Статья на тему «Повышение качества чтения и письма у младших школьников»
Повышение качества чтения и письма у младших школьников
В последние годы специалисты отмечают, что растёт число младших школьников, которые плохо читают и пишут тексты. Подобные отклонения мешают усваивать материал и снижают успеваемость ребёнка. Причины разнообразны, однако их можно определить и спланировать корректирующую работу.
Школьник может лениться, невнимательно или негативно относиться к учёбе в целом. Причиной плохой успеваемости нередко бывает и слишком ранний возраст ребёнка. У детей, приступивших к учёбе раньше своих сверстников, часто бывают затруднения с чтением и письмом в силу недостаточной сформированности навыков. Ребёнок должен быть психологически готов к новым требованиям и правилам, которые отличаются от порядков дошкольного учреждения.
Кроме того, причина отставания в фонематическом развитии может крыться в дислексии или дисграфии. Для организации грамотной коррекционной работы необходима консультация и помощь специалиста. Особенно если есть вероятность наличия одного или обоих нарушений фонематического развития. Начало обучения чтению и письму закладывается в дошкольном учреждении, а полностью навыки формируются примерно к 4 классу. Если ошибки и неточности работе с текстом единичны, то ребёнок скорее всего переутомился или был невнимателен. При систематических нарушениях необходимо обратиться к логопеду или психологу.
Несмотря на дифференцированный подход к детям, испытывающим затруднения при письме и чтении, существуют упражнения и методики для развития определённых навыков, подходящих большинству ребят. Использование таких приёмов будет полезно для младших школьников:
развитие мелкой моторики
чтение вслух взрослыми
самостоятельное чтение
игровая подача материала
организация рабочего пространства
Каллиграфический почерк, аккуратные буквы и грамотное письмо указывают на высокий уровень развития интеллекта, поэтому школьника необходимо учить писать не только правильно, но и красиво. Этому способствует стимулирование мелкой моторики, тренировка рук и пальцев. Младшим школьникам будут близки лепка из пластилина, теста, глиняной массы и других безопасных материалов. При этом лепка не только помогает развивать кисти, но и учит усидчивости и аккуратности.
Даже если ребёнок умеет читать самостоятельно, в начальной школе полезно чтение вслух взрослыми. При этом логопеды рекомендуют тщательно проговаривать окончания, так как дети с нарушениями фонематического восприятия пропускают эту часть слова при чтении и письме. Читая самостоятельно, ребёнок не всегда может понять суть текста, в то время как устное восприятие создаёт в воображении целостную картину.
Также школьникам полезно систематически читать вслух самостоятельно и по ролям. Это способствует развитию навыка чтения, развивает грамотность и помогает увеличить словарный запас. Как известно, дети, читающие книги, допускают при письме меньше ошибок, чем те, кто книгами в детстве пренебрегал. Для привития любви к чтению литературу нужно выбирать по возрасту и согласно интересам ребёнка, а после прочитывания можно проводить беседу о содержании текста.
Учащиеся младших классов благоприятно воспринимают информацию в процессе игры. Эту особенность можно использовать при работе со сложными словами, в которых часто допускаются ошибки. Например, завести своеобразную картотеку трудных примеров и пополнять её. Чтобы избежать ошибок, ребёнку нужно регулярно обращаться к своим карточкам и объяснять правописание того или иного слова. Также можно предложить школьнику побыть на месте учителя и рассказать тему по правописанию.
Отдельное внимание родителям следует обратить на организацию рабочего места. Если ребёнку неудобно сидеть за слишком высоким или слишком низким столом, выработать красивый почерк и систематически читать будет сложно.
Кроме того, неудобная мебель грозит искривлением позвоночника. Осанка школьника должна иметь упор на спинку стула, локоть пишущей руки – находится на столешнице, а ноги необходимо держать на полу. Не стоит забывать про угол наклона головы и тетради.
Важно помнить, что каждый ребёнок обладает собственным характером и особенностями, и это требует индивидуального подхода. Причин, по которым школьнику плохо даются правописание и воспроизведение текста, много, и каждая из них требует своего решения. Однако чем раньше будут выявлены нарушения развития и начато применение специальных занятий, тем проще ребёнку будет даваться обучение в школе и работа с учебным материалом.
Ковалева Галина Валентиновна