12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Ирина Франгони71
молодой учитель начальных классов
Россия, Крым респ., Долинное

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Долинненская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

Подпись_____ 

Протокол №____________

от «____»_________2016 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Подпись_____ 

 

«_____»___________2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Подпись ______ 

Приказ №_____

от «_____»________2016 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

НА 2016/ 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

УРОВЕНЬ базовый

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ____русский язык_____

КЛАСС____________2 –  класс __________________

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 4 ч; всего за год __142 ч.

УЧИТЕЛЬ (ФИО

КАТЕГОРИЯ ---

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык» (УМК «Школа России») – М..: Просвещение, 2014, требованиями Примерной основной образовательной программы.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

«Русский язык». 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.- М: Просвещение, 2014.


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука:

·         гласный - согласный;

·         гласный ударный - безударный;

·         согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный;

·         согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

 Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

 Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

 Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

 Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

• сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Наша речь (3 ч)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство об­щения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст  (3 ч)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и глав­ная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. За­головок. Общее представление о структуре текста и выраже­ние ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, опи­сание, рассуждение. Обучение составлению повествователь­ного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетно­му рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под ру­ководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Предложение (11 ч)

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по це­ли высказывания и интонации (без терминологии), интони­рование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в про­заических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунк­туационное оформление диалогической речи и соответству­ющая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назна­чение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежа­щего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложе­нии. Упражнение в распознавании главных и второстепен­ных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второ­степенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным сло­вам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слово и его лексическое значение (17 ч)

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении сло­ва. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Ан­тонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужно­го и точного слова, соответствующего предмету мысли. Ра­бота со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, ор­фографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Фор­мирование умения распознавать однокоренные слова, отли­чать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храб­рый)  и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произно­сительной единице, о слогообразующей роли гласной. Уда­рение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безудар­ных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, рас­познавать ударные и безударные слоги. Упражнение в пра­вильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, баге­ты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим сло­варем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (48 ч)

Звуки и буквы. Уточне­ние представлений о звуках и буквах русского языка. Услов­ное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфави­те. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смысло­различительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила.  Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфогра­фическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мяг­ким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосо­четания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обо­значение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Разделительный мяг­кий знак, его роль в слове. Правописание слов с раздели­тельным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и про­верочного слов. Способы проверки написания глухих и звон­ких согласных в конце слова и перед согласным в корне сло­ва. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в без­ударном слоге корня и парных по глухости-звонкости соглас­ных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упраж­нение в правописании гласных и согласных в корне одноко­ренных слов и форм одного и того же слова.

Части речи (46 ч)

Слова — назва­ния предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевлен­ные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собствен­ные и нарицательные имена существительные (общее пред­ставление). Заглавная буква в именах собственных (фамили­ях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существи­тельных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко).Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать име­на существительные в прямом и переносном значении, име­на существительные близкие и противоположные по значе­нию. Совершенствование навыка правописания имен сущест­вительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (озна­комление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Чис­ло глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном зна­чении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прила­гательное как часть речи (ознакомление с лексическим зна­чением имени прилагательного и вопросами, на которые от­вечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен при­лагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по зна­чению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами су­ществительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительны­ми, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (14 ч)

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значе­ние слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

представления о своей этнической принадлежности;

развития чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

представления о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

положительного отношения к языковой деятельности;

заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;

развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

представления о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять цель и учебную задачу;

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и аргументировать его;

работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;

понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

первоначальные умения проверять написанное;

овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);

анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

определять ударный и безударные слоги в слове;

правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

использовать знание алфавита при работе со словарями;

определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;

выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

иметь представление о синонимах и антонимах;

распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

устанавливать связи слов между словами в предложении;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

восстанавливать деформированные предложения;

составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

раздельное написание слов в предложении;

написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

разделительный мягкий знак (ь);

знаки препинания конца предложения (. ? !);

раздельное написание предлогов с именами существительными;

раздельное написание частицы не с глаголами;

б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

в) безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;

г) писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


 

 

п/п

Наименование разделов и тем

Учебные

часы

Контрольные работы

Практическая часть

1

Наша речь

3 ч

   

- Виды речи

2 ч

 

- Диалог и монолог

1 ч

 

2

Текст

3 ч

   

- Текст

2 ч

 

- Части текста

1 ч

Р/р – 1

3

Предложение

11 ч

Дикт. с гр. зад.

Сл. дикт.

 

-Предложение

3 ч

 

- Члены предложения

8 ч

Р/р – 1

Пров. раб. - 1

4

Слова, слова, слова…

17 ч


 

Сл. дикт.

Тест

Итог. к/р

 

- Слово и его значение

4 ч

р/р - 1

- Синонимы и антонимы

4 ч

р/р - 1

- Однокоренные слова

4 ч

 

- Слог. Ударение. Перенос слова

5 ч

Р/Р – 1

5

Звуки и буквы

48 ч


 


 


 


 


 

Дикт. с гр.з. - 1

Сл. дикт. - 2

Итог. к/р - 1

Спис. - 1

Тест - 1

 

- Звуки и буквы

2 ч

 

- Русский алфавит, или Азбука

2 ч

р/р – 1

пров. раб. - 1

- Гласные звуки

2 ч

р/р – 1

-Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

13 ч

р/р – 1

- Согласные звуки

1 ч

р/р – 1

- Согласный звук /й/ и буква «и краткое»

1 ч

 

- слова с удвоенными согласными

2 ч

р/р – 1

проект - 1

- Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

3 ч

 

- Мягкий знак (ь)

3 ч

Р/р – 1

Проект - 1

 

-Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

4 ч


 


 


 


 


 


 

Дикт.с гр.з.- 2

Сл. дикт. – 3

Тест – 1

Итог. к/р - 1

Р/р – 2,

Проект – 1

Пров. раб. - 1

 

- Звонкие и глухие согласные звуки

1 ч

 
 

- Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

8 ч

 
 

- Обобщение знаний об изученных правилах письма

2 ч

Р/р – 1

Пров. раб. - 1

 

- Разделительный мягкий знак

4 ч

Р/р – 1

Пров. раб. - 1

6

Части речи

46 ч

   
 

- Части речи

2 ч

 
 

- Имя существительное

14 ч

Р/р – 2

Пров. раб. - 1

 

- Глагол

11 ч

Дикт.с гр.зад. - 1

Итог. к/р - 1

Списыв. - 1

Тест - 1

Слов. дикт. - 2

Р/р – 3

 

- Имя прилагательное

10 ч

Р/р – 1

Пров. раб. - 1

 

- Местоимение

4 ч

Р/р – 2

Пров. раб. - 1

 

- Предлоги

5 ч

Р/р – 1

Пров. раб. – 1

 

Проект «В словари – за частями речи»

1 ч

 

проект

7

Повторение

12+2 ч

   


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

урока

Коррекция

урока

Название

разделов и тем

Форма проведения обязательного вида работ

Проведение урока по плану

Проведение урока по факту

НАША РЕЧЬ ( 3 ч)

 

 

Виды речи Знакомство с учебником. Какая бывает речь.

 

01.09

 

 

 

Виды речи Что можно узнать о человеке по его речи.

 

02.09

 

 

 

Диалог и монолог Как отличить диалог от монолога

 

05.09

 

ТЕКСТ (3 ч)

 

 

Текст Что такое текст

 

06.09

 

 

 

Текст Что такое тема и главная мысль текста

 

07.09

 

 

 

Части текста Р/р № 1 составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам

 

08.09

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11ч)

 

 

Предложение Предложение как единица речи

 

09.09

 

 

 

Наблюдение за значением предложений, различных по цели высказывания.

 

13.09

 

 

 

Знаки препинания конца предложения

 

14.09

 

Члены предложения (8ч)

 

 

Главные члены предложения

 

15.09

 

 

 

Второстепенные члены предложения

 

16.09

 

 

 

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

 

19.09

 

 

 

Распространённые и нераспространённые члены предложения. Словарный диктант

Текущий контроль

20.09

 

 

 

Работа над ошибками. Связь слов в предложении.

 

21.09

 

 

 

Р/ р № 2 Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

 

22.09

 

 

 

Проверочная работа «Проверь себя».

Текущий контроль

23.09

 

 

 

К/ р № 1 Диктант с грамматическим заданием

Тематический контроль

26.09

 

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…(17 ч)

 

 

Работа над ошибками. Слово и его значение.

 

27.09

 

 

 

Что такое лексическое значение слова

 

28.09

 

 

 

Однозначные и многозначные слова

 

29.09

 

 

 

Прямое и переносное значение многозначных слов

Р/р №3 Наблюдение за переносным значением слов.

 

30.09

 

Синонимы и антонимы (4 ч)

 

 

Что такое синонимы

 

03.10

 

 

 

Что такое антонимы

 

04.10

 

 

 

Что такое антонимы

 

05.10

 

 

 

Р/р № 4 Изложение текста по данным к нему вопросам

 

06.10

 

Однокоренные слова (4 ч)

 

 

Родственные слова

 

07.10

 

 

 

Корень слова. Словарный диктант.

Тематический контроль

10.10

 

 

 

Работа над ошибками. Выделение корня в однокоренных словах

 

11.10

 

 

 

Единообразное написание корня в однокоренных словах Тест

Тематический контроль

12.10

 

Слог. Ударение. Перенос слова (5 ч)

 

 

Слог. Слогообразующая роль гласных звуков.

 

13.10

 

 

 

Ударение Словообразующая функция ударения. Работа с орфоэпическим словарем.

 

14.10

 

 

 

Перенос слов по слогам

 

17.10

 

 

 

Р/р № 5 Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

 

18.10

 

 

 

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

Итоговый контроль

19.10

 

ЗВУКИ И БУКВЫ (48 ч)

Звуки и буквы ( 2 ч)

 

 

Работа над ошибками. Различение звуков и букв.

 

21.10

 

 

 

Звуки и их обозначение буквами на письме

 

24.10

 

Русский алфавит, или Азбука ( 2 ч)

 

 

Значение алфавита. Употребление прописной (заглавной)

буквы. Проверочная работа.

Текущий контроль

25.10

 

 

 

Р/р № 6 Коллективное составление рассказа по репродукции картины

 

26.10

 

Гласные звуки ( 2 ч)

 

 

Признаки гласного звука

 

28.10

 

 

 

Буквы, обозначающие гласные звуки. Р/р № 7 Запись ответов на вопросы к тексту.

 

07.11

 

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне ( 13 ч)

 

 

Произношение ударного гласного звука в корне и его обозначение на письме

 

08.11

 

 

 

Произношение безударного гласного звука в корне и его обозначение на письме

 

09.11

 

 

 

Особенности проверяемых и проверочных слов

Словарный диктант.

Текущий контроль

11.11

 

 

 

Особенности проверяемых и проверочных слов

 

14.10

 

 

 

К/ р № 3 Диктант с грамматическим заданием

Тематический контроль

15.11

 

 

 

Работа над ошибками. Способы проверки написание буквы обозначающий безударный звук в корне слова.

 

16.11

 

 

 

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

 

18.11

 

 

 

Непроверяемые орфограммы.

 

21.11

 

 

 

Непроверяемые орфограммы. Тест

Тематический контроль

22.11

 

 

 

Р/р № 8 Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

 

23.11

 

 

 

Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

 

25.11

 

 

 

Контрольная работа № 4 Списывание

Итоговый контроль

28.11

 

 

 

Работа над ошибками. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

 

29.11

 

Согласные звуки (1 ч)

 

 

Согласные звуки. Р/р № 9 восстановление деформированного текста по рисунку

 

30.11

 

Согласный звук [Й] и буква И краткое (1ч)

 

 

Согласный звук [Й] и буква И краткое. Тест

 

02.12

 

Слова с удвоенными согласными ( 2 ч )

 

 

Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Проект « И в шутку и всерьёз»

 

05.12

 

 

 

Р/р № 10. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и по опорным словам.

 

06.12

 

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения ( 3 ч)

 

 

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

 

07.12

 

 

 

Итоговая контрольная работа за 2 четверть.

Итоговый контроль

09.12

 

 

 

Работа над ошибками. Повторение пройденного

 

12.12

 

Мягкий знак ( 3 ч )

 

 

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Словарный диктант.

Текущий контроль

13.12

 

 

 

Работа над ошибками. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными

Р/р № 11 работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

 

14.12

 

 

 

Наши проекты. Пишем письмо.

 

16.12

 

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ( 4 ч)

 

 

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

Р/р № 12 Работа с текстом

 

19.12

 

 

 

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

 

20.12

 

 

 

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Р/р № 13 Работа с предложением и текстом

 

21.12

 

 

 

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверочная работа.

Текущий контроль

23.12

 

Звонкие и глухие согласные звуки ( 1 ч)

 

 

Звонкие и глухие согласные звуки и обозначение их буквами.

 

11.01

 

Правописание слов с парным по глухости-звонкости

согласным на конце слова и перед согласным (8 ч)

 

 

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

 

13.01

 

 

 

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

 

16.01

 

 

 

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

 

17.01

 

 

 

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. Словарный диктант

Текущий контроль

18.01

 

 

 

Работа над ошибками. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук.

 

20.01

 

 

 

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук.

 

23.01

 

 

 

К/р № 6 Диктант с грамматическим заданием.

Тематический контроль

24.01

 

 

 

Работа над ошибками. Проверь себя.

 

25.01

 

Обобщение знаний об изученных правилах письма (2 ч)

 

 

Правописание гласных и согласных в корне слова. Проверочная работа.

Текущий контроль

27.01

 

 

 

Р/р № 14 Письменное изложение текста по вопросам.

 

30.01

 

Разделительный мягкий знак (4 ч)

 

 

Использование на письме разделительного Ь.

 

31.01

 

 

 

Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Проверочная работа.

 

01.02

 

 

 

Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Р/р № 15 Составление устного рассказа по серии рисунков.

 

03.02

 

 

 

Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Тест

Тематический контроль

06.02

 

ЧАСТИ РЕЧИ (46 часов)

Части речи ( 2 ч)

 

 

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

 

07.02

 

 

 

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Словарный диктант.

Текущий контроль

08.02

 

Имя существительное (14 ч )

 

 

Имя существительное как часть речи.

 

10.02

 

86

 

Имя существительное как часть речи.

 

13.02

 

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные ( 1 ч)

87

 

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Текущий контроль

14.02

 

Собственные и нарицательные имена существительные (4 ч)

88

 

Заглавная буква в именах собственных. Словарный диктант

Текущий контроль

15.02

 

89

 

Работа над ошибками. Заглавная буква в именах собственных.

 

17.02

 

90

 

К/р № 7 Диктант с грамматическим заданием.

Тематический контроль

20.02

 

91

 

Работа над ошибками

Р/р № 16. Составление устного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»

 

21.02

 

Число имен существительных (3 ч)

92

 

Изменение существительных по числам.

 

22.02

 

93

 

Синтаксическая функция имени существительного (подлежащее или второстепенный член)

 

27.02

 

94

 

Итоговая контрольная работа за 3 четверть

Итоговый контроль

28.02

 

Обобщение знаний об имени существительном (4 ч)

95

 

Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.

 

01.03

 

96

 

Р/р № 17. Подробное изложение повествовательного текста по вопросам.

 

03.03

 

97

 

Обобщение знаний об имени существительном

 

06.03

 

98

 

Обобщение знаний об имени существительном Проверочная работа.

 

07.03

 

Глагол (11 ч)

Глагол как часть речи и употребление его в речи (4 ч)

99

 

Глагол как часть речи. Общее представление о глаголе.

 

10.03

 

100

 

Синтаксическая функция глагола в предложении.

 

13.03

 

101

 

Р/р № 18. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

 

14.03

 

102

 

Глагол как часть речи.

 

15.03

 

Число глагола (2 ч)

103

 

Изменение глагола по числам.

 

17.03

 

104

 

Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи.

 

21.03

 

Правописание частицы НЕ с глаголом (1 ч)

105

 

Правописание частицы НЕ с глаголом

 

22.03

 

Обобщение знаний о глаголе ( 2 ч)

106

 

Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа

Текущий контроль

 

 

107

 

Р/р № 19. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

 

 

 

Текст-повествование и роль в нем глаголов (2 ч)

108

 

Понятие о тексте-повествовании.

Р/р № 20. Составление текста-повествования на предложенную тему.

 

 

 

109

 

К/р № 9 Диктант с грамматическим заданием.

Тематический контроль

 

 

Имя прилагательное (10 ч)

Имя прилагательное как часть речи (3ч)

110

 

Работа над ошибками

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

 

 

 

111

 

Связь имени прилагательного с именем существительным.

 

 

 

112

 

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении

 

 

 

Единственное и множественное число имен прилагательных ( 2 ч)

113

 

Изменение имен прилагательных по числам

 

 

 

114

 

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного

 

 

 

Текст-описание и роль в нем имен прилагательных (3 ч)

115

 

Понятие о тексте-описании

 

 

 

116

 

Роль имен прилагательных в тексте-описании. Словарный диктант

Текущий контроль

 

 

117

 

Работа над ошибками

Р/р № 20. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения) или Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

 

 

 

Обобщение знаний об имени прилагательном (2 ч)

118

 

Обобщение знаний об имени прилагательном

 

 

 

119

 

Проверочная работа

 

 

 

Местоимение (4 ч)

Местоимение (личное) как часть речи (3 ч)

120

 

Местоимение (личное) как часть речи.

 

 

 

121

 

Значение и употребление в речи местоимения.

 

 

 

122

 

Р/р № 21. Редактирование теста с повторяющимися именами существительными.

 

 

 

Текст-рассуждение (1 ч)

123

 

Структура текста-рассуждения. Проверочная работа. Тест

Тематический контроль

 

 

Предлоги (5 ч)

124

 

Роль предлогов в речи

 

 

 

125

 

Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.

 

 

 

126

 

Правописание предлогов с именами существительными

 

 

 

127

 

Р/р № 23. Редактирование теста; восстановление деформированного повествовательного текста.

Текущий контроль

 

 

128

 

Проект «В словари – за частями речи»

 

 

 

ПОВТОРЕНИЕ (12 часов + 2 часов)

129

 

Повторение по теме «Текст», «Предложение».

 

 

 

130

 

Повторение по теме «Слово и его значение».

 

 

 

131

 

Контрольная работа № 10 Списывание

Итоговый контроль

 

 

132

 

Повторение по теме «Части речи».

 

 

 

133

 

Повторение по теме «Звуки и буквы»,«Правила правописания».

 

 

 

134

 

Итоговая контрольная работа за 4 четверть

Итоговый контроль

 

 

135

 

Работа над ошибками. Повторение и закрепление изученного материала.

 

 

 

136

 

Повторение и закрепление изученного материала. Словарный диктант

Текущий контроль

 

 

137

 

Работа над ошибками. Повторение и закрепление изученного материала.

     

138

 

Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс

     

139-142

 

Резервный час

     

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Контроль за уровнем учебных достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктанты служат средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчётом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст, включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок, а также каллиграфический навык. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

ДИКТАНТ

 

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

15-20 слов

2 класс

20-30 слов

30-40 слов

3 класс

40-50 слов

55-60 слов

4 класс

60-70 слов

75-80 слов

«5» - нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, соответствует нормам каллиграфии

«4» - допущено 1-2 орфографические ошибки; работа выполнена чисто, допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии

«3» - допущено 3-5 орфографических ошибок, работа написана небрежно

«2» - более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

• нарушение правил орфографии при написании слов;

• пропуск, перестановка, замена и вставка лишних букв в словах;

• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

• неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы;

• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;

• неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

За одну ошибку в диктанте считаются:

• два исправления;

• две пунктуационные ошибки;

• повторение ошибок в одном и том же слове;

• 2 негрубые ошибки.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

• повторение одной и той же буквы в слове;

• недописанное слово;

• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая пропущена;

• дважды записанное одно и то же слово в предложении.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Грамматическое задание – средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических заданий после диктанта вводится не более 4 видов грамматических разборов и выставляется две оценки (за диктант и задание отдельно).

«5» – выполнено без ошибок

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Контрольное списывание – способ проверки умения списывать с печатного текста. Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

 

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

20-25 слов

2 класс

30-40 слов

40-50 слов

3 класс

50-60 слов

65-70 слов

4 класс

70-80 слов

80-90 слов

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки

«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах

8. Подчеркни орфограммы в словах.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1 раз в неделю с целью осуществления текущего контроля и 2 раза в год с целью тематического контроля.

 

Первое полугодие

Второе полугодие

1-й класс

-

5-6 слов

2-й класс

8-10 слов

10-12 слов

3-й класс

10-12 слов

12-15 слов

4-й класс

12-15 слов

15-18 слов

«5» - нет ошибок и исправлений;

«4» - 1 ошибка и 1 исправление;

«3» - 2 ошибки и 1 исправление;

«2» - 3-5 ошибок.

Критерии оценки работ творческого характера

К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д.

На начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении, при этом орфографический навык ещё не автоматизировался и учащийся не может контролировать одновременно создание текста и орфографию. Поэтому во 2 классах рекомендуется ставить одну отметку – за содержание. При этом орфографические и пунктуационные ошибки исправляются, но не влияют на отметку.

В начальной школе за обучающие сочинения и изложения отрицательная оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения в журнал выставляется одна отметка – за содержание.

В третьем классе проводится 1 контрольное изложение в конце учебного года, в четвертом – 1 контрольное изложение в конце 2 четверти и 1 контрольное сочинение в конце 3 четверти. За контрольные изложения и сочинения в тетради выставляются две оценки: за содержание и грамматику, а в журнал выставляется одна оценка - за содержание.  

ИЗЛОЖЕНИЕ

Изложение проверяет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложения предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией. Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, увеличиваются на 15-20 слов больше, чем в диктанте; тексты для 4 класса – увеличиваются до 25-30 слов. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажение при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Классификация ошибок, влияющих на снижение оценки:

1.Фактические: существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания (Ф).

2. Логические: пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые, парадоксальные суждения (Л).

3. Речевые: употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и те же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учёта их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечивых слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений (Р).

Недочёты: - отсутствие красной строки;

- незначительное нарушение логики событий авторского текста при написании изложений.

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-  правильно и последовательно воспроизведен авторский текст,

- логически последовательно раскрыта тема, отсутствуют фактические ошибки;

- правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочёта);

б) грамотность:

- нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-  допускается 1 -2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- содержание передано правильно и достаточно точно, раскрыта тема;

- в построении и употреблении слов нет существенных недостатков;

- богат словарь;

- имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности;

-незначительно нарушена последовательность изложения мыслей;

- имеются отдельные фактические и речевые недочёты (допускается не более 3 речевых недочетов в содержании и построении текста).

б) грамотность: 1- 2 орфографические и 1 пунктуационная ошибки,

1-2 исправления;

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-  допущены некоторые отступления от авторского текста;

-  допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений;

-  беден словарь;

-  имеются речевые неточности;

-  есть недочёты в построении и употреблении слов (допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста);

б) грамотность:

-  3 – 6 орфографические и 1-2 пунктуационных ошибок, 1–2 исправления;

Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-   работа не соответствует теме;

-  имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др.;

-  много фактических неточностей;

-  нарушена последовательность изложения мыслей;

-  отсутствует связь между частями, отдельными предложениями;

- имеется место употребления слов в несвойственном им значении;

-  крайне однообразен словарь;

-  есть недочёты в построении и употреблении слов (допущено более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста);

б) грамотность:

- 7-8 орфографических ошибок, 3-4 пунктуационных, 3-5 исправлений

СОЧИНЕНИЕ

«5» - логически последовательно раскрыта тема;

- правильно построены предложения и употреблены слова;

- допускается не более одного речевого недочёта.

- нет фактических и орфографических ошибок ;

- допущено 1–2 исправления.

«4» - последовательно раскрыта тема;

- незначительно нарушена последовательность изложения мыслей;

- в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков

- имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности,

- 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы;

– допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений;

- беден словарь;

- допускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста.

- 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы,

- пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др.,

- нарушена последовательность изложения мыслей,

- отсутствует связь между частями, отдельными предложениями,

- крайне однообразен словарь,

- 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.