Статья «Повышение интереса к чтению у младших школьников» (1–4 класс)
Повышение интереса к чтению у младших школьников.
Учитель начальных классов
Черникова И.В.
«Когда мы перестаем читать – мы перестаем мыслить» (Д. Дидро).
Сегодня от выпускника начальных классов требуются не только знания, умения и навыки, но и готовность к самостоятельному усвоению необходимых знаний, потребность интеллектуальной активности.
От умения читать бегло, выразительно, правильно, работать с текстом зависит все обучение в школе не только на уроках в начальной школе. На сегодняшний день чтение – ведущий способ восприятия информации.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности. В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Порой компьютерные игры, просмотр телевизионных программ отнимают у ребят всё свободное время. И очень печально, что снижение интереса к чтению стало в настоящие дни общемировой тенденцией.
Перед учителем начальных классов стоит проблема, как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Как сделать, чтобы чтение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы каждый ребёнок полюбил книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие?
Есть несколько проблем, которые мешают детям полюбить книги.
Младшим школьникам в первую очередь мешают технические сложности чтения. Пока сложишь буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, уже забудешь, о чем читал на предыдущей странице. Большие затруднения у них также вызывает расстановка ударений в словах и использование разных интонаций. Неудивительно, что удовольствия ребенку такой сложный процесс не доставляет. Создается замкнутый круг; чем меньше школьник читает, тем медленнее он делает успехи в этом деле и тем меньше у него желания продолжать занятия. А ведь для формирования навыка беглого чтения требуются ежедневные тренировки.
Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения.
В педагогике часто используются специальный прием для тренировки технической стороны чтения - жужжащее чтение.
Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Чтобы достигнуть хорошего результата, я провожу пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.
Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У ребят на партах должны быть красочные книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Все дети читают одновременно вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, русского языка или технологии. Каждый день предлагаю детям поменяться своими книгами с товарищем, кратко сообщив о чём она (чем она интересна). Никакого контроля или подробного обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот приём используется не только с целью увеличения времени для ежедневного чтения, но и для знакомства с разнообразием детских книг.
Очень часто на уроках литературного чтения, окружающего мира использую прием «Буксир». Прием «Буксир» используется не только для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса в парах или малых группах (3-4 человека).
Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки (если читает учитель, а не ученик). Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.
Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию осознанности чтения и выразительности, приучать детей читать правильно, без ошибок. Обучить младших школьников технике чтения нелегко, но ещё труднее научить понимать и анализировать прочитанное.
Работая над повышением интереса детей к чтению, важно учитывать тип темперамента ребенка, уровень развития его мыслительных процессов. При анализе художественного произведения использую эмоционально-оценочную лексику. Предлагаю ребятам следующие вопросы.1. Оцени художественное произведение
• самый яркий момент
• незабываемый эпизод
• читая его, я испытал
• особенно меня тронуло
2. Вырази свое удивление
• меня особенно удивило
• меня взволновало
• не забуду как...
3. Вырази своё мнение
• мое отношение к..
• мне кажется, что...
• я порадовался тому, что..
• я тревожусь за …
4. Мне показалось, что..
Для повышения интереса к чтению, использую различные виды работ на уроке чтения.
Виды работ на уроке чтения
Чтение всего текста, используя приём «Буксир»
Деление текста на части.
Выборочное чтение. Чтение ответов из текста к вопросам учителя.
Чтение по готовому плану.
Чтение с сокращением текста.
Чтение «цепочкой», по абзацам.
Чтение отрывка к рисунку.
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу, поговорку.
Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить ошибку.
Нахождение предложения или отрывка, выражающего главную мысль.
Беседа на тему «Что реально, а что вымышлено?» при изучении сказки, басни.
Составление сценария к диафильму, мультфильму.
Высказывание своих суждений после прослушивания. (Беседа на тему «Что понравилось в произведении?»)
Подбор своего названия к тексту.
Чтение по ролям.
Чтение и пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов, поз.
Игра «Живые картинки», когда 1 читает, 2 реагирует мимикой на услышанное.
Конкурсное чтение стихов.
Чтение с пометкой непонятных слов.
Нахождение слов и предложений, которые можно использовать в сочинении.
Прогноз «Определить по названию тему рассказа» .
Составь рассказ по картинке.
Комбинированное чтение.
Словесное иллюстрирование.
Творческий пересказ (от главного лица, изменить лицо, изменить время, ввести в рассказ сообщение, что было до начала действия, что было дальше, включить описание внешности).
Вопросы для характеристики главного героя: Кто он? Внешний вид. Отношение к людям, порученному делу. Твое отношение к герою.
Выбери из предложений (на доске) правильный ответ, идею, тему произведения.
Составить рассказ на тему … от какого-нибудь героя.
К повышению читательского интереса привлекаем родителей учеников.
Среди детей провожу опрос: «Книга в моей жизни». С его результатами знакомлю родителей на родительском собрании и даю свои рекомендации.
Анкета «Книга в моей жизни»
1. Любишь ли ты читать?
2. Читают ли тебе вслух книги твои родители?
3. Есть ли дома детские книги?
4. Какие прочитанные книги за последнее время наиболее понравились?
5. Хотел бы ты стать писателем для детей?
6. Какие бы произведения для детей ты написал: сказки, стихи, рассказы?
7. Какую интересную книгу ты посоветуешь прочитать одноклассникам, друзьям?
Чтобы создать у своего ребенка положительную привычку – правильную культуру чтения, родителям необходимо включиться в систематическую и кропотливую работу дома. Для этого необходимо убрать от ребёнка телевизор, телефон, компьютер и открыть вместе с ним интересную книгу.
Дома обязательно должно быть место для книг, где детские стоят отдельно, и доступны для ребенка. Здесь на помощь родителям приходит огромное многообразие книг с заманчивыми картинками, вставками и даже звуками. Такие книги не оставят равнодушными ни одного ребёнка.
С самого рождения читайте ребенку вслух. Если есть старшие братья и сёстры, то приобщите их к чтению малышу.
Вас о чём-то спрашивает ребенок – предложите вместе найти ответ в книге, тем самым покажите её значимость. Можно устроить викторину, составить кроссворд или нарисовать по сюжету.
Во время совместного чтения необходимо создать нужную для детей атмосферу, вместе сопереживать героям, вместе радоваться за них.
Ходите вместе в книжный магазин или библиотеку и предоставляйте выбор книги или детского журнала ребенку или же выбирайте совместно.
Устройте домашний театр по уже знакомому произведению или ситуации из жизни. Играйте в настольные игры со знакомыми персонажами из любимой сказки, при этом разговаривайте о них, придумывайте новые истории, в которых они участвуют.
Повышение интереса к чтению позволяет создать для ребёнка условия, способствующие открытию целостной картины мира. Детская книга пробуждает к жизни наше воображение, переносит в пространстве и времени, в ней мы находим мудрого собеседника, есть возможность окунуться в мир мечты. Именно чтение позволяет приобрести облик образованного человека, становиться нам грамотными, развить интеллект, развить память, мышление, речь, воображение.
Общая задача учителя и родителей - сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека.
Панкова Татьяна Владимировна
Черникова Ирина Васильевна