12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Брылякова146
Россия, Смоленская обл., Гагарин

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МОЖАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УВАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Руководитель ШМО

__________/Махлаева Е. Ф./

Протокол№1

от «___»августа 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора

По ВР

________/Игнатова Т.А../

от «31»августа 2016г.

«Утверждено»:

Директop школы

__________ /Нивня Л.Г.

Приказ №-119-ОД

от«01»сентября 2016г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Мой мир

для 4 «А»,4 «Б» классов

1 час в неделю(всего 34 часа)

Составитель:

Брылякова Наталья Леонидовна

учитель первой категории

2016/2017 уч.г.

п.Уваровка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся «Мой мир» разработана на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012г. № 273- ФЗ«Об образовании», Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования» от 05.03.2004 г № 1089), программы «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»,/ Л. В. Мищенкова – М.: Рост,2014; образовательной программы МОУ Уваровская СОШ, учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.

Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.

В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.

Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.

Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начального звена направлена на

- формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья;

- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;

- раскрытие способностей и талантов учащихся,

- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Цель программы:

- создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;

- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;

- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;

- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;

Задачи программы:

--сформировать систему нравственных ценностей;

- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;

- формировать экологически воспитанную личность;

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм ( любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);

- социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность ( правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество ( творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии;

- искусство и литература ( красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество ( мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Мой мир»

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Курс рассчитан на 34 часа в 4 классе с нагрузкой 1 раз в неделю во внеурочное время.

Содержание курса внеурочной деятельности «Мой мир»

Содержание курса включает в себя следующие циклы;

- « Я и школа»;

- «Я и окружающие»;

- «Я и семья»;

- «Я и природа»;

- «Я и книга»;

- «Я и животные»;

- «Я и здоровье».

«Я и окружающие»(10ч.)

О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле. « У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство. Берегите время! «Ромашка».

«Я и семья»(1ч.)

Роза для мамы

«Я и природа»(6 ч.)

И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка-зима. Бабочек весёлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.

«Я и книга»(10 ч.)

Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям в Простоквашино. Знаменитые малыши. Нейзнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». И снова клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.

«Я и животные»(4 ч.)

О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва.

«Я и здоровье»(3 ч.)

Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.

Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Мой мир»

п\п

Тема

Кол-во

часов

Цикл

1.

Путешествие в сказку

1

Я и книга

2.

И снова об осени…

1

Я и природа

3.

О себе, о дружбе, о друзьях…

1

Я и окружающие

4.

О добре и зле

1

Я и окружающие

5.

Посылка от сказочных героев

1

Я и книга

6.

Письмо дедушки Морфея

1

Я и здоровье

7.

Эдуард Успенский

1

Я и книга

8.

Выглянуло солнышко…

1

Я и природа

9.

О кошках и собаках

1

Я и животные

10.

«У камина»

1

Я и окружающие

11.

Клуб «Выручайка»

1

Я и окружающие

12.

Слушаем сказку

1

Я и книга

13.

О животном не очень приятном

1

Я и животные

14.

В гости к друзьям из Простоквашино

1

Я и книга

15.

Что за праздник без цветов…

1

Я и природа

16.

В мире профессий

1

Я и окружающие

17.

Наши страхи

1

Я и здоровье

18.

Что такое зима?

1

Я и окружающие

19.

Знаменитые малыши. Незнайка.

1

Я и книга

20.

Экзотические животные

1

Я и животные

21.

Зимушка-зима

1

Я и природа

22.

Зимние забавы

1

Я и здоровье

23.

Да здравствуют книги!

1

Я и книга

24.

Роза для мамы

1

Я и семья

25.

Принцессы Шарля Перро

1

Я и окружающие

26.

Клуб «Белая ворона»

1

Я и книга

27.

И снова клуб «Белая ворона»

1

Я и книга

28.

Бабочек весёлый хоровод

1

Я и природа

29.

Театр кошек Юрия Куклачёва

1

Я и животные

30.

Учимся работать в микрогруппе

1

Я и окружающие

31.

Фея Фантаста

1

Я и книга

32.

Хлеб – наше богатство

1

Я и окружающие

33.

Берегите время!

1

Я и окружающие

34.

Цветочная карусель

1

Я и природа

 

ИТОГО

34

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1.

Путешествие в сказку

01-03.09. 2016

 

2.

И снова об осени…

05-09.09. 2016

 

3.

О себе, о дружбе, о друзьях…

12-16.09. 2016

 

4.

О добре и зле

19-23.09. 2016

 

5.

Посылка от сказочных героев

26-30.09. 2016

 

6.

Письмо дедушки Морфея

03-07.10.2016

 

7.

Эдуард Успенский

17-22.10.2016

 

8.

Выглянуло солнышко…

24-29.10.2016

 

9.

О кошках и собаках

31.10.-05.11.2016

 

10.

«У камина»

07-11.10.2016

 

11.

Клуб «Выручайка»

14-18.11.2016

 

12.

Слушаем сказку

28.11-03.12.2016

 

13.

О животном не очень приятном

05-09.12.2016

 

14.

В гости к друзьям из Простоквашино

12-16.12.2016

 

15.

Что за праздник без цветов…

19-24.12.2016

 

16.

В мире профессий

26-29.12.2016

 

17.

Наши страхи

09-13.01.2017

 

18.

Что такое зима?

16-20.01.2017

 

19.

Знаменитые малыши. Незнайка.

23-27.01.2017

 

20.

Экзотические животные

30.01-03.02.2017

 

21.

Зимушка-зима

06.02-10.02.2017

 

22.

Зимние забавы

13-17.02.2017

 

23.

Да здравствуют книги!

27.02-03.03.2017

 

24.

Роза для мамы

06.02-10.03.2017

 

25.

Принцессы Шарля Перро

13-17.03.2017

 

26.

Клуб «Белая ворона»

20-24.03.2017

 

27.

И снова клуб «Белая ворона»

27-31.03.2017

 

28.

Бабочек весёлый хоровод

03-07.04.2017

 

29.

Театр кошек Юрия Куклачёва

17-22.04.2017

 

30.

Учимся работать в микрогруппе

24-28.04.2017

 

31.

Фея Фантаста

01-06.05.2017

 

32.

Хлеб – наше богатство

08-12.05.2017

 

33.

Берегите время!

15-19.05.2017

 

34.

Цветочная карусель

22-25.05.2017

 

Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности «Мой мир»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимисявоспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

7. . О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

4. Быть сострадательными к чужому горю.

5. Не обижать животных и птиц.

6. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

7. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметьмысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Мой мир».

1. Игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);

2. Познавательная ( беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);

3. Проблемно-ценностное общение ( этические беседы, дискуссии);

4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);

5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);

6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);\

7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);

9. Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

Перечень учебно – методическое обеспечения

Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, пособие для учителя. М: Просвещение, 2009г.

Закон РФ «Об образовании».

Интернет – ресурсы

Козлов Э. Азбука нравственности//Воспитание школьника, 2007 г. № 1-9.

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.

Мищенкова Л. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»,рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2014г.

Мищенкова Л. В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», -М., РОСТ - книга, 2014г.

Мультимедийный фонд

Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.

Личностные, метапредметные результаты.

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Опубликовано


Комментарии (1)

Обскури, 07.06.20 в 00:38 0Ответить Пожаловаться
Подскажите, а почему так не грамотно составленные цели и задачи программы? А в ктп не прописаны формы и методы проведения уроков(занятий)?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.