Статья «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий. Настольные игры на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)»
Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий.
Настольные игры на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Я, Тарунина Вера Александровна, работаю учителем русского языка и литературы в федеральном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа». Таких учреждений, как наше, - 15 в России, 2 – для девочек.
К нам прибывают девушки-подростки от 11 до 18 лет за совершенные правонарушения на срок от 1 до 3 лет по решению суда. Задумываться о причинах их появления в учреждении - не цель нашей статьи, но можно представить, что многие из них не обучались год, или два, или даже больше. И у них абсолютно нет мотивации к обучению. Большинство из них несет за собой груз вредных привычек и нарушения когнитивных функций. А перед педагогом стоит четкая задача – изучить материал и сдать экзамены. И тут на выручку приходят игровые технологии!
В статье я хотела бы остановиться на нескольких играх, которые были разработаны мной вместе с воспитанницами учреждения («Совместный труд, как известно, объединяет!»- кот Матроскин).
«Фразеологическое лото»
С темой «Фразеологизмы» обучающиеся сталкиваются в процессе изучения темы «Лексика» в 6 классе. Фразеологизмы – неотъемлемая часть нашей речи. Они украшают речь, делая ее образной и выразительной, эмоциональной. Изучение фразеологических оборотов расширяет словарный запас, знакомит с историей и культурой языка. Эти знания помогают не только обогащать речь обучающихся, но и пригождаются на итоговой аттестации в 9 и 11 классах. В учреждении нет возможности ввести дополнительный курс по данной теме, поэтому на уроках использую много дополнительного материала, чтобы заинтересовать обучающихся.
Но, как известно, детям интересна игра. Мы обратили внимание на отсутствие настольных игр по теме. Было решено придумать и разработать лингвистическую игру, целью которой является расширение словарного запаса обучающихся 5-8 классов и подготовка к экзаменам обучающихся 9-11 классов.
Лингвистический и иллюстративный материал для игры был взят в Интернете, словарях, а также изготовлен самостоятельно.
Игра представляет собой набор игровых полей формата А4. Каждое игровое поле (А4) состоит из шести картинок-ячеек. Картинки являются иллюстрациями фразеологических оборотов. На картинках отсутствуют какие-либо надписи, помогающие обучающимся понять нарисованный фразеологизм. Обучающиеся в ходе игры должны внимательно рассмотреть картинку и понять, какой фразеологизм она иллюстрирует. На обратной стороне рабочего поля каждой картинке соответствует толкование фразеологизма с примерами из художественных произведений или речи людей. Но заглянуть туда игрок сможет только в конце игры для проверки своих знаний.
Каждому игровому полю соответствует шесть карточек с записью фразеологизмов. На обратной стороне каждой карточки-фразеологизма находится толкование фразеологизма (как и на обратной стороне игрового поля) и пример из художественной литературы или речи людей, соответствующее толкованию на обратной стороне большого игрового поля. Задача играющих – правильно соотнести картинки и карточки-фразеологизмы. При затруднении можно читать толкование фразеологизмов на обороте карточек. Для проверки можно сравнить с записями на обороте игрового поля.
Приёмы работы с лингвистической игрой «Фразеологическое лото».
1. «Знакомство». Обучающиеся получают набор из игрового поля и соответствующих ему карточек фразеологизмов. Обучающиеся (индивидуально, в парах, или в малых группах) рассматривают картинки, определяют, каким фразеологизмам они соответствуют, знакомятся со значением фразеологизмов, запоминают фразеологизмы. Здесь можно провести «Кто быстрее?» внутри малой группы.
2. «Продвинутое знакомство». Обучающиеся получают набор из игрового поля и соответствующих ему карточек фразеологизмов Обучающиеся (индивидуально, в парах, или в малых группах) рассматривают картинки, определяют, каким фразеологизмам они соответствуют, знакомятся со значением фразеологизмов, запоминают их. Если обучающиеся уже имеют определённый опыт в употреблении фразеологических оборотов, для усложнения задания учитель предлагает определить стиль фразеологизмов и составить предложения с каждым фразеологизмом игрового поля.
3. «Фразеологический спринт». Класс делится на микрогруппы, все микрогруппы располагаются вокруг одного большого стола. Каждой микро-группе выдаётся одно рабочее поле. В середину большого стола выкладываются карточки с фразеологизмами. Задачей участников игры является как можно быстрее закрыть все ячейки игрового поля. Бонусом в игре может стать составленное с использованием фразеологизма предложение.
4. «Фразеологический марафон». На каждом уроке один обучающийся получает несколько игровых полей и все соответствующие карточки-фразеологизмы. В течении 10-15 минут он должен закрыть все игровые поля соответствующими карточками-фразеологизмами. Данный приём можно использовать как контроль по теме «Фразеология».
Данные приёмы позволяют обучающимся работать в разном режиме интенсивности: «Знакомство», «Продвинутое знакомство», «Спринт» и «Марафон», что даёт возможность задействовать обучающихся разных уровней обученности, провести разные виды фразеологического лото по мере усвоения темы «Фразеология», развивать речь обучающихся в доступном для них режиме.
Лингвистическую игру «Фразеологическое лото» можно расширить, предложив обучающимся в условии игры подбирать синонимы или антонимы к фразеологизмам на карточках. Еще один способ расширения поля действия игры – составить короткие рассказы по одному из фразеологизмов.
Перспективой расширения и продолжения проекта является изучение этимологии фразеологизмов и отражение этой информации на обратной стороне игрового поля. После проведения игр, знакомства с фразеологизмами обучающиеся смогут узнать об истории происхождения оборотов.
Изготовленная игра является самостоятельным изобретением, не имеющим аналогов в сети Интернет. При желании количество игровых полей и соответствующих ему карточек-фразеологизмов можно увеличить практически бесконечно, поскольку фразеологический запас постоянно увеличивается.
«Синтаксическое домино»
Несмотря на то, что темы синтаксиса изучаются на протяжении всего курса обучения в школе, изучение русского языка в 8-9 классах представляет особую сложность. В это время изучаются словосочетания, простое и сложные предложения, члены предложения и особенности их выражения и мн.др. Лингвистическая игра «Синтаксическое домино» имеет своей целью повторение и закрепление изученного материала по теме «Синтаксис» в игровой форме.
Игра состоит из карточек – домино, на которых записаны термины, определения, предложения или нарисованы схемы. Задача участников: сложить домино, подставляя игровые фишки друг к другу, соединив при этом термин и определение, определение и предложение, предложения и схему, определение и схему и так далее. Участники игры должны обосновать правильность своего хода.
В игре присутствует пустые фишки, которые могут сменить направление задания, или могут использоваться для завершения игры.
Количество домино позволяет играть как небольшой группой, так и всем классом.
В начале игры все карточки домино перетасовываются в коробке и переворачиваются цветной «рубашкой» кверху. Каждый участник игры берёт в произвольном порядке шесть карточек. Начинает игру тот, у кого есть двойная пустая фишка. В случае её отсутствия можно выбрать игрока по любому произвольному принципу (получил пятёрку на уроке, отлично сделано домашнее задание, лучше всех выступил с сообщением.) Следующим будет ученик, находящийся за игроком по часовой стрелке.
Если у игрока нет необходимой карточки домино, он может взять из общего набора не использованных пока в игре карточек. Если свободных к раздаче карточек нет, ученик пропускает ход.
Выигрывает тот, кто быстрее всех сумел выложить на игровое поле все полученные карточки домино.
Особенностью « Синтаксического домино» является наличие слов и выражений из орфоэпического минимума. Таким образом, лингвистическая игра «Синтаксическое домино» способствует формированию правильного произношения и развитию речи обучающихся.
Цветная «рубашка» «Синтаксического домино» является не просто оборотной стороной карточки, она есть справочный материал, необходимый в игре. Ученики могут использовать записи на рубашках только своих домино. При повышенном уровне сложности игры записи на рубашках использовать нельзя.
«Синтаксическое лото» интересно своей вариативностью: к одной схеме, например, сложноподчинённого предложения (СПП), можно подобрать и термин СПП, и определение СПП, и предложение - СПП, и другую схему СПП, и определение сложного предложения (ведь СПП является сложным предложением), и карточку с видом придаточного предложения, и мн.другое . В этом же заключается и сложность «Синтаксического домино». На первых порах ход игры должен контролировать учитель или сильный ученик, впоследствии обучающиеся привыкают и научаются сами следить за ходом игры. Большое количество домино (более 200 шт) позволяет играть большой командой или целым классом. Количество карточек домино можно увеличивать.
Карточки домино помещены в коробку, на которой имеются названия игры и правила.
«Тримино»
Одним из интересных игровых приемов является «Тримино»: треугольное домино, на гранях которого расположены половинки заданий. Правильно составляя треугольники друг с другом, обучающийся проверяет и контролирует свои знания по теме. Удобна эта игра на уроках закрепления и повторения. Если собрать тримино правильно, то получится правильный многоугольник. Делаю тримино цветными, что облегчает поиск, так как обучающиеся могут еще ориентироваться по цвету. Такую игру можно использовать на уроках по различным дисциплинам. Одним из видов работ повышенной трудности считаю изготовление тримино самими обучающимися.
Таким образом, разрабатывая игры и применяя игровые технологии в своей работе, добиваюсь повышения мотивации обучающихся, сознательного изучения материала в курсе «Русский язык» и «Литература». Благодаря играм на уроке складывается доброжелательная атмосфера, что тоже является фундаментом положительной мотивации, а оценки в журнале только подтверждают это. Успехов всем!
Гаврилова Снежана Михайловна
Кияйкина Наталья Федоровна
Тарунина Вера Александровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Селиванова Галина Геннадьевна