Занятие для детей подготовительного к школе возраста с ФФНР «Звуки с, с᾽. Буква С»
Конспект подгрупповой коррекционно-образовательной деятельности
по звукопроизношению с элементами обучения грамоте
для детей подготовительного к школе возраста с ФФНР
по теме: «Звуки с, с᾽. Буква С».
Лесная школа
Цель: познакомить детей со звуками с, с᾽, буквой С.
Программное содержание:
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепление понятий «гласный звук», «согласный звук»;
2. Формирование представления о положении речевых органов при произнесении звука с;
3.Закрепление характеристики звуков с, с᾽ по артикуляционным и акустическим признакам;
4. Определение позиции заданного звука в словах;
5. Обучение навыкам звукового анализа слов;
6. Знакомство с буквой С;
7. Расширение словарного запаса детей.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие фонематического слуха и восприятия;
2. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
3. Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;
4. Развитие зрительного внимания и восприятия.
5. Развитие графомоторных навыков.
Коррекционно-воспитательные:
1.Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание внимания к собственной речи.
3. Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Технологии:
Игровые;
Здоровьесберегающие;
ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)
Форма проведения: занятие – путешествие.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Оборудование: компьютерные слайды, кассета с записью голосов птиц, макеты «деревьев и птиц», макеты «вагончиков», картинка с изображением месяца, индивидуальные зеркала, карандаши, цветные символы звуков, звуковые домики, палочки для «конструирования» букв, конверт с альбомными листами, шкатулка, пальчиковый театр.
Персонаж: медведь.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
Логопед обращается к детям.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? (ответы детей)
А я предлагаю отправиться в путешествие на поезде. Согласны?
- Тогда давайте займем места в этих волшебных вагончиках. А чтобы нам было веселее в дороге, давайте споем песню. (Дети поют песню «Голубой вагон» сл. А. Тимофеевского, муз. В. Шаинского)
- Куда же нас привез поезд? Давайте выйдем и посмотрим. (выходят)
Логопед. Лес. Красивый, как в сказке.
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубе стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
- Вот мы с вами, ребята, очутились на зимней лесной полянке. Только я думаю, что это не простая полянка, а волшебная. Посмотрите-ка, здесь что-то написано (дети читают «Лесная школа»).
-Какая необычная школа, лесная. Ребята, а вы знаете, что такое «лесная школа»? (ответы детей). Я тоже думаю, что это школа для лесных зверей и птиц.
II. Развитие слухового внимания.
- Ребята, а вы слышали, как «разговаривает» зимний лес? (звучит запись птичьих голосов, дети узнают птиц по звуку).
-Это звуки – лесные. А мы с вами на наших занятиях учимся слушать и произносить речевые звуки. Есть звуки, которые умеют петь громко песни, у них звонкие голоса, как у птиц. Подскажите, как называются такие звуки (гласные). А есть звуки, у которых нет голоса, они пытаются прорваться сквозь преграду. Эти звуки называются… (согласные).
Из сугроба появляется медведь.
Медведь.
- Гласные, согласные… Расшумелись на весь лес, всех сорок подняли. Растрещались-то они как! Меня, медведя, разбудили.
Логопед.
- Что ты, Миша, мы не хотели тебя будить. Мы с ребятами звуки лесные слушали, и говорили о том, что мы, люди, общаемся с помощью слов, а словах "живут" звуки: гласные и согласные. Правда, ребята?
Медведь.
- Звуки лесные и я слушать люблю. Зимой-то я больше все сплю, а вот весной… То птаха какая-нибудь запоет так славно, что душа радуется, а там, слышишь, ручеек зажурчал, да так звонко: динь-динь-динь…
- А вот про звуки гласные и согласные я никогда не слышал. Что же это за звуки такие?
III. Повторение пройденного материала.
Логопед.
- А ты, Миша, присядь на пенек, а ребята тебе расскажут. (дети тоже садятся на пенечки)
Логопед.
- Ребята, какие гласные звуки вы знаете? Назовите. (а, о, у…) Почему эти звуки называют гласными? (их можно долго и громко произносить – тянуть, при этом во рту нет преграды). А вы помните, в домике какого цвета живут гласные звуки? (в домике красного цвета)
- А теперь назовите согласные звуки. Почему эти звуки мы называем согласными? (согласные звуки нельзя петь, тянуть, при произнесении согласных звуков во рту встречается преграда: зубы, губы, язык). Как могут звучать согласные звуки? (твердо и мягко). В домике какого цвета живут согласные твердые звуки (согласные мягкие звуки)? (согласные твердые звуки живут в домике синего цвета, а согласные мягкие звуки живут в домике зеленого цвета).
- Звуки на письме мы обозначаем буквами. Вспомните, чем звуки отличаются от букв? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем)
Закрепление графического изображения букв.
Логопед.
- Посмотрите, ребята, у нас некоторые буквы «сломались». Давайте поможем им и «починим» их (дети «конструируют» из палочек буквы, с которыми знакомились на прошлых занятиях).
IV. Знакомство со звуками с , с᾽.
Логопед.
- А вот и первые ученики лесной школы прилетели. Птицы! Ребята, вы знаете этих птиц? (демонстрация слайдов с изображениями птиц: сороки, совы, снегиря)
- А вы хотели бы побывать в лесной школе? (ответ детей). Тогда давайте пройдем в «класс».
Медведь.
- И меня возьмите. Я тоже хочу быть таким же умным, как вы, ребята (все проходят в «класс», садятся).
Логопед.
- Ребята, только что вы назвали первых учеников лесной школы: сорока, сова, снегирь. А какой один и тот же звук мы слышим в этих словах? (звук С) А где вы слышите этот звук? (в начале слова)
- Звук С – это песенка водички. Посмотрите, как я произношу этот звук (показывает).
Что делают мои губы? (улыбаются) А зубы видны? (да)
Чтобы красиво произнести звук С, давайте вспомним упражнения для наших губ и язычка.
Язычок пошел гулять
Много нового узнать.
Логопедическая гимнастика. (перед зеркалом)
Упражнение «Заборчик»
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
Упражнение «Трубочка»
А теперь я дудочка,
Дудочка-побудочка.
Упражнение «Чистим зубки»
Зубки нужно чистить дважды.
Каждое утро и вечер каждый.
Упражнение «Горка»
Спинка языка сейчас
Станет горочкой у нас.
Нам понравилось играть,
Повторим потом опять.
- Итак, губы улыбаются, зубы видны, а кончик языка упирается в нижние зубы.
Произнесите правильно звук С. А теперь поднесите ладошку ко рту, какая струйка воздуха выходит изо рта: теплая или холодная?
V. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
-Как вы думаете, звук С – это гласный звук или согласный? (ответы детей). Почему вы думаете, что это согласный звук, а может быть это гласный звук? Докажите, что вы правы (ответы детей).
– Мы произнесли звук С твердо или мягко? (твердо). Назовите младшего братца звука С – мягкий звук. (звук с᾽).
VI. Произношение звуков с, с᾽ в слогах. Синтез слогов.
- Я бросаю вам звуки, а вы мне «возвращаете» слоги: с, а … (са), с᾽,и … (си), с, у …(су) … А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я буду называть слоги с твердыми согласными, а вы их «возвратите» с мягкими: са …(ся), су … (сю), сы … (си), со … (се)
VII. Произношение слов со звуком c, с᾽. Обозначение звуков c, с᾽ соответствующим символом, выкладывание цветового символа звука в нужное окошко звукового домика.
- Ребята, зимой птицам бывает трудно найти себе корм. Как мы можем им помочь? (ответы детей).
- Посмотрите, в «птичью столовую» прилетело много птиц. (демонстрация слайда с изображением птичьей кормушки). А есть ли здесь птицы, в названии которых слышатся звуки с, с᾽. Назовите их. (снегири, синицы)
А каких еще вы знаете птиц, в названии которых можно услышать звуки с, с᾽? (ласточка, стриж, соловей, скворец, чибис…).
Медведь.
- А я тоже знаю птицу: ворона.
Логопед.
- Правильно Миша придумал слово? (нет) . Почему? (в этом слове нет звуков с, с᾽)
- А теперь, ребята, давайте немного отдохнем и погреемся. И ты, Миша, тоже вместе с нами погрейся.
Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер».
Логопед.
На дворе мороз и ветер,
А в лесу гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Дети выполняют движения, указанные в тексте.
Чтоб не зябли наши ручки
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем.
Нам мороз теперь не страшен.
Все мы весело попляшем.
Вот как мы плясать умеем,
Вот как ножки мы согреем.
(А. Ануфриева, О. Милюкова)
VIII. Звуковой анализ слов снег, сани.
Логопед.
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (да) Тогда слушайте мою загадку.
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый... (снег)
Определение последовательности звуков в слове снег. Обозначение звуков цветовыми символами.
Медведь.
- А я тоже знаю загадку. Хотите я вам загадаю?
Я катаюсь на нем
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы,
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
(сани)
Звуковой анализ слова сани.
IX. Знакомство с буквой С.
Логопед.
- А теперь давайте познакомимся с буквой С.
На письме звуки с, с᾽ обозначаются буквой С. (логопед показывает карточку с буквой С).
Медведь.
- А я тоже видел такую букву. И знаете где? На небе.
-Да вот она, эта буква. (показывает на картинку с изображением месяца на стене). Давайте подойдем поближе, рассмотрим эту «букву».
Логопед.
- Правильно, Миша. Месяц похож на букву С. Ребята, а на что еще похожа буква С? (ответы детей)
Сюрпризный момент.
Логопед обращает внимание детей на конверт, спрятанный в сугробе.
- Ребята, посмотрите какой красивый конверт. А что же там внутри?
Давайте посмотрим. (внутри конверта альбомные листы. Задание: нужно соединить пунктирные точки и узнать, кто здесь нарисован. У каждого ребенка изображение одного животного или птицы)
- Но сначала дайте выполним вместе нашу гимнастику для пальчиков.
Дети делятся на пары – мальчик и девочка.
Бежали мимо речки смешные человечки. руки детей бегут по предплечью друг друга
Прыгали, скакали, прыгают по плечам друг друга
Солнышко встречали. поднимают руки вверх
Забрались на мостик сложить мостик из рук
И забили гвоздик. стучат кулачками
Потом – бултых в речку. наклониться, покачать руками
Где же человечки? спрятать пальчики под мышки друг друга
Дети проходят в «класс».
- А теперь возьмите тот карандаш, который вам больше нравится, и соедините точки. (звучит тихая, спокойная музыка)
Логопед.
- Кто изображен на ваших рисунках? (сова, лиса, зайка).
Какое из этих слов лишнее? (зайка) Объясните, почему вы так думаете? (в слове зайка нет звуков с, с᾽)
- Ребята, а давайте эти рисунки подарим лесным зверям и птицам. Пусть они вспоминают о нас. Согласны? (дети кладут рисунки в конверт)
Логопед дает конверт медведю.
- Возьми, Миша. Передай эти рисунки своим лесным друзьям.
Медведь благодарит детей, прощается с ними и уходит.
Логопед.
- Ой, ребята, ушел медведь, а мешок- то свой оставил. Давайте посмотрим, что там? (в мешке шкатулка с запиской: «Это вам, ребята, подарок от лесных зверей и птиц», в шкатулке - игрушки-зверушки из пальчикового театра. Дети надевают игрушку на пальчик).
- Ребята, эти забавные игрушки-зверушки будут нашими помощниками в наших дальнейших занятиях. А теперь нам пора возвращаться в детский сад, загостились мы в лесной школе.
- Займите ваши места в вагончиках и отправимся в путь. (дети поют песню «Мы едем, едем, едем в далекие края…»)
X. Итог занятия.
- Вот и подошло к концу наше необычное путешествие. Вам понравилось? А что вы узнали нового? (ответы детей).
Логопед хвалит детей и предлагает показать игрушки-зверушки – подарок лесных жителей – ребятам из младших групп.
Тихомирова Екатерина Витальевна