Повышение учебной мотивации подростков (в школе)
Подготовила Зубкова Ирина Владимировна
Педагог-психолог ГБОУ «Школа в Некрасовке»
Повышение учебной мотивации подростков (в школе).
Проблема мотивации к обучению не новая, она была все время: и десять и двадцать лет назад, меняются только ее особенности. Появляются новые техники преподавания и обучения (дистанционное обучение, использование технических средств и другие), меняются психологические особенности подростков (появление «Клипового мышления»), изменение моды (новые направления в культуре, новые «Зоны интересов» подростков).
Чтобы нам понять, как помочь подросткам в современном мире, мы и должны отталкиваться от того, какие «Инструменты» дает нам наше время.
Поэтому ниже я напишу несколько рекомендаций, как мы можем использовать то, чем современные подростки так увлечены.
«Тик-ток». Этот сервис можно использовать тоже с умом: «Выкладывать полезные ролики длительностью 60 секунд». Ролик должен быть динамичным, позитивным, коротким и понятным. Конечно, самим снять подобные ролики, может быть не просто, но можно найти блогеров, которые снимают полезный контент и дать ссылки ученикам, чтобы они смотрели полезные видео в «Понятном» для них формате. Этих блогеров можно легко найти в открытых источниках, например: d.palagin (Учитель литературы), @mtigina_math (учительница математики), @nickmilovanov (учитель физики), @fedotovandrey (английский язык). У нашей школы, например, есть свой тик-ток, в котором размещаются не только образовательные, но и развлекательные новости, повышающую учебную активность в том, числе (nekrasovkaschool). Второй вариант использования «тик-тока»: дать задание детям рассказать заданную тему или решить пример за 60 секунд и снять свое тик-ток видео. Это не так просто, как может показаться сначала: детям нужно обработать материал, выделить главное и потом рассказать, показать и все это за 60 секунд! Это как целый квест.«Использование современных источников». Здесь я имею ввиду буквально все: фильмы, книги, события, которые происходят прямо сейчас. Мы конечно, должны знать классику, историю, но чтобы материал был более «Живым», интересным, нужно добавлять немного тех событий, которые окружают современных детей.
Например, корейский сериал «Игра в кальмара». Этот сериал можно разобрать и на уроке литературы (сюжетная линия, завязка, кульминация) и на других уроках. Например, готовя викторину, добавьте легко узнаваемую музыку из этого сериала (где кукла поет). И ставьте эту мелодию, когда детям дается немного времени на поиск ответа. Или раздайте школьникам задания в не совсем стандартном виде: не просто тест или задания, а оформите их как этот сериал. Например: Задание 1 «Игра на вылет». (здесь задания по принципу выбери лишний), «Задание 2 «Игра Наибольшее» (здесь нужно решить все уравнения и выбрать потом наибольший вариант»)..
Позвольте себе больше креатива. Это похоже на предыдущее задание.
Здесь вы можете проявить креатив буквально во всем. Это нам доказала учительница по физике из Тюмени по имени Анастасия (@nnextomars). Она предложила своим ученикам. одно необычное задание — в зависимости от трех разных вариантов, учащиеся должны были нарисовать котика, ежика или динозавра. По словам преподавательницы, таким образом она хотела снять стресс у учеников из-за контрольной и немного повеселить их и себя. Это задание вызвало большой интерес и действительно помогло еще и немного снять стресс, помимо повышения учебной мотивации. Вы можете оформить одну из своих самостоятельных работ, как «Карту» с поиском вариантом ответов, или как квест. Можете так же дать необязательные задания, которые ученик может выполнить, а может нет, которое не оценивается, но имеет положительное влияние на психику и мотивацию.
«Будьте открытыми»
Сейчас существует очень много вариантов и способов как можно замотивировать учеников. Уже очень многое придумали до нас. Кто-то даже наряжается в разных героев (например, на биологии одевают анатомический костюм, а на уроках химии используют «волшебную палочку»). Но как сохранить баланс? Как быть «Педагогом», а не «Аниматором»? А вы спросите у своих учеников. Современные подростки очень открыты и хотят чтобы их услышали. Для этого иногда можно устраивать опрос пожеланий: «Чего мне не хватает на уроке математики», «Какие интересные способы урока физики я знаю». Для таких опросов важен предварительные диалог с учащимися, объяснить им для чего это, и что это не просто сбор вариантов «Хочу ничего не делать» (таких вариантов ответов учеников всегда будет не мало). Предложите ученикам вместе с вами подумать, как они могут разнообразить свои «Серые будни». Предложите им провести урок как-нибудь необычно. Здесь мы переходим к следующей нашей рекомендации.
«Смена ролей».
Предложите ученикам старших классов побыть на вашем месте. Провести урок вместе с вами или под вашим присмотром. Мы такую практику используем в нашей школе: у нас бывают «Дни самоуправления» по несколько раз в год. Повышается мотивация к обучению, некоторые ученики начинают понимать, что быть учителем и удержать внимание 20-30 человек довольно сложно и нужно многому научиться. А учащиеся старших классов таким образом проходят еще предварительную профориентацию (кто-то понимает, что хотел бы быть педагогом, кто-то, наоборот, потом уходит из педагогического класса в другой профиль).
«Сбор портфолио».
Очень многие не понимают (и сейчас и лет 10 назад) зачем им нужен тот или иной предмет. Важно найти, то что может пригодиться ему лично. Родитель, психолог, классный руководитель и другие взрослые могут помочь подростку составить приоритеты на учебный год-два. Особо актуально это в старших классах. Начать собирать то, что поможет им при поступлении. Многие не знают о своих возможностях и о том, где можно заработать баллы. (Это ведь не только красный диплом, но и олимпиады, различные конкурсы проектов, или другие мероприятия, такие как Wordskills, сдача ГТО и мн.др.). Всего достичь нереально. Поэтому важно правильно распределить ресурсы и выбрать для себя те направления, которые даются наиболее легко и интересно. Ведь если пытаться быть «лучшим во всем», то можно «выгореть» и потом уже не будет никакого желания что-либо делать. Да и успехов такие дети добиваются редко. Чаще добиваются успеха те, кто выбрали пару направлений и развиваются в них.