Материал на проверке

«Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов».

0
0
Материал опубликован Сегодня в 13:45

ГБОУ РФМЛИ

















Доклад на МО учителей начальной школы.



«Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов».











Учитель начальных классов: Кривко О.Ю.






г. Владикавказ 2025г.

                                                                      “Нельзя быть счастливым, не умея читать.

                Тот, кому недоступно искусство чтения,-

невоспитанный человек, нравственный

невежда”.

В.А. Сухомлинский.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является одним из важнейших условий успешного обучения в школе по всем предметам. Чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Поэтому нельзя отрицать необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения. Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одной из основных задач начальной школы.

В последние годы одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи. По статистике 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по русскому языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму и другим предметам. Становление чтения и письма - процесс очень сложный. В нем участвует несколько анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное овладение устной и письменной речью. 

Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития. Нарушение письменной и устной речи учащихся младших классов общеобразовательных школ определено такими понятиями как дисграфия (Это специфическое расстройство письма. От греческого «дис» - плохо, «графо» - письмо.)  и дислексия то нарушение чтения. «Дис» - плохо, «лексис» - речь).

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Причины дисграфии, дислексии кроются в общем недоразвитии речи. То есть страдают все компоненты речевой системы.

-ребёнок владеет скудным словарным запасом,

-произношение и восприятие звуков нарушено,

-грамматический строй речи осваивается с трудом.

Основные причины, которые приводят к нарушению чтения и письма:

Первая и наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Например, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головой - последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания. 

Вторая причина- наследственный фактор. Дислексия и дисграфия бывают связаны с врожденными особенностями строения мозга. На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислекcиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы. 

Следующая причина- степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из причин дисграфии и дислексии. Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (по-другому на них говорят «мямли» или «еле языком ворочает»). 

Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье.

Причиной нарушения чтения и письма может быть и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие. 

Так же, среди причин можно отметить следующие: ребёнок владеет скудным словарным запасом; произношение и восприятие звуков нарушено; грамматический строй речи осваивается с трудом.

При этом интеллект у таких детей сохраняется в норме.

Учителю, чтобы не отправлять всех неуспешных учеников к логопеду, нужно различать дисграфические ошибки и представлять себе их классификацию.

Специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:

Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков

Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении

Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи

Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием

Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза

На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

А так же специалисты выделяют шесть видов нарушения дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений:

Мнестическая дислексия – сложности в распознавании букв в произносимом слове или звуке

Аграмматическая дислексия – недоразвитая речь, ошибки в грамматической конструкции (времена, падежи и окончания согласуются неверно, например, «я хотеть пойти дом», «серый собачка» и т.п.)

Семантическая дислексия – слова при чтении (обычно – не вызывающем труда) воспринимаются изолированно от всего текста, отчего дислексик не понимает сути прочитанного

Тактильная дислексия – характерна для незрячих людей (в процессе чтения по Брайлю пальцы дислексика соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию)

Оптическая дислексия – при чтении дислексик соскальзывает на другие строчки, либо читает наоборот (зеркально), не понимает буквы, состоящие из одинаковых, но по-разному расположенных элементов (например, П-Н-И)

Акустическая (фонематическая) дислексия – самый распространенный вид дислексии среди младших школьников; характеризуется перестановкой слогов, смешением букв по одному различимому признаку в похожих словах, искажением структуры слова (например, «шина-наши», «ком-дом-лом», «насос-сосна» и т.п.)

Под речевыми ошибками понимаются любые случаи отклонения от действующих языковых норм.

Виды ошибок

1. Ошибки на уровне буквы и слога.

Ошибки звукового анализа (пропуск гласных, перестановка букв, добавление лишней буквы).

Ошибки фонематического восприятия (путают парные согласные, лабиализованные гласные, заднеязычные, сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты).

2. Ошибки на уровне слов.

Слитное написание слов (особенно служебных частей речи).

Не разделение в потоке речи два самостоятельных слова.

Смещение границы слова.

Ошибки при самостоятельном словообразовании.

3. Ошибки на уровне предложений.

Ошибки в согласовании слов.

При перечислении нескольких однородных членов предложения.

При употреблении предлогов.

Виды ошибок, выявленные в процессе анализа детских работ.

Ошибки звукового анализа.

Пропуск гласных букв. (санки – снки, молоко – млко)

Пропуск на месте встречи одинаковых букв на границе слов. (стал лакать – ста лакать)

Перестановка букв. (фрукты – фрутки, ковром – корвом)

Перестановка при скоплении согласных. (двор – довр, кран – карн)

Добавление лишней буквы. (дружно – дуружно)

Разбавление гласной скопления согласных. (ноябрь – ноябарь)

Ошибки фонематического восприятия.

Парные звонкие и глухие согласные. (зима – сима)

Лабиализованные гласные. (о – у: ручей – рочей; ё – ю: клюква – клёква, самолёт – самолют)

Заднеязычные : г к х (сухой – сугой)

Сонорные: р – л (смелый – смерый), й – л (мягкий) (сойка – солька)

Свистящие и шипящие: с – ш (шишки – шиски), з – ж (железо – зелезо), с – щ (щенок – сенок)

Аффрикаты: ч – ц (грачи – грации), ц – с (курица – куриса)

Ошибки на уровне слов.

Слитное написание слов, особенно служебных. (… ветки елии сосны.)

Не разделение в речи два самостоятельных слова. (всталосолнце)

Смещение границы слова. (У деда Мороза. – У дедмо Рза.)

Ошибки при самостоятельном словообразовании. (рука – рукища, хвост медведя – медведий)
(Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменять словосочетания одним словом (с голубыми глазами – голубоглазый). И наоборот, заменять сложное слово словосочетанием (самовар – сам варит)

Ошибки на уровне предложений.

Ошибки при согласовании (большая белая пятно)

Ошибки при управлении (на ветки деревьях)

Чаще всего дисграфические ошибки встречаются в диктанте. Хотя не исключены они и при списывании: если ребёнок прочитает слово, а потом сам себе продиктует, не глядя на образец.

Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией и дислексией?

Конечно, таким учащимся вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво и усердно заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы.

При классно – урочной системе обучения следует использовать индивидуально-дифференцированный подход к ученикам, страдающими речевыми нарушениями.

Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Занятия должны проводиться по определённой системе: использование различных речевых игр, разрезной или магнитной азбуки для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

Проводить индивидуальные занятия в форме игры. Использовать пальчиковую гимнастику при проведении физкультурных минуток. При обучении грамоте, если ребёнок упорно путает и плохо запоминает буквы, непременно задействовать тактильные ощущения: лепка; выкладывание из лего-конструктора; «рисование» в воздухе», на спине, на ладошке; аппликация и вышивание буквы. Полученные изображения обязательно сравнивать с образцом.

Виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

Для устранения дисграфии и дислексии можно предложить следующие игры и упражнения:

1. «Корректурная правка». Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. 
Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. 
Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. 
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений. 
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними. 

2. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте!) зеленой или черной ручкой (не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.

3. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами.  Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом- подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма

4. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.

5. «Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («слон» + «ик» = «слоник»; «про»+ «бег»= «пробег»).

6. Упражнение «Пишем вслух». 

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением опасных мест. То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (т.е. диктуем так, как пишем, а не как произносим). 
Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно. Важно определить, выработал ли ваш ученик такую привычку. 

7.Упражнение “Найди” Развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятия величины, восприятия формы, целостности восприятия, избирательности восприятия.

Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. Например, букв. 

8. Упражнение “Большой-маленький”

Уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве.

t1736505823aa.png










9. Решение ребусов, кроссвордов.

10. Упражнение «Лабиринты». Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. 


11. Упражнение “Графические диктанты”

Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций

12. Упражнение “Штриховка”

На развитие моторных функций письма.

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

13. Упражнение “Буквы перевертыши” Раскраска на нахождения буквы, написанной правильно. Найти букву и раскрасить ее. 

14. Упражнение “Шифровка”

Расшифруй слова, записав вместо цифр буквы.

t1736505823ab.png

15 . Упражнение «Закрепление образа букв»:

Рассмотреть, из каких элементов состоят буквы, на что они похожи. Начиная работу по дифференциации букв п – т, необходимо обратить внимание детей на количество элеметов, составляющих букву п (2 элемента), букву т ( 3элемента) и в дальнейшем опираться на это различие.

Можно предложить сказку «Торопыжка»

Жила-была буква т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все звали ее Торопыжкой. Бегала, бегала буква т и сломала одну ножку. Прихромала она к Царице Грамматике: «Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», - жалуется она. Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой т, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой п»,- ответила Царица Грамматика. Так буква т превратилась в букву п. Сравни буквы «п» и «т», из каких элементов они состоят?

Конструирование букв из проволоки.

Выложить их из мозаики, крупы.

Сложить их из частей.

Вырезать буквы из бумаги.

Дорисовать буквы.

Узнать их среди похожих букв (таблица).

16. Составь предложения из данных слов:

Паучок, плести, паутина.

Стелить, постель, Катя.

Посылать, Толя, телеграмма.

Пирожки, на, лежать, тарелка.

По, листья, лететь, ветер.

На, Петя, писать, листок.

17. Зашифруй слова, заменяя букву «п» цифрой 2, букву «т» цифрой 3.

Плотина, паспорт, плита, пакет, палата, теперь, тапочки, теплица, пальто, аптека, топор, лапти, патруль, партизан, победить, пинцет, планета, капуста, автомат, степи, пират, поворот, простор, постель, путаница.

18. Трансформация слов.

Добавь букву «п», чтобы получилось новое слово:

ЛУГ – ПЛУГ ЛОВ - … ОЧКИ - … РОБА

19. Спиши предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу:

Теплоход приходит в (порт, торт). Дедушка (стал, спал) на диване. Гадкий утёнок (стал, спал) прекрасным лебедем. Вите подарили красивый (порт, торт).

20.Слуховые диктанты:

Пчёлы.


Утрt1736505823ac.jpg о было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Цветов было много: тут и лютики, и ромашки, и незабудки. Цветёт душистая липа. Много пчёл летает около липы. Всё лето трудятся пчёлы. Много мёда получаем мы от пчёл.

Вывод: Используя в работе с детьми данные упражнения, можно предупредить и устранить оптическую дисграфию и дислексию.



Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией и дислексией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные.

Без сотрудничества учителя и родителей успех в работе недостижим. Родители должны знать цели ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки работы. Это способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них правильного взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Также можно порекомендовать специализированную литературу. Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома:

Е. В. Мазанова «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»,

О. В. Чистякова «30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»

И. Ю. Оглоблина «Логопедические тетради для коррекции дисграфии»

О. М. Коваленко «Коррекция нарушений письменной речи»

О. И. Азова «Диагностика и коррекция нарушений письменной речи».

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.

























Список использованной литературы.

А.Н. Корнев Нарушение чтения и письма у детей СП.: изд. Речь, 1997.

А.Н. Корнев Обучение грамоте детей с нарушением речи М.: изд. Айрис-Пресс, 2007.

В.А. Акименко Речевые нарушения у детей М.: изд. Феникс, 2008.

Л.Ф. Спирова Нарушение речи у детей М.: изд. Аркти, 1997.

М.М. Кольцова Медлительные дети СПб.: изд. Речь, 2003.

М.С. Рузина Пальчиковый игротренинг СПб.: Кристалл, 1997. Т.Б. Бессонова Обучаем читать и писать без ошибок М.: изд. Аркти, 2005.

Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - Л, 1976.

Ахметжанова Г.В. «Технологии формирования позитивной мотивации школьников к педагогической профессии» диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольятти, 1997.

Ахметжанова Г.В. Развитие педагогической функции будущего учителя в процессе профессиональной подготовки» Вестник психотерапии 20110 т. 39 № 34

Буковцова Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. - 2004, №2 (9).

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961.

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 2001.

Парамонова Л, Г. Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: Дельта, 1997.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.

Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. - М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000.

Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд.2-е. - М.: АРКТИ, 1997.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.