12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила127
Я занимаюсь ранней диагностикой, коррекцией и профилактикой речевых расстройств. Предпочитаю использование инновационных технологий в преодолении нарушений всех сторон речи.
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу вам расскажу, какими способами можно научить ребенка правильно произносить звук [с] дома.

Данная информация будет полезна родителям, чьи дети вовсе не имеют звука [с] в речи, то есть пропускают его (абака, амолет, ом) или же заменяют звук [с] на звук [т] или звук [ф] (табака, фамолет, том) или у вашего ребенка присутствует межзубное произношение данного звука. Это наиболее легкие варианты нарушений произношения свистящего звука [c].

Правильная артикуляция звука [с]: губы растянуты в широкой улыбке. Зубы сближены, образуют узкую щель. Язык плоский, широкий, занимает нижнее положение, лежит спокойно, посередине языка желобок, воздушная струя направлена вдоль желобка, холодная на ощупь. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обязательно, перед тем, как ставить звук ребенку, постарайтесь на себе проделать всю последовательность действий, чтобы понимать, чего мы требуем от ребенка и что ему обьясняем.

Первый способ постановки звука «по подражанию». Сядьте с ребенком перед зеркалом, чтобы он мог не только на слух контролировать правильность проговаривания звука, но и зрительно наблюдать положение своих органов артикуляции, как у него расположены губы, зубы, язык. Расскажите ему: для того, чтобы научиться правильно и красиво свистеть, как насос, вот так (с-с-с-с-с-с), необходимо широко улыбнуться, поставить зубы «заборчиком», оставить небольшую щель, кончик языка приклеиваем за нижние зубы, язык широкий и спокойный, по середине языка образуется желобок по которому направлена воздушная струя холодная на ощупь. Горло молчит. Попросите ребенка повторить: а теперь ты попробуй «посвистеть» так же (с-с-с-с-с). Проверить холодная струя или теплая можно, подставив ладонь под подбородок. А чтобы проверить дрожит горло или нет, кладем на нее ладонь.

Если, после этого способа постановки, у ребенка получилось произнести звук [с] правильно, необходимо закрепить это достижение, попросить ребенка несколько раз проговорить звук утрированно (длительно) в изолированном виде (с-с-с-с-с). Лишь после того, как звук изолированно будет произноситься ребенком безошибочно, можно переходить к его автоматизации в слогах.

Сначала отрабатываем правильность проговаривания поставленного звука в таких слогах, как [са]; [сы]; [сэ], так как при произнесении этих слогов артикуляция не меняется. И только после автоматизации звука в представленных слогах, можно вводить более сложные [со] и [су], при формировании которых губы меняют свое положение с привычной «улыбки» на «трубочку» или «бублик».

В тех случаях, когда научить ребенка правильно проговаривать звук [с] «по подражанию» не получилось, можно использовать следующий способ. Постановка звука [с] от звука [и]. Просим ребенка произнести звук [и], обращаем внимание на расположение органов артикуляции, далее просим ребенка проделать тоже самое только беззвучно и попросить сдуть ватку с ладошки.

От упражнения «Киска сердится».

​​​​​​​При замене звука [с] на звук [ф], необходимо помочь ребенку правильно расположить губы, опуская пальцами нижнюю губу.

Либо язык при межзубном варианте произнесения данного звука. Для этого можно использовать подручные средства (спичку, ватную палочку). В первую очередь, опять же, просим ребенка правильно поставить губы в «широкую улыбку» и зубы «заборчиком», кладем ватную палочку, например, на середину языка и просим подуть на язычок. Изменяя нажим и угол наклона инструмента, можно добиться акустически и артикуляторно правильного звука [с].

Далее все так же, как после первого варианта постановки звука, закрепляем изолированное произношение, затем в слогах, словах, фразе и спонтанной речи.



Опубликовано


Комментарии (2)

Шабанова Алёна, 10.02.21 в 19:01 1Ответить Пожаловаться
Людмила, если бы такое Вы рассказывали коллегам-логопедам, я бы поняла. Но родителям.... Простите, но я никогда не даю родителям рекомендации по постановке! По автоматизации, да, показала, как надо, чтобы они услышали и увидели, как правильно звучит звук. А так, они так будут звук вызывать, что мы потом замучиемся исправлять!
Людмила, 25.02.21 в 15:53 0Ответить Пожаловаться
Алёна! Эта теоретическая информация сопровождалась видео уроком, который был записан в период самоизоляции, когда коррекционный процесс на уровне логопункта был "заморожен". Родители просили информацию именно по постановки звуков. Видео передает наиболее простые способы, которые родители могут свободно использовать в домашних условиях.

Отредактировано 25-02-2021 15:55

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.