Урок обучения чтению в 1 классе «Буква -С-, -с-, звуки -с-, -сь-»
Урок обучения чтению в 1 классе по образовательной программе «Школа 2000» (автор Л.Г.Петерсон)
Тип урока: ОНЗ
ФИО педагога: Терёшкина Татьяна Сергеевна
Номинация: урок в ТДМ образовательной области «Филология» с учащимися начальной школы
Предмет: русский язык
Класс/курс: 1 класс (общеобразовательный)
Тема: Звуки с, с.Буквы С, с.
Основные цели:
Личностные:
1) Создать условия для формирования установки на спокойное отношение к ошибкам как к «рабочей» ситуации, формирования начального опыта самоконтроля и самооценки своего индивидуального результата.
2) Создать возможность для формирования волевой саморегуляции, веры в свои силы, интереса к изучению русского языка и учебной деятельности в целом.
3) Создать условия для формирования опыта успешной совместной деятельности в паре, в группе и установки на максимальный личный вклад в совместной деятельности.
Метапредметные:
1) Формировать опыт фиксировать свои затруднения, выявлять их причины, умение строить и реализовывать проект выхода из затруднения.
2) Формировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Создать условия для формирования и развития умений применять эталон взаимодействия в группе в учебной деятельности и для оценивания этого умения.
Предметные:
Знакомство с буквой С, с. Звуки с, с.
Дидактические материалы: Дидактический материал к учебнику, индивидуальный материал для работы в группе, в паре, эталоны для проверки по образцу и по подробному образцу. Эталоны и алгоритмы по теме «Изучение новой буквы и звука» на доску. Алгоритмы из «Мира деятельности»
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, Букварь 1 класс 1 часть, дидактический материал, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности:
–Добрый день, уважаемые гости и ребята! Ребята, давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом, успехов вам и удач!
-Кто с работой дружен ,нам сегодня нужен?
- Кто с учебой дружен ,нам сегодня нужен?
- Кто с русским языком дружен ,нам сегодня нужен?
-Таким ребятам хвала и честь, такие ребята в классе есть?
-Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
(познавательным, интересным, увлекательным)
-Учитель спросит - надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь,
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними!
-Ребята сегодня на уроке мы вместе с Незнайкой будем подниматься по лесенке успеха. Постараемся добраться до самой высокой ступеньки, преодолевая все трудности на своем пути!(приложение 1)
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие:
-На какие 2 группы можно разделить все звуки?
-Как отличить гласный звук от согласного?
-Назовите гласные звуки.
-Назовите согласные звуки.
-Приведите примеры слов, которые начинаются с гласного звука, согласного.
-Итак, подведем итог сказанному, поиграем в игру «Буквы потерялись» (на доске и на местах детей буквы а о у ы и б п в ф к г д т ш ж з).Разделите буквы на две группы.(гласные и согласные).
3.Выявление места и причины затруднения.
- Ребята, попробуйте выполнить задание, которое может вызвать у вас затруднение. Посмотрите на группу согласных .Какие они? Дайте характеристику (парные по глухости-звонкости), найдите лишнюю букву (з). А можете назвать пару по глухости –звонкости звуку з?(Нет. Мы с этим звуком не знакомы). Поможем звуку з найти пару?
-Живут себе два брата
Глухой и звонкий звук
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
4.Построение проекта выхода из затруднения
-Ребята, отгадайте загадку:
-Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке! (снежинка)
-Выделите первый звук в слове снежинка.
-Отгадайте загадку:
-В небе вы не замечали, был он буквой о вначале,
Превратился в букву с, а к утру совсем исчез! (месяц)
- Выделите в слове-отгадке третий звук.
- Ребята, вы догадались ,какая тема нашего урока (на доске появляется тема урока)?
-Какие цели ставим перед собой?(Найти пару для буквы З, научиться читать со звуками, с, с.
-Сформулируем план действий:
1.Дать характеристику новым звукам.
2.Научиться печатать заглавную букву С и маленькую с.
3.Научиться читать слоги, слова, предложения с буквой с.
5.Реализация построенного проекта.
-Перед вами картинки, назовите слова и выделите изучаемые звуки: собака, снегирь, поросенок, синица, сова, лисица.
-Произнесите звук с. Какой он, давайте проверим и докажем.(согласный, твердый, парный, глухой)
-Произнесите звук с. Какой он, давайте проверим и докажем.(согласный, мягкий ,парный, глухой)
-Вернемся к пробному действию и ответим на вопрос, какая пара у буквы з?
-Звуки с и с обозначаются буквой «эс» (на доске появляются буквы)
-Перед вами лежат листочки. Напечатайте на них буквы С,с.
-Внимание, на экран! Поиграем вместе. В кресло –человечка с мягким звуком с, а на тумбочку-с твердым звуком с.
-Читаем по букварю слоги, слова, предложения.
-Мы научились читать с новыми звуками?
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Прочитайте слова и подберите противоположные слова к словам 4 столбика (старт-финиш, слабый – сильный, строили – ломали, разрушали)
-Работаем с текстом. Прочитайте текст про себя 1 раз. Подчеркните букву с.
Читаем текст вслух. Даем заголовок тексту (Победа. Мы – победители)
-Сколько предложений в тексте, сосчитайте. Какие знаки завершения встретили в тексте (8,!?.)
-А какие виды спорта знаете вы? (вывешиваю картинки с изображение спорта на доску)
- Как вы думаете, что дает человеку спорт?
-Поиграем в игру «Снежки». Я вам кидаю снежок, а вы мне слово с звуком с,с.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание в группах:
- На карточках слова. В них выделить звуки, дать характеристику, прочитать слоги, слова и предложения с буквой с. Проверка в парах.
8.Включение в систему знаний и повторение.
-Разделитесь на группы. Разгадайте анаграммы :
(ПРМВИСАНКИВАШ, СВЕФОРТО, ЖИНСНЕКА)
Просмотр видеофильма.
9.Рефлексия учебной деятельности.
-Что узнали нового на уроке? С какой буквой и звуками познакомились сегодня?
- Оцените свою работу на уроке. Жёлтое яблочко-отлично, розовое- постарайся лучше работать на уроке.( На доске наряжаем яблоньку).Всем спасибо за урок!