Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей через организацию родительского клуба.

0
0
Материал опубликован 3 February

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей через организацию родительского клуба.


В настоящее время вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась сложная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для подрастающего поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе. В представлениях детей о главных человеческих ценностях нравственные ценности вытесняются материальными. Среди желаний детей преобладают узколичные, потребительские по своему характеру.

Основы нравственности, как утверждали Л.Н. Толстой и С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский и П.Ф. Каптерев другие педагоги, закладываются в семейном воспитании.

Культура ребенка рождается в семье, её не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами общения.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Но, как показывает практика, к сожалению, в некоторых семьях, не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность.

Для воспитания в ребенке нравственных качеств педагогам, необходимо тесно сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные активизирующие формы общения с родителями, которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Одной из нетрадиционных форм работы с родителями является родительский клуб.

Клубы для родителей - предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребёнка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловлен интересами и запросами родителей. В заседаниях клуба могут участвовать не только родители, но и дети. Родители видят ребёнка в обстановке, отличной от домашней, наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми, передают свои знания и опыт.



Мониторинг.

1. Анкета для родителей по определению позиции в вопросах нравственного воспитания детей.

2. Анкета «О взаимосвязи типа семейного воспитания с уровнем сформированности у ребёнка нравственных качеств личности.

3. Коммуникатино–личностный опросник для родителей.


Цель работы клуба:

Формирование осознанной родительской позиции по отношению к процессу формирования нравственных качеств личности у детей.

Задачи:

1.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области нравственного воспитания детей.

2.Формирование психолого-педагогических представлений и практических умений в области формирования нравственных качеств у детей.

3.Изменение стиля семейного воспитания с точки зрения формирования нравственных качеств личности дошкольника.

Встречи в клубе организованы в форме мини-бесед, моделирование проблемных ситуаций, художественно - творческой деятельности, тренинговых зянятий, рефлексии.

Продолжительность встреч 40-60 минут.

Предполагаемый результат:

1.Становление у родителей единых моральных и педагогических требований направленных на положительное взаимодействие с детьми, формирование умений корректировать ценностные установки.

2.Приобретение знаний и практических умений в области формирования нравственных качеств личности детей.

3.Развитие нравственных качеств личности у родителей.

4.Изменение стиля семейного воспитания (при необходимости, с точки зрения формирования нравственных качеств личности дошкольника).

Программа работы клуба состоит из 8 встреч и предполагает работу с родителями и детьми 6-7 лет.

Все встречи имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием.

Часть 1. Вводная.

Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая.

Цель:

-знакомство с нравственными качествами личности и эмоциональными состояниями их сопровождающими, распознавание их в ми­мике.

-развитие умения понять и прочувствовать эмоциональное состояние, выразить его при помощи мимики и жестов;

-развитие навыков диалогического, ситуативного общения и позитивного социального поведения;

-формирование позитивной самооценки на основе эмоционального отношения к нравственным нормам и правилам поведения.


Основные процедуры:

-беседы этического содержания;

-психологические этюды;

-практические игры и упражнения;

-игры - драматизации;

- игры-релаксации;

Часть 3. Заключительная.

Цель: создание у каждого участника принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы; ритуалы окончания встречи: игры и упражнения, рефлексия.

Тематическое планирование встреч в клубе «Счастливая семья».


Название мероприятия

Кол-во часов

1.

Знакомство.

1

2.

Воспитание нравственности. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?

1

3.

Ценности в воспитании ребёнка.

1

4.

Научите ребёнка быть добрым.

1

5.

Хорошо быть щедрым?

1

6.

Почему дети лгут?

1

7.

Стили семейного воспитания.

1

8.

Формула счастливой семьи.

1


Итого: 8 часов

8


Анализ результатов показал, что предложенная технология работы педагога-психолога с родителями эффективна. Отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений с ребенком; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Сплочение родительской группы оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьёй и внешним окружением. Положительные результаты отмечены в развитии нравственных качеств личности детей. Уровень развития коммуникативных способностей детей значительно повысился (по показателям: доброта, правдивость, щедрость и др.). Повысилась компетентность родителей по вопросам развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, расширились границы их возможностей по общению с детьми, были сформированы установки на доверительное общение, принятие ребенка.

Родители увидели возможности детей в плане развития нравственных качеств личности, научились понимать психологическое состояние ребенка, помогать ребенку в преодолении социальной неуверенности.

Ш.А. Амонашвили сказал: «В Душе и сердце ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения…..».

Хочется надеяться, что главным итогом работы станет усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к добру и неприятие зла. А привить эти ценности детям должны мы, взрослые.



Литература.


1.Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17.

2.Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2 – ое изд. / А. М. Виноградова. – М. : Просвещение, 2011. – 95

3.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия Развития, 2014.

4.Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности в семье. - М., 1990.

5.Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010. - N 2. - С. 68-88.

6.Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2014 – 96 с.

7.Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 2011. - 160 с.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 1.01.2014 г.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации