Сценарий Родительского клуба по вопросам поликультурного воспитания детей

3
0
Материал опубликован 16 October 2018 в группе

Сценарий Родительского клуба по вопросам поликультурного воспитания детей

Автор-составитель: Томшакова Наталия Васильевна,

старший воспитатель детского сада № 94 г. Рыбинск

Существует так много хорошего в худшем из нас, так много плохого в лучшем из нас,

что же можно сказать об остальных из нас?

Роберт Люис Стивенсон

 

Цель:

формирование мотивированного отношения родителей к вопросам поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия по формированию позитивного восприятия детьми культур различных национальностей;

создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

выявить культурные сходства между представителями различных культурных групп.

Подготовка:

Провести с детьми рисование/аппликацию по теме «Жители планеты Земля»

Составить «портфолио» своего имени.

Оформление зала:

оформлена выставка работ/рисунков детей по теме «Жители планеты Земля».

проектор (с мультфильмами), колонки.

листы бумаги и фломастеры на каждого.

картинки с животными (на обратной стороне животных перечислены города и страны, на гербах которых они изображены).

карта города Рыбинска на ватмане.

Родительский клуб.

Родители проходят в зал (звучит легкая музыка), располагаются в свободной форме, как им удобно.

Ведущий:

Nǐ hǎo (по-китайски)

Барев дзез (по-армянски)

Добрий день, доброго ранку (по-украински)

Ассалому алайкум! (узбекский)

Χαίρετε. - Хэрэтэ (по-гречески)

Дук хосум ек русерен? - Вы говорите по-русски?

Добрый день, уважаемые родители! Как Вы догадались у нас сегодня необычное заседание клуба.

И для начала я предлагаю Вам к просмотру мультфильм.

 

Мультфильм про толерантность/поликультурность (1,47 мин)

(Приложение 1)

Ведущий:

Как Вы думаете, уважаемые родители, о чем этот мультик?

Родители высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что этот мультик об обществе и о проявлении терпимости к каждому представителю в этом обществе.

Ведущий:

Вот и сегодня здесь нас собралось очень много, и все мы разные. Предлагаю нас пересчитать, но сделаем это необычным способом. Пройдите и встаньте в круг там, где удобно.


Игра «Коллективный счет»

Участники стоят в кругу, опустив головы вниз, не глядя друг на друга. Задача – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток.

Ведущий:

Для того чтобы все получилось, мы должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.

Вот нас сколько много…! Мы справились с детской игрой очень хорошо! 

Родители садятся в круг на стулья.

Ведущий:

Действительно, сегодня разговор у нас пойдет об очень актуальной теме.

Высказывание Альфа Лонэ «Завтра начинается сегодня», по-моему, точно объясняет, почему задача снижения агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей и родителей наших воспитанников.

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. В Декларации о Правах ребенка сказано, что «…ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо другую форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».


Когда Вы пришли сегодня в Родительский клуб, Вы обратили внимание на выставку, которая оформлена в зале? Наши дети видят ТАК людей, живущих на планете.

А что для Вас значит понятие «поликультурное образование»?

Родители делают предположения.

Ведущий:

Ценным, на мой взгляд, является определение поликультурного образования, которое дал Tомас: «Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой».

Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык общения в семье.

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе взаимопонимания. Изначально каждому человеку необходимо определить свое место/себя в многообразном этнокультурном пространстве, для чего требуется осознать, откуда он сам.

В нашем детском саду воспитываются дети из разных семей, а в городе живут дети разных национальностей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно.

Вместе с детьми Вы совсем недавно участвовали в проекте, целью которого было знакомство с национальностями имен, рассказ об их значении и происхождении. Сейчас я предлагаю познакомиться с Вашими именами.

Игровое упражнение «Портфолио имени».

Родители совместно с детьми выполняли задание по изучению значения, происхождения имен. Родители представляют готовые «портфолио» (Приложение 2)

Ведущий:

Вот сколько имен путешествует по свету. Жители разных стран и национальностей имеют одно и тоже имя.

Антон Павлович Чехов сказал «В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам».

А Вашему вниманию предлагаю еще один мультфильм.

Просмотр мультфильма «Толерантность» (Приложение 3)


Ведущий:

Как Вы думаете, уважаемые родители, о чем же этот мультфильм?

Родители высказывают свои предположения. В ходе обсуждения приходят к выводу о том, что непонимание и неприятие чужой культуры приводит к агрессии.

Ведущий:

Еще одно понятие, о котором мы сегодня поговорим, это «толерантность».

Игровое упражнение «Образ»

Перед Вами лежат листы бумаги. Постарайтесь выразить, в Вашем понимании, понятие «толерантность» 3 синонимами.

Родители выполняют упражнение. Далее идет обсуждение полученных результатов.

Ведущий:

Как вы думаете, какое определение более удачно?

Родители приходят к выводу, что данное понятие имеет много сторон и определений.

Ведущий:

Толерантность - путь человека, открыто идущего по миру, стремящегося лучше узнать себя и других. Позитивное отношение к себе в этом случае соседствует с доброжелательным отношением к окружающим людям и миру в целом.

А для того чтобы мы еще лучше узнали друг друга предлагаю поиграть в одну игру на внимательность. Как внимательно и чутко мы воспринимаем друг друга?


Игра «Крест - параллель»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает им выбрать одну из четырёх фраз: «крест-параллель», «крест-крест», «параллель-крест», «параллель-параллель». Участники при передаче какого-то предмета говорят одну из фраз. Ведущий отвечает, верна она или нет, не объясняя причины. Задача участников догадаться, в чём дело.

(Секрет игры в следующем: крест – это скрещённые ноги участника, параллель не скрещённые ноги. Например, фраза «крест-параллель» означает, что человек со скрещёнными ногами передаёт мяч человеку с не скрещёнными ногами и т.д. и т.п.)


Ведущий:

В нашем детском саду мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.

Очень важно детям знать о своей большой и малой Родине, историю её возникновения и становления, какие национальные и семейные праздники отмечаются на родной земле. Помимо этого важно и знать то, какие народы тебя окружают еще. Необходимо расширять кругозор детей, знакомить с тем, что кроме родной культуры существуют и другие народности, традиции которых необходимо ценить и уважать с дошкольного возраста.

В детском саду мы знакомим детей с гербом города Рыбинска и гербом Ярославской области. Какое животное их объединяет?

Родители называют - медведь.

Ведущий:

Может кто-нибудь назовет еще города и страны, на гербе которых изображен медведь?

Родители выдвигают предположения.

Ведущий:

Медведь изображён на гербах нескольких сотен городов, районов и других населённых пунктов и муниципалитетов стран мира. Например, таких городов, как Анадырь, Екатеринбург, Норильск, Сыктывкар, Хабаровск, Южно-Сахалинск; Медведь с Ошейником Брюгге (Бельгия), медведь и Земляничное дерево на гербе Мадрида (Испания), Герб Жемайтии (Литва); штат Калифорния (США), Швейцария – столица Берн

и многие другие.

Такие регионы мира, как  Герб Закарпатской обл. (Украина), Герб Гренландии (Дания), Герб сельской волости Хелм (гмина) (Польша), Герб кантона Аппенцелль-Иннерроден (Швейцария), Герб земли Саксония-Анхальт и вооруженный Медведь на гербе Берлина (Германия); Герб Сморгони (Белоруссия); Герб Гренландии(Дания) и другие имеют на гербе медведя, а так же такие регионы  России, как Карелия, Коми-Пермяцкий округ (Пермский край), Новая Земля, Хабаровский край, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие.

Вот сколько стран и городов объединяет символ - медведь. Медведь – это символ предусмотрительности и силы.

А какое тотемное животное Вы бы выбрали для своей семьи?

Игровое упражнение «Тотем семьи»

На столе разложены картинки с животными (на обратной стороне животных перечислены города и страны, на гербах которых они изображены). Родителям предлагается выбрать животное для своей семьи. Рассказать, почему выбрали именно это животное (за какие качества).

Ведущий:

Замечательные семейные тотемы у нас получились. Вы уже прочитали на обратной стороне картинок, жителей каких еще стран и городов оберегают эти тотемные животные.

Предлагаю все наши тотемы поселить в нашем городе. Для этого нужно прикрепить/«поселить» на карту нашего города.

Родители прикрепляют картинку.


Ведущий:

С нашей точки зрения, первостепенный осмысленный шаг в поликультурном становлении — это непротив­ление культурному многообразию. Достаточно не выка­зывать агрессивности, удерживать негативные мысли, раздражительность по отношению к другому, новому, не­понятному.

Сегодня на заседании Родительского клуба мы сделали первый шаг к пониманию культурных совпадений и различий окружающей реальности. В свою очередь, ключ к пониманию себя, своих родных, других людей, их духовного мира заложен во взаимоотношениях в семье. Именно семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния и облика человека. Выдающийся советский педагог-новатор, писатель - Василий Александрович Сухомлинский писал: «Ребёнок — зеркало семьи; Как в капле воды отражается — солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Важно всё, начиная с самых незначительных и порой незаметных поступков самих родителей, их отношений между собой, между старшими и младшими детьми. Ведь дети по натуре своей искренни, доверчивы, поэтому уже сейчас нужно посеять в их сердца семена доброты и понимания.

Спасибо за понимание!

 

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.

2. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 6. – С. 21-22.

3. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научное издание, пособие в 3 ч. Ч. 2: педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. СПб.: Изд.–во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации