Современные профессиональные компетентности учителя музыки
Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю.
В соответствии с этим система образования ставит новые задачи, направленные на формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающей среде. Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закрепление и превращение в компетенции.
Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности. Рассмотрим основные компетенции современного учителя.
Учитель должен уметь:
- Учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
- Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся.
- Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности.
- «Сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
- Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
- Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Ключевые компетенции современного учителя налицо. Как грамотно выполнить переход от компетентного учителя к компетентному ученику? Учитель, обладая профессионализмом, сумеет создать условия для овладения комплексом компетенций учащихся, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в условиях социально – политического, рыночно – экономического, информационно–коммуникативного пространства. Что такое ключевые компетенции? Это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.
Стремясь к тому, чтобы лучше развивалось музыкальное мышление учеников, их музыкальные способности, необходимо, чтобы «концептуальные способности мышления» наиболее раскрылись в педагогической деятельности учителя музыки. Учитель, не только как носитель информации, но и как творец личности, был и будет основным деятелем процесса воспитания.
Опираясь на исследования многих авторов о компетенции, можно сделать вывод, что музыкальная компетенция - это комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий квалифицированно выполнять свою деятельность.
О многогранности компетенции учителя музыки еще в 1926 г. писал В. Асафьев «педагог музыки в общеобразовательной школе не должен быть только «спецом» в одной какой-нибудь области музыки. Он должен быть и теоретиком, и историком музыки, и этнографом музыки, и исполнителем, хорошо владеющим инструментом, чтобы всегда мог бы привлечь внимание с одной или другой стороны. Но важнее всего, чтобы он знал литературу музыки, т.е. как можно больше произведений музыки, чтобы в эволюции музыки не чувствовались пропасти между композиторами или в творчестве одного композитора».
Профессиональные компетенции учителя музыки – интегрированное качество личности, в котором его деятельность характеризуется как комплексная, сочетающая в себе различные составляющие, направленные на совершенствование профессиональной культуры и педагогического мастерства.
Выделяют несколько компетенций учителя музыки:
1) учитель музыки должен выделяться широкой и разнообразной музыкальной культурой (художественным интеллектом);
2) музыкальная культура учителя отличается высоким художественным качеством музыкального исполнения;
3) музыкальная культура учителя отличается довольно широким музыкальным кругозором;
4) учитель музыки - многознающий музыковед;
5) учитель музыки – педагог-психолог.
Развивая ключевые компетенции учащихся, я стараюсь формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность.
Что даёт компетентностный подход?
Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей
ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени
самостоятельности и ответственности ученика. Ученику: повышение степени
мотивации учения.
Какие компетенции формирую я на своих уроках?
Ценностно – смысловые, которые связаны с ценностными ориентирами ученика. Их развиваю посредством слушания музыки. Через музыку ученик приобретает способность видеть и понимать окружающий мир. Общекультурные компетенции - развиваю через знакомство и исполнение песен своего народа и других народов мира. Рассказываю об эффективных способах организации свободного времени.
Учебно–познавательные компетенции - формирую через самостоятельную познавательную деятельность. Учащиеся овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях. Я использую технологию сотрудничества. Учащиеся делятся на команды, и каждая команда выполняет свое задание. В итоге представители команд делятся полученной информацией, делают выводы. Через информационные компетенции - формирую умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. С помощью коммуникативных компетенций учащиеся приобретают способность средствами изучаемого языка (музыки) осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и задачами.
Социально-трудовые компетенции формирую через инсценирование трудовых и обрядовых песен.
Компетенции личностного самосовершенствования направляю на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.
Мои действия, направленные на формирование ключевых компетенций:
- Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
- Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
- Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
- Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
- Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
- Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
- Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
- Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
- Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
- Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
- Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
- Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
- Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
- Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
- Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Итак, успешным может стать то обучение, в котором будет четко прослеживаться такая цепочка: от компетентного учителя к компетентному ученику.
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Мы заняты приготовлением нашего будущего, мы воспитываем тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Мы работаем с «живым материалом», порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.
Список используемой литературы:
1. Вяземский, Е. От основ профессионального мастерства к основам профессиональной компетентности /Е. Вяземский // История. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№20.-С.34-39; №12.-С.41-46;№10.-С.36-40
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003 № 5
3. Никитенко Н.А. Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога /Н.А. Никитенко // Завуч для администрации школ.- 2009.- №6.-С.112-116
4. Садовникова. И. Компетентный учитель – компетентный ученик /И. Садовникова // Директор школы.- 2009.-№8.-С.26-30
5. Трунцева, Т.Н. К вопросу о деятельностных способах формирования профессиональной компетентности учителя /Т.Н. Трунцева // Профильная школа.- 2010.- №4.-С.33-36; №2.-С.48-49