Повышение эффективности урока в начальной школе через применение современных технологий

0
0
Материал опубликован 22 August 2021

Повышение эффективности урока в начальной школе через применение современных технологий

Крылова Ирина Леонидовна, учитель начальных классов

1.Предисловие

2.История появления педагогических технологий

3.Понятие технология

4.Образовательные технологии по ФГОС в начальной школе

5.Применение технологий, их результат

6.Вывод

В условиях внедрения в систему российского образования принципов системнодеятельностного подхода, способствующего воспитанию компетентных, ответственных и социально адаптированных выпускников, возникла необходимость широкого применения образовательных технологий по ФГОС нового поколения, для которых характерно:

обеспечение перехода от объект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися к субъект-субъектному;

проектирование ситуаций поиска, открытия и анализа знаний;

последовательная передача учебной инициативы от педагога детям;

сознательный отказ от формирования широкой понятийной базы в пользу метапредметных компетенций;

учет индивидуальных показателей развития и работа на деятельностный результат.

Причины и история появления педагогических технологий

в образовательном пространстве

Понятие «технология обучения» получило широкое распространение в педагогике и частных методиках, особенно в последние несколько десятилетий. По-видимому, зарождение этого понятия в педагогике связано с развитием техногенной цивилизации и относится к началу XX в., когда в странах Европы и США само понятие «технология» и связанные с ним проблемы стали предметом специального изучения.

Почти все специалисты сходятся во мнении о существенной роли средств новых информационных технологий, открывающих большие возможности в плане обновления организации процесса обучения, в том числе на основе применения ПТ. Ориентация построения образовательного процесса на личностноориентированную, гуманистическую парадигму — одна из причин обращения к вопросу ПТ.

Кризис классно-урочной системы, связанный с попытками использовать данный способ для решения практически всех задач обучения и воспитания, способствовал этому в еще большей степени. Увлеченность комбинированным уроком долгие годы , нормированность при проведении такого типа урока привели к единообразию педагогического процесса, консервированию творчества учительского труда, а также обозначили вопрос необходимости поиска новых способов организации деятельности обучающихся.

Важнейшей причиной обращения к ПТ можно назвать низкий уровень эффективности традиционной классно-урочной системы при увеличивающейся нагрузке на обучающихся (объем информации увеличился почти вдвое) В то время как способ обучения остался прежним, что привело к снижению уровня обученности учащихся, не говоря уже об уровне развития различных компетентностей.

 Авторы (венгерские эксперты Золтан Батори и Янош Гостони)  отмечают, что в настоящее время учебно- воспитательный процесс нуждается в современных методах передачи ежедневно растущего потока информации, в пригодной для ее восприятия, переработки и усвоения форме. Техника проникает во все области науки и, в том числе, в повседневную педагогическую практику. Поэтому внедрение средств обучения и технологии обучения в систему обязательного образования, обеспечивающего воспитание масс, относится к жизненно важным вопросам нашей эпохи. Развитие науки показывает, что самая главная цель непрерывного, быстрого и интенсивного введения в практику научных и технических знаний заключается в преобразовании условий жизни.

В. А. Сластенин и Н. Г. Руденко называют в качестве причин, породивших возникновение и практическое использование ПТ следующие:

потребность в осуществлении личностно-ориентированного обучения во всех звеньях образовательной системы, замены малоэффективного вербального способа передачи знаний;

назревшую необходимость внедрения в педагогику системнодеятельностного подхода, систематизацию способов обучения в школе и вузе;

возможность экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учеников и учителя, обеспечивающих гарантированные результаты обучения, и снижающие негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.

 Исторически прародителем ПТ можно считать получивший широкое распространение в педагогической практике в начале 1920-х гг. (А. Г. Ривин) так называемый коллективный способ обучения (КСО), который развивался в последнее время А. Г. Дьяченко. Метод проектов также сыграл определенную роль в становлении ПТ (Е. С. Полат). Проблемное обучение, как вид обучения, практически все исследователи, которые каким-либо образом касались этой проблемы ПТ, также называют отправной точкой в их становлении.

Далее развитие представлений о ПТ, по мнению А. И. Богомолова и Т. А. Ильиной, идет от технологии в образовании к технологии образования, а затем и к педагогической технологии. Термин «технология в образовании» получил широкое использование в 1940—1950-е гг., что было связано с применением ТСО, развитием школьной, образовательной индустрии. Затем при рассмотрении вопросов методики применения ТСО и технических средств контроля начали широко пользоваться термином «технология образования» (1950—1960 гг.) и употреблять термин «педагогические технологии», в том числе и в зарубежной литературе.

В. В. Гузеев образовательную технологию трактует как «систему, состоящую:

из некоторого диагностического и операционального представлений планируемых результатов обучения;

средств диагностики текущего столетия и прогнозирования тенденций ближайшего развития обучаемых;

набора моделей обучения;

критериев выбора или построения оптимальной модели обучения для данных конкретных условий».

Автор отмечает, что в России в последнее время термин «педагогическая технология» все чаще фигурирует в работах, посвященных проблемам воспитания, с чем полностью нельзя согласиться.

Увлеченность этой темой привела к тому, что педагогическими технологиями или просто технологиями стали называть многие действия в педагогике. «Технологию педагогического общения», «технологию оценивания знаний», «технологию построения урока», «технологию предъявления требований к учащимся», «технологию искусства любить ребенка», «технологию педагогической поддержки и сопровождения» и др. Такой вид технологий мы называем микротехнологиями, они составляют концептуальную основу цельной педагогической технологии, понимаемой в широком смысле слова.

А что такое технология?

Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия «Педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования

. В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термин «педагогическая технология» существуют разночтения. В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Б.Т. Лихачев считает, что педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса»

Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

Как пишет В. А. Сластенин , технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическая технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

По определению М.В.Кларина педагогическая технология- направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов. А также посредством оценки применяемых методов.

«Педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного подхода». (Т.Сакамого)

Современные образовательные технологии в школе по ФГОС. Вопрос определения понятий образовательной технологии в связи с усовершенствованием методологии системы российского образования претерпевает некоторые изменения. Наиболее целесообразно характеризовать современные образовательные технологии в школе по ФГОС как совокупность приемов, методов и способов педагогического воздействия, способствующих достижению значимых задач учебно-воспитательного плана, которые должны реализоваться согласно разработанной системе с учетом исходных образовательных условий, компонентов индивидуализации, реакции ученической общественности, и при этом гарантировать достижение ключевой цели воздействия.

Приоритетная задача педагогов — переформатировать традиционный порядок школьного обучения, направленный исключительно на формирование понятийной базы и расширение знаний детей об окружающем мире, в поступательный процесс развития личности школьников, что можно осуществить посредством применения широкого круга современных образовательных технологий, способствующих достижению ряда приоритетных педагогических задач:

Повышению эффективности использования учебного времени за счет снижения доли репродуктивной деятельности учащихся в пользу активных рассуждений, анализа данных, обсуждения проблемных ситуаций.

Обеспечение индивидуализации, вариативности и обучения.

Возрастанию академической мобильности школьников.

Активизации познавательной активности, мотивированности детей за счет систематического проектирования ситуаций успеха и ведения непрерывного учебного поиска.

Образовательные технологии в начальной школе по ФГОС

Процесс формирования метапредметных знаний и универсальных компетенций является длительный, что обуславливает необходимость использования широкого спектра образовательных технологий в начальной школе для достижения целей ФГОС. Ввиду психофизиологических возрастных особенностей младших школьников и особенностей программного содержания учителя начальной школы ограничены в выборе методов педагогического воздействия, которые должны быть направлены на:

Определение ключевых принципов учебной работы (акцент — на самостоятельность), создание атмосферы творческого поиска и установление доброжелательных отношений.

Формирование базовых навыков работы с различными источниками информации, а также обработки материала (классификации, хранения).

Освоение информационно-коммуникативных средств, которые в условиях нового времени являются базовым инструментом получения информации (знакомство детей с презентациями, видеорядом, динамическими таблицами).

1) Здоровьесберегающие технологии.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

четкая организация учебного труда;

строгая дозировка учебной нагрузки;

смена видов деятельности;

 обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

место и длительность применения ТСО;

включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

построение урока с учетом работоспособности учащихся;

индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

профилактика стрессов:

работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. 

2) Проектная технология.

   Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

   Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь  в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

  Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукта также прохождение следующих этапов деятельности:

Принятие  решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

Формулирование цели и задач деятельности.

Составление плана и программы.

Выполнение плана.

Презентация готового продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 

3) Информационные и коммуникационные технологии

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

открытое, (но контролируемое) пространство информационных источников,

инструменты «взрослой» информационной деятельности,

среда информационной поддержки учебного процесса,

гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,

современные системы управления учебным процессом.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:

формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;

освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентацийдинамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

4). Игровые технологии.

Современные образовательные технологии по ФГОС, предусматривающие включение игрового элемента, характеризуются:

1.Наличием учебно-познавательной цели и ориентировочного педагогического результата — элементов, определяющих порядок действий школьников и педагога.

2. Последовательным переходом от простого к сложному: в начале обучающей игры дети выполняют простейшие задания, что гарантирует высокий уровень вовлеченности и создание ситуаций успеха. Последовательное усложнение задач позволяет создать условия для максимального раскрытия школьниками своих способностей, что гарантирует качественное усвоение учебного материала. Эффективность применения игровых образовательных технологий зависит от двух факторов — успешности интеграции учебно-развлекательных модулей в общий процесс обучения, базирующий на выполнении стандартных дидактических упражнений, и систематичности использования игры при обучении. В свете этого педагогу младшей школы наравне с планированием базовой классно-урочной работы важно планировать учебно-игровой процесс, способствующий повышению заинтересованности детей, стимулированию их познавательной активности и мыслительной деятельности во время занятий.

Формы, методы и приемы организации игровых кластеров учитель вправе определять самостоятельно, исходя из общей результативности непосредственной образовательной деятельности. В актуальных методологических пособиях предусмотрена классификация педагогических игр по таким параметрам:

По содержанию (интеллектуальные, физические, трудовые, коммуникативные, психологические).

По типу педагогического процесса (обучающие, творческие, тренинговые, контролирующие, обобщающе-актуализирующие).

По применяемой технологии (сюжетные, ролевые, имитационные, деловые, предметные).

По предметной области (языковые, математические, экологические, музыкальные, спортивные).

По особенностям игровой среды (предметные, настольные, компьютерные, циклические).

Примеры из современной педагогической практики подтверждают, что умелое включение в классно-урочную систему игровых образовательных технологий способствует дифференциации и индивидуализации обучения, преодолению скованности школьников, а также позволяет реализовывать промежуточный контроль в необременительной для учащихся форме. В ходе дидактических игр дети учатся выделять, классифицировать и обобщать учебный материал, не бояться высказывать предположения, основываясь на жизненном опыте и ранее усвоенных знаниях, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

5) Обучение в «сотрудничестве» (командно –групповые методы)

При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс, стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении. При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

Обучающийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;

От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение обучающихся грамотно и логически писать;

В процессе социальных контактов между обучающимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Индивидуальная самостоятельная работа - коллективная работа - такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве. Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему для обучающихся (ставит учебную задачу), а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых обучающиеся могли бы работать в сотрудничестве. При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения – сообучающийся (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем). Некоторые педагогические технологии можно отнести к обучению в сотрудничестве:

кооперативное обучение;

проблемное обучение;

проектное обучение.



6)Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающийся в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио — это технология сбора и анализа ин формации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио — организатор его учебной деятельности, для педагога— средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности Отличительной особенностью портфолио является его личностно ориентированный характер:

обучающийся вместе с педагогом определяет или уточняет цель создания портфолио;

обучающийся собирает материал в портфолио;

в основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка. Педагогическая идея портфолио предполагает:

смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

интеграцию количественной и качественной оценок;

доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.

«Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

2. формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

3. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку;

5. содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

6. создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:

портфолио документов;

портфолио достижений;

рефлексивный портфолио;

кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.

Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: педагогами, родителями, одноклассниками, администрацией и др. портфолио должен включать три обязательных элемента:

1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.

2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов

3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.

8)Технология дистанционного обучения— совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения,

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

дистанционные курсы; веб-страницы и сайты;

электронная почта (в том числе и списки рассылки);

форумы и блоги;

чат и ICQ;

теле- и видеоконференции;

виртуальные классные комнаты;

Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом). Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленность (удаленность) обучающегося от преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это некий вариант заочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения. Новейшая технология имеет следующие преимущества:

способствует повышению мотивации обучения;

является источником информации, стимулирует самообразование,

формирует навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;

повышает информативность, интенсивность, результативность образования;

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как обучающихся, так и преподавателей и т. п.);

проводить обучение большого количества человек;

повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения.

В ходе проектирования учебно-воспитательного процесса учителям важно учитывать не только содержание выбранных организационно-педагогических методов, но и их места в системе технологий, чтобы избежать смысловой или фактической тавтологии, обеспечив тем самым повышение эффективности обучения, расширение возможностей урока как главной структурной единицы образовательного процесса.













Библиографический список:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2012. – 120 с.

2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 2013.

3. Педагогические Интернет-ресурсы https://ru.wikipediahttp://ext.spb.ruhttp://student39.ru.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2009.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.