
четверг 12.09 |
ДДТ учитель |
Фотоотчёт |
Интеллектуальное направление |
- Кружок «Эрудит» - Спецпроект «Сбережем родную речь» Тематический классный час 1-4 кл |
вторник |
учитель
|
Мини-эссе |
Общекультурное направление |
-Кружок «Мастерок» -Праздник, посвященный дню Знаний - Воспитательный час «Правила поведения в школе; правила поведения в столовой» - К нам приехал цирк |
понедельник
|
СЦ |
Дети выполняют правила |
Духовно-нравственное направление |
- Кружок «Театральная пружинка» - Классный час "Дети Беслана"
|
понедельник
|
СЦ
|
Воспитание гражданственности, патриотизма |
Социальное направление. Профилактика правонарушений. |
- Организационное родительское собрание - Составление социального паспорта класса - Единый день профилактики -Заполнение портфолио -Беседа «О профилактике дорожно-транспортного травматизма» - Заседание попечительского совета - Беседа "Ещё раз о школьной форме" -Рейд "Обложи учебники" - Кл.час ""Вместе - дружная семья |
18.09 сентябрь
17.09 17.09 10.09 02.09 |
учитель соц. педагог учитель
учитель
|
Составлен социальный паспорт
Нет ДТП с участием детей класса Все ходят в школьной форме |
октябрь |
Планируемая работа |
сроки |
ответственные |
результативность |
Проект "Юные друзья природы" |
- Интеллектуальный марафон «Хочу всё знать». - Экскурсии по временам года (осень) - Сочинение «Осенние листья» |
|
учитель
|
Отчёт по группам Конкурс сочинений |
Спортивно-оздоровительное направление |
- Кружок «Народные праздники. Игры. Традиции»
|
четверг |
ДДТ |
|
Интеллектуальное направление |
- Кружок «Эрудит» - Многопредметная олимпиада младших школьников «Интеллектуальный марафон» (школьный тур) |
вторник |
учитель
|
2 победителя из класса |
Общекультурное направление |
-Кружок «Мастерок»
|
понедельник
|
СЦ |
|
Духовно-нравственное направление |
- Кружок «Театральная пружинка»
|
понедельник
|
СЦ
|
|
Социальное направление Профилактика правонарушений. |
-Оформление классного уголка, -Подготовка к концерту на День учителя. -Единый день профилактики - Участие в муниципальном этапе конкурса «Образы земли» - Посещение семей учащихся - Кл.час "Один за всех и все за одного" Родительский лекторий 1-4 классы «Проблемы обучения детей младшего школьного возраста» |
сентябрь
30.09-05.10 20.10
|
учитель учитель, вожатая
|
Оформлен уголок
Диплом победителя Семья снята с учёта (Постановление №3-93 от 8.10.2014) |
ноябрь |
Планируемая работа |
сроки |
ответственные |
результативность |
Проект "Юные друзья природы" |
- Классный час «Лесные правила вежливости» - Игра «Экологический светофор» |
|
|
Ценностное отношение к природе и всем формам жизни |
Спортивно-оздоровительное направление |
- Кружок «Народные праздники. Игры. Традиции»
|
четверг |
ДДТ |
|
Интеллектуальное направление |
- Кружок «Эрудит»
|
вторник |
учитель
|
Участие в интеллектуальном марафоне |
Общекультурное направление |
-Кружок «Мастерок»
|
понедельник
|
СЦ |
Выставка поделок |
Духовно-нравственное направление |
- Кружок «Театральная пружинка»
|
понедельник
|
СЦ
|
|
Социальное направление Профилактика правонарушений. |
- Единый день профилактики - Заполнение портфолио учащихся - Кл.час "Как учишься- таким и получишься" - Родительское собрание «Как привить любовь к чтению» |
01.11 11.11 25.11 27.11 |
учитель психолог психолог учитель |
Решение - работать с текстом по алгоритму |
декабрь |
Планируемая работа |
сроки |
ответственные |
результативность |
Проект "Юные друзья природы" |
- Акция «Помоги птицам зимой». - Экологическая игра |
|
|
Развесили кормушки |
Спортивно-оздоровительное направление |
- Кружок «Народные праздники. Игры. Традиции» - Экскурсия по тропе здоровья |
четверг |
ДДТ |
Нарядили ёлку в сосняке |
Интеллектуальное направление |
- Кружок «Эрудит» -Многопредметная олимпиада младших школьников «Интеллектуальный марафон» (районный тур) |
вторник |
учитель
|
Победитель Сазонова К. |
Общекультурное направление |
-Кружок «Мастерок» -Кл.час «Оформление кабинета к новому году» |
понедельник
|
СЦ |
Кабинет занял первое место |
Духовно-нравственное направление |
- Кружок «Театральная пружинка»
|
понедельник
|
СЦ
|
Театрализованное представление на ёлке |
Социальное направление Профилактика правонарушений. |
-Единый день профилактики - Новогодняя феерия - Кл.час "Твои права и обязанности" |
06.12
28.12 |
учитель
вожатая |
Дети знают права и обязанности |
январь |
Планируемая работа |
сроки |
ответственные |
результативность |
Проект "Юные друзья природы" |
- Экскурсии по временам года (зима) |
|
|
Отчёт по группам |
Спортивно-оздоровительное направление |
- Кружок «Народные праздники. Игры. Традиции» - Катание на горке на стадионе ДСШ
|
четверг |
ДДТ |
Фотоотчёт |
Интеллектуальное направление |
- Кружок «Эрудит» - Спецпроект «Слава павшим и живым…» Интеллектуальная игра 1-4 кл |
вторник |
учитель
|
Подготовка к празднованию 70 - летия Победы |
Общекультурное направление |
-Кружок «Мастерок» - Библиотечный урок «Книги о войне» |
понедельник
|
СЦ |
Отзывы о книгах в "Книге памяти" |
Духовно-нравственное направление |
- Кружок «Театральная пружинка»
|
понедельник
|
СЦ
|
|
Социальное направление Профилактика правонарушений. |
-Районный фестиваль детского и юношеского творчества «Рождественский коктейль» -Заполнение портфолио учащихся - Кл. час "Мой дом- моя крепость" |
16.01
22.01 |
вожатая
учитель |
Выступление- танец "Нежность" |
февраль |
Планируемая работа |
сроки |
ответственные |
результативность |
Проект "Юные друзья природы" |
- Ключевое дело «Социализация проекта» -Конкурс рисунков «Уголок родной природы» |
|
Учителя параллели, вожатая |
Узнали о проектах других параллелей |
Спортивно-оздоровительное направление |
- Кружок «Народные праздники. Игры. Традиции» - Прогулка в лес |
четверг |
ДДТ |
Конкурс рисунков |
Интеллектуальное направление |
- Кружок «Эрудит» - Шоу профессора Николя |
вторник |
учитель
|
Участие в дистанционных олимпиадах |
Общекультурное направление |
-Кружок «Мастерок» |
понедельник
|
СЦ |
Подарки к 23 февраля |
Духовно-нравственное направление |
- Кружок «Театральная пружинка» - Конкурс рисунков в ЦДК «Славим и помним» |
понедельник
|
СЦ
|
Победителии призёры |
Социальное направление Профилактика правонарушений. |
-Единый день профилактики -Классный праздник «Будем в армии служить» - Кл.час "Этикет и мы! Проблема разговорной речи" - Масленица - Родительское собрание «Учение шаг за шагом» |
07.02
21.02 |
учитель
учитель |
Команда стала призёром среди параллели |
март |
Планируемая работа |
сроки |
ответственные |
результативность |
Проект "Юные друзья природы" |
- Проект "Клумбы на радость людям" Подготовка семян цветов. |
|
|
Посеяли цветы |
Спортивно-оздоровительное направление |
- Кружок «Народные праздники. Игры. Традиции» -Спецпроект «Будь готов к труду и обороне!» Спортивная игра 1- 4 кл |
четверг 16.03- 21.03 |
ДДТ Учителя физкультуры |
Класс - победитель |
Интеллектуальное направление |
- Кружок «Эрудит» - Поездка в драматический театр |
вторник |
учитель
|
Эссе "В театре" |
Общекультурное направление |
-Кружок «Мастерок» |
понедельник
|
СЦ |
Подарки на 8 марта |
Духовно-нравственное направление |
- Кружок «Театральная пружинка»
|
понедельник
|
СЦ
|
Представление на классном празднике |
Социальное направление |
-Единый день профилактики -Конкурсы «Ученик года», «Класс года» -Фестиваль семейного творчества «Счастливая семья – счастливые дети» -Классный праздник «При солнышке тепло, при матери добро» - Родительское собрание "Подготовка к всероссийским проверочным работам" |
21.03
07.03
|
учитель
вожатая учитель, вожатая
учитель |
Семья - призёр в номинации: фотоработы
Даны сайты с демоверсиями |
апрель |
Планируемая работа |
сроки |
ответственные |
результативность |
Проект "Юные друзья природы" |
- Экскурсии по временам года (весна) - Акция «Чистый двор» - Агитационная работа среди населения (распространение листовок) «Осторожно, пожар!» |
|
|
Отчёт по группам Территория вокруг школы |
Спортивно-оздоровительное направление |
- Кружок «Народные праздники. Игры. Традиции»
|
четверг |
ДДТ |
Выступление |
Интеллектуальное направление |
- Кружок «Эрудит»
|
вторник |
учитель
|
Участие в викторинах и олимпиадах к 70-летию Победы |
Общекультурное направление |
-Кружок «Мастерок» - Библиотечный урок «Пионеры – герои ВОВ» |
понедельник
|
СЦ |
Оформлен стенд «Пионеры – герои » |
Духовно-нравственное направление |
- Кружок «Театральная пружинка»
|
понедельник
|
СЦ
|
|
Социальное направление Профилактика правонарушений. |
-Единый день профилактики - Экодесант «Очистим планету от мусора !» - Социальный проект "Клумбы на радость людям" -Районный фольклорный праздник «Радуга самоцветов» -IX конференция исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Хочу всё знать» |
04.04 26.04
12.04
15.04 |
учитель
вожатая
|
Прибрали территорию в сквере у памятника |
май |
Планируемая работа |
сроки |
ответственные |
результативность |
Проект "Юные друзья природы" |
- Ключевое дело Квест «Сделал сам - научи других» - Проект «Клумбы на радость людям» (посадка) - Заключительный праздник «Земля – наш общий дом». |
19.05. |
|
Презентовали работу по проекту за год |
Спортивно-оздоровительное направление |
- Кружок «Народные праздники. Игры. Традиции» |
четверг |
ДДТ |
Проведение игры |
Интеллектуальное направление |
- Кружок «Эрудит»
|
вторник |
учитель
|
Праздник – чествование победителей олимпиад |
Общекультурное направление |
-Кружок «Мастерок»
|
понедельник
|
СЦ |
Оформлена итоговая выставка работ |
Духовно-нравственное направление |
- Кружок «Театральная пружинка» - Парад исторических войск (1-4 кл.) |
понедельник 09.05
|
СЦ Черепанов В.А. |
|
Социальное направление Профилактика правонарушений. |
-Праздник прощания с 3 классом -Районный праздник «Звонкий голос детства» - Кл.час "Впереди летние каникулы" -Родительский лекторий в рамках реализации проекта |
09.05 17.05 |
вожатая вожатая |
Выступление с песней и танцем Презентация работы по проекту |
Мероприятия по индивидуальной адресной работе с различными категориями обучающихся.
План мероприятий по профилактике правонарушений и безнадзорности школьников
Цель: совершенствование системы профилактики правонарушений среди учащихся
Задачи:
1) формирование у уч-ся системы ценностей, ориентированной на ведение образа жизни, соответствующего нормам общества
2) развитие деятельности РК по совершенствованию системы профилактики правонарушений и патриотического воспитания обучающихся
3) повышение потенциала семьи в вопросах профилактики правонарушений, дисциплины и успеваемости обучающихся
4) обеспечение информационно-пропагандистской деятельности по формированию системы ЗОЖ
Месяц |
Мероприятия |
Регулярно |
сентябрь |
1. Составление социального паспорта класса 2. Выбор органов классного самоуправления, распределение поручений 3. Кл. часы по плану 4. Инструктаж обучающихся по ПДД. Беседа «О профилактике дорожно-транспортного травматизма» 5. Беседа "Ещё раз о школьной форме" 6. Единый день профилактики курения 7. Практикум «Действия школьников при пожаре» 8. Беседа «О профилактике дорожно-транспортного травматизма» |
1. Контроль за успеваемостью обучающихся 2. Контроль за посещением уроков и занятостью детей во внеурочной деятельности 3. Индивидуальные беседы с детьми девиантного поведения 4. Привлечение детей к подготовке и проведению воспитательных мероприятий 5. Посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями
|
октябрь |
4. Родительский лекторий 1-4 классы «Проблемы обучения детей младшего школьного возраста» 5. Инструктаж по Правилам поведения в каникулы |
|
ноябрь |
|
|
декабрь |
4. Встреча с сотрудником полиции Ложкиной Н.Ю. 5. Инструктаж по Правилам поведения в каникулы |
|
январь |
|
|
февраль |
|
|
март |
3. Спецпроект «Будь готов к труду и обороне!» Спортивная игра 1- 4 кл 4. Фестиваль семейного творчества «Счастливая семья – счастливые дети» 5. Классный праздник «При солнышке тепло, при матери добро» 6. Родительский лекторий «Предмет «Основы православной культуры». Выбор модуля.» |
|
апрель |
|
|
май |
2. Итоговое РС совместно с детьми 3. Родительский лекторий в рамках реализации проекта 4. Праздник "Выпускной из начальной школы"
|
Индивидуальный комплексный план по работе с учащимся и его семьей.
Деятельность |
Формы |
Ответствен. |
1.Изучение характерологических, личностных, физиологических, психологических особенностей учащихся. 2. Работа школьного психолога. 3.Изучение жилищно – бытовых условий. 4.Изучение социума семьи 5.Привлечение в КТД класса и школы. 6.Контроль за свободным временем после школы, во время каникул. Оказание помощи. 7.Консультации и беседы с родителями. |
Беседы, анкеты, наблюдения.
Беседы, инд. занятия, тренинги Посещение семьи, беседы. Беседы, наблюдения Поручения, Беседы, наблюдения. |
Соц.педагог, кл. рук-ль, психолог
Психолог Соц.педагог, кл. рук-ль. Кл.рук-ль. Кл.рук-ль Кл.рук-ль, соц. пед. Кл.рук-ль, соц. пед., психолог |
План работы с одаренными учащимися
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
|
Кружок "Эрудит" Программа кружка составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г |
В течение года |
1 |
Анкетирование детей |
Сентябрь |
2 |
Всероссийский конкурс «Классики» |
Ноябрь |
3 |
Всероссийские дистанционные олимпиады |
Декабрь |
4 |
Всероссийский конкурс «Инфознайка» |
Январь |
5 |
Конкурс "Кенгуру" |
Март |
6 |
Конкурс "Чип" |
Февраль |
7 |
Областной конкурс "Вятская шкатулка" |
Декабрь |
8 |
Всероссийский интеллектуальный конкурс "Знаток" |
Февраль |
9 |
Игра - конкурс "Русский медвежонок" |
Декабрь |
10 |
Подготовка к многопредметной олимпиаде младших школьников "Эрудит" |
Октябрь, ноябрь, декабрь |
11. |
Многопредметная олимпиада младших школьников "Интеллектуальный марафон "Эрудит": классная, школьная, районная олимпиады |
Декабрь, январь |
12 |
Подготовка к конкурсу исследовательских работ и учебных проектов младших школьников "Я - исследователь" |
В течение года |
13 |
Составление проектов по предметам |
|
14 |
Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов |
В течение года |
15 |
Регулярные консультации для одаренных детей |
В течение года |
16 |
Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр) |
В течение года |
17 |
Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий. |
В течение года |
18 |
Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих технологий |
В течение года |
19 |
Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся |
В течение года |
20 |
Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская (с целью обмена опытом планируется сделать эти уроки открытыми) |
В течение года |
21 |
Ярмарка-выставка творческих работ детей |
Май |
22 |
Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях |
В течение года |
23 |
Совместное творчество родителей и детей. Выставки работ. |
Май |
24 |
Отправление благодарственных писем родителям учащихся |
Май |
Программа деятельности учителя с учащимися с низким уровнем мотивации и их родителями
Рекомендации по работе с учащимися с низким уровнем мотивации.
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Особенности неуспевающих учащихся
· низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
· отсутствие познавательного интереса
· не сформированы элементарные организационные навыки
· учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
· частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Как учить? Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Как повысить работоспособность:
· Разнообразить виды деятельности.
· Проветривать кабинет.
· Проводить физкультминутки.
· Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности
План работы учителя с учащимися с низким уровнем мотивации и их родителями
Мероприятия |
Цель |
Срок |
1. Проведение тестирования ( входная диагностика) |
-Определение фактического уровня знаний детей. -Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. |
Сентябрь |
2.Психологическое обследование |
Выявление причин неуспеваемости |
Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую долю. |
Организация систематической работы |
Сентябрь |
4. Разработка дидактического материала, памяток, карточек, наглядного материала |
Для использования при организации индивидуальной работы на уроке и при выполнении самостоятельной работы |
течение учебного года |
5. Индивидуальные занятия с учащимися, консультации, собеседования |
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся |
В течение учебного года. |
6. Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке |
Формирование мотивации к учению, вовлечение слабых учащихся в работу, организация индивидуальной работы |
В течение учебного года. |
7. Индивидуальная работа психолога со слабоуспевающими учащимися |
Формирование мотивации к учению |
В течение учебного года. |
8. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся |
Выяснение причин неуспеваемости, установление единых требований к знаниям учащихся, помощь родителям в коррекции успеваемости детей |
В течение учебного года. |
9. Контрольные работы, диктанты, тестовые задания |
Выявление уровня сформированности знаний учащихся в соответствии с образовательными стандартами |
1 раз в долю |
10. Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. |
Учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. |
В течение учебного года. |
11. Отражение индивидуальной работы со слабым учеником в специальных тетрадях по предмету. |
Учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. |
В течение учебного года. |
Программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) основывается на следующих принципах:
– совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
– содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за·круглым столом, вечер вопросов и·ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Мониторинг воспитательного процесса
Рекомендуемая диагностика обучающихся начальной школы
Класс |
Задачи |
Форма диагностики |
1-2 класс |
Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми. |
1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин). 2. Анкетирование «Напряженность функционального состояния». 3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия». 4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова). 5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп. 6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам. |
3-4 класс |
Особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе. |
1. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин). 2. Анкетирование «Напряженность функционального состояния». 3. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия». 4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова). 5. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп. 6. Мониторинг заболеваний по медицинским справкам. |
Задачи |
Методы изучения |
Срок |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
|
- Диагностика «Уровень воспитанности учащихся» (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); - Методика «Сюжетные картинки» (по Р.Р.Калининой) - Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); - Анкета для выявления вопросов нравственного воспитания в семье; - Изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской); |
Каждый год 1 класс 4 класс
4 класс 4 класс |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
- Диагностика "Уровень сформированности готовности младших школьников к жизни и труду" - Тестирование (Тесты «Зачем нужен труд?», «Какая это профессия?») |
4 класс |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
- Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
|
4 класс |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) |
- Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся. - Эколого-психологический тест «Моя установка по отношению к природе» |
3 класс |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
- Диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); - «Цветовой тест отношений» - Письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»; - Диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок); - Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся. |
4 класс |
Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе. сплочение классного коллектива |
- Диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); - Диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); - Диагностика «Необитаемый остров» - Диагностика «Психологический климат в коллективе» |
Каждый год
|
Развитие познавательной и творческой активности учащихся |
Диагностика «Ранжирование» Диагностика «Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся» |
Каждый год |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни |
- Диагностика «Ассоциации» - Диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); |
2 класс |
Оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей их ребенка |
- Анкетирование «Современная семья» - Анкетирование «Уровень удовлетворённости родителей» |
Каждый |