Государственный стандарт предъявляет высокие требования к современному учителю. Учитель должен владеть не только современными педагогическими технологиями, использовать в своей работе новые методы и приемы, чтобы обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, но и включить учащихся в активный образовательный процесс.
Увлечь современных детей биологией становится все труднее, так как снизился интерес к изучению естественных дисциплин. Чтобы процесс обучения стал интересным и захватывающим не только для учителя, но и для ученика, на помощь пришли информационно коммуникативные технологии, с помощью которых в процесс обучения внедряются электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Что дает использование ЭОР учащимся? Это, прежде всего визуализация процессов и явлений, происходящих в природе, организме, клетке. Это расширение границ познания учащихся. Когда непонятная, сложная информация становится доступной и понятой, интерес к предмету возрастает. Это и увеличение времени на самостоятельное освоение знаний, что прописано во ФГОС.
Для учителя это, несомненно, повышение качества проведенного урока, более интересная и познавательная подача материала, что, несомненно, оценится учащимися. Это и увеличение времени на дискуссию с учениками, а не на монолог учителя.
Поэтому, использование учителем ЭОР - это не дань моде, а необходимость времени и их применение актуально и оправданно.
Используя ЭОР на уроках биологии, повышается заинтересованность учащихся предметом, благодаря наглядности и динамичности (видео и анимация биологических и биохимических процессов, интерактивные модели, звукозаписи и т.д.). Стало возможным не на словах и плакатах, а интерактивно показать работу органов и систем органов, сложных процессов, протекающих в организмах на разных уровнях изучения биологических систем (клетка, орган, система органов, сообщество и т.д.).
ЭОР использую на всех этапах урока, во внеурочной деятельности, для творческого домашнего задания, для проверки уровня усвоения материала. Самые сложные темы, которые раньше многим учащимся давались с большим трудом, становятся более понятными и сложный материал лучше усваивается (например, синтез белка, процесс транскрипции и трансляции, редупликация ДНК и др.)
На уроках биологии использую электронные учебные модули (сайт fcior.edu.ru), которые очень удобно использовать при объяснении нового материала, контроля знаний. Да, практически это уже готовый урок! ОМС - это цифровой образовательный ресурс нового поколения. Что такое ОМС? Это открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), которые представляют собой ЭОР модульного типа.
ОМС включает один или несколько модулей (ЭУМ- электронные учебные модули). ЭУМ – это мультимедийный продукт, посвященный определенной теме. В каждый тематический модуль входят - информационный, практический и контрольный модули.
Материал интерактивного модуля представлен одновременно несколькими способами с использованием такихкомпонентов, как фотографии, иллюстрации, текст, графика, анимация, видео и т.д. Учитель на уроке может использовать как все модули данной темы, так и отдельные модули (например, только практический или контрольный), а именно то, что ему необходимо для решения образовательных задач урока. Контрольные модули - это не только тесты, но и задания в разной игровой форме.
Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно загрузить и установить специальный программный продукт – ОМС-плеер. – проигрыватель ресурсов для ОС Windows или для ОС Linux.
Очень рада, что открыла для себя эти замечательные ЭОР! Установила дома и в классе на компьютер ОМС-плейер, без которого у вас ЭОР работать не будет. Все оказалось легко и просто! Скачиваю дома модули, просматриваю, раскладываю по папкам, загружаю на флешку и спокойно работаю в классе. Ничего подключать к Интернету не надо. Очень рекомендую всем использовать в работе! Модули выполнены очень качественно.
Как устроено содержание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС)?
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по биологии, ОМС по географии, истории и т.д.
В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Генетика человека», ТЭ «Пищевая цепь», ТЭ «Деление клетки» и т.д.
Каковы инновационные качества ЭОР?
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
· получение информации;
· практические занятия;
· аттестация (контроль учебных достижений).
Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге – вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.
Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, о которых говорилось выше.
При организации самостоятельной работы по освоению нового материала могут быть использованы:
ЭУМ – интерактивная лекция.
ЭУМ – демонстрация эксперимента.
ЭУМ – виртуальная экскурсия.
ЭУМ – коллекция фото- или видеоматериалов с пояснениями.
ЭУМ – практическая (лабораторная) работа.
Если использовать модули последовательно (по данной теме): информационный - практический -контролирующий, учащиеся, пропустившие урок, могут самостоятельно, в дистанционном режиме освоить пропущенные темы курса биологии.
|
Название модуля, (приема, упражнения)
|
|
Краткое описание метода, (приема, упражнения)
|
Пример
тема «Вирусы»
|
Гипер-ссылка
|
1
|
Информационные ОМС (Модули И-типа)
Представлены рисунками, текстом, фото, схемы (могут быть интерактивными)
|
ФЦИОР
|
Получение информации добываемой в активно-деятельностной форме, поступающей как зрительным, так и слуховым каналами и в оптимальном темпе
|
|
|
2
|
ОМС (Модули П-типа)
|
ФЦИОР
|
Практическое задание (усвоение способа решения новой вычислительной задачи, проведение эксперимента в виртуальной лаборатории и т.д.)
|
|
|
|
ОМС (Модули К-типа)
|
ФЦИОР
|
Модуль контроля. Учащиеся проводят самоаттестацию.
|
|
|
Схема урока – введение нового материала на основе самостоятельной деятельности учащихся
№
п/п
|
Этап урока
|
Содержание
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
1
|
Постановка задания учащимся
|
Задание и указания учителя
|
Принимают задание учителя.
|
Формулирует задание для учащихся по работе с ЭУМ
|
2
|
Освоение учащимися новой информации
|
ЭУМ И-типа, П-типа
|
Самостоятельно осваивают содержание ЭУМ
|
Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭУМ
|
3
|
Формулирование вопросов учащимися
|
Вопросы учеников
|
Задают вопросы учителю
|
Отвечает на вопросы учащихся
|
4
|
Ответы учащихся на вопросы учителя
|
Вопросы учителя
|
Отвечают на вопросы учителя
|
Задает вопросы учащимся
|
5
|
Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися
|
ЭУМ П-типа
|
Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию
|
Определяет ЭУМ П-типа,
(при наличии вариативных ЭУМ определяет их индивидуально для каждого учащегося)
|
6
|
Выполнение заданий учащимися
|
ЭУМ П-типа
|
Самостоятельно выполняют задание
|
Анализирует результаты выполнения учащимися заданий
|
7
|
Формулирование контрольного вопроса или задания
|
ЭУМ К-типа
|
Знакомятся с заданием
|
Определяет ЭУМ К-типа, (при наличии вариативных ЭУМ определяет их индивидуально для каждого учащегося)
|
8
|
Выполнение учащимися контрольного задания
|
ЭУМ К-типа
|
Самостоятельно выполняют задание
|
Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность
|
9
|
Формулирование выводов урока
|
Выводы по уроку
|
Фиксируют выводы
|
Формулирует выводы
|
В случае организации жесткого руководства деятельностью учащихся в указаниях учителя должно быть регламентировано время работы на каждом этапе урока. После каждого этапа в этом случае должны подводиться итоги и контролироваться переход к следующему этапу.
Использование ЭОР нового поколения на уроках биологии значительно повысит качество преподавания предмета, мотивация учащихся возрастет и как следствие повысится успеваемость.
Использованные ресурсы:
Трефилова Раиса Поликарповна
Виктория Александровна