Статья «Формирование современной образовательной среды опорных школ как условие развития физико-математического и IT-образования»
Мукминова Юлия Нургаяновна
учитель математики МБОУ СОШ №6, г. Ноябрьск
Формирование современной образовательной среды опорной школ как условие развития физико-математического и IT-образования
Аннотация. Для современной образовательной системы считается достаточно актуальной проблема развития физико-математического и IT-образования, что подтверждается Концепцией развития математического образования в РФ [1] и результатами современных исследований (А.А. Коваленко, А.Л. Павлов и др.) [3, c. 69]. Многолетний опыт зарубежных и российских исследований свидетельствует о том, что в настоящее время требуется формирование образовательной среды, которая будет обеспечивать развитие физико-математического и IT-образования. В МБОУ СОШ № 6 г. Ноябрьска, имеющей статус «опорной школы» в Ямало-Ненецком автономном округе, накоплен значительный опыт в формировании образовательной среды для развития физико-математического и IT-образования. Осмысление такого опыта представляет практический и научный интерес. Целью настоящей статьи считается отражение опыта формирования образовательной среды опорной школы для развития физико-математического и IT-образования. Как отмечается в современных научных исследованиях, обеспечение качественного физико-математического и IT-образования выступает одним из наиболее важных путей решения образовательных задач: внедрение современных образовательных технологий, формирование у детей интереса к учебным предметам, реализация прикладной и развивающей направленности в обучении, усиление дифференциации обучения и так далее.
Ключевые слова: образовательная система, физико-математическое образование, IT-образование, образовательная среда, опорная школа.
Formation of a modern educational environment of reference schools as a condition for the development of physics, mathematics and IT education
Abstract. For the modern educational system, the problem of the development of physical and mathematical and IT education is considered to be quite urgent, which is confirmed by the Concept of the development of mathematical education in the Russian Federation [1] and the results of modern research (A.A. Kovalenko, A.L. Pavlov, etc.) [3, p. 69]. Many years of experience of foreign and Russian research indicates that currently requires the formation of an educational environment that will ensure the development of physical and mathematical and IT education. In MBOU SECONDARY SCHOOL № 6 Noyabrsk, which has the status of a «reference school» in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, has accumulated considerable experience in forming an educational environment for the development of physics, mathematics and IT education. The comprehension of such experience is of practical and scientific interest. The purpose of this article is to reflect the experience of the formation of the educational environment of the reference school for the development of physics, mathematics and IT education. As noted in modern scientific research, providing high-quality physical, mathematical and IT education is one of the most important ways to solve educational problems: the introduction of modern educational technologies, the formation of children's interest in academic subjects, the implementation of applied and developmental orientation in teaching, strengthening the differentiation of learning, and so on.
Key words: educational system, physical and mathematical education, IT education, educational environment, support school.
Результаты исследования. Анализ формирования современной образовательной среды проводился на базе МБОУ СОШ № 6 г. Ноябрьска, имеющей статус «опорной школы» в Ямало-Ненецком автономном округе.
Особое внимание в 2020/21 учебный год было уделено совершенствованию нормативно-правовой базы (разработан ряд локальных актов) и повышению профессиональных компетенций, как педагогов, так и администрации опорной школы. Административная команда прошла обучение на курсах повышения квалификации, организованных ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» по теме «Управление опорной школой: нормативно-правовые основы содержания деятельности». Представители школы стажировались в образовательных организациях Тюмени [2].
Также в апреле 2021 года в опорной школе при взаимодействии с СИБУРом были организованы интенсивы для 60 учителей математики, физики, информатики, робототехники. Командой ведущих педагогов Москвы и Санкт-Петербурга были проведены мастер-классы, научно-практические семинары, лекции, направленные на развитие инженерных компетенций.
С 2020 года организована работа постоянно действующего городского методического семинара – открытой площадки для школьных учителей, где участники обсуждают вопросы современного преподавания в школе: как подготовить учеников к олимпиаде (и другим профильным конкурсам), что нужно для вовлечения ребят в науку.
Очные курсы повышения квалификации в ОЦ «Сириус» (г. Сочи) по итогам конкурсного отбора пройдены учителем физики Анисимовым А.Л.
При содействии РИРО и Центра выявления и поддержки одаренных детей планируем организовать проведение образовательных сессий для учителей физики, математики, информатики в очном формате
На углубленном уровне изучается физика в 7-9 классах, математика в 5-9 классах. Следует отметить, что в 5 класс с углубленным изучением математики с нынешнего года организован городской набор на конкурсной основе, с 2020 года в этих классах осуществляется деление на группы, что позволяет эффективно внедрять в практику педагогической деятельности технологии дифференцированного, проектного, исследовательского, практико-ориентированного обучения, технологию формирующего оценивания.
Изучение физики, математики, информатики на профильном уровне организовано в старшей школе (10-11 классы).
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, введены предметы и курсы по математике, физике, информатике.
Также одним из условий развития физико-математического и IT-образования является создание особой образовательной среды посредством интеграции программ основного и дополнительного образования как инструмента, позволяющего применять полученные знания на практике. С 2014 года в рамках дополнительного образования реализуются программы городских Школ математики и физики. В прошлом учебном году олимпиадные задачи повышенной сложности на занятиях решали около 60 учащихся школ города.
В нынешнем учебном году работа совершенствуется: разработаны программы «Олимпиадная математика», «Олимпиадная физика», «Олимпиадная информатика». Учитель математики, Мукминова Ю.Н., которая привлечена в школу по результатам конкурсного отбора гранта Губернатора, в настоящее время находится на стажировке в ОЦ «Сириус». Планируем по приезде учителя организовать сетевое взаимодействие в очно-заочной форме школ территориального куста по освоению программы «Олимпиадная математика».
В муниципальной модели сетевого взаимодействия опорная школа является Ресурсным центром по реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки по физике - c 2014 года. В прошлом учебном году программу углубленного уровня по физике осваивали ученики 7 и 10 сетевого класса, в нынешнем учебном году открыто 4 сетевых класса (7, 8, 10 и 11).
Опыт работы по вопросу организации сетевого взаимодействия с использованием ресурсов АИС «Сетевой город. Образование» был представлен на региональном ВКС заместителем директора Т.А. Валидовой.
Особое внимание в опорной школе уделяется развитию олимпиадного движения. Школа стала площадкой для проведения многих олимпиад, перечень которых расширяется.
С целью повышения качества физико-математического и IT-образования на муниципальном уровне на базе опорной школы были организованы в 2020/2021 году интенсивные тренинги по математике, физике, информатике, инженерная школа с общим охватом более 500 учеников.
Так, в октябре состоялся очный осенний интенсивный тренинг по математике и физике для 33 обучающихся 7-11 классов; в декабре - очный зимний интенсивный тренинг по математике для 28 обучающихся 7-11 классов: очный для учеников города Ноябрьска и дистанционный - для учеников г. Губкинского и г.Муравленко. В феврале была организована «Инженерная школа на Ямале» (данный уникальный проект был представлен в рамках выставки Арктического форума). В марте заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института Москвы Николай Николаевич Андреев провел для обучающихся и для учителей города лекции «Математические этюды» о решенных и нерешенных математических задачах.
Также высококвалифицированными учителями физики Ноябрьска была организована весенняя интенсивная школа по подготовке к ЕГЭ для 30 обучающихся 11-х классов, которые выбрали физику для сдачи на экзамене.
В апреле 2021 года «необычные» уроки математики для 150 обучающихся провели Борис Миронов, заведующий центром информатизации образования Санкт-Петербурга, автор методики «трубогранники» и Евгений Ширяев, представитель проекта «Мастерская науки».
Итак, такая планомерная работа и усилия всех участников образовательных отношений по развитию физико-математического и IT-образования обеспечивают положительные результаты. Уже сегодня ученики успешно сдают ЕГЭ, добиваются успехов во Всероссийской олимпиаде школьников и в других значимых олимпиадах и конкурсах.
Список использованных источников
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/27/matematikasitedok.html (дата обращения: 22.01.2022).
2. Отчет о реализации плана мероприятий работы МБОУ СОШ №6 города Ноябрьска, имеющей статус «опорной школы» в Ямало-Ненецком автономном округе за 2020/21 учебный год.
3. Павлов А.Л., Коваленко А.А. Опыт проектирования образовательной среды в системе внешкольного математического образования // ДМ. 2018. №48. С. 69-75.