Региональный компонент как средство духовно-нравственно воспитания учащихся

3
0
Материал опубликован 10 October 2021

Фалёва А.С., учитель истории

МОУ «СОШ пос. Уральский»

Региональный компонент как средство духовно-нравственно воспитания учащихся.

«Изучая предков, мы узнаём самих себя. Без знаний истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы в нём живём, как и к чему мы должны стремиться».

В.О.Ключевский.

Актуальностью выбранной темы является то, что вопросы о месте и роли региональной компонента в системе школьного образования России возникают не одно десятилетие. Одной из наиболее сложных тем на региональном уровне является содержание гуманитарного образования. Это прежде всего связано с направленностью. Это обусловлено, прежде всего, направленностью образования – на специфические культурные ценности конкретного региона совместно с общенациональными и культурными достижениями. И проблема, прежде всего, встает притом, что весь комплекс ценностей должен быть использован в общеобразовательной системе в органическом единстве, целостности и взаимодействии.

Главным условием развития регионального компонента, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «глубинок», когда интерес к своему историческому прошлому, народным обычаям, традициям, проблемам регионального образования и возрождения своей самобытности возрастает, как у учащихся так и ух родителей.

Требования современного общества к личности ставит не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, и даже в первую очередь - воспитания нравственного.

Воспитать бережное отношение к родному краю, чувство гордости за свою Родину в общем понимании и за малую Родину – одна из главных задач, которая стоит перед учителем.

Важнейшей частью российского образования в условиях современного мира, духовно-нравственного кризиса является воспитание личности с применением регионального компонента. Включение в общеобразовательно-воспитательное школьное пространство регионального компонента –– в общеобразовательные предметы, внеурочную и внешкольную деятельность – дает возможность построения процесса воспитания на прочном фундаменте, и придать ему смысл нравственной развитой личности.

Воспитание гражданственности, любви к Родите и к любви к «малой» Родине» является на мой взгляд одной из сложных задач решает учитель на уроке истории и обществознания через использования национального компонента. Для решения этой задачи главное –привлечь внимание ученика, заинтересовать его; помочь ученику развить любознательность, толерантность.

На уроках истории через региональных компонент учитель реализует основные принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»а именно:

воспитание гражданственности и любви к Родине;

защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами.

Используя, региональный компонент на уроках истории образовательной целью, является воссоздание целостной системы изучения огромного культурного и исторического наследия Уральского региона.

Развивающая цель - способствовать умению учащихся систематизировать свои знания по истории родного края. Способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять их различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и настоящего.

Воспитательная цель - воспитание интереса к истории Уральского региона, чувств патриотизма и интернационализма.

Преподавание регионального компонента раскрывается подвиг земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение Уральского региона в развитии нашего государства в разные исторические периоды, в укреплении его могущества. В программу истории России я включила уроки: «Урал в древности и средневековье»; «Уральский регион в XVI – XVII вв.»; «Урал в конце XVIIXVIII вв.»; «Урал в XIX – начале XX вв.».

На уроках истории вместе с учениками делаем небольшие сообщения и презентации по темам:

Стоянки древних людей на Урале;

«Наскальные рисунки»;

««Эпоха мамонтов»;

«Сокровища болот»;

«Освоение Урала»

«Наш край в годы войн» ;

«Памятники Свердловской области».

Проводим виртуальные экскурсии, «Города Уральского региона» «Наши земляки — люди интересной судьбы», «История улиц города».

Изучение регионального компонента является очень интересной работой, как для учителей, так и для учащихся. Изучать историю родного края необходимо, потому-то народ, забывший свою историю, осуждён пережить её заново. Использование регионального компонента на уроках истории дает возможность шире использовать межпредметные связи с литературой, географией и другими учебными дисциплинами.

Только человек, который воспитан на основе духовно-нравственных ценностей может строить здоровое общество и сильное государство, являясь уникальной личностью, готовой внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Используя региональный компонент на уроках истории я руководствуюсь тем, что моя важная задача — формировать у учащихся чувство сопричастности к истории, а это и социальная ответственность, и неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.