12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Брылякова146 Россия, Смоленская обл., Гагарин |
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся 4 классов «Мой мир»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МОЖАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УВАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО __________/Махлаева Е. Ф./ Протокол№1 от «___»августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора По ВР ________/Игнатова Т.А../ от «31»августа 2016г. | «Утверждено»: Директop школы __________ /Нивня Л.Г. Приказ №-119-ОД от«01»сентября 2016г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Мой мир
для 4 «А»,4 «Б» классов
1 час в неделю(всего 34 часа)
Составитель:
Брылякова Наталья Леонидовна
учитель первой категории
2016/2017 уч.г.
п.Уваровка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся «Мой мир» разработана на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012г. № 273- ФЗ«Об образовании», Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования» от 05.03.2004 г № 1089), программы «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»,/ Л. В. Мищенкова – М.: Рост,2014; образовательной программы МОУ Уваровская СОШ, учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.
Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена на
- формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;
- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;
- раскрытие способностей и талантов учащихся,
- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Цель программы:
- создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;
- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;
- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;
- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;
Задачи программы:
--сформировать систему нравственных ценностей;
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм ( любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность ( правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество ( творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии;
- искусство и литература ( красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество ( мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Мой мир»
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Курс рассчитан на 34 часа в 4 классе с нагрузкой 1 раз в неделю во внеурочное время.
Содержание курса внеурочной деятельности «Мой мир»
Содержание курса включает в себя следующие циклы;
- « Я и школа»;
- «Я и окружающие»;
- «Я и семья»;
- «Я и природа»;
- «Я и книга»;
- «Я и животные»;
- «Я и здоровье».
«Я и окружающие»(10ч.)
О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле. « У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство. Берегите время! «Ромашка».
«Я и семья»(1ч.)
Роза для мамы
«Я и природа»(6 ч.)
И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.
«Я и книга»(10 ч.)
Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям в Простоквашино. Знаменитые малыши. Нейзнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». И снова клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.
«Я и животные»(4 ч.)
О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва.
«Я и здоровье»(3 ч.)
Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Мой мир»
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Цикл |
1. | Путешествие в сказку | 1 | Я и книга |
2. | И снова об осени… | 1 | Я и природа |
3. | О себе, о дружбе, о друзьях… | 1 | Я и окружающие |
4. | О добре и зле | 1 | Я и окружающие |
5. | Посылка от сказочных героев | 1 | Я и книга |
6. | Письмо дедушки Морфея | 1 | Я и здоровье |
7. | Эдуард Успенский | 1 | Я и книга |
8. | Выглянуло солнышко… | 1 | Я и природа |
9. | О кошках и собаках | 1 | Я и животные |
10. | «У камина» | 1 | Я и окружающие |
11. | Клуб «Выручайка» | 1 | Я и окружающие |
12. | Слушаем сказку | 1 | Я и книга |
13. | О животном не очень приятном | 1 | Я и животные |
14. | В гости к друзьям из Простоквашино | 1 | Я и книга |
15. | Что за праздник без цветов… | 1 | Я и природа |
16. | В мире профессий | 1 | Я и окружающие |
17. | Наши страхи | 1 | Я и здоровье |
18. | Что такое зима? | 1 | Я и окружающие |
19. | Знаменитые малыши. Незнайка. | 1 | Я и книга |
20. | Экзотические животные | 1 | Я и животные |
21. | Зимушка-зима | 1 | Я и природа |
22. | Зимние забавы | 1 | Я и здоровье |
23. | Да здравствуют книги! | 1 | Я и книга |
24. | Роза для мамы | 1 | Я и семья |
25. | Принцессы Шарля Перро | 1 | Я и окружающие |
26. | Клуб «Белая ворона» | 1 | Я и книга |
27. | И снова клуб «Белая ворона» | 1 | Я и книга |
28. | Бабочек весёлый хоровод | 1 | Я и природа |
29. | Театр кошек Юрия Куклачёва | 1 | Я и животные |
30. | Учимся работать в микрогруппе | 1 | Я и окружающие |
31. | Фея Фантаста | 1 | Я и книга |
32. | Хлеб – наше богатство | 1 | Я и окружающие |
33. | Берегите время! | 1 | Я и окружающие |
34. | Цветочная карусель | 1 | Я и природа |
ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | Путешествие в сказку | 01-03.09. 2016 | |
2. | И снова об осени… | 05-09.09. 2016 | |
3. | О себе, о дружбе, о друзьях… | 12-16.09. 2016 | |
4. | О добре и зле | 19-23.09. 2016 | |
5. | Посылка от сказочных героев | 26-30.09. 2016 | |
6. | Письмо дедушки Морфея | 03-07.10.2016 | |
7. | Эдуард Успенский | 17-22.10.2016 | |
8. | Выглянуло солнышко… | 24-29.10.2016 | |
9. | О кошках и собаках | 31.10.-05.11.2016 | |
10. | «У камина» | 07-11.10.2016 | |
11. | Клуб «Выручайка» | 14-18.11.2016 | |
12. | Слушаем сказку | 28.11-03.12.2016 | |
13. | О животном не очень приятном | 05-09.12.2016 | |
14. | В гости к друзьям из Простоквашино | 12-16.12.2016 | |
15. | Что за праздник без цветов… | 19-24.12.2016 | |
16. | В мире профессий | 26-29.12.2016 | |
17. | Наши страхи | 09-13.01.2017 | |
18. | Что такое зима? | 16-20.01.2017 | |
19. | Знаменитые малыши. Незнайка. | 23-27.01.2017 | |
20. | Экзотические животные | 30.01-03.02.2017 | |
21. | Зимушка-зима | 06.02-10.02.2017 | |
22. | Зимние забавы | 13-17.02.2017 | |
23. | Да здравствуют книги! | 27.02-03.03.2017 | |
24. | Роза для мамы | 06.02-10.03.2017 | |
25. | Принцессы Шарля Перро | 13-17.03.2017 | |
26. | Клуб «Белая ворона» | 20-24.03.2017 | |
27. | И снова клуб «Белая ворона» | 27-31.03.2017 | |
28. | Бабочек весёлый хоровод | 03-07.04.2017 | |
29. | Театр кошек Юрия Куклачёва | 17-22.04.2017 | |
30. | Учимся работать в микрогруппе | 24-28.04.2017 | |
31. | Фея Фантаста | 01-06.05.2017 | |
32. | Хлеб – наше богатство | 08-12.05.2017 | |
33. | Берегите время! | 15-19.05.2017 | |
34. | Цветочная карусель | 22-25.05.2017 |
Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности «Мой мир»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимисявоспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
7. . О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
4. Быть сострадательными к чужому горю.
5. Не обижать животных и птиц.
6. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметьмысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Мой мир».
1. Игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
2. Познавательная ( беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
3. Проблемно-ценностное общение ( этические беседы, дискуссии);
4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);\
7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
9. Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
Перечень учебно – методическое обеспечения
Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, пособие для учителя. М: Просвещение, 2009г.
Закон РФ «Об образовании».
Интернет – ресурсы
Козлов Э. Азбука нравственности//Воспитание школьника, 2007 г. № 1-9.
Мищенкова Л. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»,рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2014г.
Мищенкова Л. В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», -М., РОСТ - книга, 2014г.
Мультимедийный фонд
Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.
Личностные, метапредметные результаты.
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».