Статья «Применение правополушарного рисования на уроках ИЗО»
Применение правополушарного рисования на уроках ИЗО
Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему – человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Именно урок ИЗО развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус и воспитывает трудолюбие.
Многие учителя изобразительного искусства не раз задавались вопросом : Как же научить рисовать тех, у кого нет выраженных способностей к творчеству? Ведь от этого зависит мотивация таких учеников к предмету ИЗО. Во многих отношениях обучать рисовать — все равно что пытаться научить ездить на велосипеде. Это очень трудно объяснить на словах, здесь важно тренироваться. Большинство преподавателей изобразительного искусства и авторов учебников по рисованию призывают новичков «иначе смотреть на вещи» и «научиться видеть».Проблема в том, что объяснить этот, иной, способ видения также трудно, как и научить кого-то сохранять равновесие при езде на велосипеде, и учитель вынужден в итоге сказать: «Смотрите на эти примеры и продолжайте пробовать. Если вы будете много упражняться, то со временем научитесь». Ключевым фактором в рисовании является умение видеть и анализировать окружающий мир. Поэтому так важно научить учеников непросто срисовывать, а самому быть задействованным в творческий процесс. И прекрасным примером этому может служить метод правополушарного рисования.
Впервые о правополушарном рисовании заговорили в 1979 году ,когда вышло первое издание книги "Правополушарное рисование" автором и основоположником данной методики является Бетти Эдвардс - американский преподаватель искусства и доктор наук. Название книги берёт своё начало в теории о различных функциях правого и левого полушарий мозга. Позднее вышла переизданная работа Бетти Эдвардс «Художник внутри вас». Автор в своей работе раскрывает множество упражнений по рисованию, каждое из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария - видеть контуры, вместо фигуры; различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон); видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции); видеть работу света и тени; собирать отдельные элементы в целостное восприятие. Данная методика основывается на развитии правого полушария, так как именно оно отвечает за творческие процессы. Автор книги описывает два режима работы мозга, называя их режим −Л (левого полушария) отвечает за логическое мышление, анализ, рациональность, речь; режим− П (правого полушария) отвечает за творчество, генерирование идей, воображение, нестандартные решения, интуицию, эмоции. Выполняя предложенные Бетти Эдвардс упражнения можно научится переключатся из режима− Л в творческий режим− П. (см. рис.1.1 )
Рис.1.1
На уроках ИЗО есть темы которые выполняются только тонально, графическими материалами и упражнения из книги «Художник внутри вас»предложенные Бетти как раз помогут ученикам переключиться на режим правого полушария.
1.Вазы и лица: упражнение для обоих полушарий
Следующие упражнения специально разработаны для того, чтобы помочь переключиться из доминирующего Л-режима в подчиненный П-режим.
Что вам понадобится: бумага для рисования, карандаш, точилка.
Рис.1.2
Рис. 1.3. Для левшей Рис. 1.4. Для правшей
На рисунке 1.2 представлена знаменитая оптическая иллюзия, получившая название «ваза-лица», потому что в ней можно увидеть либо два обращенных друг к другу профиля, либо симметричную вазу в центре. Вам предстоит дорисовать второй профиль, что само собой приведет к тому, что вы нарисуете симметричную вазу в центре. Прежде чем начнете рисовать, сначала прочтите инструкции к упражнению.
1. Скопируйте образец (на рис. 1.3 и 1.4 показаны примеры рисунков для левшей и правшей). Если вы правша, нарисуйте профиль, обращенный к центру, на левой стороне листа бумаги. Если вы левша, нарисуйте профиль справа (тоже обращенный к центру). Если хотите, придумайте свой вариант профиля.
2. Затем сверху и снизу проведите горизонтальные линии, задающие верхний и нижний края вазы (см. рис. 1.3 и 1.4).
3. Теперь еще раз обведите карандашом свой рисунок первого профиля. По мере того как карандаш двигается по очертаниям деталей лица, называйте их про себя: лоб, нос, верхняя губа, нижняя губа, подбородок, шея. Можете повторить этот этап еще раз, вдумываясь в значение каждого слова.
4. Затем переходите на другую сторону листа и начинайте рисовать второй профиль, тем самым завершая вазу. Добравшись до какой-либо точки лба или носа, вы можете ощутить какое-то замешательство, внутренний конфликт. Следите за своими ощущениями во время рисования. Закончите рисунок.
Цель данного упражнения — самонаблюдение: «Как я решаю эту проблему?» По мнению Бетти Эдвардс это задание может вызвать психологический конфликт между двумя режимами мышления. связанный с тем, что инструкции, данные вам, как будто не соответствовали выполняемой задаче. Автор объясняет это тем, что когда вы называете ту часть которую рисуете, вы задействуете вербальную систему мозга, а для изображения второго профиля вам нужно совершить переход на визуально-пространственный режим работы мозга, что и вызывает конфликт. Трудность этого ментального перехода и порождает ощущение внутреннего смятения.
2. Перевернутый рисунок: осуществление перехода в П-режим
Знакомые вещи становятся непохожими на себя, когда они перевернуты вверх ногами. Мы автоматически назначаем, где у предметов, которые мы наблюдаем, верх, низ, боковые стороны, и ожидаем видеть вещи, ориентированные обычным способом, то есть нужной стороной вверх. В этом упражнении автор предлагает скопировать изображение вверх ногами.
Что вам понадобится :рисунок для копирования, карандаш, ластик.
Прежде чем начать рисовать, прочитайте все указания.
1. Если хотите, включите музыку. Перейдя в П-режим, вы, возможно, обнаружите, что музыка звучит приглушенно. Выполните рисунок в один присест, уделив ему хотя бы 40 минут — можно и больше. И что еще важнее — не переворачивайте рисунок в нормальное положение, пока не закончите. Это вызвало бы возвращение к Л-режиму, вмешательства которого нам следует избегать, пока мы осваиваем П-режим.
2. Начинать можете откуда угодно — снизу, сверху, с любой стороны. Большинство людей начинают сверху.Не пытайтесь «угадывать», что именно вы рисуете. Лучше этого не знать. Просто копируйте линии. Но помните: рисунок нельзя переворачивать!
3. Не пытайтесь рисовать сначала весь контур, а потом заполнять его деталями. Дело в том, что стоит вам допустить малейшую ошибку в контуре, и части потом не «сложатся». А одна из радостей рисования как раз и состоит в том, чтобы обнаружить, как хорошо складываются между собой части. Поэтому я советую двигаться от одной линии к другой, от формы к прилегающей форме, складывая части в порядке их поступления.
4. Если в процессе рисования вы разговариваете с собой,используйте только «визуальный» язык типа «Эта линия отклоняется вот сюда», или «Эта форма имеет вот такой изгиб», или «По отношению к краю бумаги (вертикальному или горизонтальному) данная линия образует вот такой угол» и т.д. Не нужно называть вещи своими именами — это не тот случай.
5. Когда вы доходите до частей рисунка, которые буквально просятся, чтобы вы назвали их своими именами, старайтесь сосредоточиться на них просто как на абстрактных формах. Можете даже прикрыть рукой или пальцем все, кроме той конкретной линии, которую рисуете в данный момент, а потом последовательно приоткрывать линию за линией или можете поочередно копировать линии в разных частях рисунка.
6. В какой-то момент процесс рисования может заинтересовать или даже заинтриговать вас, как будто вы решаете головоломку. Когда это происходит, вы начинаете рисовать «по-настоящему», то есть окончательно переходите в П-режим и включаете художественное восприятие. Это состояние очень хрупкое, неустойчивое
7.Можете с самого начала прикрыть большую часть изображения листком бумаги и медленно приоткрывать новые части по мере приближения к ним в процессе рисования. После того как закончили, переверните оба рисунка — иллюстрацию и вашу копию — «вверх головой». С уверенностью можно предсказать, что вам понравится ваше творение, особенно если раньше вы думали, что совершенно не умеете рисовать.
Таким образом можно сделать вывод что вербальная система, сталкиваясь с перевернутыми изображениями, сразу отказывается от их толкования и наименования и тут включается интуитивное рисование.
В заключении можно сказать ,что включая в учебный процесс упражнения по правополушарному рисованию, можно разнообразить свои занятия , а также вызвать мотивацию учеников к уроку ИЗО.