Статья «Безоценочная система как основа повышения учебной мотивации в начальной школе»

3
1
Материал опубликован 27 June 2019 в группе

«Безоценочная система

как основа повышения учебной мотивации в начальной школе»

 

Выполнила:

Земскова Наталья Александровна

Учитель высшей категории

МАОУ «Лицей № 28

Имени академика Б. А. Королева»

 

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2019

 Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика», писал: «Нет ничего в человеческой жизни более гибельного, чем те превратные суждения, когда вещам дается ненадлежащая оценка... отсюда именно рождаются в человеческих умах всякие заблуждения и ошибки». Истинная же оценка дает ученику возможность в максимальной степени раскрыть свои потенциальные возможности.

 Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), базирующегося на системно-деятельностном подходе, требует внесения соответствующих изменений в оценку учебных достижений. Знаниевый подход, при котором основным критерием качества является освоение обучающимся системы предметных знаний, должен уступить место деятельностному подходу, при котором во главу угла ставится овладение учащимися различными видами деятельности.

 ФГОС определяет систему требований к результатам обучения, в которые включены не только предметные, но и метапредметные результаты освоения образовательной программы. Следовательно, наряду с инструментарием, обеспечивающим оценку предметных результатов, необходимо разработать и концептуальные подходы к оценке метапредметных результатов обучения.

 Одним из важных компонентов процесса обучения является оценивание. В результате его осуществления учитель может иметь полную картину достижения ключевых целей. Оценивание помогает осуществить обратную связь, необходимую родителям, руководству образовательного учреждения и общественному мнению. Также оценивание должно помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности.

 Сегодня перед каждым учителем стоит задача – не просто передать ребёнку определённую сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые позволят ему успешно учиться в будущем, развить самостоятельность учебных действий. Все эти изменения влекут за собой и изменение системы оценивания учебных достижений. Поиск иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные факторы, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации ученика, повышению его учебной мотивации и учебной самостоятельности ведётся беспрерывно. Именно с этим и связано появление идеи безотметочного обучения.

 При безотметочоном обучении могут использоваться такие средства, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, а с другой – не заставляют учителя сравнивать детей между собой, ранжировать учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, которые фиксируют результат выполненной работы по определённому критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», технологических карт, в которых отмечаются уровни учебных достижений ребёнка по различным параметрам. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребёнка и его родителей.

 Преподавая английский язык в начальной школе, я пытаюсь использовать эти прогрессивные идеи в области образования. Моя основная задача в оценочной деятельности – все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора. На своих уроках я стараюсь сравнивать результаты достижений ученика не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми ранее. Для этого я использую лист достижений, который есть в портфолио каждого ученика, где наглядно отражается динамика его успехов. Обсуждая лично с каждым ребенком его результаты, моя оценочная деятельность становится более индивидуальной. При выставлении отметок ориентируюсь на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально-волевые качества. И конечно, в классе практикуется такие виды оценки как самооценка и взаимооценка. Младшие школьники учатся оценивать себя и своих товарищей, учатся понимать как и почему появляется оценка учителя, насколько она объективна. Если ученик не согласен с оценкой учителя, то у него есть возможность заявить об этом и доказать свою точку зрения. Это, на мой взгляд, позволяет уменьшить необъективность педагогической оценки на моих уроках.

 Но главная трудность для меня в том, что я должна выставить отметки в дневник и в журнал, отчитаться об успеваемости учащихся перед администрацией и т.д., а значит перевести все результаты в 5-бальную систему. Выполнение этой задачи оказывается делом весьма трудным. Поэтому педагогические измерения сводятся, как правило, к оценке уровней знаний. Формы и методы такого контроля весьма многообразны. Я использую устный контроль во время педагогического общения на уроке и наблюдение, письменные проверки и тестовые работы. Текущий контроль помогает мне проверить уровень усвоения пройденного на уроке, периодический контроль провожу каждую четверть и итоговый контроль в конце учебного года. И прихожу к выводу, что устный контроль и наблюдение на уровне начальной школы являются самыми продуктивными для усиления мотивов к продолжению учебы.

 Несмотря на то, что дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий является основным принципом безотметочного обучения в школе, я считаю, что самоконтроль и самооценка учащегося (определение границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на определенных этапах обучения) должны предшествовать контролю и оценке учителя и одноклассников.

 Основная наша задача в оценочной деятельности – все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора. Все ученики хотят учиться только на «пятерки». Часто и родители, и учитель придают неоправданно большое значение отметкам. А это создает у школьника определенный конфликт между желанием познавать, учиться, думать и оценкой этих процессов со стороны учителя и родителей. В головах и учителей, и детей, и их родителей заложена мысль о том, что каждый ребенок должен учиться только на «5». И это складывалось десятилетиями. Но далеко не все дети добиваются блестящих успехов в обучении. Соответственно, и похвал им перепадает меньше, чем более способным сверстникам. В подобных случаях чрезмерная фиксация родительского внимания на учебе нередко дает обратный результат. Остро переживая свою неуспешность, ребенок начинает увиливать от занятий. Чем, естественно, вызывает нарекания. Быстро образуется порочный круг, в результате чего проблемы ребенка только усугубляются. Используемая школами пятибалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащегося.

 Какой же выход? Как помочь ребенку почувствовать свою успешность? Каждый учитель решает сам. Самым важным фактором для меня является то, что безотметочная система контроля и оценки предметных знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предметов учеником и не подразумевает сравнения его с другими детьми. Оценка – это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не средство давления или контроля, а педагог должен иметь «установку на добро» - замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала. Только тогда мы можем говорить об успешности учебно-воспитательного процесса.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Здравствуйте! Хорошая статья! Нет ссылок на заимствованные выражения: "Одним из важных компонентов обучения является оценивание. В результате его осуществления учитель может иметь полную картину достижения ключевых целей". Семенчук Л. В. Педагогическая оценка как стимул для учащегося. Эффективность педагогической оценки // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — С. 6-9 Ссылка: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2694/

27 June 2019

Похожие публикации