Повышение эффективности работы на уроке чтения в начальной школе
Повышение эффективности работы на уроке чтения в начальной школе
«Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела.»
Джозеф Аддисон
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.»
Дени Дидро
«Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!»
Джордж Карлин
Формирование прочных навыков грамотного, беглого, выразительного чтения и развития речи- основная задача уроков чтения. Чтение расширяет кругозор ребенка, углубляет знания человека об окружающем его мире, формирует мировоззрение. Актуальность поднятой проблемы эффективности чтения в настоящее время весьма высока, поскольку у детей интерес к чтению значительно снижен за счет других интересов - телевизора, компьютера, смартфона.
Урок чтения в начальной школе - это начальная ступень литературного образования в целом. На материалах доступным детям произведений они учатся понимать содержание и главную мысль прочитанного, анализировать поступки и мотивы поведения героев, видеть авторское отношение к событиям и героям изучаемого произведения. Именно урок чтения развивает у ребенка образное мышление, воспитывает в нем эстетическое чувство, любовь и бережное отношение к родному языку, художественной литературе, интерес к чтению.
В целях повышения эффективности урока чтения необходимо использовать в работе разнообразные виды работы:
Беседа.
Ответы на вопросы учителя своими словами. Вопросы мобилизуют мысль, заставляют задуматься.
2.Выразительное чтение. Позволяет понять красоту языка.
3.Выборочное чтение- чтение частей текста в соответствии с заданием.
4.Работа над изобразительными средствами языка.
Происходит знакомство обучающихся с эпитетами, сравнениями, метафорами, олицетворением. В процессе этой работы говорится об огромной роли авторского слова в понимании главной мысли произведения.
4.Словесное иллюстрирование- важный, интересный, но сложный вид работы.
Велико значение книги в образовании и воспитании человека. Ребенок , который не умеет читать или испытывает большие сложности в этом , как правило, плохо овладевает и остальным учебным материалом. Чтобы годы пребывания ученика в школе были интересными, продуктивными необходимо особое внимание уделять процессу чтения.
Постоянно работая над повышением темпа чтения, нужно использовать огромный спектр методов и приемов.
Развитие подвижности речевого аппарата - один из основных видов работы.
1. Артикуляционные упражнения:
1) « Качели»
2) « Маляр»
3) « Футбол»
4) «Лягушка»
5) « Лошадка»
6) «Хоботок» и др.
На рисунке 1 представлены картинки с фотографиями выполнения упражнений.
Рисунок 1. Артикуляционная гимнастика
2. Развитие смысловой догадки (Дыхательные упражнения).
1) « Задуй свечу»
2) Вдох/Выдох - быстро читаем слоги:
ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ
БУ БО БА БЭ БИ БЫ
Рисунок 2. Дыхательные упражнения
3. Читаем труднопроизносимые слова:
ЭЛЕКТРОФИКАЦИЯ, ИЛЛЮМИНАЦИЯ…
4. Работа со скороговоркой:
Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
Задание произносится, артикулируя каждый звук (медленно, по слогам, постепенно ускоряя темп доводят его до очень быстрого. А затем это задание выполняют в обратном порядке от быстрого к медленному темпу).
5. Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения чтения.
Полезно этот вид работы проводить связывая ее с изучаемой темой по русскому языку. Например: Назвать из прочитанного отрывка слова с сочетанием ЖИ-ШИ.
Если у ребенка слабо развита оперативная память, то это тормозит увеличение техники чтения. Поэтому необходимо развивать оперативную память.
6. Развитие оперативной памяти.
Использование в работе зрительных диктантов по текстам профессора И. Т. Федоренко. 18 наборов по 6 предложений. Особенность предложений в том, что в первом предложении 8 букв, в последнем 46 букв. Наращивание длины предложении происходит по 1-2 буквы.
7. Развитие поля чтения зрительного восприятия слов.
«Фотоглаз»
Этот прием используется с периода обучения грамоты, постепенно усложняется:
а) За короткое время ребенок должен воспринять букву, слог, слово,
Несколько слов, предложение;
б) За отведенное время ученик «фотографирует» столбик слов, выделить «нужное» слово ( чтение пирамидами);
Поскольку этот вид работы в виде игры, ребятам он нравится.
8. Скачкообразное чтение «Кенгуру».
Под счет 1,2,3 фиксируется взгляд на начале, середине и конце строки. Так читается абзац. Затем говорим, что запомнили из прочитанного.
« Считаем слова»
« Считаем строчки»
Вертикально - слаломное чтение «Слалом».
В течении 20 секунд, перемещая взгляд вертикально, пытаемся найти необходимую информацию.
9.Развитие смысловой догадки (антиципации).
а) Антиципация частей скороговорки.
Сделал дело…
Дал слово…
Семь раз отмерь…
Лучше поздно…
б) Тренировочное средство « Решетка».
Решетка накладывается на читаемый отрывок и постепенно сдвигается вниз. Дети, воспринимая видимые участки текста, должны мысленно восполнить недостающее и восстановить смысл читаемого. Тренировка чтения с помощью решетки продолжается около 5 минут. Можно читать вполголоса.
в) «Угадай»- чтение текста с закрытыми окончаниями.
10. Развитие скорости чтения.
Из системы И. Т. Федоренко и И . Г. Пальченко предлагаю использовать 3 упражнения:
-многократное чтение;
-чтение в темпе скороговорки:
-выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Я предложила только часть упражнений, которые способствуют развитию техники чтения, делая урок интересным, продуктивным, познавательным.
Таким образом, можно сделать вывод, что интерес ребенка к чтению во многом зависит от преподавателя. Как увлечь ребенка чтением? На этот вопрос можно ответить так: выбирать динамичный и увлекательный текст с красочными иллюстрациями, побуждать родителей читать ребенку перед сном, обсуждать с детьми прочитанные книги, поощрять чтение ( ввести систему поощрений, например давать значки или наклейки за каждую прочитанную книгу), и самое главное - подавать собственный пример!
Список использованной литературы
1. Большой энциклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1998.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школьная Пресса, 2002.
3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1.
4. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности (Монография). – М.:МПГУ, ГНО Издательство «Прометей» МПГУ, 2010.