12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маркова Юлия157


Разработка проекта занятия с детьми с ОВЗ с целью коррекции недостатков психофизического развития.

Особенности учащегося: 1 класс, логопедическое заключение – Трудности в овладении чтением и письмом, обусловленные системным недоразвитием речи у ребенка с ЗПР.

Форма занятия: индивидуальное

Тип занятия: коррекционно-развивающее, комбинированное

Технологии: развивающие (технологии развития мелкой моторики, фонематического слуха, лексико-грамматических компонентов речи, связной речи), игровые, здоровьесберегающие.

Время реализации – 20 - 25 минут (в соответствии с состоянием ребенка)

Тема занятия:

Логопедическая тема: закрепление изученного материала по теме « Звуки с, сь. Буква С» .

Лексическая тема: посуда.

Грамматическая тема: образование прилагательных от существительного, составление связного текста по сюжетной картинке.

Логопедическое занятие, проведенное мной, направлено  на преодоление трудностей в овладении чтением и письмом в индивидуальном темпе. У ребенка помимо речевых нарушений отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произвольной дифференциации звуков речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройство памяти, внимания, познавательных  процессов, эмоционально-волевой сферы.

При планировании данного логопедического занятия были поставлены следующие: 

Цели: - закрепление правильного произношения звуков [С], [С'];

- повторение и закрепление образа буквы С, чтение слогов с этой буквой.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- различать звук и букву С;

- совершенствовать навыки звуково­го анализа и синтеза слов (выделение  согласного на фоне слова).

2. Коррекционно-развивающие:

1)развивать фонематическое  восприятие и умение выделять звуки в разных позициях

2) развивать мелкую моторику и зрительное восприятие;

3) развивать связную речь;

4) развивать  внимание, память, логическое  мышление.

Коррекционно-воспитательные:

1)  воспитывать  самоконтроль, самооценку;

2) воспитывать  желание активно работать на занятии.

Оборудование: цветные карандаши, контурные изображения предметов, наложенные друг на друга; предметные картинки («старый» месяц, откусанная сушка), пластилин, бархатная бумага и шерстяная ниточка, проволока, слоговая таблица с буквой С; разрезные картинки на 6 частей (чашка, чайник, ложка, ковшик); сюжетная картинка «Мамины помощники на кухне», смайлики.

Ход занятия

Этап занятия,

его продолжитель- ность

Назначение этапа

Содержание этапа

1.Организацион-ный момент (1-2 мин)

Общий эмоциональный настрой на работу.

«Здравствуй, здравствуй! (хлопнуть по ладошкам поочередно)

Не зевай и ладошки мне давай.(взяться за руки)

Вместе с солнцем мы встаем (поднять руки вверх и потянуться)

Вместе с птицами поем (взмахи руками, как крыльями)

С добрым утром! (ритмичные хлопки)

С ясным днем! (шаги на месте)

Вот как славно мы живем!»

2.Определение темы и цели занятия (5 мин)

Самоопределение к деятельности.


Развитие зрительного восприятия; закрепление сенсорных эталонов цвета; развитие мелкой моторики, графических навыков; развитие речи – уточнение словарного запаса, развитие навыков звукобуквенного анализа


«Посмотри, юный художник что-то рисовал, но ему было мало места, рисунки получились один на другом. Давай попробуем вместе разобраться, что же здесь нарисовано. Оля, назови, пожалуйста, те предметы, которые ты здесь видишь.

(Изображения опознаются, называются, пересчитываются, обводятся пальчиком, а затем карандашом предложенного цвета)

- Как все эти предметы можно назвать одним словом?

(Посуда).

- Найди и назови кухонную посуду, в которой что-то жарят. Обведи ее синим карандашом. Повтори название предмета. (Сковорода)

Назови первый звук этого слова. (Звук С)

- Найди посуду, в которой варят; обведи ее контур красным цветом. Как называется ? (Кастрюля)

Какой согласный звук ты слышишь в середине слова «кастрюля»? (Звук С)

Найди кувшинчик для сливок – сливочник, обведи его контур желтым цветом. А в этом слове есть звук С?

Ты уже догадалась, какая тема нашего занятия. (Ребенок определяют тему занятия)

3.Повторение. Актуализация знаний по теме.

(7 – 8 мин)

Повторение графемы, закрепление ассоциативных связей между образом буквы и предметами окружающего мира.



Развитие мелкой моторики.


А) Повторение буквы С.(2-3 мин)

Мы уже знаем, что звуки на письме обозначаются буквами. Ты уже много букв выучила. Сегодня мы повторим букву… Догадалась какую ? (Букву «эс»)

- Умница. Давай вспомним, на что похожа буква «эс»

(учитель показывает картинки и читает стихотворные строчки:

«Что за буква светится старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном буквой «эс» повис над домом.»

«Села мышка в уголок, съела сушки кусок»

Б) Закрепление образа буквы С.(2 мин.)

Для прочного усвоения буквы С мы ее сейчас разными способами постараемся представить.

- Может проволочка превратиться в букву С ?

- А ниточка ?

- А кусочек пластилина?

(Ребенок делает С из проволоки, лепит из пластилина, выкладывает нитью на бархатной бумаге).

- Вот какие разные и красивые получились у тебя буковки. Молодец!

В) Чтение слоговой таблицы(2 мин)

Букву мы вспомнили, повторили. А теперь пришло время «подружиться» ей с другими буквами в разных слогах. Пропеваем слоги, делая опору на гласный.

( ребенок читает слоги по слоговой таблице)

Мы немножечко устали. Пора отдохнуть.

4. Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика.(2-3 мин)

Снятие мышечного напряжения.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие согласо-

ванности слов и движений.

Подготовка к следующему этапу.

Раз, два, три, четыре

Мы посуду перемыли:

Чашку, чайник, ковшик, ложку и большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали!

Ходьба на месте.

Ладошки потерли .

Загибаем пальцы на правой руке, начиная с большого.

Ладошки потерли.

Загибаем пальчики на левой руке, начиная с большого.




Развели руки в стороны.

5.Развитие познава-

тельных процессов (5 мин.)

Развитие кратковременной слуховой памяти.

А)- Вспомни, какая же посуда поломалась, разбилась у героев стихотворения, которое мы сейчас рассказывали. (Ребенок называет)

Развитие зрительного восприятия (синтеза объекта)

Б) Постарайся «починить» все эти предметы в картинках. Собери разбитую чашку из «осколков». Посмотрим, какая она была. (Ребенок складывает 4 разрезные предметные картинки: чашку, ковшик, чайник, ложку.)

Развитие навыков словообразования

В) Чашка и чайник сделаны из фарфора. Значит они какие…..(фарфоровые- дополняет ребенок)

Ковшик из пластмассы – он…(пластмассовый)

Ложка из дерева – она какая…(деревянная)

Молодец, со всеми заданиями ты замечательно справляешься. Думаю, у тебя получится помочь мне в последнем задании.

6. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке. (5 мин.)

Развитие умения анализировать картинку.

Развитие умения строить распространенные предложения.

Развитие умения работать в паре и принимать помощь взрослого.


Развитие умения определять тему рассказа, озаглавливать текст.

Одни знакомые ребята, Света и Саша, прислали нам картинку о том, как они живут. Писать они еще не умеют, но по картинке можно увидеть, чем они занимаются. Мы вместе с тобой составим рассказ про Сашу и Свету. Мы знаем, что в любом рассказе- повествовании обычно говорится КОГДА, ГДЕ, КТО, ЧТО ДЕЛАЮТ.

Я начну рассказ, а ты помоги мне продолжить. (Сюжетная картинка лежит на столе)

Итак, начнем.

«Брат и сестра, Саша и Света всегда помогают маме. Утром мама встала пораньше и приготовила вкусный завтрак. А дети решили помочь накрыть на стол.

- Посмотри, что они сделали…(рассказ продолжает ребенок. При затруднении учитель помогает наводящими вопросами).

- А как можно озаглавить наш рассказ?

Давай придумаем ему название…

7. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

(2 мин.)

Развитие памяти, умения анализировать свои эмоции и соотносить их с картинкой (смайликом)

О чем мы говорили сегодня на занятии?

Какую букву повторили?

А какое задание тебе больше всего понравилось выполнять?

Ты, Оленька, молодец! Работала активно. Спасибо тебе за работу.

А теперь выбери тот смайлик, у которого такое же настроение, как у тебя. Можешь взять его себе. Пусть он радует тебя.
































Приложение.

Контурные изображения предметов, наложенные друг на друга.

t1581962625aa.jpg



t1581962625ab.jpg

t1581962625ac.jpg

t1581962625ad.jpg

t1581962625ae.jpg




t1581962625af.jpg

t1581962625ag.jpg

t1581962625ah.jpg


Сюжетная картинка «Мамины помощники на кухне»






10


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.