12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра677
Россия, Сарапул
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

Презентация
PPTX / 49.18 Мб

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №18»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII городская методическая конференция

«Инновации и традиции в современном образовании»

 

«Повышение мотивации к художественному творчеству посредством правополушарного рисования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель изобразительного искусства

I квалификационной категории

Комарова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Г.Сарапул, 2020 г.

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Данный вид деятельности позволяет детям выразить в творчестве свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка очень большое значение.

В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Но не имея профессионального художественного образования просто взять и нарисовать картину или портрет не так просто. А тут надо ребенку нарисовать то, что он еще никогда не рисовал и чувство неуверенности еще дополнительно подкрепляется страхом перед чистым листом. Чтобы вселить уверенность в обучающихся, что они смогут нарисовать любой рисунок или портрет в своей работе я применяю технику правополушарного рисования, которая в свою очередь позволяет с легкостью превратить данный вид творчества в удовольствие.

Правополушарное (интуитивное) рисование - это современный метод обучения детей технике рисования. Это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приемов, способствующая посмотреть на творчество под другим углом с позиции наблюдателя.

Метод правополушарного рисования основан на работах Роджера Сперри, который изучал деятельность правого и левого полушарий головного мозга и, совместно с другими нейрофизиологами, получил Нобелевскую премию в 1981 году “За открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга”. Он выяснил, что правое и левое полушария головного мозга выполняют разные функции.

Левое полушарие головного мозга отвечает за аналитическое мышление (логика и анализ), тогда как правое полушарие отвечает за воображение, творческие способности, возможность мечтать и фантазировать.

Есть особенности восприятия информации каждым полушарием: левое полушарие воспринимает информацию поэтапно, последовательно, правое - способно воспринимать разнообразную информацию одновременно.

Также отличается обработка информации: правое полушарие обрабатывает информацию в виде образов, а левое полушарие - в виде слов и цифр.

В последнее время всё чаще можно встретить утверждение, что разделение функций между полушариями головного мозга - это миф. Конечно, такое разделение функций очень условное, оно представлено для простоты восприятия.

Важно понимать, что полушария головного мозга работают всегда одновременно, при этом по-разному обрабатывая информацию. Для решения одних задач доминирует левое полушарие, других - правое, для третьих - полушария участвуют в равной степени.

Важно то, что есть возможность активизировать одно из полушарий, перейти в так называемый “правополушарный” или “левополушарный” режим.

Чем отличается правополушарное и левополушарное рисование?

Левополушарное рисование (рисование в “Л-режиме) - это рисование по строгим правилам (академический рисунок). Ученик чётко представляет себе, что в итоге у него должно получиться. Обучение такому рисованию длительное - ученики обучаются в художественных школах, училищах и ВУЗах.

Правополушарное рисование (рисование в “П-режиме”) - спонтанное, интуитивное. Нет чётких правил - человек рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый человек способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции.

Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии - оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.

Основоположницей правополушарного рисования стала американка Бетти Эдвардс. Суть метода она раскрыла в книге “Откройте в себе художника”, которая помогла миллионам людей начать рисовать.
Бетти Эдвардс предлагала упражнения именно для рисования карандашом.

Позже её методику трансформировали в правополушарную (интуитивную) живопись, дополнив приёмами Боба Росса.

В своей работе я использую методику именно в современной “живописной” интерпретации.

Особенности правополушарной живописи:

Во время занятий включается правополушарный режим с помощью различных приёмов:

-создание фона необычным образом рисование руками.

-“стирание границ” - выход за края листа.

-рисование “вверх ногами”

- выбор тех цветов, которые подсказывает интуиция в данный момент

-выполнение специальных упражнений .

-рисование под музыку

-увеличение скорости рисования

Этот метод позволяет не только быстро научиться рисовать, но и научиться видеть - развивается навык, необходимый каждому ребенку.

Ученики начинают замечать разнообразие оттенков окружающих объектов (листвы, неба и др.), обращают внимание на причудливые формы (деревьев и др.) - вообще начинают смотреть на мир другими глазами!

Таким образом, правополушарная живопись позволяет преодолеть страхи, справиться со своими негативными установками и начать рисовать.
Также, благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи.

Занятие интуитивным рисованием помогает развить и раскрыть скрытый талант ребенка, тот о котором он и сам не подозревал. Эта методика позволяет работать мозгу детей раскрывая творческий потенциал абсолютно всем, при этом не важен возраст, или умение рисовать. Данный метод осваивают все без исключений.

При правополушарном рисовании ребенок перестает бояться, снимается напряжение и уровень стресса, «выключается» функция контроля и анализа, пропадает страх перед чистым листом – рисование становится терапией. Огромным плюсом данной технологии является то, что ребенок находит нестандартные решения для осуществления намеченного, в том числе исправляя ошибку в своей работе.

Во время занятия ребенок воспринимает мир под другим ракурсом иначе чем его видит взрослый, и то что он увидел и представил в своем воображении, то он пытается изобразить на бумаге, и только благодаря этой технике, ребенок, совершив ошибку постарается обыграть эту деталь, а не замыкается в себе и не бросает работу как при академическом рисованииРебенок сравнивает объекты рисуя их в разных ракурсах, определяет соотношение целого образа к отдельным частям и элементам, видит цветовую гамму, использует тени и полутени для выразительности детали и рисунка в целом. Таким образом используя возможности только правого полушария, ребенок объединяет все параметры в единое целое.

Чем чаще прибегать к данному методу рисования, тем лучше становится техника изображения школьником рисунков, постепенно обретая уверенность в себе.

Правополушарное рисование помогает:

- проявить индивидуальность

- является способом самовыражения

справиться с эмоциями, улучшить настроение

- избавиться от неуверенности и комплексов

- поверить в себя и свои силы

- перестать быть зависимым от синдрома «чистого листа»

- достичь гармонии внутреннего мира.

С другой стороны, можно подумать, что интуитивное рисование - это пустая трата времени и от нее нет никакой пользы. Но это не так, результаты, которые были получены при использовании данного метода, говорят об обратном. После прохождения нескольких сеансов рисования, есть прогресс в творчестве от первого урока к последнему.

Данная методика была апробирована на детях 7 до 12 лет Работа проводилась и индивидуально, и в группах от 5 до 25 человек. В результате использования правополушарного рисования были отмечены следующие изменения:

Уменьшение или полное снятие «комплекса художественной неполноценности».

Повышение мотивации не только к занятиям изобразительной деятельностью, но и к другим видам деятельности.

Развитие и активизация творческого потенциала – в процессе занятий дети придумывали свои авторские изобразительные техники.

Формирование нового видения, свежего восприятия окружающего мира.

Положительная динамика в развитии невербального интеллекта: образного мышления, пространственного воображения, зрительно-моторной координации

повышение качества по предмету изобразительное искусство.

увеличение количества учащихся принимающих участие в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсов, а также увеличение количества призеров и победителей

увеличение детей посещающих кружок «Волшебная кисть» на базе «Лицей №18»( на начало 2021-2022 учебного года 15чел., на начало 3 четверти 32 чел.)

Итак, правополушарная живопись - современное, интересное, полезное и очень востребованное направление творчества, доступное каждому!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Презентация
PPTX / 49.18 Мб

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.