Выступление «Повышение личностной компетентности родителей в вопросах психологической готовности детей в условиях инклюзивного обучения в школе»
Повышение личностной компетентности родителей в вопросах психологической готовности детей в условиях инклюзивного обучения в школе.
Педагог-психолог
Леонтьева Татьяна Николаевна.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский.
Ребенок идет в школу! Каждый ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие в развитии, оказание помощи в социализации, решении проблем маленького человека – задача всего общества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается в школе и семье. Семья – первый институт социализации ребенка, где он получает свой жизненный опыт, образцы дальнейшего поведения. Школа – это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее, школа – единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность.
Поступление в школу детей с особыми образовательными потребностями оказывается сложным моментом в их жизнедеятельности. В школе ребенок попадает в совершенно новую для него систему взаимоотношений: он должен уметь подчиняться определенным правилам, управлять своим вниманием, поведением, осуществлять произвольную регуляцию своей активности, преднамеренно усваивать знания. Такие умения появляются не сами по себе, а только при определенных условиях развития.
В настоящее время большинство детей до школы находятся под присмотром взрослых. Опека родителей многократно возросла, очень часто она распространяется и на те ситуации, когда ребенок находится в полной безопасности. Ему не нужно быть особо внимательным, памятливым: родители в нужный момент всегда все подскажут. Не так уж обязательно стало выполнять какие-то правила, поскольку родители все поймут и простят. В результате некоторые дети в школе впервые попадают в ситуацию, когда им нужно обязательно выполнять какие-то правила, когда им длительное время нужно быть сосредоточенным. Родители и педагоги регулярно сталкиваются с данной проблемой, например, когда дети с сохранным интеллектом и нормальным психическим развитием:
-не хотят идти в школу,
-конфликтуют с учителями и сверстниками,
-не успевают или с большим трудом, огромными психическими и физическими затратами осваивают школьную программу,
-не осваивают правила поведения,
-не готовы к целенаправленной деятельности, поэтому сразу попадают в категорию неуспешных.
Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.
Значительную роль в школьной адаптации играет ближайшее окружение ребенка, а именно семья, родители.
В нашем обществе принято спрашивать с родителей за результаты не только воспитания, но и трудности обучения, критиковать их за то, как они воспитывают своего ребенка. Зачастую родители не способны оказать конструктивную помощь ребенку, так как сами подвергаются сильным эмоциональным переживаниям и не владеют способами позитивного разрешения создавшейся ситуации. Ситуация излишней загруженности родителей ответственностью за своих детей очень опасна. От нее страдают сами родители, которые регулярно испытывают усталость и бессилие. Они часто понимают, что не могут добиться от своего ребенка того, что требуется: хорошо себя вести, успевать по всем предметам в школе, быть умным, добрым, ответственным – и винят себя в этом. Причем, многие родители даже не знают, как эффективнее решить эти проблемы.
Страдают также и дети, чьи родители слишком усердно исполняют свои обязанности: поучают, наказывают, поощряют, разбирают, в общем, всячески «воспитывают» своих детей. Дети при этом чувствуют себя виноватыми, но не понимают, в чем именно.
И появляется замкнутый круг: чем больше родители винят себя в том, что ребенок не справился в школе с чем-то, тем усиленнее они его воспитывают. Чем усиленнее его воспитывают, тем более беспомощным, плохим и виноватым чувствует себя ребенок. Плохо бывает и тем, и другим.
На протяжении многих лет наша школа реализует инклюзивное обучение для детей с особыми образовательными потребностями. Одной из проблем инклюзивного образования является нежелание родителей нормально развивающихся сверстников обучать своих детей вместе с детьми с особыми образовательными потребностями.
В последнее время отмечается повышенное беспокойство, нервозность родителей перед поступлением ребенка в школу, драматизируется проблема обучения, можно отметить тщеславие некоторых родителей и желание добиться успеха любой ценой. Это состояние очень часто передается детям и никак не способствует адаптации ребенка к школе. При всей своей любви к ребенку, многие родители не знают и не понимают своего ребенка, по-прежнему существуют дефицит психологических знаний у родителей. Говоря о подготовке к школе, мы прежде имеем в виду ребенка, но не менее важна в этот период работа с родителями. Именно семья является той важной базой, опорой, которая может ребенку помочь в трудный период, а именно таким является переход ребенка из детского сада в школу.
Адаптация детей к школьному обучению волнует не только учителей школы, но и дошкольных работников. Для того чтобы подготовка была эффективной, необходима большая работа с родителями. Тематика и формы работы с ними могут быть самые разнообразные: это групповые консультации по определенным темам на разных возрастных группах, индивидуальное консультирование, групповые тренинги «Общаться с детьми. Как?» (по методу активного слушания), это семинары практикумы «Развитие памяти по системе «Эйдос» и другие.
Опыт работы показал, что подготовка детей без вовлечения родителей в этот процесс всегда бывает не полной. Но, к сожалению, далеко не все родители это осознают и понимают. По наблюдениям можно отметить, что такие формы работы, как занятия с элементами тренинга, т.е. требующие осмысления, а возможно, и попытки изменения своего отношения к ребенку готовы далеко не все родители. Из опыта моей работы это около 30% от числа всех родителей первоклассников. Как правило, это родители с более высоким образовательным уровнем и активной жизненной позицией.
Как правило, ситуация подготовки к обучению к школе вызывает большую потребность у родителей в работе с психологом. Наибольший интерес при проведении активных групповых форм работы с родителями вызывают проблемы личных трудностей во взаимоотношении с ребенком. Система групповых занятий с родителями помогает выяснить личностную компетентность в детско-родительских отношениях.
Важнейшим фактором успешного включения ребенка с инвалидностью в образовательное пространство массовой школы, является формирование у родителей компетентности в вопросах сопровождения обучения ребенка и активное взаимодействие семьи и школы как основных субъектов социума, в котором формируется личность человека. Необходимость в формировании личностной компетентности родителей наблюдается в вопросах психологической готовности детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивном образовании, требующем обновления содержания деятельности всей образовательной среды:
-создание специальных условий обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в массовой школе;
-квалификация педагога, способного учесть индивидуальные особенности ребенка;
-высокая степень готовности и ответственности родителей за образование своего ребенка.
Поэтому перед нами остро встал вопрос о повышении личностной компетентности в вопросах психологической готовности детей в условиях инклюзивного обучения в школе. Вся работа с родителями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения личностной психологической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой командной работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.
Родительская компетентность жизненного маршрута детей с особыми образовательными потребностями требует не только высокого уровня сформированности знаний в области воспитания, развития детей, но и наличия других медико-биологических, психолого-педагогических и социальных компетенций.
Работа в нашей школе направлена на формирование готовности родителя к сопровождению своего ребенка, в котором происходит совершенствование его компетенций, представляющих собой систему новых знаний и опыта в области психологии, педагогики, реабилитации, и является гарантом повышения качества участия родителей в сопровождении инклюзивного образования ребенка с особыми образовательными потребностями.
В школе важно чтобы и дети, и родители, и специалисты школы были, прежде всего союзниками. Необходимо осуществлять работу с родителями непрерывно.
Организация для родителей в нашей школе системного консультирования, конференций, круглых столов, встреч со специалистами способствовала изменению отношения родителей к самой идеи инклюзии и формирует готовность их компетентного участия в образовании и жизненного маршрута ребенка с особыми образовательными потребностями.
Желаю всем успеха!
Фельд Наталья Сергеевна
Скрипникова Валентина Михайловна
Скрипникова Валентина Михайловна
Зайцева Светлана
Наталья