Методические рекомендации «Повышение продуктивности занятий партерной гимнастикой в детском хореографическом коллективе»

1
0
Материал опубликован 8 May 2020

Повышение продуктивности занятий партерной гимнастикой в детском хореографическом коллективе

Методические рекомендации

t1588937355aa.jpg

t1588937355ab.png

Министерство культуры

Донецкой Народной Республики

Республиканский дом народного творчества и кино


г. Донецк, 2020 г.

t1588937355ac.gif

Повышение продуктивности занятий партерной гимнастикой в детском хореографическом коллективе : Методические рекомендации / Сост. В. Б. Синица, под ред. Д. И. Борозенец. – Донецк : РДНТК, 2020. – 14 с.




Составитель – В. Б. Синица, главный специалист отдела хореографии ГУК «РДНТК».

Редактор – Д. И. Борозенец, главный специалист отдела театрального и циркового искусства ГУК «РДНТК».

Ответственный за выпуск – М. А. Романовский, генеральный директор ГУК «РДНТК».








Издание состоит из методических рекомендаций для руководителей любительских хореографических коллективов учреждений культуры и школ искусств.









© Синица В. Б., 2020

© ГУК «РДНТК», 2020








Предложения и замечания присылать по адресу:

283050, г. Донецк, бул. Шевченко, 2, ДНР

Е-mail: rdntk@bk.ru



Введение

Партерная гимнастика – упражнения на полу в разных позах: сидя, лежа на животе и спине, направленные на растяжку всех мышц тела их укрепление их, на развитие гибкости в суставах.

Данная методика по повышению продуктивности занятий партерной гимнастикой в детском хореографическом коллективе будет полезна для руководителей танцевальных коллективов, так как партерная гимнастика дает детям первоначальную подготовку, развивает природные данные, формирует основные двигательные качества и навыки для успешного освоения классического, народного, современного и других направлений танца.

Упражнения на полу (в положении сидя и лежа) будут оптимальным решением для детей, поскольку координация движений у них слабая и еще не сформировалась полностью. Физические нагрузки именно в таком положении будут заставлять работать группы мышц без компрессии, способствуя точности движений.

Многообразие приемов в партерной гимнастике послужит подспорьем в формировании лучших качеств учащихся. Будущим исполнителям необходим самый высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его костно-суставной и мышечной систем, так как все это обеспечивает связь отдельных групп мышц между собой. Недостаточная подготовка танцовщика даже при основных положительных данных ограничит художественные способности обучающегося, стеснит его в многообразии выразительности, скроет индивидуальные возможности. На протяжении всего периода обучения необходима полноценная подготовка самых разнообразных гимнастических навыков, предполагающих высокую степень гибкости тела, умение управлять своими движениями в заданном темпе и ритме. Важно применять для занятий только те комплексы, которые нагружают непосредственно тело. Известно, что наш организм в обычной жизни не использует огромное количество тех уникальных особенностей, которые могут придать танцевальной специфике многогранность и гармонию. Движения, в которых участвуют лишь немногие суставы и которые выполняются постоянно одинаковым способом, причем в нескольких ограниченных направлениях, не могут служить развитию гибкости и амплитуды шага, улучшению подвижности голеностопа, коррекции фигуры. Поэтому крайне важно всеми имеющимися в партерной гимнастике средствами совершенствовать данные функциональные характеристики, безусловно придерживаясь соответствия с анатомической нормой.

Требования к технике движения ног, корпуса, рук, головы следует определять такими понятиями, которые идентичны понятиям классической хореографии. Очень важна для танцовщика его зрительная легкость. Свойственные классическому танцу легкость и воздушность достигаются долгой методичной работой; в их основе лежит хорошая физическая подготовленность, доведенная до степени художественной виртуозности. В этом и заключается основная задача, которая объединяет понятия, цели и действия преподавателя танца и средствами партерной гимнастики.

Цель методической разработки: освоение правил техники выполнения комплекса упражнений партерной гимнастики.

Задачи:

обучающая – научить соблюдать правила при выполнении комплекса упражнений партерной гимнастики;

развивающая – способствовать развитию гибкости позвоночника в совокупности с подвижностью и укреплением всего суставо-связочного аппарата;

воспитательная – формировать у учащихся сознание необходимости индивидуальной работы по собственному физическому развитию.


Особенности физического развития младших школьников

Мышцы детей в этом возрасте имеют более пластичную структуру по сравнению с взрослыми. Они обладают хорошей эластичностью, поэтому болевые и тянущие ощущения сведены к минимуму (при тренировке), суставы так же подвижны и с легкостью поддаются тренировке гибкости, что придает детям в этом возрасте преимущество перед взрослыми на занятиях, нацеленных на растяжку и гибкость.

Перед работой с партерной гимнастикой детей нужно разогреть все мышцы и настроить на рабочий процесс.

Комплекс упражнений сидя на полу

1)Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава, сокращение и вытягивание стоп обеих ног с поворотами головы.

2) Упражнения для растягивания ахиллова сухожилия.

3) Упражнения для развития паховой выворотности.

Комплекс упражнений лежа на спине, упражнения на пресс

Комплекс упражнений лежа на животе, упражнения для развития гибкости

Комплекс упражнений для растягивания мышц ног

При работе с партерной гимнастикой обязательно учитывать возрастные особенности детей.

Рекомендации

1. Время проведения партерной гимнастики – 45 минут.

2. Занятия проводятся в чистом, проветриваемом помещении, дети занимаются на ковриках, без обуви (в носках).

3. Всякое движение можно и должно компенсироваться контрдвижением. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять путем растягивания и расслабления. Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц.

4. Не следует выполнять подряд несколько упражнений на сходные группы мышц.

5. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным.

6. Растягивание должно быть нерезким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения легкие и медленные, контролируемые телом.

7. В одном занятии должны быть упражнения на все группы мышц.



На занятиях партерной гимнастики ребенок познает себя, раскрывает свои физические возможности, который ему пригодятся в дальнейшем. Благодаря системе и комплексу упражнений с каждым занятием ребенку становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.

t1588937355ad.jpg



Для чего нужна партерная гимнастика?

Партерная гимнастика нужна для выворотности, подъема стопы, шага, гибкости тела.

Выворотность ног позволяет совершенствовать технику, выворотность ног зависит и от строения ног будущего исполнителя. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам. К этому времени носки стоп у ребенка оказываются повернутыми либо наружу, либо внутрь – «косолапие».

Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выводится в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму. Стопа – сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат – является опорой тела человека и выполняется рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в танцах играет еще и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.

Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трех направления: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Для проверки балетного шага ребенок становится боком к станку, держась одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом, поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проводится активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием в данном случае служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога. Шаг также создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренного суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда способствует высоте прыжка.

Гибкость тела определяется величиной прогиба назад и вперед. Для этого ребенка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки. Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.

t1588937355ae.jpg

Партерная гимнастика по методике Князева основана на партерном экзерсисе, и позволяет максимально комфортно и продуктивно подготовить физические данные учеников к танцу. Партерный экзерсис рассчитан на любой уровень подготовки танцоров. В данной методике отсутствует станок, все упражнения выполняются лежа на спине, со следующим повторением лежа на животе. В основе методики лежит две позиции: endedans (движение, вращение вовнутрь) и endehors (противоположность endedans, движение, вращение во внешнюю сторону). Партерный экзерсис оказывает положительное влияние на мышцы спины, развитие гибкости и выворотности суставов. А также дает возможность сгладить, или даже устранить погрешности в природе физических данных. Корпус без усилий остается в необходимом положении, на протяжении всей тренировки. Снимается нагрузка с позвоночника.

Выдающегося педагога Бориса Князева можно охарактеризовать всего одним предложением – он является автором методики, названной им станок на земле (labarreausol) и известной нам как партерная гимнастика, или партер.



t1588937355af.jpg


t1588937355ag.png

Элементы партерной гимнастики Упражнения

1.Упражнения, укрепляющие мышцы спины:

«Змейка»;

«Рыбка».

2. Упражнения, развивающие подъем стопы:

вытягивание и сокращение стопы;

круговые движения стопой.

3. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника:

«Лодочка»;

«Складочка»;

«Колечко».

4. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса:

«Ступеньки»;

«Ножницы».

5. Упражнения, развивающие подвижность тазобедренного сустава:

«Неваляшка»;

«Passe' с разворотом колена».

6. Упражнения, развивающие выворотность ног:

«Звездочка»;

«Лягушка».

7. Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага:

«Боковая растяжка»;

«Растяжка с наклоном вперед»;

«Часы».

8. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

9. Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в первоначальных музыкальных раскладках:

повороты головы в положении направо, прямо, налево;

наклоны и подъемы головы в положениях прямо, направо, налево;

круговые движения головой по кругу и целому кругу;

поднимание и опускание плеч;

поочередное поднимание и опускание плеч.

10. Упражнение для развития плечевого сустава и рук в первоначальных музыкальных раскладках:

разведение рук в стороны;

подъемы рук вперед на высоту 90°;

отведение рук назад;

подъемы рук вверх и опускания вниз через стороны;

подъемы рук вверх – вперед и опускания вниз – вперед;

сгибание рук в локтях в направлении: вверх – в стороны и вниз – в стороны;

сгибание рук в локтях в направлении: вверх – вперед и вниз – вперед;

сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперед, назад;

сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх – в стороны – вниз, вперед – в стороны – назад;

сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны –вверх – в стороны, вперед – вверх – назад;

вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;

вращения кистями во II позиции;

вращения кистями с руками, поднятыми вверх.

11. Упражнения на развитие поясничного пояса:

наклоны корпуса в стороны;

наклоны корпуса вперед.

12. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног:

полуприседания;

-отведение ноги в сторону на носок;

отведение ноги в сторону на каблук;

отведение ноги вперед на носок;

отведение ноги вперед на каблук;

отведение ноги в сторону с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция;

отведение ноги вперед с чередованием: позиция – носок – каблук – носок – позиция;

подъемы согнутой в колене ноги вперед;

отведение ноги назад на носок;

отведение ноги в сторону, вперед с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;

отведение ноги в сторону, вперед с чередованием: позиция – носок – выпад – носок – позиция;

полуприседание;

подъемы на полупальцы;

многократные прыжки на двух ногах;

перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги вперед на носок;

перескоки с ноги на ногу с отведением работающей ноги вперед на каблук.

13. Ориентационно-пространственные упражнения:

изучение одноплановых рисунков и фигур:

линейных (плоскостных): шеренга, колонна;

объемных: круг, «цепочка»;

изучение приемов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в одноплановые:

из линейных в линейные: из шеренги горизонтальной в колонну горизонтальную; из колонны горизонтальной в шеренгу горизонтальную;

из объемных в объемные: сужение и расширение круга; из круга в «цепочку»;

из объемных в линейные и наоборот: из круга в горизонтальную шеренгу; из круга в горизонтальную колонну; из горизонтальной шеренги в круг; из колонны горизонтальной в «цепочку».

Танцевальные элементы

Танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки.

Изучение различного вида шагов с руками, находящимися в положении «ладони на талии»:

танцевальный шаг с носка;

маршевый шаг на месте;

шаги на полупальцах;

легкий бег с поджатыми ногами;

прыжки с вытянутыми ногами;

прыжки с поджатыми ногами;

подскоки на месте и с продвижением;

реверанс (для девочек) и поклон (для мальчиков на 4/4);

танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.

t1588937355ah.jpg



Вывод

Многообразие приемов в партерной гимнастике послужит подспорьем в формировании лучших качеств учащихся, необходим самый высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его костно-суставной и мышечной систем, так как все это обеспечивает связь отдельных групп мышц между собой. Недостаточная подготовка танцовщика даже при основных положительных данных ограничит художественные способности обучающегося, стеснит его в многообразии выразительности, скроет индивидуальные возможности. На протяжении всего периода обучения необходима полноценная подготовка самых разнообразных гимнастических навыков, предполагающих высокую степень гибкости тела, умение управлять своими движениями в заданном темпе и ритме. Важно применять для занятий только те комплексы, которые нагружают непосредственно тело.

Известно, что наш организм в обычной жизни не использует огромное количество тех уникальных особенностей, которые могут придать танцевальной специфике многогранности и гармонию. Движения, в которых участвуют лишь немногие суставы и которые выполняются постоянно одинаковым способом, причем в нескольких ограниченных направлениях, не могут служить развитию гибкости и амплитуды шага, улучшению подвижности голеностопа, коррекции фигуры. Поэтому крайне важно всеми имеющимися в гимнастике средствами совершенствовать данные функциональные характеристики, безусловно придерживаясь соответствия с анатомической нормой.



Использованные источники

Балерина Евгения Образцова показала комплекс балетной гимнастики // BALLETRISTIC. – [Режим доступа: https://balletristic.com/balerina-evgeniya-obrazcova-pokazala-kompleks-baletnoj-gimnastiki/].

Барышникова, Т. К. Азбука хореографии. – Л. : Респект, Люси, 1999.

Лициская, Т. С. Хореография в гимнастике. – М. : Юрайт, 1993.

Марин, А. Е. Партерная гимнастка на первом году обучения дошкольной группы // Педагогика XXI век. – [Режим доступа: https://pedagogcentr.ru/publication/3/36/3218].

Морель, Ф. Хореография в спорте. – М. : Физкультура и спорт, 1984.

Синица, В. Б., Бобровская, М. С. Ритмопластика как современный метод работы с детьми : Методические рекомендации. – Донецк : ГУК «РДНТК», 2019.

Синица, В. Б. Ритмика с предметами : Методические рекомендации. – Донецк : ГУК «РДНТК», 2019.

Собинов, Б. М. «Танцующая» гимнастика. – М. : Советская Россия, 1972.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации