Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся 4 классов «Мой мир»

4
1
Материал опубликован 2 January 2017

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МОЖАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УВАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Руководитель ШМО

__________/Махлаева Е. Ф./

Протокол№1

от «___»августа 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора

По ВР

________/Игнатова Т.А../

от «31»августа 2016г.

«Утверждено»:

Директop школы

__________ /Нивня Л.Г.

Приказ №-119-ОД

от«01»сентября 2016г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Мой мир

для 4 «А»,4 «Б» классов

1 час в неделю(всего 34 часа)

Составитель:

Брылякова Наталья Леонидовна

учитель первой категории

2016/2017 уч.г.

п.Уваровка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся «Мой мир» разработана на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012г. № 273- ФЗ«Об образовании», Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования» от 05.03.2004 г № 1089), программы «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»,/ Л. В. Мищенкова – М.: Рост,2014; образовательной программы МОУ Уваровская СОШ, учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.

Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.

В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.

Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.

Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена на

- формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;

- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;

- раскрытие способностей и талантов учащихся,

- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Цель программы:

- создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;

- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;

- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;

- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;

Задачи программы:

--сформировать систему нравственных ценностей;

- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;

- формировать экологически воспитанную личность;

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм ( любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);

- социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность ( правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество ( творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии;

- искусство и литература ( красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество ( мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Мой мир»

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Курс рассчитан на 34 часа в 4 классе с нагрузкой 1 раз в неделю во внеурочное время.

Содержание курса внеурочной деятельности «Мой мир»

Содержание курса включает в себя следующие циклы;

- « Я и школа»;

- «Я и окружающие»;

- «Я и семья»;

- «Я и природа»;

- «Я и книга»;

- «Я и животные»;

- «Я и здоровье».

«Я и окружающие»(10ч.)

О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле. « У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство. Берегите время! «Ромашка».

«Я и семья»(1ч.)

Роза для мамы

«Я и природа»(6 ч.)

И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.

«Я и книга»(10 ч.)

Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям в Простоквашино. Знаменитые малыши. Нейзнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». И снова клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.

«Я и животные»(4 ч.)

О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва.

«Я и здоровье»(3 ч.)

Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.

Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Мой мир»

п\п

Тема

Кол-во

часов

Цикл

1.

Путешествие в сказку

1

Я и книга

2.

И снова об осени…

1

Я и природа

3.

О себе, о дружбе, о друзьях…

1

Я и окружающие

4.

О добре и зле

1

Я и окружающие

5.

Посылка от сказочных героев

1

Я и книга

6.

Письмо дедушки Морфея

1

Я и здоровье

7.

Эдуард Успенский

1

Я и книга

8.

Выглянуло солнышко…

1

Я и природа

9.

О кошках и собаках

1

Я и животные

10.

«У камина»

1

Я и окружающие

11.

Клуб «Выручайка»

1

Я и окружающие

12.

Слушаем сказку

1

Я и книга

13.

О животном не очень приятном

1

Я и животные

14.

В гости к друзьям из Простоквашино

1

Я и книга

15.

Что за праздник без цветов…

1

Я и природа

16.

В мире профессий

1

Я и окружающие

17.

Наши страхи

1

Я и здоровье

18.

Что такое зима?

1

Я и окружающие

19.

Знаменитые малыши. Незнайка.

1

Я и книга

20.

Экзотические животные

1

Я и животные

21.

Зимушка-зима

1

Я и природа

22.

Зимние забавы

1

Я и здоровье

23.

Да здравствуют книги!

1

Я и книга

24.

Роза для мамы

1

Я и семья

25.

Принцессы Шарля Перро

1

Я и окружающие

26.

Клуб «Белая ворона»

1

Я и книга

27.

И снова клуб «Белая ворона»

1

Я и книга

28.

Бабочек весёлый хоровод

1

Я и природа

29.

Театр кошек Юрия Куклачёва

1

Я и животные

30.

Учимся работать в микрогруппе

1

Я и окружающие

31.

Фея Фантаста

1

Я и книга

32.

Хлеб – наше богатство

1

Я и окружающие

33.

Берегите время!

1

Я и окружающие

34.

Цветочная карусель

1

Я и природа

 

ИТОГО

34

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1.

Путешествие в сказку

01-03.09. 2016

 

2.

И снова об осени…

05-09.09. 2016

 

3.

О себе, о дружбе, о друзьях…

12-16.09. 2016

 

4.

О добре и зле

19-23.09. 2016

 

5.

Посылка от сказочных героев

26-30.09. 2016

 

6.

Письмо дедушки Морфея

03-07.10.2016

 

7.

Эдуард Успенский

17-22.10.2016

 

8.

Выглянуло солнышко…

24-29.10.2016

 

9.

О кошках и собаках

31.10.-05.11.2016

 

10.

«У камина»

07-11.10.2016

 

11.

Клуб «Выручайка»

14-18.11.2016

 

12.

Слушаем сказку

28.11-03.12.2016

 

13.

О животном не очень приятном

05-09.12.2016

 

14.

В гости к друзьям из Простоквашино

12-16.12.2016

 

15.

Что за праздник без цветов…

19-24.12.2016

 

16.

В мире профессий

26-29.12.2016

 

17.

Наши страхи

09-13.01.2017

 

18.

Что такое зима?

16-20.01.2017

 

19.

Знаменитые малыши. Незнайка.

23-27.01.2017

 

20.

Экзотические животные

30.01-03.02.2017

 

21.

Зимушка-зима

06.02-10.02.2017

 

22.

Зимние забавы

13-17.02.2017

 

23.

Да здравствуют книги!

27.02-03.03.2017

 

24.

Роза для мамы

06.02-10.03.2017

 

25.

Принцессы Шарля Перро

13-17.03.2017

 

26.

Клуб «Белая ворона»

20-24.03.2017

 

27.

И снова клуб «Белая ворона»

27-31.03.2017

 

28.

Бабочек весёлый хоровод

03-07.04.2017

 

29.

Театр кошек Юрия Куклачёва

17-22.04.2017

 

30.

Учимся работать в микрогруппе

24-28.04.2017

 

31.

Фея Фантаста

01-06.05.2017

 

32.

Хлеб – наше богатство

08-12.05.2017

 

33.

Берегите время!

15-19.05.2017

 

34.

Цветочная карусель

22-25.05.2017

 

Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности «Мой мир»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимисявоспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

7. . О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

4. Быть сострадательными к чужому горю.

5. Не обижать животных и птиц.

6. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

7. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметьмысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Мой мир».

1. Игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);

2. Познавательная ( беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);

3. Проблемно-ценностное общение ( этические беседы, дискуссии);

4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);

5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);

6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);\

7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);

9. Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

Перечень учебно – методическое обеспечения

Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, пособие для учителя. М: Просвещение, 2009г.

Закон РФ «Об образовании».

Интернет – ресурсы

Козлов Э. Азбука нравственности//Воспитание школьника, 2007 г. № 1-9.

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.

Мищенкова Л. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»,рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2014г.

Мищенкова Л. В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», -М., РОСТ - книга, 2014г.

Мультимедийный фонд

Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.

Личностные, метапредметные результаты.

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Подскажите, а почему так не грамотно составленные цели и задачи программы? А в ктп не прописаны формы и методы проведения уроков(занятий)?

7 June 2020

Похожие публикации