Многофункциональное дидактическое пособие «Сума, дай ума»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа "Детский сад № 57 "Веснушки".
Методические рекомендации
по использованию
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
ЛЭПБУК «СУМА, ДАЙ УМА»
Автор: С.И. Бельская, воспитатель высшей
квалификационной категории
Петрозаводск
2018
Содержание:
Аннотация
Пояснительная записка
Содержание;
Список рекомендуемой литературы по данной теме
Приложения
Аннотация.
Интерактивное дидактическое пособие – лэпбук «Сума, дай ума» предназначено для осуществления познавательного развития детей 3-7 лет. Лэпбук соответствует принципам развивающего обучения и воспитания и требованиям ФГОС ДО.
Использование дидактического пособия в различных видах деятельности позволяет сформировать познавательные интересы детей.
Лэпбук «Сума, дай ума» способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей.
Автор: Бельская Светлана Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка
Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка.
Именно в период дошкольного детства так важно прививать любовь к родному языку, к его песням, музыке, играм и игрушкам, к народным промыслам, к природе родного края, труду, быте, нравам и обычаям людей, среди которых живет ребенок.
Русская народная культура обладает богатейшим материалом для знакомства детей с миром искусства, с традициями русского народа, что способствует художественно – эстетическому развитию ребенка. И, несомненно, способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение.
В связи с введением ФГОС в дошкольное образование появилась необходимость применения инновационных методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата.
Следуя поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и в результате поиска новых форм работы с детьми был создан лепбук «Сума, дай ума».
Новизна этого пособия заключается в том, что для детей лэпбук такой формы, это своего рода интерактивная игрушка, которую можно применять не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.
Лэпбук ориентирует образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми на интересы и возможности каждого ребенка. Создает условия для участия родителей в образовательной деятельности через пополнения содержимого лэпбука.
Лэпбук «Сума, дай ума» представляет собой сумку, которая трансформируется в макет русской избы и подворья. Это своего рода мини – музей в двух макетах.
Принципы работы с лэпбуком «Сума, дай ума»
Принцип наглядности. Лэпбук содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, стол, сундук, кровать, люлька посуда, утварь;
- прялка, веретено, кружево, вышивки;
- русский народный костюм (воссозданный), лоскутные одеяла;
- куклы в национальных костюмах;
- домашние животные и птицы (игрушки), клетка и кормушки (макеты).
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию уклада жизни русского народа, смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Принцип доступности. Работа с лэпбуком строится с учетом уровня развития детей, их личным опытом, со знаниями, умениями и навыками, которыми они владеют.
Дидактическое пособие соответствует требованиям организации развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС:
1)Трансформируемость: в мини - музее русского быта воссоздана миниатюрная обстановка русской избы, скотного дворика и деревенской улицы «Подворья».
2) Полифункциональность: возможность разнообразного использования различных составляющих лэпбука в разных видах детской активности.
3) Вариативность среды: предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Цель дидактического пособия:
Разработка современных, эффективных форм работы по совершенствованию нравственного воспитания, развитию личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю, воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине через активацию познавательной деятельности.
Содержание
Направления работы с лэпбуком
1) «Русская изба»: знакомство с историей русской избы, интерьера.
2) «Фольклор»: знакомство с устным народным творчеством русского народа – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, скороговорки, считалки, дразнилки (театрализация).
3) «Декоративно-прикладное искусство»: знакомство с народными промыслами русского народа.
4) «Народный костюм»: знакомство с русскими народными костюмами.
5) «Преданья старины глубокой»: рассказы детям об истории родного края.
Формы деятельности с использованием лэпбука
Организованная образовательная деятельность:
Познавательное развитие:
Цель: знакомство с предметами, внутренним убранством избы, с русским народным костюмом, с домашними животными, трудом русского народа; с фольклором, с народными промыслами.
Изба.
Избы строились из сосны или ели.
Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить)
Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.
Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.
А что же там внутри дома? Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней.
Печка.
А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней).
Во многих избах она была обычно из глины перемешанной с камнями - глинобитная на деревянном основании.
И в наше время сохранилось много изб с русской печью.
ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
Красный угол.
Божница находилась в красном углу.
Это маленькая полочка (иногда двухъярусная), божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные.
Буфет, полки.
Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, токарными деталями, росписью. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов.
Лавка, скамья
Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.
Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.
Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника – коряки.
Стол.
За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.
Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.
Сундук.
Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.
Посуда
Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.
Прялка.
Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.
Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.
Ухват, горшки.
Им отправляли в жар горшки с пищей. Это приспособление, представляло собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: русские народные сказки, легенды,колыбельные, потешки, загадки.
Развитие речи: разучивание скороговорок, пересказ сказок, загадывание загадок способствуют развитию слухового восприятия, обогащают словарь детей за счет многозначности слов,
помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усваиваивать звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Художественно – эстетическое развитие: Рисование, аппликация, лепка: по мотивам сказок, декоративные виды деятельности. Музыка: прослушивание русской народной музыки и песен.
Тематические досуги:
«Северные посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «В гости пришла Марья Искусница», «Вечер загадок», «Мастерская деревянных изделий», «Вечер сказок» и так далее.
Театрализация сказок, сказаний, легенд, потешек, колыбельных.
Экскурсия по избе в стихах
Самостоятельная игровая деятельность (сюжетно –ролевые игры)
Список рекомендуемой литературы по данной теме
Балдина О.Д. Народная культура в современных условиях. – Учебное пособие./М.: Российский институт культурологи, Министерство культуры Российской Федерации, 2000.
Богатеева З. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях./М.: Просвещение, 1986.
Бойчук. И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народнымтворчеством./ Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2009.
Бойчук. И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. / Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2013.
Бойчук. И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. / Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2013.
Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. /Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004.
Ватман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры./ Волгоград:
Учитель, 2008.
Виноградова Н.Ф. Дошкольникам о родной стране./ М.: Просвещение, 2009.
Гаврилова В.В., Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет./ Волгоград: Учитель, 2010.
Жемчугова П. Декоративно – прикладное искусство./ Санкт-Петербург,2006.
Зацепина М. Народные праздники в детском саду,/ М.: Мозаика – Синтез,2006.
Князева О.Л., Маханѐва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре/О.Л.Князева, М.Д.Маханѐва. / Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004.
Мельникова М. Русский детский фольклор./ М.: Просвещение, 1987.
Михайлова М. Народные праздники, игры и развлечения./ Ярославль: Академия развития, 2005.
Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством./ М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 200
Приложение
Примерное планирование деятельности с использованием лэпбука «Сума, дай ума» в разных возрастных группах
Вторая младшая группа
месяц |
Тема совместной деятельности |
Цель |
Сентябрь |
«Коровушка и бычок» (с использованием макета «Подворье»). |
Цель: Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка |
Октябрь |
«Баю-баю-баюшки». (с использованием макета «Изба»). |
Цель: познакомить детей с люлькой продолжать знакомить детей с колыбельными песнями как жанром фольклора. Открыть мир словесного искусства (ритмический склад речи, напевность, выразительность интонации). |
Ноябрь |
«В мире много сказок». «Теремок». Театрализация сказки. (с использованием макета «Изба»). |
Цель: Вызвать эмоциональный отклик детей героям сказки, учить высказывать к ним свое отношение и передать их состояние с помощью различных средств выразительности. |
Декабрь |
«В мире много сказок». «Репка». Театрализация сказки. (с использованием макета «Изба»). |
Цель: Вызвать эмоциональный отклик детей героям сказки, учить высказывать к ним свое отношение и передать их состояние с помощью различных средств выразительности. |
Январь |
«В мире много сказок». «Петушок и курочка» Театрализация сказки. (с использованием макета «Изба»). |
Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с русскими народными сказками. |
Февраль |
«В гости к нам пришли матрешки». (с использованием макета «Изба»). |
Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. Учить видеть красоту, самобытность. |
Март |
Рисование «Зернышки для петушка» |
Цель: разучивание потешки «Петушок, золотой гребешок», продолжать учить рисовать кисточкой, аккуратно пользоваться гуашью. |
Апрель |
Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко» (с использованием макета «Изба»). |
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с русскими народными закличками. |
Май |
Лепка «Крошки для утят». (с использованием макета «Подворье»). |
Цель: закрепить знания у детей о домашних птицах, учить отщипывать небольшие комочки пластилина, аккуратно укладывать готовые изделия на дощечку. |
Июнь |
«В гостях у бабушки Матрены». Тематический досуг (с использованием макета «Изба»). |
Цель: Повторить знакомые потешки, помочь детям понять их содержание, значение, запомнить их, учить читать их ласково, напевно - протяжно, сохраняя народный колорит чтения, добиваться выразительного чтения, создать эмоциональное, радостное настроение у детей, воспитывать интерес к устному народному фольклору. |
Средняя группа
Месяц |
Тема совместной деятельности |
Цель |
Сентябрь |
«Хлеб – всему голова» Инсценировка сказки «Колосок» (с использованием макета «Изба»). |
Цель: Дать детям понятие о том, что хлеб всему голова и о том как выпекали хлеб в русской печи, Учить внимательно, слушать сказку «Колосок», оценивать поведение героев. |
Октябрь |
«В мире много сказок». Чтение сказки «Вершки и корешки» (с использованием макета «Изба»). |
Цель: учить внимательно, слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор, познакомить с чугунком и ухватом. |
Ноябрь |
«В мире много сказок». Чтение сказки «Золотое веретено» (с использованием макета «Изба»). |
Цель: познакомить с предметами обихода - прялкой и веретеном, учить детей внимательно слушать сказки. |
Декабрь |
«Волшебные спицы» Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть(козья, овечья). (с использованием макета «Изба», «Подворье»). |
Цель: познакомить детей о способе получения шерстяных нитей, познакомить со спицами и вязанием на них. |
Январь |
«В мире много сказок». Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой» (с использованием макета «Изба», «Подворье»). |
Цель: познакомить с предметами обихода – скалкой, воспитывать у детей живой интерес к русским народным сказкам. |
Февраль |
Знакомство с небылицами (с использованием макета «Изба»). |
Цель: разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. |
Март |
«Расписная посуда» Рисование декоративное (с использованием макета «Изба»). |
Цель: учить детей рассматривать предметы, выделяя особенности из строения; видеть в предметах материал (дерево), связывая его качества и свойства с назначением предметов, развивать интерес к русским народным промыслам. |
Апрель |
«Русская свистулька». Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. (с использованием макета «Изба»). |
Цель: познакомить детей с русскими народными игрушками, продолжать развивать интерес к народным промыслам |
Май |
«Ходит конь по бережку». Потешка «Ходит конь по бережку» (с использованием макета «Изба», «Подворье»). |
Цель: Расширять представления детей о многообразии народного искусства, любви русского народа к образу коня, показать взаимосвязь изобразительного, музыкального и устного фольклора: народные игры про коня, изображение коня в городецких узорах, конька- оберега на крыше домов, вышивка коня на полотенцах, скатертях, познакомить детей с иллюстрацией Ю.Васнецова к потешке «Ходит конь по бережку», репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри». |
Июнь |
Тематический досуг. Потешные игры (с использованием макета «Изба»). |
Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными играми, воспитывать стремление знать и использовать в играх устное народное творчество. |
Старшая группа
Месяц |
Тема совместной деятельности |
Цель |
Сентябрь |
«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу». Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. (с использованием макета «Изба»). |
Цель: продолжать знакомить детей с русским бытом, с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. |
Октябрь |
«Гончарные мастеровые». Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». (с использованием макета «Изба»). |
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами глины, изделиями из нее, о гончарных ремеслах. Продолжать учить давать эмоциональную оценку героям произведений. |
Ноябрь |
«Крестьянская игрушка». Лепка «Городецкая игрушка» (с использованием макета «Изба»). |
Цель: познакомить детей со старинными видами русского народного творчества – резьбой по дереву, скульптурой из дерева, изделиями Городца, продолжать формировать интерес к Родине, воспитывать уважение к труду взрослых, их мастерству. |
Декабрь |
«В мире много сказок». Чтение сказки «Медведюшко –батюшка». Инсценировка отрывка сказки (с использованием макета «Изба»). |
Цель: дать детям представление о любимом герое русских народных сказок – медведе – как хозяине леса, которого боялись, почитали, уважали, продолжать знакомить с литературными произведениями, где есть герой медведь, познакомить с картиной И. Шишкина «Утро в сосновом бору», развивать интерес к речи, умение вслушиваться в слова, объяснять их смысл, задавать вопросы, развивать художественно – речевые исполнительские навыки детей в драматизации. |
Январь |
«Валенки, да валенки». |
Цель: дать детям представления о старинной одежде и обуви, о процессе изготовления русских валенок, их пользе. |
Февраль |
«Балалаечка играет, балалаечка поёт!» Прослушивание русской народной музыки |
Цель: продолжать знакомить детей с народными деревянными музыкальными инструментами – балалайкой, трещёткой, ложкой, учить определять и различать русские народные инструменты по звучанию, обогащать словарный запас, воспитывать основы музыкальной культуры, интерес к музыкальному фольклору. |
Март |
«Золотая Хохлома». Декоративное рисование (с использованием макета «Изба»). |
Цель: продолжать знакомство детей с декоративно – прикладным творчеством русского народа, формировать представления об общественной значимости труда мастера прикладного искусства, развивать самостоятельную творческую деятельность. |
Апрель |
Дидактическая игра «В мире старинных вещей» (с использованием макета «Изба» и «Подворье»). |
Цель: развивать интерес к истории своего народа, обогащать словарь детей названиями старинных вещей: предметов одежды, обуви, обихода. |
Май |
Сюжетно – ролевая игра «Русская изба» (с использованием макета «Изба» и «Подворье»). |
Цель: учить детей действовать в соответствии с замыслом, развивать навыки самоорганизации: самостоятельно брать на себя роли и доводить игру до конца Игровые действия: бабушка и мама готовят еду у печки. Папа и дедушка мастерят лавки и стол. Младшие сестры убирают избу. Старшие сестры вяжут, вышивают или прядут. Старшие сыновья мастерят посуду из глины. Самые маленькие дети играют с игрушками около печи. Затем все дети выходят на «улицу» и играют в русские народные игры. Взрослые идут в «город», пасут коров (овец). |
Июнь |
Тематический досуг. «Шутку шутить — людей насмешить». (с использованием макета «Изба») |
Цель: познакомить детей с потешным фольклором, с русскими народными небылицами, учить составлять потешный рассказ, небылицы |
Подготовительная группа
Месяц |
Тема совместной деятельности |
Цель |
Сентябрь |
«Не печь кормит, а руки». (с использованием макета «Изба») |
Цель: закрепить знания детей о русской печке, о кухонной утвари, об овощах на русском столе. Расширять словарный запас. |
Октябрь |
«Красному гостю – красный угол». (с использованием макета «Изба») |
Цель: уточнить представления детей о традиции русского гостеприимства, рассказать о некоторых связанных с ним старинных обычаях и приметах. Дать представление об отражении темы гостеприимства в фольклоре. Воспитывать стремление быть гостеприимными, доброжелательными. |
Ноябрь |
«Полотенце вышивали петухами, утками». Декоративное рисование. (с использованием макета «Изба») |
Цель: продолжать знакомить детей с искусством вышивки, с элементами узора. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, и мастер изображает то, что нравится, что вызвало интерес, удивление. Вызвать интерес к рукоделию, изделиям народных мастериц. Учить сравнивать вышитые изделия (гладью, крестиком), выделять характерный орнамент (геометрический, растительный, животный). |
Декабрь |
«Семья вместе – душа на месте». (беседа) (с использованием макета «Изба» и «Подворье»). |
Цель: Дать понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье; о том, что у девочек и мальчиков– свои обязанности. Объяснить детям выражение «семейный очаг». |
Январь |
«В морозный денёк – да за сказочку». (с использованием макета «Изба»). |
Цель: закрепить знания детей о сказке (бытовой, волшебной, о животных) как жанром устного народного творчества. Развивать умение сочинять коллективную сказку, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета. |
Февраль |
«Где песня поётся, там весело живётся». прослушивание русских народных песен (с использованием макета «Изба»). |
Цель: продолжать знакомить детей с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества. Познакомить с репродукцией картины: К. Лебедев «Пляска», Б. Кустодиев «Деревенская Масленица. Гармонист». |
Март |
«Нет, милей дружка, чем родная матушка». прослушивание колыбельных песен. (с использованием макета «Изба»). |
Цель: Передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. Продолжать знакомить с русским фольклором (колыбельными песнями). Воспитывать уважение, любовь, заботливое отношение к маме. |
Апрель |
Легенда «Откуда появились знаки в вышивке» (Знакомство со знаками народных орнаментов) (с использованием макета «Изба»). |
Цель: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. |
Май |
Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров» (с использованием макета «Изба»). |
Цель: Закрепить знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства; умение самостоятельно выделять элементы декоративного украшения и этапы создания изделий. |
«Прощание с избой ». Заключительная беседа о русской избе и быте русского народа. Экскурсия по избе в стихах (с использованием макета «Изба» и «Подворье»). |
Цель: Закрепить знания полученные детьми в различных видах деятельности с использованием лэпбука «Сума, дай ума» |
лэпбук "Сума, дай ума"
PPTX / 7.21 Мб
Дементьева Ирина Михайловна