Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Правополушарное рисование»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета от «___» ____________ 2023 г. Протокол № ___ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОГБН ОО «ДТДМ» ______________Т.В. Галушкина Приказ № ______-од от «___» __________ 2023 г. |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Правополушарное рисование»
Объединение «Студия творческого развития «Индиго»
Срок реализации программы – 01.06.2023-31.08.2023
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Автор-разработчик:
педагог дополнительного образования
Тулупова Лариса Сергеевна
г. Ульяновск, 2023 г.
Структура дополнительной общеразвивающей программы
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка | 3 стр. |
1.2. Цели и задачи 1.3. Планируемые результаты 1.4. Учебный план 1.5. Содержание учебного плана | 7 стр. 8 стр. 10 стр. 11 стр. |
2. Комплекс организационно-педагогических условий
| |
2.1. Календарный учебный график | 14 стр. |
2.2. Формы аттестации/контроля 2.3. Оценочные материалы | 15 стр. 16 стр. |
2.4 Методическое обеспечение программы | 17 стр. |
2.5. Условия реализации программы | 24 стр. |
2.6. Воспитательный компонент | 25 стр. |
3. Список литературы | |
Приложение № 1 | 30 стр. |
Комплекс основных характеристик Программы
. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»);
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав ОГБН ОО «ДТДМ»;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ОГБН ОО «ДТДМ»;
Положение об объединениях ОГБН ОО «ДТДМ»;
Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ОГБН ОО «ДТДМ».
Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 21.04.2020 № 2822 Методические рекомендации «О реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Методические рекомендации от 20.03.2020 № б/н по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Нормативные документы, регулирующие реализацию адаптированных программ:
Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей».
Уровень освоения программы: стартовый.
Направленность программы: художественная
Дополнительность.
В дошкольном образовании на сегодняшний реализуются программы, направленные на развитие изобразительной грамотности дошкольников, однако занятия проводятся в количестве, недостаточном для обучающихся, проявляющих интерес к изобразительной деятельности. Кроме того, данная программа особенно ценна для обучающихся, не посещающих дошкольные образовательные организации.
Актуальность программы заключается в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Несмотря на летний период, в объединении Студия творческого развития «Индиго» занятия в летний период продолжаются, что связано с востребованностью занятий рисованием и желанием родителей и детей продолжать занятия в объедении, чтобы занять детей в летний период.
Новизна и отличительные особенности.
Новизна программы состоит в том, что использование метода правополушарного рисования позволяет в короткие сроки развить творческие задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в которой ребёнок получает стимул для дальнейшего творческого самовыражения и развития.
Инновационность программы заключается в возможности быстрой – уже с первых занятий - положительный результат в развитии творческих изобразительных способностей.
Отличительная особенность.
Деление учебного плана на темы позволяет совершать добор обучающихся (при наличии вакантных мест) на любой стадии реализации обучения без опасения, что обучающийся не освоит материал программы. Пропущенный материал программы может быть разработан отдельно для ребенка с целью освоения полного курса программы.
Сроки и объем освоения программы: 28 часов.
Формы обучения и виды занятий.
Форма обучения – очная, с использованием ресурсов электронного обучения, при необходимости использование дистанционных технологий.
Формы занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи, библиотеки. Участие в конкурсах, в социально-значимых мероприятиях, олимпиадах, выставках. Исследовательская и проектная деятельность.
Методы.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности.
Основные методы работы
Применяются такие методы, как беседа, лекция, игра, конкурс, выставка, экскурсия, а также групповые, комбинированные, практические занятия.
Типы занятий: практические, теоретические, комбинированные; по изучению нового материала, по закреплению изученного, по самостоятельному применению умений и навыков.
На занятиях по программе совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. На протяжении всего обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Программа может использоваться для обучающихся как с признаками одаренности, так и для с ОВЗ, и с учащимися имеющими девиантное поведение. Программа несет воспитательные, профориентационные компоненты, и предусматривает работу с родителями.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час при работе с детьми от 5 лет, в соответствии с нормами СП, равен 45 минутам) с 10 минутным перерывом.
Срок реализации программы: 01.06.2023 - 31.08.2023.
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по программе ведётся с применением различных форм обучения: очная, электронное обучение и обучение с применением дистанционных технологий.
Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные), в выставочные залы, музеи, библиотеки. Участие в конкурсах, в социально-значимых мероприятиях, олимпиадах, выставках.
1.2. Цели и задачи
Цель - развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения приёмами правополушарного рисования.
Задачи:
Предметные задачи:
1) формировать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, способность воспринимать эстетику природных объектов;
2) формировать опыт создания художественных образов в жанре живопись;
3) формировать опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности;
4) развивать визуально - пространственное мышление как форму эмоционально ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Метапредметные задачи:
1) развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
2) развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, определять наиболее эффективные способы их достижения;
3) формировать навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
4) развивать навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
Личностные задачи:
1) воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира во всем ее многообразии – от красоты природы до красоты повседневных, бытовых объектов;
2) формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
3) воспитывать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
4) формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
1.3. Планируемые результаты.
Планируемые результаты
К концу периода обучения дети должны владеть следующими компетенциями:
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
- основные понятия, термины области изобразительного искусства (искусство, изобразительное искусство, линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, линия горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные цвета, дополнительные цвета, оттенок, контраст);
- основы цветоведения: основные и дополнительные цвета; цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
- контрасты форм;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
Уметь:
- смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- соблюдать последовательность в работе;
- владеть основами перспективы, основами цветоведения;
- правильно расположить предмет на листе;
- самостоятельно разбираться в этапах своей работы;
- работать в технике правополушарного рисования;
Метапредметные
Обучающиеся будут уметь:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, определять наиболее эффективные способы их достижения;
- проявлять навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- применять на практике навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
Личностные:
Обучающиеся научатся:
- творчески подходить к выполнению работы;
- грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
- организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
- радоваться своим успехам и успехам товарищей;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-быть дисциплинированными, трудолюбивыми, проявлять упорство в достижении поставленной цели
-активно принимать участие в выставках, экскурсиях, конкурсах, олимпиадах, мероприятиях и т.д.
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамотой. Дети будут знать специальную терминологию, научатся общаться с основными художественными материалами, активизируют творческие способности и разовьют творческий потенциал.
Срок реализации программы: 01.06.2022 - 31.08.2022.
Формы обучения и виды занятий:
Обучение по программе ведётся с применением различных форм обучения: очная, электронное обучение и обучение с применением дистанционных технологий.
Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи. Участие в конкурсах, в социально-значимых мероприятиях, олимпиадах, выставках.
Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения, продуктивно-творческая деятельность.
каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а также на развитие правого полушария головного мозга.
1.4. Учебный план
Дата проведения | № п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | |||||
| 1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. «Полевые цветы». | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 2 | «Тукан». | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 3 | «Грустный Панда». Беседа о сохранении редких животных и растений планеты. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 4 | «Мама Лама». | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 5 | «Маки». Беседа о красоте родной природы. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 6 | «Лисенок». Подготовка к конкурсу «Хобби-парк» | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 7 | «Любопытный стаусёнок». Беседа о профессиях, связанных с заботой о животных. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 8 | «Белый пес». Беседа о защите животных. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 9 | «Жираф». | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 10 | «Бабочка». | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 11 | «Ежик». | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 12 | «Рыбка-клоун». | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 13 | «Пионы». Беседа о пейзажах Ульяновской области. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| 14 | «Летний пейзаж». Беседа о художниках родного края. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение, опрос | |
| | Всего | 28 | 7 | 21 | |
1.5. Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. «Полевые цветы».
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Полевые цветы»: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки или кисти, работа с дальним планом (облака) с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти и ватных палочек (приём тычкования).
Тема 2. «Тукан».
Теория
Композиция. Свет и тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Тукан» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью губки, работа кистью (ветка, листья, тукан).
Тема 3. «Грустный Панда». Беседа о сохранении редких животных и растений планеты.
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Тень.
Беседа о сохранении редких животных и растений планеты.
Практика.
Выполнение рисунка «Грустный Панда» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона (на выбор) с помощью пальцев, губки или кисти, работа с передним планом (рисование головы и туловища панды из круга и овала, прорисовывание деталей с помощью кисти).
Тема 4. «Мама Лама».
Теория
Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Светотень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Лама» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью пальцев, губки или кисти (на выбор), усложнение фона (набрызг), работа с передним планом (рисование ламы) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 5. «Маки». Беседа о красоте родной природы.
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Композиция. Тень, свет. Детализация.
Беседа о красоте родной природы.
Практика.
Выполнение рисунка «Маки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение веерного фона с помощью пальцев, выполнение подмалевка руками, детализация кистью.
Тема 6. «Лисенок». Подготовка к конкурсу «Хобби-парк».
Теория
Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Светотень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Лисёнок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью пальцев, губки или кисти (на выбор), усложнение фона (набрызг), работа с передним планом (рисование лисёнка) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 7. «Любопытный стаусёнок». Беседа о профессиях, связанных с заботой о животных.
Теория
Грунтование. Теплая цветовая гамма. Свет и тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Любопытный стаусёнок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона (вертикального, горизонтального или диагонального – на выбор) с помощью губки, работа с передним планом (страусёнок) с помощью кисти.
Тема 8. «Белый пёс». Беседа о защите животных.
Теория
Контраст.
Практика.
Выполнение рисунка «Белый пёс» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью губки, работа кистью (пёс).
Тема 9. «Жираф».
Теория
Теплая и холодная цветовая гамма.
Практика.
Выполнение рисунка «Жираф» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью пальцев, губки или кисти (на выбор), усложнение фона (набрызг), работа с передним планом (рисование жирафа) с помощью кисти, прорисовка теней и света кистью и пальцами.
Тема 10. «Бабочка».
Теория.
Основы перспективы (линейной и воздушной).
Практика.
Выполнение рисунка «Бабочка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона (вертикального, горизонтального или диагонального – на выбор) с помощью губки, работа с дальним планом (пейзаж на дальнем плане), работа с передним планом (бабочка) с помощью кисти.
Тема 11. «Ёжик».
Теория
Теплая и холодная цветовая гамма. Светотень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Ёжик» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью пальцев, губки или кисти (на выбор), усложнение фона (набрызг), работа с передним планом (рисование ёжика) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 12. «Рыбка-клоун».
Теория
Сюжет. Контраст.
Практика.
Выполнение рисунка «Рыбка-клоун» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона (на выбор) с помощью пальцев, губки или кисти, работа с передним планом (рисование головы и туловища панды из круга и овала, прорисовывание деталей с помощью кисти).
Тема 13. «Пионы». Беседа о пейзажах Ульяновкой области.
Теория
Композиция. Тень, свет. Детализация.
Беседа о красоте пейзажей Ульяновской области.
Практика.
Выполнение рисунка «Пионы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение веерного фона с помощью пальцев, выполнение подмалевка руками, детализация кистью.
Тема 14. «Летний пейзаж». Беседа о художниках родного края.
Теория.
Основы перспективы (линейной и воздушной).
Практика.
Выполнение рисунка «Бабочка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона (вертикального, горизонтального или диагонального – на выбор) с помощью губки, работа с дальним планом (пейзаж на дальнем плане), работа с передним планом (бабочка) с помощью кисти.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Место проведения:
Время проведения занятий:
Изменения расписания занятий:
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата планируе мая (число, месяц) | Дата фактическая (число, месяц) | Примеча ние изменение даты |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. «Полевые цветы». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | |
«Тукан» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | |
«Грустный Панда». Беседа о сохранении редких животных и растений планеты. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | |
«Мама Лама». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | |
«Маки». Беседа о красоте родной природы. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | |
«Лисенок». Подготовка к конкурсу «Хобби-парк» | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | |
«Любопытный стаусёнок». Беседа о профессиях, связанных с заботой о животных. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | |
«Белый пес». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | |
«Жираф». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | | |
| «Бабочка». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | |
| «Ежик». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | |
| «Рыбка-клоун». | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | |
| «Пионы». Беседа о пейзажах Ульяновской области. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | |
| «Летний пейзаж». Беседа о художниках родного края. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | | | |
2.2. Формы аттестации /контроля
Диагностический контроль знаний, умений и навыков обучающихся в объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает входную и итоговую диагностику.
Входная диагностика осуществляется в форме фронтальных и индивидуальных бесед с обучающимся, наблюдений за деятельностью обучающихся с целью выявления уровня развитых изобразительных навыков на первых занятиях.
Форма итогового учета знаний: тестовый контроль, представляющий проверку уровня усвоения теоретических знаний и выставка учебных и творческих работ обучающихся.
Формы текущего контроля проводятся на каждом занятии:
Самостоятельное творческое выполнение заданий к участию в выставках, конкурсах, олимпиадах);
Работа с дидактическими карточками (по изученным темам разделов).
Защита творческих проектов.
Опрос по темам и наблюдение за деятельностью (например, в форме игры).
Текущая диагностика проводится постоянно в форме наблюдения, опроса по каждой теме.
Итоговый контроль проводятся в конце освоения программы в виде выставки учебных и творческих работ.
2.3. Оценочные материалы
Критерии оценки уровня теоретической и практической подготовки обучающихся:
Теория.
-высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период, употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием, владеет информацией (в пределах содержания Программы), знает виды техник живописи, способен продемонстрировать технику исполнения, работает уверенно, творчески, активно участвует в конкурсах, выставках, проявляет стремление к работе не по образцу, сам охотно включается в поиск рабочего материала, в выбор референса; активно участвует в исследовательской и проектной деятельности, может представить продукт своей творческой деятельности (3 балла);
-средний уровень – сочетает профессиональную терминологию с бытовой, способен интерпретировать информацию, способен продемонстрировать технику ведения живописной работы, выполняя работу с использованием образца (2 балла);
-низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных Программой, избегает употреблять профессиональные термины, путается в техниках, не может без помощи педагога построить композицию, выполнить построение предмета, не проявляет вариативности в выполнении поставленной творческой задачи, готов работать только по образцу; не участвует в исследовательской и проектной деятельности, в конкурсах и выставках (1 балл).
Практика.
Критерии оценки достижений обучающихся: учебные и творческие работы обучающихся.
-высокий уровень – победы в конкурсных работах изостудии, Дворца творчества, участие в мероприятиях международного, всероссийского, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе - 3 балла;
-средний уровень – активное участие в конкурсных мероприятиях изостудии, Дворца творчества, муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе - 2 балла;
-низкий уровень – за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе обучающийся неактивно или не принимал вообще участие в массовых мероприятиях различного уровня, освоил Программу с помощью педагога на 1 балл.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период, употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием (3 балла);
-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает профессиональную терминологию с бытовой (2 балла);
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, избегает употреблять профессиональные термины (1 балл).
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
-высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями, предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет самостоятельные творческие работы (3 балла);
-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 70-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца и практические задания с элементами творчества и (2 балла);
-низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога по образцу (1 балл).
Критерии оценки достижений обучающихся:
-высокий уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (3 балла);
-средний уровень – являлся победителем, призёром конкурсных мероприятий муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (2 балла);
-низкий уровень – являлся участником конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального, муниципального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (1 балл).
2.4. Методическое обеспечение программы
В основу Программы заложены принципы:
Принцип наглядности. Для реализации подобран богатый демонстрационный материал, иллюстрирующий пейзажи Ульяновска и Ульяновской области, животный и растительный мир Ульяновской области, а также творчество художников родного края.
Принцип активного диалога. Программой предусмотрена работа в диалогичных группах, направленная на обучение, обмен мнениями, на беседы в составе: 1) педагог – ученик; 2) ученик – ученик; 3) ученик – группа учеников; 4) педагог – родители ученика. Использование принципа активного диалога развивает способность «слышать и слушать»; умение высказать свою точку зрения и умение прислушаться к чужому (иному) мнению; подчиняться мнению большинства и умение отстоять свою точку зрения. Приветствуется именно активный диалог, который будет способствовать деятельному развитию обучающегося. Обществу будущего, как и современному обществу, нужен активный гражданин, стремящийся к живому участию в социальной жизни, проявляющий себя в деятельности, вносящий в нее свою инициативу. Именно с учетом этих требований Программа предусматривает воспитание активного гражданина.
Принцип культуросообразности. Обучающийся, воспринимая произведение изобразительного искусства, не только развивает умение познавать, но и формирует умение переживать вечное, прекрасное, эстетически привлекательное, возвышенное. При этом надо учитывать индивидуальные условия социальной среды, в которой он развивается, взаимодействует со сверстниками, родителями и другими людьми.
В Программе отражена индивидуализация образования: построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого, при котором сам обучающийся становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным можно предложить работу проще, предложив вариативность работы. Кроме того, многие темы программы предполагают выбор обучающимися не только рабочего материала, по которому будет выполняться работа, но и выбор техники выполнения творческого задания. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь их от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программой также предусмотрено:
формирование патриотического мировоззрения через погружение в мир изобразительного искусства, обсуждение роли труда и места произведений изобразительного искусства в исторических событиях России;
использование наиболее эффективных форм, методов и всего многообразия педагогических средств и подходов к формированию системы ценностей в процессе изучения изобразительного искусства как части народной культуры России;
активизация интересов к изучению истории Отечества и краеведения, формирования чувства уважения к мастерам искусства изображения и их творчеству, основанному на глубоком знании художественных законов и традиций и их преемственности;
формирование знаний о произведениях изобразительного искусства как уникальных неповторимых шедеврах, наделенных ярким художественным образом;
педагогическое стимулирование и поддержка творческой активности по созданию учебных композиций патриотической направленности.
Программой предусмотрена работа детей над созданием художественного образа, основанного на положительных чувствах и эмоциях. Проработана преемственность занятий; имеет место ярко выраженный накопительный эффект: обучающиеся получают запас позитивных чувств, запас усвоенных приемов работы, пополняемый на занятиях ресурс знаний. Собирание, накопление творческих работ в одном месте – в Портфолио необходимо для того, чтобы наглядно можно было спрогнозировать, проследить и зафиксировать, какие позитивные изменения происходят у обучающихся в обучении и воспитании; на что педагогу и родителям необходимо обратить внимание. Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его характера, предпочтений, роли в семье, социуме и т.п.
У ребенка складывается особое, трепетное отношение к выполненному собственноручно произведению, к своим художественным работам, которые он накапливает. Обучающиеся начинают понимать, что значит уважать свой труд и труд других людей, особенно если этот труд – творческий.
Программой предусмотрено обучение умению выделять специфические особенности изобразительных произведений и черты изделий, воспринимать цвет, форму, объем, сопоставлять простые пропорции, находить соотношения, видеть особенности ритма, статики и динамики в композициях. Программа направлена на выявление способностей и творческого потенциала каждого обучающегося через мир изобразительного искусства как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Выполнение заданий по образцу часто бывает не интересно обучающемуся. Такие задания тормозят творческое развитие. Поэтому главное внимание обращено на непосредственность впечатлений и уникальность каждой творческой работы изобразительного искусства. Разнообразие материала, с которым знакомятся обучающиеся в процессе освоения Программы, развивает у них эстетическое отношение к действительности, способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей. Даже самые сложные композиции приобретают авторское прочтение и необычное исполнение.
Интеграция общего и дополнительного образования.
Программой предусмотрено:
социально-коммуникативное развитие: параллельно с освоением мира художественных образов идет освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные;
познавательное развитие предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации;
речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественного образа, формирует развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесных, изобразительных), мира природы у обучающегося;
физическое развитие проявляется в приобретении опыта в двигательной деятельности обучающихся, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств; координация движений (практическая работа с разными материалами, работа с инструментами и приспособлениями).
материалоемкость и особое отношение к безопасности арт-материалов. Программой предусмотрено освоение работы и экспериментирование с доступными обучающимся материалами и инструментами. Изучение художественных материалов очень важно, потому что именно через исследования строятся знания о предметах в окружающем их мире. Занятия творчеством требуют не только умений принятия решений и оценки своих действий, но и правильного отношения к материалам, которыми они пользуются. Сегодня актуальной проблемой является формирование экологического мышления. Обучающиеся должны понимать, что материалы для творчества часто являются изделиями химической промышленности и требуют правильного использования и бережной утилизации. Это позволит сформировать умения, позволяющие не нанести вред как собственному здоровью, так и окружающей среде.
Раннее профессиональное просвещение.
Знакомство со спецификой профессий изобразительного искусства позволяет понять, что только в результате трудовой деятельности художника - мастера появляется художественное произведение. Дети получают краткую информацию о жизни и творчестве художника.
Формирование портфолио.
Уже на первых занятиях обучающиеся начинают создавать свое портфолио, куда будут отбираться лучшие творческие задания, выполненные им на занятиях. По мере выполнения заданий можно будет проследить творческое развитие. В качестве итоговых заданий разделов предлагается коллективная работа по защите творческих проектов и формированию выставки учебных и творческих работ.
Сотрудничество педагогов.
Подобранный методический материал предусматривает его вариативное использование при создании авторских оригинальных программ и инновационных методов работы в тесном контакте с другими педагогами.
Работа с родителями.
Линия воспитания и образования, которая намечена Программой, должна иметь свое продолжение и в семье обучающегося. Родители должны знать, чему и как обучают ребенка, какие качества и умения развиваются, понимать назначение различных принадлежностей, инструментов и современных художественных материалов. Однако они не должны учить его «правильно рисовать» и навязывать свои стереотипы, а участвовать в образовательных событиях и в процессе сотворчества. Эмоционально-положительное отношение родителей к художественной деятельности на занятиях способствует раскрытию творческого потенциала. Для большинства обучающихся родители являются эмоционально близкими людьми. Поэтому очень важно чувство уважения к творчеству детей, адекватная реакция родителей на успехи и творческие неудачи.
В мессенджерах у педагога создана группа, через которую происходит обмен информацией, даются задания и присылаются ответы. Также используются социальные сети.
Индивидуальные занятия с обучающимися проводятся по видеоурокам в вайбере.
Учебно-методический комплекс
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
«Полевые цветы».
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (репродукции живописных полотен ульяновских художников, фотографии родных пейзажей);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 2. «Тукан»
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (фотографии тукана);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 3. «Грустный Панда». Беседа о сохранении редких животных и растений планеты.
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (фотографии панды, среды обитания панды);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 4. «Мама Лама».
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (фотографии ламы);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 5. «Маки». Беседа о красоте родной природы.
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (репродукции живописных полотен ульяновских художников, фотографии родных пейзажей – маковых полей в Радищевском районе Ульяновской области);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 6. «Лисенок». Подготовка к конкурсу «Хобби-парк».
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (фотографии лисят);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 7. «Любопытный стаусёнок». Беседа о профессиях, связанных с заботой о животных.
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (фотографии страусов);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 8. «Белый пёс».
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (фотографии собак белого окраса);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 9. «Жираф».
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (фотографии жирафов);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 10. «Бабочка».
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (фотографии бабочек Ульяновской области);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 11. «Ёжик».
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (фотографии ёжиков);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 12. «Рыбка-клоун».
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (фотографии рыбки-клоуна);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 13. «Пионы». Беседа о пейзажах Ульяновской области.
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (фотографии диких пионов, пейзажи Радищевского района Ульяновской области – поля цветущих диких пионов);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
Тема 14. «Летний пейзаж». Беседа о художниках родного края.
- дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
- наглядные материалы (портреты художников Симбирска и Ульяновской области? А.Пластова, Д.Архангельского, П.Пузыревского, репродукции их картин);
- раздаточный материал (кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра).
2.5. Условия реализации программы
Программа реализуется через специально созданные условия.
Обеспечение образовательного процесса складывается из:
кадрового;
информационно - методического;
материально - технического.
Кадровое обеспечение:
- педагоги дополнительного образования, имеющий профильное образование «Учитель, педагог изобразительного искусства»;
- методисты.
Информационно – методическое обеспечение.
дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
методические пособия;
конспекты занятий;
дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);
презентации;
индивидуальный раздаточный материал;
литература: для педагога, для детей, для родителей.
Материально – техническое обеспечение.
-учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно- воспитательного процесса;
-столы и стулья (не менее 15 рабочих посадочных мест);
-стенды (1 шт.), стеллажи для размещения демонстрации изделий (1 шт.);
-материалы и инструменты, необходимые для выполнения творческих работ: кисти – 5 шт, бумага для гуаши и акварели формат А3 – 10 листов, гуашь «Луч» «Классика» (12 цветов) (3-4 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл, ватные палочки 1 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч, пластиковая палитра, губка для мытья посуды.
- работы обучающихся и педагога; иллюстративный материал.
- технические средства обучения: компьютер.
Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных
образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещённые на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype-общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)
2.6. Воспитательный компонент
ДООП «Правополушарное рисование».
Цель воспитательной работы
Создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся через творческое самовыражение и развитие художественного потенциала
Задачи воспитательной работы
• воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности;
• формирование положительной мотивации к трудовой деятельности;
• формирование нравственных и эстетических качеств личности;
• приобщение детей к духовным ценностям;
• формирование коммуникативных компетенций;
• формирование умения организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
• формирование способности к самоконтролю, к оцениванию и коррекции результатов своей работы.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Формы воспитательной работы
беседа, участие в конкурсах
Методы воспитательной работы
приучение, поощрение, анализ результатов деятельности
Планируемые результаты воспитательной работы
• устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• способность к самооценке;
• овладение различными приёмами и техникой правополушарного рисования;
• формирования интереса к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;
• воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
• выработка навыков самостоятельной работы.
Модуль | Реализация модуля в рамках ДООП «Правополушарное рисование» |
1. Учебное занятие | Реализация воспитательного потенциала учебного занятия предполагает создание условий для развития познавательной активности обучающихся, их творческой самореализации. Для очного обучения применяются комбинированные практические занятия. При реализации программы с использованием ЭО и ДОТ используются видеоконференции, онлайн–консультации. Занятия строятся в игровой форме, учитывая возраст обучающихся. Использование элементов соревнования, включение самодиагностики, приемов рефлексии позволяет комплексно реализовать воспитательную задачу данного модуля. |
2.Детское объединение | Форма организации обучающихся: детское творческое объединение. В рамках модуля реализуется поддержка и развитие детского творческого объединения через различные формы работы: -индивидуальные (беседа, поощрение, самоанализ) -групповые (мастер-классы, выставки работ обучающихся) |
3.Воспитательная среда | Для реализации воспитательного потенциала модуля создана совокупность условий: - учебно-методические разработки по вопросам воспитания: «Учим детей культуре поведения в общественных местах». - традиции объединения (проводятся игры на знакомство, конкурс «Собери картинку» и т.д.), - предметно-материальный компонент: в кабинете для занятий создана комфортная среда для реализации программы, воспитательного воздействия на детей (представлены образцы декоративно-прикладного искусства в различных техниках исполнения), конструктивного общения и взаимодействия. По итогам реализации программы проводится выставка работ обучающихся, в том числе индивидуальные выставки. |
4. Моя семья - моя опора (работа с родителями) | В ДООП «Правополушарное рисование» предусмотрены как индивидуальные, так и групповые формы работы с родителями. Проводятся: -родительские собрания -открытые занятия -консультации для родителей групповые и индивидуальные. Родители активно привлекаются к подготовке и проведению занятий, выставок, конкурсов. Данная работа обеспечивает согласованность действий семьи и работу педагогов объединения для обеспечения достижения целей воспитания. |
5. Наставничество и тьюторство | В объединении предусмотрены как индивидуальные, так и групповые формы работы: -консультации для одаренных и отстающих обучающихся; -совместные дела внутри группы и объединения; -индивидуальное сопровождение работ обучающихся при подготовке к конкурсу «Хобби Парк» и др. по выбору обучающихся. |
6. Самоопределение (профориентация) | Воспитательная цель ДООП «Правополушарное рисование» - знакомство детей с основами изобразительного искусства. Программа ориентирована на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей, эмоционального восприятия и образного мышления, формированию коммуникативной культуры. Живопись - это и отличный досуг, и инструмент всестороннего развития маленького человека. Это и первый опыт трудового воспитания. В программу также включена беседа с элементами профессиональной ориентации – о профессиях, связанных с заботой о животных. |
7. «Наше здоровье в наших руках» (профилактика) | Профилактическая работа – значимый пункт работы педагога в объединении. В процессе освоения программы предусмотрено: - знакомство с основами правовой грамотности и профилактикой травматизма (беседы о нормах охраны труда, организации рабочего места в учебной аудитории, изучение требований безопасности на рабочих местах). - ведется работа по формированию бесконфликтной коммуникации внутри объединения, пониманию основ конструктивного поведения в коллективе (включено в диагностику) - ведется работа по повышению самооценки воспитанников: создается ситуация успеха, участие в конкурсах, выставке «Хобби Парк» и др. по выбору обучающихся. |
8. «Край родной, навек любимый!» (краеведение) | Обращение к потенциалу краеведения позволяет обучающимся пополнить свой культурный багаж знаний, выработать индивидуально-личностное отношение к месту своего жительства, осознать себя полноценным членом городского сообщества, ответственным за будущее родного края. В объединении модуль краеведения реализуется при изучении тем «Маки. Беседа о красоте родной природы», «Пионы. Беседа о пейзажах Ульяновской области», «Летний пейзаж. Беседа о художниках родного края» (проводятся беседы с показом картин природы Ульяновской области, портреты художников Симбирска и Ульяновкой области, репродукции их картин). |
9. Экологическое воспитание | Воспитательный компонент модуля «Экологическое воспитание» реализуется посредством беседы по экологически сообразному поведению на пленэре - при изучении темы 3 «Грустный Панда. Беседа о сохранении редких животных и растений планеты». |
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия | Задачи | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Беседа о профессии «художник» | Профориентация | очная | июнь |
2 | Участие в творческом конкурсе | Воспитание творческой активности | очная | июнь |
3 | Эко-викторина «Растения Красной книги Ульяновской области» | Экологическое воспитание | очная | июнь |
4 | Викторина «Пейзажи Ульяновской области» | Патриотическое воспитание, воспитание любви к родной природе | очная | август |
5 | Выставка работ обучающихся | | очная | август |
3. Список литературы
1. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя/ 2002.
2. Ашикова С. Подружись с карандашами// Дошкольное воспитание – 2004. №4, с. 19- 23
3. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2
4. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии»/ 2009.
5. Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012.
6. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
7. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.
8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми - нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
9. Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ М.: Педагогическое общество России, 2005
10. Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет/ М.: Сфера, 2009. 11. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения/М.: 2007.
12. Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научно-практический журнал "Завуч"№ 5, 2005.
13. Селевко Г.К "Современные образовательные технологии"/ М.: 1998.
14. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду / Н. Г. Третьякова/ М.: Академия Развития, 2009.
15. Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам /М.: Детство-Пресс, 2009.
16. Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007.
Приложение № 1
Словарь юного художника
Блик – самая светлая часть на предмете.
Гуашь - непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.
Живопись — это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах, то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
Картина – произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и во многих видах графики.
Композиция – способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – линия, передающая внешнее очертание животного, человека или предмета.
Линия горизонта - это линия, разделяющая небо с поверхностью земли или воды.
Натюрморт – картина, на которой изображены неодушевленные предметы (фрукты, овощи, посуда и т.п.).
Мольберт - подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. Существуют треножные мольберты и состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на горизонтальном основании.
Пейзаж – картина, на которой изображена природа.
Портрет – это картина, на которой изображён человек.
Свет – это освещаемая часть поверхности предмета.
Тень – это неосвещённый ил слабоосвещённый участок изображаемого предмета, а также неосвещенный участок за предметом, куда не попадает свет.
Фон – это основа для композиции, на которой располагаются все изображаемые предметы.
Штрих – черта, короткая линия.
Эскиз - это быстрый набросок будущей картины.
Этюд – небольшая по размеру картина, выполненная с натуры.
36