Региональный компонент как средство духовно-нравственно воспитания учащихся
Фалёва А.С., учитель истории
МОУ «СОШ пос. Уральский»
Региональный компонент как средство духовно-нравственно воспитания учащихся.
«Изучая предков, мы узнаём самих себя. Без знаний истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы в нём живём, как и к чему мы должны стремиться».
В.О.Ключевский.
Актуальностью выбранной темы является то, что вопросы о месте и роли региональной компонента в системе школьного образования России возникают не одно десятилетие. Одной из наиболее сложных тем на региональном уровне является содержание гуманитарного образования. Это прежде всего связано с направленностью. Это обусловлено, прежде всего, направленностью образования – на специфические культурные ценности конкретного региона совместно с общенациональными и культурными достижениями. И проблема, прежде всего, встает притом, что весь комплекс ценностей должен быть использован в общеобразовательной системе в органическом единстве, целостности и взаимодействии.
Главным условием развития регионального компонента, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «глубинок», когда интерес к своему историческому прошлому, народным обычаям, традициям, проблемам регионального образования и возрождения своей самобытности возрастает, как у учащихся так и ух родителей.
Требования современного общества к личности ставит не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, и даже в первую очередь - воспитания нравственного.
Воспитать бережное отношение к родному краю, чувство гордости за свою Родину в общем понимании и за малую Родину – одна из главных задач, которая стоит перед учителем.
Важнейшей частью российского образования в условиях современного мира, духовно-нравственного кризиса является воспитание личности с применением регионального компонента. Включение в общеобразовательно-воспитательное школьное пространство регионального компонента –– в общеобразовательные предметы, внеурочную и внешкольную деятельность – дает возможность построения процесса воспитания на прочном фундаменте, и придать ему смысл нравственной развитой личности.
Воспитание гражданственности, любви к Родите и к любви к «малой» Родине» является на мой взгляд одной из сложных задач решает учитель на уроке истории и обществознания через использования национального компонента. Для решения этой задачи главное –привлечь внимание ученика, заинтересовать его; помочь ученику развить любознательность, толерантность.
На уроках истории через региональных компонент учитель реализует основные принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»а именно:
• воспитание гражданственности и любви к Родине;
• защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
• формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
• формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами.
Используя, региональный компонент на уроках истории образовательной целью, является воссоздание целостной системы изучения огромного культурного и исторического наследия Уральского региона.
Развивающая цель - способствовать умению учащихся систематизировать свои знания по истории родного края. Способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять их различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и настоящего.
Воспитательная цель - воспитание интереса к истории Уральского региона, чувств патриотизма и интернационализма.
Преподавание регионального компонента раскрывается подвиг земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение Уральского региона в развитии нашего государства в разные исторические периоды, в укреплении его могущества. В программу истории России я включила уроки: «Урал в древности и средневековье»; «Уральский регион в XVI – XVII вв.»; «Урал в конце XVII – XVIII вв.»; «Урал в XIX – начале XX вв.».
На уроках истории вместе с учениками делаем небольшие сообщения и презентации по темам:
Стоянки древних людей на Урале;
«Наскальные рисунки»;
««Эпоха мамонтов»;
«Сокровища болот»;
«Освоение Урала»
«Наш край в годы войн» ;
«Памятники Свердловской области».
Проводим виртуальные экскурсии, «Города Уральского региона» «Наши земляки — люди интересной судьбы», «История улиц города».
Изучение регионального компонента является очень интересной работой, как для учителей, так и для учащихся. Изучать историю родного края необходимо, потому-то народ, забывший свою историю, осуждён пережить её заново. Использование регионального компонента на уроках истории дает возможность шире использовать межпредметные связи с литературой, географией и другими учебными дисциплинами.
Только человек, который воспитан на основе духовно-нравственных ценностей может строить здоровое общество и сильное государство, являясь уникальной личностью, готовой внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Используя региональный компонент на уроках истории я руководствуюсь тем, что моя важная задача — формировать у учащихся чувство сопричастности к истории, а это и социальная ответственность, и неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины.