Статья «Повышение роли математического просвещения и популяризации математики, как одно из условий реализации Концепции развития математического образования»
" Повышение роли математического просвещения и популяризации математики, как одно из условий реализации Концепции развития математического образования"
Автор Н.В. Семенчук
МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов», п.г.т. Федоровский, ХМАО - Югра, Тюменская обл.
Краткая аннотация статьи.
В статье раскрыты понятия "Математическое просвещение и популяризация математики", перечислены средства популяризации и просвещения в области математики (как в повседневной жизни, так и в школьной), с целью создания атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области, понимания важности математического образования.
Математическое просвещение и популяризация математики - это процессы распространения математических знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей. Средства популяризации науки — источники научно-популярных знаний. Наиболее эффективным средством популяризации науки является СМИ. Благодаря многомиллионным читателям, слушателям и зрителям, наука проникает в широкие массы людей. В настоящее время популяризаторы стали использовать ещё одно средство — научно-популярную лекцию. Научно-популярная лекция обладает двумя важными особенностями — интерактивностью и получением научно-популярной информации напрямую в реальном времени, а не в записи, как в других средствах.
Среди других средств популяризации одним из наиболее распространённых является научно-популярная литература. Она включает в себя не только книги о науке, предназначенные для широкого круга читателей, но и научно-популярные журналы. Научно-популярный журнал обычно содержит новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи. В научно-популярном журнале содержится очень много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов в статьях. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле. Статьи этих журналов пишут не только журналисты, но и учёные со степенью. Самое старое из средств, научно-популярная литература не просто популяризирует науку, но и ещё заставляет читателя задуматься о какой-то проблеме или поломать голову над занимательными математическими задачами. Научно-популярные телеканалы и телепередачи, радиостанции и радиопередачи, и фильмы предоставляют зрителю в основном лишь развлекательную информацию (компьютерные анимации, занимательные эксперименты, инсценировки и т. д.). [1]
Интернет средство позволившее соединить в себе все предыдущие средства, и более того, сделать их интерактивными — пользователь Интернета может их прокомментировать или даже внести в них изменения (в случае если статья сделана по технологии вики).
Например, на сайте http://www.etudes.ru/ представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и её приложениях. Зрителей приглашают совершить познавательные экскурсии по красивым математическим задачам. Их постановка понятна школьнику, но до сих пор некоторые задачи не решены учёными.
В Концепции развития математического образования определены базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в России, обозначены основные проблемы математического образования. Поставлены задачи по повышению роли математического просвещения и популяризации математики. Необходимо развивать как традиционные формы (например, математические кружки и соревнования), так и новые (интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества). Что, собственно, сегодня и происходит в школах. [3]
В плане мероприятий по повышению качества математического образования в МБОУ "Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов" отдельной строкой выделен пункт № 5. "Математическое просвещение и популяризация математического образования" и определены направления по его реализации:
5.1 Написание и реализация программ по выбору в образовательной области "Математика".
5.2 Создание единой творческой среды для самореализации и активной внеурочной деятельности математически одаренных учащихся через Школьное математическое сообщество «maxi C.O.M.» - большой Клуб Одаренных Математиков действующий в рамках школьного НОУ «Эрудит».
5.3 Проведение тематической математической недели с целью повышения интереса учащихся к изучению математики.
Например: Разработка программы спецкурса «Математическое моделирование и ИКТ»
Освоение данного курса, ориентированного на обучение математическому моделированию, поиску, анализу и синтезу информации, самостоятельную подготовку информационных продуктов на основе активного использования новых информационных технологий, открывает возможности для удовлетворения многообразных интересов, самовыражения и самоутверждения, учащихся младшего подросткового возраста при работе с информацией. При разработке спецкурса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с математически одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Основная цель спецкурса: формирование у обучающихся компетентностей по применению метода математического моделирования для исследования и решения задач в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.
Занятия спецкурса проходят с использованием Программного комплекса - ИИСС (информационный источник сложной структуры) "Математика на компьютерах"
Преимущества данного Программного комплекса состоит в том, что он адаптирован как для работы по конкретным темам и в оптимальном объеме, так и расширяет возможности индивидуальной работы с учащимися и способствует выявлению одарённых детей. Он прост в использовании при различных формах организации учебной деятельности учащихся. Полная электронная версия ИИСС на цифровых носителях предназначена как для информационного сопровождения урока в компьютерном классе, так и для домашней и самостоятельной работы учащихся при дистанционном обучении. [4]
Внеурочная деятельность - Школьное математическое сообщество «maxi C.O.M.»
(«maxi C.O.M.» - большой Клуб Одаренных Математиков) действует в рамках школьного НОУ "Эрудит"
Цель проекта:
создать единую творческую среду для самореализации и активной внеурочной деятельности математически одаренных учащихся, обеспечивающей совершенствование уровня математического образования в школе в условиях ИКТ – насыщенной образовательной среды.
Задачи проекта:
-выявление, поддержка и объединение учащихся, имеющих высокие математические способности;
-закрепление устойчивого интереса к предмету и поддержка научно-исследовательских интересов учащихся, привлечение их к участию в предметных олимпиадах, конференциях и конкурсах различного уровня;
-содействие выбору учащимися математического профиля обучения в старшей школе и их профессиональной ориентации;
-организация деятельности, направленной на применение знаний об обращении с устройствами ИКТ, создании графических объектов, гипермедиа сообщений, поиске, организации хранения и анализе информации, математической обработке данных в практической деятельности;
-привлечение психологов, библиотекарей, учителей-предметников школы для консультаций по вопросам, возникающим в процессе работы сообщества;
Создание клуба способствует популяризации математической научной области.
Благодаря активной профессиональной деятельности учителей-математиков наши дети принимают самое активное участие в предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проектной и исследовательской деятельности. Все предметные достижения отмечены на сайте творческих учителей и учащихся МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов» и персональных сайтах педагогов.
Систематическое проведение различных форм внеклассной работы по предмету позволяет каждому школьнику найти занятие по интересам и склонностям. Особо хочется отметить роль олимпиадных задач, решение которых стимулирует интерес к математике, возбуждает любознательность, позволяет проверить свои силы, проявить упорство, настойчивость, трудолюбие, развивать наблюдательность, сообразительность, навыки самостоятельного поиска и нестандартность мышления.
В заключении следует отметить: роль математики в жизни человека, его умственном развитии и становлении личности очень велика, и потому значительное место в школе занимает математическое образование и его популяризация. Математическое просвещение так же обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. [2]
Математика – красива и современна, в ней и сегодня совершаются удивительные открытия – и хочется, чтобы у школьников за лесом формул и методов, через который приходится продираться на уроках, не терялась красота цели. Не утрачивалось восхищение от совершенного открытия.
Социальная значимость образования с помощью математики заключается в повышении средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, обеспечении функциональной грамотности каждого члена общества, что является необходимым условием повышения интеллектуального уровня общества в целом. [2]
Решение задач, определенных в Концепции развития российского математического образования и плане мероприятий по реализации Концепции в нашем округе, невозможно без Учителя новой школы – школы цифрового века – который должен обладать современной ИКТ компетентностью.
Литература:
Башмаков М. Что такое школьнаяматематика? : http://abyzova.ucoz.ru/mat-2010-14-40.pdf
Даутова О. Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О. А., Казачкова Т. Б., Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб. : КАРО, 2014.
Концепция развития математического образования в Российской Федерации// 24 декабря 2013 г. № 2506-р
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.