Потенциал программ УМК «Школа России», УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», УМК «Школа 2100» по формированию у младших школьников умения работать с простым предложением на уроках русского языка

2
0
Материал опубликован 12 June 2021

Потенциал программ УМК «Школа России», УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», УМК «Школа 2100» по формированию

у младших школьников умения работать с простым предложением на уроках русского языка


Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее – ПООП НОО) разрабатывается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования. При разработке ПООП НОО учитываются материалы, полученные в ходе реализации Федеральных целевых программ развития образования последних лет.

На основе ПООП НОО разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, с учётом типа этой организации, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений [1].

Согласно действующей программе учащиеся начальных классов с постепенным расширением и усложнением должны усвоить следующие сведения о предложении: предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные; главные и второстепенные члены предложения; связь между словами в предложении.

Программный материал по изучению предложения в начальной школе:

Дидактические единицы, изучаемые во втором классе: предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения над интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Логическое ударение в предложении.

Дидактические единицы, изучаемые в третьем классе: виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Дидактические единицы, изучаемые в четвертом классе: главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Простое и сложносочинённое предложение, состоящее из двух простых (ознакомление). Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в простом и сложносочинённом предложениях (наблюдения). Наблюдения за предложениями с прямой речью. Диалог (ознакомление). Обращение (общее понятие) [21].

Рассмотрим системы и процессы формирования у младших школьников умений работать с простым предложением на уроках русского языка, представленные в рабочих программах по русскому языку, построенных в соответствие с УМК «Школа России», УМК«Развивающая система Л. В. Занкова» и УМК «Школа 2100». В целом все три УМК представляют изучение темы соответственно ПООП НОО, однако есть некоторые различия в подходе изучения данной темы, ввиду чего программы обладают различным потенциалом. Рассмотрим каждую из программ более подробно.

Значимое место в программе, разработанной с учетом концептуальных идей УМК «Школа России», отводится темам «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.Содержание курса, посвященное формированию умения младших школьников работать с простым предложением, имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных понятий, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение теории, формирование и развитие навыков по работе с простым предложением.

Потенциал данной программы носит положительный характер и проявляется впошаговой подачеучебного материала по теме «Предложение», в использовании внятных схем, алгоритмических предписаний, в комплексном методичном характереизучения тем, что способствуют правильному системному формированию и развитию у младших школьников умения работать с предложением.

Тема «Предложение» сложна для понимания учащихся начальных классов, однако выпускник начальной школы должен в первую очередь различать предложение, словосочетание и слово, находить их сходства и различия. Работа по данному направлению, согласно рабочей программе, разработанной с учетом концептуальных идея УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», начинается с первых дней обучения грамоте учащихся. Работа начинается с тем, посвященных составлению слов по схемам, затем по схемам составляются слова. Постепенно в употребление вводятся термины «слово», «предложение». Уже в первом классе ведется работа над словосочетанием. Уточнение терминов и их повторение организуется во втором классе., но только в третьем классе учащиеся знакомятся с определением словосочетания. Выпускник начальной школы должен уметь устанавливать при помощи вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Для этого ведется работа на протяжении всех четырех лет начальной школы, посредством включения в содержание программы тем по спиралевидному принципу. Формирование теоретического представления и умения дифференцировать предложения по цели высказывания происходит во втором классе, в третьем и четвертом классе материал повторяется кратко. Отдельные уроки на протяжении всего периода обучения отведены под отработку умения определять тип предложения и его интонацию. Впервые с главными членами предложения учащиеся знакомятся во втором классе, в котором же даются определения подлежащего и сказуемого. В третьем классе определение подлежащего расширяется, но сказуемое повторяется.К четвертому классу учащимися уже изучено имя существительное, поэтому знания учащихся расширяются, и они знакомятся с тем, чем же выражено подлежащее. Понятие сказуемого также углубляется.

Потенциал рабочей программы, разработанной по УМК «Развивающая система Л.В. Занкова»,является положительным, благодаря представлению учебного материала по теме нашей работы блоками, которые повторяются и дополняются из класса в класс. Однако, отрицательным моментом является то, что тематическое повторение «из урока в урок» не представлено вовсе, поэтому, если изучать материал четко в соответствии с рабочей программой, то материал, изученный, например, в 3 классе, к 4 классу может быть забыт.

В УМК «Школа 2100» в самом начале обучения происходит знакомство обучающихся со словом и предложением, дети учатся отличать эти понятия, приводить примеры, большая работа отводится правилам оформления предложений на письме, работе с типами предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Понятие «главные члены предложения» вводится во втором классе, а в третьем – понятие о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей, что является началом развития умения ставить запятую между частями сложного предложения в отличие от программ, построенных в соответствии с остальными УМК. Также в третьем классе расширяется понятие о предложении: выделяются темы, посвященные знакомству и работе с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; уроки по развитию умения выделять из предложений словосочетания. В этом же классе водится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). В четвертом классе продолжается расширение вышеперечисленных понятий и развитие обозначенных умений, также обучающиеся знакомятся с понятием предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь».

Рабочая программа, построенная в соответствии с концептуальными идеями УМК «Школа 2100», обладает определенным потенциалом для формирования у младших школьников умения работать с простым предложением на уроках русского языка, ввиду последовательности и логичности работы с понятиями и теоретическим материалом, а также систематической работы по отработке умений и навыков, связанных с данной темой.

Анализ рабочих программ показал, что в самом начале обучения происходит знакомство обучающихся со словом и предложением, дети учатся отличать эти понятия, приводить примеры, большая часть тем отводится на работу с правилами, работу с видами предложения. Понятие словосочетание раньше вводится в рабочей программе, соответствующей УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», в начале второго класса. Общими пропедевтическими аспектами по введению понятия «главные члены предложения» обладают рабочие программы, соответствующие УМК «Школа 2100» и УМК «Школа России». В результате условного сопоставительного анализа, можно сделать вывод, что тема «Простое предложение» достаточно полно изучается обучающимися, работающими по каждой из рабочих программ соответствующих УМК.

Таким образом, проанализировав рабочие программы, разработанные с учетом идей, соответствующих различным УМК: «ШколаРоссии», «Развивающая система Л.В. Занкова», «Школа 2100», можно сделать ряд выводов: во всех трех программах значительная роль отводится системному знакомству с понятиями по теме; в обучении работе с простым предложениемучитывается его многоаспектность: грамматическая организованность, семантическая завершенность, интонационная оформленность). На многоаспектности предложения строится и ведется в различных направлениях работа по формированию у младших школьников умения работать с простым предложением на уроках русского языка. Каждая из программ обладает своим потенциалом, сочетающим как положительные моменты, способствующие благоприятному освоению учащимися данного тематического блока, так и не очень удачными моментам, сказывающимися на результативности формирования у младших школьников теоретической базы по теме «Простое предложение», а также на результативности формирования навыка по работе с ним.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.