12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Копылова Наталья Владимировна393
Россия, Тульская обл., Тула
1

Повышение интереса обучающихся к чтению посредством использования авторских электронных образовательных ресурсов

Повышение интереса обучающихся к чтению

посредством использования авторских электронных образовательных ресурсов


Копылова Наталья Владимировна
старший воспитатель
МБОУ «Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза

Сергея Николаевича Судейского»,
Тула, Россия

Аннотация: целью статьи является диссеминация опыта работы по ознакомлению обучающихся с жизнью и творчеством великого русского писателя Л. Н. Толстого, тематикой и проблематикой его произведений о детях и для детей посредством использования авторского образовательного ресурса «Лев Толстой — детям».

Ключевые слова: литературное развитие, интерес к чтению, культура чтения, образовательный ресурс.


В содержании и качестве детского чтения сегодня отразились все наши проблемы отношения к детству и духовной культуре общества. Это чуткий индикатор общественного развития, отношения государства к культуре и детству. Очевидно, что перспективы развития страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут особенно востребованы в развивающемся информационном обществе – «обществе знаний» (7).

В своей статье «Россия: национальный вопрос» президент В. В. Путин, говорит, что «наша нация всегда была читающей нацией», однако в последние годы уровень интереса к чтению резко упал.

Проблемы детского чтения раскрыты в разных аспектах: в центре внимания ряда ученых становятся вопросы специфики восприятия художественного произведения детьми (Е.А.Флёрина, О.И.Никифорова, Л.М.Гурович), изучается интерес детей к книге и к чтению (Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Р.И.Жуковская) и читательского развития детей (З.А.Гриценко, Т.А.Новикова, Е.Л.Гончарова). Вопрос литературного развития детей оказался в зоне внимания таких современных ученых, как Н.Д.Молдавская, А.Г.Ковалев, О.В.Акулова, О.Н.Сомкова, А.Г.Гогоберидзе, Л.А.Левин.

В современном мире развитость и доступность различных систем связи, художественной визуальной культуры и Интернета оказывают влияние на мир детства. Происходит освоение новых средств коммуникации и новых возможностей, активное их включение в образ жизни. Становится очевидным, что чтение сдает свои позиции и становится качественно иным. Остро встает проблема «утраты традиции передачи литературной культуры от поколения к поколению, снижения уровня культуры чтения».

Одной из главных задач улучшения состояния детского чтения является модернизация подходов к литературному развитию детей и подростков. Для того чтобы поддержать детское чтение, повысить интерес детей к книге и сохранить читающее поколение, необходимо изменить отношение к чтению путем создания информационно-образовательного и культурного пространства с использованием информационных технологий.

С целью знакомства с жизнью и творчеством великого русского писателя Л. Н. Толстого, тематикой и проблематикой его произведений о детях и для детей нами был разработан авторский образовательный ресурс «Лев Толстой — детям». Задачи ресурса:

1.Познакомить с биографией и творчеством писателя посредством использования архивных фотодокументов, фактов биографии, интерактивных приёмов, бесед, рассматривания иллюстраций, выполнения занимательных заданий.

2.Воспитывать нравственные качества личности ребенка: честность, ответственность, любовь к родителям, внимательное и заботливое отношение к близким, сопереживание и уважительное отношение к людям, бережное отношение к животным подбирая и обсуждая примеры из текста.

Интерактивный образовательный ресурс предназначен для проведения серии образовательных ситуаций (10 занятий/уроков) по ознакомлению с биографией Л. Н. Толстого, некоторыми его произведениями, затрагивающими важные нравственные проблемы («Котёнок», «Отец и сыновья», «Липунюшка», «Два товарища», «Прыжок», «Косточка», «Филипок») и закреплению знаний по теме «Произведения Льва Николаевича Толстого для детей» в игровой деятельности (кроссворд, викторина, игра).

Образовательная ситуация (занятие, урок) по произведению Л. Н. Толстого включает в себя первичное чтение, беседу (обсуждение) о прочитанном произведении, повторное чтение. Работа с интерактивным ресурсом осуществляется после обсуждения прочитанного. Блок «Занимательные задания» рекомендуется использовать для закрепления материала после изучения всех разделов.

Важность данного ресурса состоит в том, что он способствует облегчению восприятия правильному пониманию литературного текста, активизирует интерес к художественной литературе.

Современность ресурса заключается в его мультимедийности, так как учебный материал представлен с помощью эффектов анимации, триггеров, технологических приёмов, медиаобъекта.

Методические рекомендации к авторскому образовательному ресурсу «Лев Толстой — детям» содержат подробное послайдовое описание ресурса и способов показа презентации.

Таким образом, использование авторского образовательного ресурса «Лев Толстой — детям» позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким, зрелищным, комфортным, даёт возможность качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. Обучающиеся будут не пассивными слушателями, а активными участниками образовательной деятельности.

Библиография

1. Акулова О. В., Вербенец А. М., Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие/ науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 400 с.

2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребёнок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр. и доп. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 128 с.

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. с. 363-376.

5. Толстой Л. Н. Азбука. Рассказы и страницы из «Азбуки». Рисунки

А. Ф. Пахомова. Л.: Издательство «Детская литература», 1979. – 168 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Издательство «Перспектива», 2014. – 32 с.

7. Чудинова В.П. Дети и подростки в изменяющемся информационном пространстве: состояние чтения и группы риска. URL: http://www.uraledu.ru/node/26422.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.