Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей через организацию родительского клуба.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей через организацию родительского клуба.
В настоящее время вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась сложная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для подрастающего поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе. В представлениях детей о главных человеческих ценностях нравственные ценности вытесняются материальными. Среди желаний детей преобладают узколичные, потребительские по своему характеру.
Основы нравственности, как утверждали Л.Н. Толстой и С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский и П.Ф. Каптерев другие педагоги, закладываются в семейном воспитании.
Культура ребенка рождается в семье, её не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами общения.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Но, как показывает практика, к сожалению, в некоторых семьях, не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность.
Для воспитания в ребенке нравственных качеств педагогам, необходимо тесно сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные активизирующие формы общения с родителями, которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Одной из нетрадиционных форм работы с родителями является родительский клуб.
Клубы для родителей - предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребёнка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловлен интересами и запросами родителей. В заседаниях клуба могут участвовать не только родители, но и дети. Родители видят ребёнка в обстановке, отличной от домашней, наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми, передают свои знания и опыт.
Мониторинг.
1. Анкета для родителей по определению позиции в вопросах нравственного воспитания детей.
2. Анкета «О взаимосвязи типа семейного воспитания с уровнем сформированности у ребёнка нравственных качеств личности.
3. Коммуникатино–личностный опросник для родителей.
Цель работы клуба:
Формирование осознанной родительской позиции по отношению к процессу формирования нравственных качеств личности у детей.
Задачи:
1.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области нравственного воспитания детей.
2.Формирование психолого-педагогических представлений и практических умений в области формирования нравственных качеств у детей.
3.Изменение стиля семейного воспитания с точки зрения формирования нравственных качеств личности дошкольника.
Встречи в клубе организованы в форме мини-бесед, моделирование проблемных ситуаций, художественно - творческой деятельности, тренинговых зянятий, рефлексии.
Продолжительность встреч 40-60 минут.
Предполагаемый результат:
1.Становление у родителей единых моральных и педагогических требований направленных на положительное взаимодействие с детьми, формирование умений корректировать ценностные установки.
2.Приобретение знаний и практических умений в области формирования нравственных качеств личности детей.
3.Развитие нравственных качеств личности у родителей.
4.Изменение стиля семейного воспитания (при необходимости, с точки зрения формирования нравственных качеств личности дошкольника).
Программа работы клуба состоит из 8 встреч и предполагает работу с родителями и детьми 6-7 лет.
Все встречи имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием.
Часть 1. Вводная.
Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая.
Цель:
-знакомство с нравственными качествами личности и эмоциональными состояниями их сопровождающими, распознавание их в мимике.
-развитие умения понять и прочувствовать эмоциональное состояние, выразить его при помощи мимики и жестов;
-развитие навыков диалогического, ситуативного общения и позитивного социального поведения;
-формирование позитивной самооценки на основе эмоционального отношения к нравственным нормам и правилам поведения.
Основные процедуры:
-беседы этического содержания;
-психологические этюды;
-практические игры и упражнения;
-игры - драматизации;
- игры-релаксации;
Часть 3. Заключительная.
Цель: создание у каждого участника принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы; ритуалы окончания встречи: игры и упражнения, рефлексия.
Тематическое планирование встреч в клубе «Счастливая семья».
№ | Название мероприятия | Кол-во часов |
1. | Знакомство. | 1 |
2. | Воспитание нравственности. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? | 1 |
3. | Ценности в воспитании ребёнка. | 1 |
4. | Научите ребёнка быть добрым. | 1 |
5. | Хорошо быть щедрым? | 1 |
6. | Почему дети лгут? | 1 |
7. | Стили семейного воспитания. | 1 |
8. | Формула счастливой семьи. | 1 |
| Итого: 8 часов | 8 |
Анализ результатов показал, что предложенная технология работы педагога-психолога с родителями эффективна. Отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений с ребенком; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Сплочение родительской группы оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьёй и внешним окружением. Положительные результаты отмечены в развитии нравственных качеств личности детей. Уровень развития коммуникативных способностей детей значительно повысился (по показателям: доброта, правдивость, щедрость и др.). Повысилась компетентность родителей по вопросам развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, расширились границы их возможностей по общению с детьми, были сформированы установки на доверительное общение, принятие ребенка.
Родители увидели возможности детей в плане развития нравственных качеств личности, научились понимать психологическое состояние ребенка, помогать ребенку в преодолении социальной неуверенности.
Ш.А. Амонашвили сказал: «В Душе и сердце ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения…..».
Хочется надеяться, что главным итогом работы станет усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к добру и неприятие зла. А привить эти ценности детям должны мы, взрослые.
Литература.
1.Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17.
2.Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2 – ое изд. / А. М. Виноградова. – М. : Просвещение, 2011. – 95
3.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия Развития, 2014.
4.Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности в семье. - М., 1990.
5.Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010. - N 2. - С. 68-88.
6.Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2014 – 96 с.
7.Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 2011. - 160 с.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 1.01.2014 г.